Книга: Общее языкознание - учебник
ранее — тот же А. А. Потебня, резонно утверждавший, что «грамматическое
предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением...
Для логики в суждении существенна только сочетаемость или несочетаемость двух
понятий» [64, 68].
Поэтому в настоящем разделе мы остановимся только на таких понятиях и
категориях, которые были разработаны на психологической основе или во всяком
случае получили конкретно-психологическое обоснование. Такими понятиями и
категориями в интересующей нас области будут, во-первых, понятие
коммуникации, во-вторых, система взглядов, связанных с идеей актуального
членения речи.
Идея коммуникации, получившая в лингвистике особенное развитие в синтаксических
трудах А. А. Шахматова, восходит к книге известного шведского лингвиста
Сведелиуса [142]. Это — психологическая основа предложения, рассматриваемая
Шахматовым как акт мышления [86, 19], акт сочетания представлений. В отличие от
многих других авторов, Шах<347>матов считает, что если «начало
коммуникация получает за пределами внутренней речи», то «завершается она в
процессе внутренней речи» [86, 20]. Таким образом, коммуникация есть категория
не внеречевая, не абстрактно-психологическая, а категория речевого мышления;
она входит, как мы бы теперь сказали, в модель порождения речи как один из ее
уровней.
Коммуникация состоит из двух членов: «предложению: испуганная нами ворона
взлетела на высокую липу соответствует коммуникация, субъектом которой
является испуганная нами ворона, а предикатом — взлетела на
высокую липу» [86, 28]. Сведелиус указывает на две основные формы
коммуникации: «коммуникацию отношений» и «коммуникацию событий». Первая есть
отражение какого-то обобщенного отношения, вторая — констатация реально
происходящего процесса, соответствующая актуальному семантическому состоянию.
Пример первой — Сократ — человек, пример второй — собака лает.
Концепция Сведелиуса — Шахматова психологически довольно правдоподобна. Есть
много фактов, подтверждающих ее. Так, в опытах ленинградского психолога В. В.
Оппеля первоклассники, которых просили расчленить высказывание на «слова» (что
такое слово, они не знали), делили его прежде всего на субъект и предикат
коммуникации: яблоки — стоятвмиске; наплите — стоитчайник;
пес — ощетинилсяизарычал. Впрочем, в тех случаях, когда образ, вызываемый
субъектом, в результате предикации не претерпевает изменения, субъект и
предикат рассматривались как одно слово: идетдождик, солнцесветит [58,
59— 60]. Аналогичные данные можно почерпнуть из анализа ранней детской речи, из
исследования афазий и т. д. Интересно, что «коммуникации событий» и
«коммуникации отношений» нарушаются у афатиков в разной степени: часто они не
в состоянии понять смысл абстрактной констатации, но легко понимают смысл
утверждения, касающегося конкретной ситуации.
В сущности, теория актуального членения предложения представляет собой развитие
той же концепции. Согласно этой теории, можно подходить к анализу предложения
по меньшей мере с двух сторон: со стороны его формальной структуры и с точки
зрения того, как данное предложение (сообщение) передает новую информацию, т.
е. какие его части передают уже известные нам факты, какие — новые факты и
сведения [30; 32; 50; 68]. На этот счет существует много суждений, однако лишь
недавно проблема актуального членения получила психолингвистическое
осмысление в работе К. Палы «О некоторых проблемах актуального членения» [60].
К. Пала произвел ряд экспериментов, на основе которых выдвинул некоторые
соображения о процессе возникновения языкового сообщения: «Сначала говорящий
располагает структурой представлений, т. е. семантической структурой данного
сообщения, которая в этот момент никак не долж<348>на быть связана с
конкретной синтаксической реализацией данного сообщения. Но в случае, когда
говорящий начинает порождать данное сообщение, он начинает пользоваться
синтаксическими реализациями семантической структуры сообщения, и при этом он
может для одного семантического содержания данного сообщения отбирать разные
синтаксические реализации» [60, 87]. Эти соображения К. Палы, как можно видеть,
очень близко подходят к идеям Л. С. Выготского относительно структуры
внутренней речи.
Большой психолингвистический интерес представляют данные об историческом
развитии структуры высказывания, к сожалению, весьма недостаточно
систематизированные. Этой проблемой в свое время много занимались А. А.
Потебня и его ученик Д. Н. Овсянико-Куликовский. Последний выдвинул, в
частности, предположение (опираясь на взгляды Потебни), что «некогда на
древнейших ступенях развития языка любое слово могло быть предикативным»,
что «тогда в практике речи-мысли, действительно, отдельных слов не было» и
«единицей речи было не слово, а предложение» [56, XXV].
ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ
Современное состояние этой проблемы никак нельзя назвать утешительным. По
словам Дж. Миллера и Д. Макнила, «самое большее, что мы можем сказать о
модели грамматической переработки высказывания, это то, что она должна
включать компонент, отражающий грамматическое знание носителя языка; что она
должна порождать речь отдельными шагами во времени слева направо; что она
ограничена возможностями кратковременной памяти; что она должна быть
приемлемой и для порождения, и для восприятия речи; и что она может быть
генерализована на неграмматический материал. Внутри этих широких границ
может быть построено большое количество различных моделей: и одна из задач
экспериментальной психолингвистики — собрать данные, которые позволят сузить
эти границы настолько, чтобы они ограничили одну, приемлемую модель» [128]
(в печати).
Такого рода моделей сейчас существует по крайней мере три (вернее было бы
говорить не о трех моделях, а о трех классах моделей, так как каждая из них
имеет множество вариантов). Это: а) стохастические модели; б) модели
непосредственно составляющих; в) трансформационные модели. Рассматривая их
ниже, мы не затрагиваем проблематики собственно теории порождающих грамматик,
рассматривая их постольку, поскольку они используются для моделирования
психофизиологического порождения речи.<349>
Стохастические модели предполагают, «что множество элементов сообщения может
быть репрезентировано при помощи дистрибуции вероятностей и что различные
коммуникативные процессы (кодирование, передача и декодирование) заключаются
в оперировании этой априорной дистрибуцией и трансформировании ее в
соответствии с известными условными вероятностями — в апостериорную
дистрибуцию» [126, 422]. Иными словами, согласно стохастическому
представлению, говорящий использует при порождении речи (или ее восприятии)
исключительно вероятностные характеристики речевых элементов: сам факт и
вероятность появления очередного элемента обусловлены предшествующими
элементами.
Факт использования вероятностных характеристик в восприятии был доказан
блестящим экспериментом А. Трейсман, поставленным следующим образом:
известно, что если мы даем на левое и правое, ухо различные сообщения,
выбирается только одно из них. Но если теперь ввести в «отвергнутое»
сообщение слова, обладающие высокой вероятностью в данном контексте, то
происходит переключение на соответствующий канал восприятия [137]. О том,
как именно используется при этом речевой контекст, также имеется целый ряд
исследований, обобщенных в работе Я. Прухи [135].
Однако эксперименты показывают, что выбор грамматической формы в гораздо меньшей
степени зависит от влияния контекста, нежели выбор отдельного слова (см. [93]).
Возникает проблема того, применимы ли вообще стохастические модели к
моделированию именно грамматической структуры. Ограничимся лишь одним
аргументом на этот счет, принадлежащим Дж. Миллеру. «Для того, чтобы ребенок
обучался всем правилам... последовательности, построенной по принципу «слева
направо», которые необходимы для создания совершенно приемлемых предложений из
двадцати слов или меньше, он... должен выслушать... приблизительно 1030
предложений. Чтобы оценить по достоинству, насколько это условие нелепо,
вспомним тот факт, что в столетии только 3,15 x 109 секунд» (см.
[53, 158—159, ср. 40]).
Так называемая грамматика непосредственно составляющих (НС) является, как
говорят, более сильной моделью порождения речи. Напомним, что ее основная идея
заключается в применении правил деривации типа «вместо Х подставить У». Так,
порождение предложения Талантливый художник пишет интересную картину
будет осуществляться по правилам грамматики НС следующим порядком: предложение
> именная группа + группа сказуемого; именная группа > определение +
определяемое и т. д., пока мы не дойдем до конечной («терминальной») цепочки
слов. В отличие от марковских моделей, в модели НС порождение идет в двух
направлениях: за счет последовательного появления компонентов и за счет их так
называемого «расшире<350>ния». То, что первым шагом порождения Должно
быть вычленение именной группы, т. е. сочетание талантливый художник,
определяется нашим знанием структуры предложения в целом и никак не выводимо
стохастическим путем.
Наиболее известная модель психофизиологического порождения речи на основе
грамматики НС принадлежит Ч. Осгуду [132]. Осгуд рассматривает процесс
порождения речи (как ее восприятие) как своего рода «супермарковский»:
стохастические закономерности, по его мнению, действуют на каждом из
последовательных уровней деривации, причем выбор единиц на более «высоких»
уровнях частично обусловливает выбор единиц на дальнейших уровнях, или
ступенях деривации. На эту модель опирался в своих экспериментах Н. Джонсон,
исследовавший вероятность ошибок при запоминании предложений с разными
синтаксическими структурами; оказалось, что эта вероятность резко повышается
на границах сегментов, выделяемых в ходе анализа по НС (типа именной группы);
внутри же таких сегментов вероятность ошибки уменьшается по обычным
закономерностям марковского процесса [117]. Позже Джонсон поставил еще ряд
очень удачных экспериментов в подтверждение модели Осгуда.
Несмотря на успешные эксперименты Джонсона и других психолингвистов, опиравшихся
на грамматику НС, она оказалась малопригодной для моделирования некоторых
типов предложений и уступила место трансформационной порождающей модели.
Главная идея этой модели заключается в том, что для получения некоторых типов
предложений необходимо произвести определенную операцию над деревом НС в целом
(или, вернее, над его терминальной цепочкой). Например, «породив» приведенное
выше предложение Талантливый художник пишет интересную картину по
правилам НС, мы можем, согласно трансформационной грамматике, оперируя над
терминальной цепочкой порождения, получить из данного активного,
утвердительного, повествовательного предложения его пассивный, отрицательный,
вопросительный варианты в различных сочетаниях. Иначе говоря, предполагается,
что порождая предложение типа Не пишется ли интересная картина талантливым
художником?, мы сначала строим приведенное выше исходное предложение, а
затем преобразовываем его в трех «измерениях».
Дж. Миллер со своими учениками и последователями осуществил целый ряд
экспериментов, направленных на доказательство применимости ТГ в
психолингвистическом моделировании
13. Результатом этих экспериментов была констатация того, что «операции с
активными утвердительными предложениями всегда требуют меньше дополнительного
времени, чем операции, не<351> включающие таких предложений... Это, в
сущности, и есть то, что утверждает трансформационная теория: пассивные,
отрицательные я пассивно-отрицательные предложения содержат все те же
синтаксические правила, что активные утвердительные, плюс одно или два, что
усложняет их и требует несколько большего времени для интерпретации (или
порождения)...» [127, 307].
Даже отвлекаясь от результатов подобной экспериментальной проверки, можно
указать на ряд существенных недостатков трансформационной модели, как,
например, неучет фактора мотивации и предметно-логического содержания
высказывания, принципиальная необязательность психологического порождения
лингвистически одинаковых высказываний одним и тем же способом и зависимость
этого способа от характера экспериментальной ситуации и т. д. Особенно
существенно, что ТГ, выдвинутая как модель описания «грамматического знания»,
языковой способности, сплошь да рядом проецируется на моделирование речевой
деятельности; однако для этой цели она заведомо непригодна.
Эти и другие недостатки трансформационной модели вызвали реакцию двоякого
рода. Во-первых, появился ряд экспериментальных исследований, в той или иной
форме стремящихся опровергнуть данные миллеровских и аналогичных им
экспериментов. Во-вторых, внутри самого лагеря сторонников трансформационной
модели появились работы, отходящие от традиционной интерпретации этой
модели.
Ряд работ первого типа (Мартин и Робертc, Танненбаум, Ивенс и Уильямc,
Лущихина и др.) привел к выводу, что Миллер прав лишь отчасти: хотя
усложнение предложения и увеличение времени; необходимого для оперирования
этим предложением, связаны, но никаких убедительных количественных данных на
этот счет получить невозможно. Те эксперименты, авторы которых с цифрами в
руках доказывали пригодность ТГ для психолингвистического моделирования, при
внимательном рассмотрении оказываются не вполне корректными; более строгие
эксперименты не подтверждают модели сколько-нибудь основательным образом и
обычно позволяют противопоставить друг другу лишь ядерные и неядерные
предложения. Есть и работы, результаты которых ставят под сомнение вообще
адекватность трансформационной модели [97].
Из работ второго типа укажем как на наиболее интересное на исследование Д.
Слобина. Он был вынужден предположить, что испытуемые по-разному оперируют с
предложениями в зависимости от того, являются ли эти предложения «обратимыми»
(автомобиль догоняет поезд, но поезд тоже может догонять автомобиль)
или «необратимыми» (человек ест дыню; дыня не может есть человека)
[141]. Это значит, что в порождении предложения имеется<352> некий
«дограмматический» этап, на котором говорящий (или воспринимающий речь)
ориентируется на общее содержание предложения, как бы высказывает суждение о
характере описываемой ситуации, существенное для дальнейшего оперирования с
предложением. В конечном счете такая идея равнозначна идее внутреннего
программирования речевого высказывания в субъективном коде, частично
затронутом выше в связи с проблемой внутренней речи.
Допущение подобного звена в порождении речи позволяет наилучшим образом
интерпретировать некоторые полученные ранее экспериментальные факты. Так,
можно предположить, что именно звено программирования является
психофизиологическим субстратом феномена актуального членения высказывания.
В целом следует прийти к выводу, что трансформационная модель хотя и очень
удобна для психолингвистического моделирования речи (и трансформационный
принцип, без сомнения, в какой-то форме реально используется в порождении),
но она отнюдь не является единственно возможной и единственно допустимой, а
вероятнее всего входит в общую схему процессов психофизиологического
порождения речи на правах факультативного звена.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ
Мы не будем останавливаться в настоящем разделе на традиционном
представлении о механизмах фонации. Такого рода сведения можно найти в любом
учебнике. Поэтому мы ограничимся изложением некоторых новых исследований,
приведших к частичному или полному пересмотру наших представлений в этой
области.
Одно из этих исследований, касающееся преимущественно процессов иннервации
голосовых связок, принадлежит французскому физиологу Раулю Хюссону [108].
Ему удалось доказать, что в процессе фонации голосовые связки не являются
пассивным звеном, иначе говоря, что колебательный ритм не навязывается им
экспирацией, но обеспечивается специфической иннервацией со стороны
головного мозга. Данные Хюссона представляют особый интерес в свете проблемы
восприятия речи.
Другое важное исследование принадлежит советскому психологу Н. И. Жинкину [21 и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100
|