Книга: Общее языкознание - учебник
языка как орудия мышления, обычно исходят из самого общего понимания их
взаимосвязи. Но в различных типах мышления, по-видимому, роль языка выступает
в разной степени и может сводиться до минимума, как, например, в техническом
мышлении (о типах мышления см. гл. «К проблеме сущности языка»).
14 Мы рассмотрим этот взгляд
подробнее в следующем разделе в связи с выяснением взаимосвязи языка и
мышления в системе языковых значений.
15 «Изучить чужой язык не значит
привесить новые ярлычки к знакомым объектам. Овладеть языком — значит
научиться по-иному анализировать то, что составляет предмет языковой
коммуникации» [52, 375].
16 К таким явлениям нужно
отнести, например, наличие различных типов склонений и спряжений во флективных
языках, которые, по-видимому, относятся целиком к структурным особенностям, в
то время как для содержательной стороны релевантными оказываются только
системные элементы [1].
17 Известная переоценка
значимости немецкой рамки, правда, в структурном плане, вне связи с
особенностями мышления, отмечается и в работах В. Г. Адмони [2]. В. Г. Адмони
видит в рамке средство выражения «спаянности» предложения. Необходимость
такого особого средства для спаянности компонентов предложения в единое целое
В. Г. Адмони объясняет тем, что формы слова в немецком языке недостаточно
формально дифференцированы, а поэтому слово значительно менее самостоятельно и
более тесно, чем, например, в русском языке, спаивается с другими словами
путем рамки. Между прочим, по Балли, слово в немецком более автономно, чем во
французском, а во французском рамки нет. Тем более, казалось бы, нуждается в
«спаянности» английское предложение, однако никаким особым средством для этого
английский язык не располагает.
18 В отношении Л. Вейсгербера
это совершенно правильно отмечает В. М. Павлов: «Интересно отметить, что в
резком противоречии с декларированным «энергетическим» пониманием языка
Вейсгербер фактически не выходит за рамки компонентов языка, составляющих его
статический остов: слов, словообразовательных и словоизменительных
морфологических средств, синтаксических схем предложения. Исследуется их
динамический эффект, их Leistungen. Динамический же эффект процесса
речи-мышления Вейсгербер, по существу, и не затрагивает. Его способ «видения»
языка гораздо более статичен, чем он пытается заверить читателя» [59, 158]. Ср.
в этой связи следующее высказывание Г. П. Мельникова [53, 256]: «... когда
пытаются выявить различие в сознании в зависимости от специфики языкового
дискретного кодирования, то, по-видимому, нередко преувеличивают степень этого
различия. Объясняется это тем, что чаще всего производят сравнения конкретных
слов и категорий конкретных языков, а не целостный результат восприятия
высказывания в его речевом и ситуативном контексте».
19 Субъективное отношение к
познаваемому объекту в аспекте практики является специфическим компонентом
человеческого познания (мышления) в отличие от чисто информационного «мышления»
кибернетических машин. Этот вопрос широко обсуждается в связи с проблемой
соотношения сознания (познания, мышления, отражения) и информации и других
принципиальных теоретических вопросов кибернетики [7; 11; 32; 60; 81; 109].
20 Ср., например, следующее
высказывание Т. И. Ойзермана: «Субъективность ощущений и других форм
чувственного познания объективной действительности выражается далее в том, что
они представляют собой не пассивное, мертвое отражение объектов, а, напротив,
активное, направленное познавательное отношение к миру. Это ярко проявляется,
например, в избирательном характере чувственных восприятий. Ведь если бы
человек сознавал все то, что воздействует на его органы чувств, он,
по-видимому, не мог бы отличить один предмет от другого, не мог бы вести
наблюдения, изучать объекты в определенной последовательности, иначе говоря,
было бы невозможно сознательное применение человеческих органов чувств как
орудия познания. Избирательный характер чувственных восприятий
свидетельствует о том, что в процессе чувственного познания имеет место
своеобразное отвлечение от одних предметов (или их свойств) и выделение,
вычленение других предметов внешнего мира как объектов познания. И это
происходит, конечно, потому, что чувственные восприятия органически включены в
практическую деятельность людей» [58, 24].
21 Вопрос о правомерности и
критериях разграничения лексических и грамматических значений является
спорным. Наряду с тенденцией суммарно рассматривать семантику языка, не
вычленяя внутри нее разнородных значений, существует тенденция разграничивать
грамматические и лексические значения. Обзор взглядов по этому вопросу см.
[84, 86].
22 Во многих современных работах
эта точка зрения отражается в тенденции сведйния синтаксиса естественных языков
к синтактике символической логики и противопоставления его семантике, которая в
этом случае ограничивается лексикой языка. В последнее время такой подход все
чаще рассматривается как необоснованный и вызывает возражения у многих
исследователей, см., например, [84; 103], а также ряд работ в сб. «Zeichen und
System der Sprache», посвященных проблемам семантики в грамматике в плане
разработки общей темы Международного симпозиума в Магдебурге (1964 г.).
23 А. И. Смирницким хорошо
показана взаимосвязь этих двух сторон грамматических явлений: «Связанность
речи и ее осмысленность достигается тем, что в речи выражаются мысли не только
о предметах, явлениях и их свойствах в отдельности, но и мысли об отношениях, в
которых выступают соответствующие предметы, явления и их свойства в тех или
других случаях» [77, 44].
24 Грамматическая категория
может рассматриваться и в других аспектах (см., например, [80], где
предпринимается попытка разграничения формального и психологического аспектов
грамматической категории) иногда как признак грамматической категории
рассматривается единство грамматического значения и грамматической формы [17].
25 Эти признаки в той или иной
форме отмечают в работах, посвященных проблеме грамматического значения и
грамматической категории. Правда, в них речь идет главным образом о
морфологических категориях [17; 19; 29; 38; 79; 94; 104]. Что касается вопроса
о бинарности оппозиции, то присоединяемся к авторам, которые считают, что
грамматическая оппозиция может включать больше двух членов (что подтверждается
фактами языков) [69; 94; 103].
Признак обязательности выражения означает, что данное грамматическое
значение выражается в данном языке в виде грамматической категории, в другом
языке это же отношение может относиться к необязательно выражаемым. Эта
особенность грамматической категории так сформулирована А. Исаченко и Р.
Ружичкой: «Существенно отличает языки друг от друга не то, что в них может
быть выражено, а то, что в них должно быть выражено, что не может остаться
невыраженным» [106, 283].
26 Наличие категории числа в
языке и частое употребление формы множественного числа без конкретизации
количества, по-видимому, может служить доказательством того, что для целей
коммуникации важно (а в большинство случаев и достаточно) указание на то, идет
ли речь об одном предмете или больше чем об одном. Оставляем в стороне вопрос
о различном стилистическом использовании форм числа, при котором эти формы
могут включать коммуникативную и экспрессивную оценку, накладывающуюся на их
основные значения.
27 Сюда можно отнести, вслед за
В. Г. Адмони, такие соотносительные значения, как утверждение и отрицание, но
только если иметь в виду так называемое общее, или модальное, отрицание, ибо
лишь оно является антонимом утверждения, но вопрос этот требует особого
изучения.
28 Нам представляется, что
специфика категорий лица, времени и наклонения заключается именно в
обусловленности коммуникативным актом, а не отношением говорящего, как считает
А. М. Пешковский, предлагая рассматривать эти категории как
субъективно-объективные и подчеркивая при этом их надиндивидуальный характер
[66]. Выражаемые этими категориями отношения существуют объективно: действие,
о котором идет речь в сообщении, действительно производится говорящим,
слушающим или неким третьим лицом, оно действительно реально или только
возможно и т. д.
29 Выражение «момент речи»
страдает неопределенностью. Уточнение «момент сообщения о данном действии»
подчеркивает коммуникативную обусловленность грамматического времени. Ведь
время того или иного действия (а тем самым факта) может выражаться в языке
только постольку, поскольку о нем действительно в какой-то определенный момент
объективного времени делается сообщение [77, 328—332].
30 Что касается говорящего, то
он, естественно, должен знать то, о чем хочет сообщить.
31 Интересно отметить, что
значения (1) и (2) не могут выражаться интонемами, а только отдельными
элементами интонации.
32 Нужно отметить, что В. А.
Богородицкий, например, специально подчеркивал наличие широкого и узкого
понимания логики, но, признавая правомерность обоих, все же недостаточно
уточнял различия между ними: «Но решительно разграничивая область грамматики и
логики, я должен еще раз подчеркнуть, что грамматика никоим образом не может
игнорировать логические моменты в речи, разумея под ними элементы естественной
диалектики» [10, 205].
33 Это признается и логиками:
например, П. В. Копнин пишет: «Спорить о том, является ли вопрос формой
суждения или самостоятельной формой мысли, может быть, бесполезно, ибо все
зависит от того, что мы будем понимать под суждением» [36, 305].
34 Ср. также: «Если говорят:
субъект есть то, о чем нечто высказывается, а предикат есть то, что
высказывается о нем, то это очень тривиально и мы почти ничего не узнаем о
различии между ними. Субъект есть по самому смыслу своему прежде всего
единичное, а предикат всеобщее» [14, 276].
1 Так, Г. Глезерман в своей
работе «Общественное бытие и общественное сознание» определяет последнее
следующим образом: «Общественное бытие — это материальная жизнь общества. А
общественное сознание можно назвать его духовной жизнью. К общественному
сознанию принадлежат, например, политические и философские взгляды людей, их
художественное творчество, религиозные выражения, различные учения о морали, т.
е. предствления о том, что является справедливым и несправедливым,
нравственным и безнравственным и т. д.» [4, 14]. Нетрудно заметить, что
сущность общественного сознания сводится к его формам надстроечного порядка.
Общественное сознание по существу отождествляется с идеологией. Отсюда недалеко
до вывода о классовом характере сознания и классовости языка. Особенно
показательным в этом отношении является определение мировоззрения, фигурирующее
в Большой Советской Энциклопедии (т. 27, 1954, стр. 574): «Мировоззрение —
система взглядов, представлений о мире и его закономерностях, об окружающих
человека явлениях природы и общества. Источником происхождения того или иного
мировоззрения являются условия материальной жизни общества, общественное бытие.
В обществе, разделенном на враждебные антагонистические классы, нет и не
может оыть единого мировоззрения». В этом определении вообще трудно уловить
какое-либо различие между мировоззрением, общественным сознанием и
идеологией. Если источником мировоззрения являются условия материальной
жизни общества, то, стало быть, это—общественное сознание. Если в обществе,
разделенном на классы, нет и не может быть единого мировоззрения, то
оощественное сознание, т. е. отражение человеком окружающего мира, является
классовым по своей сущности.
2 Например, положение о том, что
жизнь есть форма существования белковых тел, касается той области явлений,
которые составляют компетенцию биологии. Но оно имеет вместе с тем
мировоззренческое значение, ибо представляет материалистическое, направленное
против идеализма понимание жизни [31, 19]. Этот же тезис применим и к
идеологии, в которой не все относится к надстройке. «Каждая форма общественного
сознания содержит в себе определенный минимум фактов и сведений о тех сторонах
действительности, которые образуют ее предмет» [9, 53].
3 В отличие от идеологии и науки
последнее не поднимается до теоретического осмысления опыта и закрепляется в
традициях, нравах, обычаях. Оно включает в себя: 1) непосредственное осмысление
накопленного в течение веков опыта трудовой деятельности, 2) складывающиеся в
повседневной жизни и труде моральные нормы, представления о своем положении,
потребностях, 3) народное художественное творчество, в котором в эстетической
форме отражаются жизненный опыт масс и их стремления [10, 22— 23].
4 Так, общедоступность
математических аксиом Ф. Энгельс объяснял именно «опытом рода». И. Б. Новик
замечает, что синтезированный опыт всего человечества находит свое выражение в
положительных знаниях и явлениях окружающего мира, проверенных на практике.
Эта способность синтезированного осознания опыта прошлых поколений через
знание облегчает и ускоряет поступательное развитие человеческого сознания в
целом. Каждое новое поколение, осознав прошлый опыт, не ограничивается
освоением, повторением уже решенных проблем, а обогащает человеческое
сознание решением новых вопросов, вносит свой собственный вклад в
сокровищницу человеческих знаний. В основе этого процесса лежит, в конечном
счете, неуклонное усовершенствование самого трудового процесса, процесса
производства [20, 99].
5 Результаты мышления, как
замечает А. Г. Спиркин, воплощаются не только в логических формах, категориях,
в науке о языке, но и в делах людей, в созданных человеческой практикой
материальных вещах и процессах, что, в свою очередь, выступает необходимой
предпосылкой дальнейшего развития общества [28, 122].
Общественное сознание не сводится к пассивной систематизации знаний,
полученных в результате общественной практики. Оно становится активной
силой, выступает как регулятор жизни общества. Трудовая деятельность
практически не была бы возможна, если бы создающееся в процессе этой
деятельности сознание не обладало свойством целенаправленности, т. е.
целенаправленности отражения объективных свойств и отношений предметов
внешнего мира, в предварительном мыслительном построении действий и
предвидении их результатов, в правильном регулировании и самоконтролировании
взаимоотношений человека с общественной жизнью и природой [28, 118].
6 Индивидуальная практика
определяет особенности мышления личности, индивидуальное мышление. Отражение
окружающего мира у отдельного индивида, несмотря на общность категорий
мышления у всех людей, проходит через его внутренний, индивидуальный мир,
личное сознание, формирующееся на основе личной жизненной практики данного
индивида [10, 24]. Индивидуальное сознание — это духовный мир личности. Оно
формируется под воздействием условий жизни как общих людям, принадлежащих одной
эпохе, классу, нации, так и индивидуальных. «Именно поэтому, — писали К. Маркс
и Ф. Энгельс, — что мышление есть мышление данного определенного индивида, оно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100
|