бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Книга: Общее языкознание - учебник бесплатно рефераты

Книга: Общее языкознание - учебник

ОБЩЕЕ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ,

ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА

ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАУКА"

Москва 1970

В книге рассматриваются пробле­мы взаимосвязи языка и общества, языка и

мышления; формы существо­вания языка в виде развивающегося явления,

неоднородного как в терри­ториальном, так и в социальном пла­нах. В книге

специально отражен вопрос о коммуникативной функции языка и его знаковой

природе, осве­щены основы психофизиологического механизма речи, а также

вопросы, свя­занные с особенностями литературного языка и явлениями нормы.

Ответственный редактор

член-корреспондент АН СССР Б. А. СЕРЕБРЕННИКОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Послевоенная эпоха в истории советского языкознания являет­ся особенно

динамичной благодаря относительно быстрой смене различных событий и

ориентаций, которые так или иначе всегда определяют ход и направление

лингвистической жизни в каждой стране. Лингвистическая дискуссия 1950 г. и

критика так называ­емого нового учения о языке, реабилитация некоторых ранее

не­заслуженно попранных истин и приемов исследования, интенсив­ное

проникновение идей структурализма, вызвавшие на некоторое время коллизию

между традиционным и структурным языкозна­нием, заманчивые, но не сбывшиеся

идеи машинного перевода и романтическое требование всеобщей кибернетизации

лингвисти­ческой науки, наметившиеся недостатки структурализма, обус­ловившие

появление некоторых новых взглядов и течений, появ­ление новых отраслей

языкознания на стыках языкознания с другими науками и некоторых новых методов

исследования и вме­сте с тем более углубленная разработка целого ряда языков,

от­крывшая новые перспективы — таков общий перечень основных событий

рассматриваемого периода.

Нет ничего удивительного в том, что столь динамичная эпоха в истории науки

одновременно характеризуется повышением инте­реса к проблемам общего

языкознания.

За последнее время у нас и за рубежом появилось немало раз­личных работ,

отдельных монографий и сборников общеязыковедческого характера.

Общетеоретическая проблематика современ­ного языкознания настолько объемна и

многообразна, что для ее целостного, систематического и исчерпывающего

изложения, ве­роятно, потребовалось бы многотомное издание какой-нибудь

спе­циально посвященной этим целям книги. Перед составителями предлагаемого

труда возникли довольно трудные задачи: что сле­дует отобрать из этого

необычайного многообразия тем, проблем и частных вопросов. Выход из этого

затруднительного положения в конечном счете был найден. Прежде всего авторы

поставили своей<5> основной задачей — изложить основные сущностные

характерис­тики языка в их целостной и общей совокупности. Понять сущность

языка как особого явления — это значит уяснить его главную функцию и те

многочисленные следствия, которые она вызывает, понять особенности его

внутренней структурной организации в их сложном взаимоотношении, рассмотреть

конкретные формы суще­ствования языка в человеческом обществе, ознакомиться с

форма­ми воздействия на язык со стороны внешней среды и с движущими силами его

развития и исторического изменения. Это особенно важ­но хотя бы потому, что

любое лингвистическое течение, в какие бы внешние формы оно ни облекалось,

всегда имеет в своей основе определенное понимание сущностных характеристик

языка, опре­деленное их истолкование. Наиболее характерной особенностью почти

всех лингвистических течений является акцентированное подчеркивание

какой-нибудь одной из сущностных характерис­тик языка. Так, например,

социолингвистические течения в линг­вистике самых различных направлений

наиболее существенной особенностью языка считают его тесную связь с жизнью

общества. Наоборот, различные течения структурализма наиболее сущест­венной

характеристикой языка объявляют его внутреннюю струк­туру и взаимоотношения

составляющих ее элементов, отодвигая при этом на задний план все остальное.

Поэтому, характеризуя язык, можно его представить как нечто такое, на чем любое

явле­ние жизни общества оставляет свои неизгладимые следы, или как схему чистых

отношений, своего рода код, или как некое ки­бернетическое устройство.

Читатель может без особого труда заметить, что в предлагаемом исследовании

нет никакого преднамеренного и заранее обдуман­ного противопоставления

внешней и внутренней лингвистики.

Авторы описывают сущностные характеристики языка такими, какими мы можем

наблюдать их в реальной действительности, в конкретном многообразии. Проблемы

структуры и системы язы­ка так же важны, как и проблемы влияния общества на

язык.

Можно заранее сказать, что такой подход к языку не удовлет­ворит

представителей различных крайних течений, но авторы на­деются, что вдумчивый

читатель сам поймет, в каких целях это де­лается.

Книга открывается главой «К проблеме сущности языка», где дается

характеристика коммуникативной функции языка, имею­щей далеко идущие

следствия, пронизывающие все особенности языка. Одновременно эта глава служит

как бы общим введением ко всем остальным главам, поскольку в ней в общем

плане затра­гиваются различные вопросы, например, проблема отражения,

проблема форм мышления, специфические особенности языково­го знака, природа

слова и понятия и т. д.

Во второй главе «Знаковая природа языка» дается характе­ристика языкового знака

в неразрывной связи с той неповторимой<6> по своей специфике языковой

системой, которая дает понять, чем языковой знак отличается от знаков всех

других систем. В третьей главе «Язык как исторически развивающееся явление»

конкретно показаны различные импульсы и движущие силы язы­ковых изменений;

глава «Проблемы взаимосвязи языка и мышле­ния» посвящена в основном мало

исследованному вопросу о связи употребления языка с различными мыслительными

процессами; в главе «Психофизиологические механизмы речи» делается попытка

показать сложность психических процессов, сопровож­дающих акт речи; глава «Язык

как общественное явление» рас­сматривает основные признаки языка, позволяющие

трактовать его как общественное явление особого рода; темой VII главы

«Тер­риториальная и социальная дифференциация языка» является рассмотрение его

отдельных вариантов, вызванных общественными различиями по территориальному или

социальному признаку; в главе VIII «Литературный язык» дается анализ

отличительных признаков литературного языка в их историческом развитии;

на­конец, IX, заключительная глава посвящается проблеме языко­вой нормы.

Во избежание возможных недоразумений авторы хотят зара­нее предупредить

читателя, что каждая отдельная глава отнюдь не ставит своей целью изложение

абсолютно всех вопросов, отно­сящихся к данной теме. В ней отобран только

определенный круг наиболее важных проблем, дающих возможность в общих чертах

понять излагаемое явление. Поэтому и прилагаемые к каждой гла­ве списки

литературы отнюдь не являются полными и исчерпыва­ющими списками литературы

по данному вопросу. В список вклю­чалась только литература, связанная

непосредственно с вопросом, затронутым автором соответствующей главы.

Авторы хорошо понимают большую сложность рассматривае­мых в данной работе

проблем, которая еще больше усугубляется существующей в настоящее время

неоднозначностью их решения, обусловливаемой необычным многообразием точек

зрения, лингви­стических течений и тенденций в современной лингвистике. Не

все проблемы удалось удовлетворительно осветить и разрешить, в работе

возможны недочеты и ошибки.

Настоящая монография выполнена силами сектора общего язы­кознания Института

языкознания АН СССР под общей редакцией руководителя сектора члена-

корреспондента АН СССР Б. А. Се­ребренникова. В ее создании приняли также

участие сотрудники сектора германских языков Института М. М. Гухман и Н. Н.

Семенюк и доцент I МГПИИЯ К. Г. Крушельницкая.

Авторами отдельных частей монографии являются: глава пер­вая «К проблеме

сущности языка» — Б. А. Серебренников; глава вторая «Знаковая природа языка»,

раздел «Понятие языкового языка» — А. А. Уфимцева, раздел «Язык в сопоставлении

со знаковыми системами иных типов» — Т. В. Булыгина, раздел<7> «Специфика

языкового знака в связи с закономерностями разви­тия языка» — Н. Д. Арутюнова;

глава третья «Язык как исторически развивающееся явление» — Е. С. Кубрякова

(разд. «Место вопроса о языковых изменениях в современной лингвистике», «О

формах движения в языке и определении понятия языковых изменений», «О некоторых

особенностях развития языка в свете его опреде­ления как сложнодинамической

системы», «Роль внутренних и внешних факторов яыкового развития и вопрос об их

классифи­кации», часть разд. «К вопросу о системном характере языковых

изменений»), Г. А. Климов (разд. «Языковые контакты»), Б. А. Се­ребренников —

остальные разделы главы; глава четвертая «Пси­хофизиологические механизмы речи»

— А. А. Леонтьев; глава пя­тая «Проблемы взаимосвязи языка и мышления» — К. Г.

Крушельницкая; глава шестая «Язык как общественное явление» — Б. А.

Серебренников; глава седьмая «Территориальная и социаль­ная дифференциация

языка» — Б. А. Серебренников; глава восьмая «Литературный язык» —М. М. Гухман;

глава девятая «Норма» — Н. Н. Семенюк.

Научно-библиографический аппарат данного тома содержит библиографические

списки к каждой главе, включающие исполь­зованную литературу (в главе второй

библиографические списки даны к каждому из трех ее разделов по отдельности,

поскольку они представляют собой относительно самостоятельные части). Помимо

библиографий, в конце тома помещены списки принятых в монографии сокращений

(названий языков и диалектов, а также грамматических терминов и помет).

Отсылки на использованную литературу даются в тексте в ви­де цифровых

указаний на номера библиографических списков: в квадратных скобках помещается

номер, соответствующий номеру названия работы в алфавитном списке; страницы

использован­ной литературы отделены от этого номера запятой [,]; при отсылке

читателя к нескольким работам их номера отделяются точкой с запятой [;].

Книга подготовлена к печати сотрудниками сектора общего языкознания М. А.

Журинской, В. И. Постоваловой и В. Н. Телия под руководством Е. С.

Кубряковой.

Коллектив авторов выражает свою искреннюю благодарность рецензентам проф. А.

А. Реформатскому и проф. Н. С. Чемоданову, которые оказали своими, советами

и замечаниями большую по­мощь при подготовке работы к печати.

Сектор выражает также свою признательность член-корр. АН СССР В. Н. Ярцевой и

доктору филол. наук Э. А. Макаеву, взявшим на себя труд ознакомиться с

рукописью и сделавшим ряд ценных указаний.<8>

ГЛАВА ПЕРВАЯ

К ПРОБЛЕМЕ СУЩНОСТИ ЯЗЫКА

Человеческий язык — необычайно многогранное явление. Чтобы понять истинную

сущность языка, его необходимо рас­смотреть в разных аспектах, рассмотреть,

как он устроен, в каком соотношении находятся элементы его системы, каким

влияниям он подвергается со стороны внешней среды, в силу каких причин

совершаются изменения языка в процессе его исторического раз­вития, какие

конкретные формы существования и функции при­обретает язык в человеческом

обществе. Обо всех этих особенностях будет более или менее подробно сообщено

в соответствующих главах этой книги. Вместе с тем необходимо предварительно

выяснить, прежде чем говорить об отдельных частностях, какое свой­ство языка

определяет его главную сущность. Таким свойством язы­ка является его функция

быть средством общения. Любой язык мира выступает как средство общения людей,

говорящих на данном языке. Роль коммуникативной функции в процессе создания

языка огромна. Можно без преувеличения сказать, что система материальных

средств языка, начиная от фонемы и ее конкретных реальных манифестаций и

кончая сло­жными синтаксическими конструкциями, возникла и сформи­ровалась в

процессе употребления языка как средства общения. Многие специфические

особенности языка, как-то: наличие спе­циальных дейктических и экспрессивных

средств, средств локаль­ной ориентации, различных средств связи между

предложениями и т. д. можно объяснить только исходя из нужд функции обще­ния.

Появление звуковой речи способствовало возникновению и развитию новых типов

мышления, в особенности абстрактного мышления, давшего человечеству ключ к

разгадке сокровенных тайн окружающего мира. Употребление языка в качестве

средства общения порождает особые специфические процессы, совершающи­еся в его

внутренней сфере и обусловленные этой функцией. Использование звуковой речи

вызвало появление у человека так<9> называемой второй сигнальной системы,

и слово приобрело функ­цию сигнала второй ступени, способного заменять

раздражения, исходящие непосредственно от того предмета, который оно

обозна­чает. Без изучения системы коммуникативных средств, истории их

образования и их сложных взаимоотношений со всей психи­ческой деятельностью

человека невозможно решить такие карди­нальные проблемы общего языкознания и

философии, как пробле­ма связи языка и мышления, проблема взаимоотношения между

языком и обществом, проблема специфики отражения человеком окружающего мира и

проявления этого отражения в языке и многие другие проблемы. К сожалению,

приходится отметить, что рассмотрению этого чрезвычайно важного вопроса в

существу­ющих учебниках по общему языкознанию уделяется очень мало внимания.

Чаще всего изложение этих процессов ограничивается объяснением так называемого

круговорота речи, осуществляемо­го двумя разговаривающими между собой

индивидами А и В. Вот как объясняет, например, это явление

Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики»: «Отправная точка

кругово­рота находится в мозгу одного из разговаривающих, скажем А, где

явления сознания, нами называемые понятиями, ассоциируются с представлениями

языковых знаков или акустических образов, служащих для их выражения.

Предположим, что данное понятие порождает в мозгу соответствующий акустический

образ: это явление чисто психическое, за которым следует физио­логический

процесс: мозг передает органам речи со­ответствующий образу импульс; затем

звуковые волны распро­страняются изо рта А в ухо В: процесс

чисто физический. Далее круговое движение продолжается в В, в обратном

порядке: от уха к мозгу — физиологическая передача акустического образа; в

мозгу — психическая ассоциация этого образа с соответственным понятием. Когда

В заговорит в свою очередь, этот новый акт речи последует по пути первого и

пройдет от мозга В к мозгу А те же самые фазы» [59, 36].

Изучение процессов, происходящих в круговороте речи, имеет, конечно, важное

значение для уяснения механизма коммуникации, но вряд ли достаточно для

понимания ее сущности. Для того, чтобы понять сущность коммуникации хотя бы в

самых общих чертах, необходимо рассмотреть эту проблему в комплексе с дру­гими

проблемами, тесно с нею связанными. В этой связи инте­ресно было бы рассмотреть

различные предпосылки, обусловившие возникновение функции коммуникации,

специфические особен­ности звуковой речи, в частности проблему слова и его

вза­имоотношения с понятием, роль различных ассоциаций в образовании словарного

состава языка, причины различия структур языков мира при единстве законов

логического мышле­ния, специфику отражения предметов и явлений окружающе­го

мира в мышлении человека и проявление этого отражения в<10> языке и т. п.

При соблюдении этого плана изложения должно стать ясным, в каких конкретных

условиях возникает коммуни­кативная функция, какие материальные языковые

средства она использует, как соотносятся эти средства с мышлением, в чем

выражаются сугубо человеческие черты общения людей между собой, находящие

отражение в структуре конкретных языков и т. д.

Изложение этих вопросов связано со значительными трудно­стями, коренящимися в

недостаточной разработке некоторых узловых проблем физиологии, психологии и

языкознания. До сих пор нет единства точек зрения в решении таких проблем,

как проблема типов мышления, природы слова, проблема языкового знака,

определение понятия, взаимоотношение между суждением и предложением и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100