бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Книга: Общее языкознание - учебник бесплатно рефераты

проблемы нашли также в период господства в нашей стране так называемого

«нового учения о языке» Н. Я. Марра.

Повышению интереса к социальной стороне языка в значи­тельной мере

способствовала деятельность языковедов этнолин­гвистического направления,

возникшего за рубежом как даль­нейшее развитие идей В. Гумбольдта (ср. работы

Э. Сепира и Б. Уорфа.)

Распространение структурализма в мировом языкознании, связанное с привлечением

внимания к проблемам изучения внут­ренней языковой структуры, способствовало

известному оттесне­нию к периферии лингвосоциологических проблем. Тем не

менее<417> интерес к ним никогда не прекращался. Особенно много внимания

в зарубежной лингвистике уделяется изучению культурно-истори­ческих факторов

развития языка и проблемам «языкового суще­ствования», влияния языкового строя

на особенности восприятия и «видения мира» [36; 38; 39; 40; 41; 42; 43].

Охарактеризовать язык как общественное явление — это зна­чит найти такие его

отличительные черты и особенности, которые бы совершенно ясно показывали

принадлежность языка именно к общественным явлениям.

На тему «Язык и общество» написано в настоящее время до­вольно много

специальных монографических исследований, одна­ко, к сожалению, приходится

отметить, что почти все они отли­чаются односторонностью изложения. Так,

например, в известной работе Р. О. Шор «Язык и общество» [33] все внимание

авто­ра сосредоточено на показе и выделении социального момента в слове.

Специальная монография Джойса Гертцлера «A sociology of language» [37] также

посвящена по существу рассмотрению различных социальных факторов, оказывающих

влияние на язык. Правильное марксистское понимание общественной природы

язы­ка, как считает Е. М. Галкина-Федорук, обусловливается: 1) пра­вильным

пониманием зависимости языка от жизни и состояния об­щества и 2) правильным

пониманием значения языка в жизни об­щества [3].

В сборнике «Язык и общество», изданном Институтом языко­знания АН СССР [35],

рассматриваются такие проблемы, как со­циальная обусловленность языка,

социальная дифференциация языков, функциональное развитие языков, языковая

политика, языковое строительство, функция языка как этнического при­знака,

значение социального фактора в развитии языка, роль со­циологических факторов

в развитии языка. Словом, акцент опять-таки делается на том, в каких

отношениях язык оказывается за­висимым от общества.

Для более полной характеристики языка как общественного явления и выявления его

специфики именно в этом плане, необхо­димо рассмотреть язык в разных аспектах.

Основной отправной посылкой является констатация зависимости языка от общества

и признание специфики его основной функции — быть средством об­щения. В связи с

вышеизложенным представляется целесообраз­ным рассмотреть четыре вопроса: 1)

специфика обслуживания язы­ком общества, 2) выражение языком общественного

сознания, 3) зависимость развития языка от развития и состояния общества, 4)

роль общества в создании и формировании языка.<418>

СПЕЦИФИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЯЗЫКОМ ОБЩЕСТВА

Нередко можно слышать, что наиболее существенным призна­ком, позволяющим

относить язык к разряду общественных явле­ний, оказывается его способность

обслуживать общество. Но язык обслуживает общество не так, как обслуживают

его все дру­гие общественные явления (базис, надстройка, идеология и т. д.).

Констатация того факта, что язык обслуживает общество, сама по себе еще не

является решающим критерием для отнесения языка к разряду общественных

явлений. Обслуживать общество мо­гут машины и даже отдельные явления природы,

поставленные на службу человеку. Например, сила падающей воды, приводя­щей в

движение гидротурбину, также в какой-то мере обслужи­вает общество. Весь

вопрос состоит в том, как язык обслуживает общество и в какой мере он его

обслуживает.

Многие общественные явления обслуживают общество только в определенном

отношении. Специфические особенности базиса состоят в том, что он обслуживает

общество экономически. Спе­цифические особенности надстройки состоят в том,

что она обслу­живает общество политическими, юридическими, эстетическими и

другими идеями и создает для общества соответствующие нормы мировоззрения.

Наиболее примечательная особенность языка, сближающая его с другими

общественными явлениями и в то же время корен­ным образом отличающая его от

них, состоит в том, что язык об­служивает общество абсолютно во всех сферах

человеческой дея­тельности.

По этой причине язык не может быть отождествлен ни с одним из других

общественных явлений. Он не является ни формой куль­туры, ни идеологией

определенного класса, ни надстройкой в са­мом широком понимании этого слова.

Эта особенность языка це­ликом и полностью вытекает из особенности его

главной функции — быть средством общения. (см. гл. «К проблеме сущности

языка»)

ВЫРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Существенным признаком языка как общественного явления выступает его способность

отражать и выражать общественное сознание. На первый взгляд, этот признак может

показаться несу­щественным, поскольку другие явления, обслуживающие обще­ство,

также могут отражать общественное сознание. Машины, об­служивающие общество,

несомненно, в известной мере отража­ют общественное сознание, поскольку их

создание немыслимо без учета и использования определенной суммы знаний,

накопленных обществом. Базис и надстройка, обслуживающие обще<419>ство,

также отражают общественное сознание. Однако отличи­тельное свойство языка

состоит в том, что он по существу является единственным средством отра­жения и

выражения общественного созна­ния в его полном объеме.

Необходимо отметить, что проблема отражения общественного сознания в языке

часто обходится в специальных лингвистиче­ских работах, а также в курсах по

общему языкознанию. Попытки ее решения в истории языкознания нередко

приводили к грубым ошибкам вульгарно-социологического характера. Все это

объ­ясняется нечеткостью определений сущности общественного соз­нания,

которая нередко встречается в распространенных учебни­ках по диалектическому

материализму и в работах популярного характера.

Марксизм учит, что общественное сознание является отражением общественного

бытия. «Материализм, — замечает В. И. Ленин, — вообще признает объективно

реальное бытие (материю), незави­симо от сознания, от ощущения, от опыта и т.

д. человечества. Со­знание есть только отражение бытия, в лучшем случае

приблизитель­но верное (адекватное, идеально точное) его отражение» [14,

346]. Нетрудно понять, что Ленин употребил термин «сознание» в широком смысле

слова как отражение бытия в целом. В таком же широком смысле употребляли

термин «сознание» Маркс и Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание; язык

есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым

существую­щее также и для меня самого действительное сознание» [16, 29].

Несмотря на наличие четких определений сущности общест­венного сознания, которые

мы находим в трудах классиков марксизма, в нашей специальной философской

литературе существует немало расплывчатых определений этой важнейшей

гносеологи­ческой категории. Общественное сознание сплошь и рядом сме­шивается

с идеологией, с мышлением и т. п.1

<420>

С удовлетворением можно отметить, что подобная нечеткость определений в нашей

специальной философской и исторической литературе начинает преодолеваться. В

более широком смысле общественное сознание включает не только идеологические

формы, но и естественные науки — все познание (как общественное, так я

естественное). Такое толкование содержания общественного сознания

обосновывается тем, что идеи о жизни природы и идеи о жизни общества — это

идеи не каких-то отдельных обособлен­ных индивидов, а общественные идеи,

поскольку знание природы и общества постигается коллективными усилиями многих

поколе­ний. Так, например, В. Ф. Зыбковец в своей книге «Дорелигиозная эпоха»

дает следующие определения сознания вообще и об­щественного сознания в

частности: «Сознание — это содержание мышления. Сознание есть общественная и

личная практика людей в опосредованной, обобщенной отраженной форме, т. е. в

форме понятий. Общественное сознание — живое отражение общест­венного бытия,

общая характеристика уровня всего духовного развития человеческого общества в

исторически определенный мо­мент». «Мировоззрение — общее осмысление бытия»

[7, 119].

«В общественном сознании, замечает В. В. Журавлев, содер­жатся части,

различающиеся по их отношению к идеологической надстройке общества. Одни

элементы общественного сознания вхо­дят в надстройку (политические, правовые,

философские, рели­гиозные и прочие взгляды), другие не входят (науки о

природе и технические науки). Рассматриваемое с этой стороны обществен­ное

сознание есть единство надстроечных и ненадстроечных сторон, классовых и

неклассовых элементов» [9, 12].

В сборнике «Формы общественного сознания» дается специаль­ное разъяснение о роли

различных идей по их отношению к бази­су и надстройке: «Общественное сознание,

разделяясь по одной линии на общественную психологию и идеологию, по другой

ли­нии разделяется на ряд форм. К ним относятся: политические идеи, правовые,

моральные, художественные, религиозные, философ­ские. Эти формы сознания суть

идеологические формы и входят в надстройку. Но не все вообще идеи входят в

надстройку. Разу­меется, все без исключения идеи имеют свои корни в развитии

производительных сил. Но, например, технические идеи отра­жают изменения

производительных сил не так, как, скажем, пра­вовые идеи. Если первые отражают

эти изменения непосредствен<421>но, то вторые отражают их

опосредствованно, через изменения в экономических отношениях, и потому являются

надстроечными [31, 19].

Произведя деление различных форм сознания на надстроеч­ные и ненадстроечные,

следует иметь всегда в виду некоторую условность этого деления. В

действительности все формы созна­ния могут в какой-то мере содержать в себе

элементы надстроеч­ные и ненадстроечные. Естественные науки в своих наиболее

об­щих выводах становятся неотъемлемой частью мировоззрения

2.

Далее, все формы общественного сознания осуществляют не только социально-

классовые, но и познавательные функции. А это значит, что они включают

совокупность уже выработанных ранее исследовательских навыков, приемов,

способов обработки фактического материала. Наконец, у любой из форм

обществен­ного сознания имеется система уже устоявшихся понятий и ка­тегорий.

Рассматриваемые как формы мысли, эти категории также не могут быть отнесены к

классовой стороне общественного со­знания.

Более того, некоторые философы утверждают, что система на­учных знаний и

различного рода идеологических форм не исчер­пывает всего содержания

общественного сознания. Структура его сложнее. Общественное сознание включает в

себя также сознание людей, возникающее в процессе их обычной, будничной

практи­ки, — так называемое обыденное сознание

3.

В целях создания полноты представления о сущности обще­ственного сознания

было бы также полезно рассмотреть трактов­ку сущности сознания в психологии

[34].

Психология рассматривает сознание как высшую, свойствен­ную только человеку и

связанную с речью функцию мозга, заклю­чающуюся в обобщенном и абстрагированном

обобщении дей­ствительности, в предварительном умственном построении действий и

предвосхищении результатов деятельности, в самокон­троле и разумном

регулировании поведения человека [34, 4—5].<422>

Под сознанием в психологии понимается весь духовный мир человека от

элементарных ощущений до высших побуждений и сложной интеллектуальной

деятельности. Для психологического подхода к сознанию характерно понимание

его как процесса. Со­держание этого процесса заключается в осознании

человеком внешнего мира и самого себя. В результате взаимодействия с

ок­ружающей действительностью в процессе онтогенетического раз­вития, в ходе

общения с другими людьми человек отражает эту действительность, получает

знание о ней. В отличие от живот­ных, у которых знания сливаются с их

жизнедеятельностью, че­ловек отделяет знания от того, что в них отражается, и

от того, кто их отражает. Это отделение возможно в связи с тем, что в язы­ке

объективируются результаты познавательной деятельности человека.

Совокупность знаний об окружающем, получаемая человеком непосредственно и в

результате усвоения накопленного челове­чеством и закрепленного в языке,

составляет необходимую пред­посылку осознания объективной действительности и

возникнове­ния сознания как некоего специфического образования. Таким

об­разом, знания составляют ядро сознания, его стержень.

Объективная действительность осознается не посредством ощу­щений. Эту функцию

психологические явления выполняют, лишь включаясь в систему накопленных

знаний, приобретенного опы­та, при соотнесении с тем, каким было

взаимодействие человека с объективной действительностью.

Сознание — новое качество психологических процессов, воз­никающее у человека в

связи с общественно организованной дея­тельностью людей, с их трудом [34, 5—6].

Способность человека к теоретическим обобщениям, выраженным в языке, делает

воз­можным в значительной степени замену индивидуального челове­ческого опыта

«опытом рода» — опытом предшествующих поко­лений людей

4.

Благодаря общественному характеру языка, созданного обще­ством, мышление

человека также приобретает общественный харак­тер. Каждый человек мыслит теми

же категориями, какими мыслят окружающие его люди, пользуется теми же

понятиями, какими<423> пользуются все говорящие на данном языке. Язык тем

самым пре­вращается в одно из первейших условий существования об­щества.

Следует особо подчеркнуть, что не все содержание человече­ского опыта

становится общественным достоянием. Для познания, для прогрессивной практики

наиболее существенны те результа­ты мышления, которые верно отражают

объективную действитель­ность. Можно предполагать, что на протяжении

многовековой истории человечества, в процессе борьбы человека за

существо­вание сознательно, а часто и совершенно стихийно, отбиралось и

обобщалось то, что было жизненно необходимо и практически по­лезно.

Общественный характер мышления проявляется на каждом этапе социального развития,

благодаря ему осуществляется также духовная связь между разными этапами

5.

Было бы неправильно утверждать, что в общественной жизни людей существует

только общественное сознание, общественное мышление и нет ничего

индивидуального. В действительности об­щественное сознание создается,

развивается и обогащается инди­видами. Духовное богатство общества,

искусство, все, что накоп­лено наукой и техникой, существуют лишь через

индивидуальное сознание. Сознание общества функционирует только через

созна­ние отдельных, конкретных живых людей. Вся система идеальных отношений

людей мертва, пока она не будет пережита чувствую­щим, думающим индивидом.

Только в индивидуальном чувствен­но-практическом действии человека, только в

его психике, в его восприятиях, представлениях, в его наглядно-

непосредственных формах отражения происходит соотнесение всей общественной

системы знаний с объективной действительностью. Через индиви­дуальное бытие

личности общество познает, понимает и преобра­зует мир.

Мышление отражает объективную действительность на основе и через посредство

практики. Практика общества неразрывно свя­зана с деятельностью личности,

индивидуальной практикой.<224>

Практика опосредствует связь мышления с индивидуальной прак­тикой. Различные

виды мышления находятся в зависимости от различных видов практики —

индивидуальной (индивидуальное мышление), общественной (общечеловеческое

мышление), практи­ки какой-то группы (групповое мышление). Индивидуальное,

групповое и общечеловеческое мышление соотносятся как еди­ничное, особенно и

всеобщее [23, 126]. Однако, будучи неразрывно связанными, индивидуальная и

общественная практика относи­тельно самостоятельны

6.

Было бы, конечно, наивно предполагать, что система материаль­ных средств языка

представляет зеркальное отображение всего того, что находится в общественном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100