бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Книга: Общее языкознание - учебник бесплатно рефераты

ступени развития у человека. В связи с появлением специаль­ного субстрата

отражения — нервной системы — возникают осо­бые состояния, обусловленные

внешними воздействиями — нерв­ное возбуждение и торможение, специальные формы

отражатель­ной деятельности — условные и безусловные рефлексы, специфи­ческие

закономерности отражательной деятельности — иррадиа­ция и концентрация,

взаимная индукция и т. д.» [42, 26].

Таким образом, способность отражения у живых организ­мов проходит в своем

развитии три основные ступени. Первой сту­пенью является раздражимость, т. е.

способность тел отвечать реакцией на внешние воздействия, которая

опосредствуется состо­янием возбуждения ткани, затем на основе раздражимости

возни­кает ощущение, с которого ведет начало эволюция психики, как более

высокой, по сравнению с раздражимостью, формы отражения. С переходом к

трудовой деятельности и появлением человека воз­никает и развивается высшая

форма психической деятельности — сознание [42, 26].

Способность к отражению окружающего материального мира яв­ляется одной из

самых важных предпосылок возникновения чело­веческого языка, поскольку в

основе актов коммуникации, как будет показано в дальнейшем, лежит отражение

человеком окру­жающей действительности. Вместе с тем следует заметить, что

осу­ществление этих процессов отражения оказалось бы невозможным, если бы

человек не обладал целым рядом особых свойств, проявле­ние которых

обеспечивает способность отражения.

Способность к анализу и синтезу

Явления анализа и синтеза наблюдаются и в области неживой природы. Различные

химические элементы постоянно распадаются и вновь соединяются в различных

пропорциях. Однако все эти яв­ления, аналогичные анализу и синтезу, не носят

сознательного характера. Они просто отражают определенные закономерности

природы, в силу которых в определенных условиях может произой­ти распадение

тел на составляющие их химические элементы или соединение их в более сложный

комплекс.

Способность живых организмов производить анализ и синтез также во многих случаях

не имеет характера преднамеренного и целенаправленного акта. Она выработалась

бессознательно, в ре­зультате борьбы за существование и стремления лучше

приспосо­биться к окружающей среде. Необходимо различать две

качест<17>венно различные формы анализа и синтеза. Первая форма анализа и

синтеза представляет непроизвольную и врожденную деятель­ность живого

организма. Г. А. Геворкян совершенно правильно отмечает, что анализ при

образовании восприятия ни в коем слу­чае нельзя отождествлять с теми развитыми

формами анализа и синтеза, которые встречаются на следующих ступенях процесса

познания.

Анализ при образовании ощущения и синтез при образовании восприятия

представляют собой виды деятельности, приспособлен­ной к таким актам нервного

механизма с его естественно сложив­шейся структурой, как сугубо

непроизвольные действия [15, 11— 12]. Другой формой анализа и синтеза

являются анализ и синтез, производимые сознательно, путем различных

логических операций.

Способность к анализу и синтезу присуща всем живым сущест­вам. Элементарный

анализ и синтез являются врожденными свойст­вами, выработавшимися в ходе

длительной биологической эволю­ции в результате приспособления к окружающей

среде.

Всякий животный организм может осуществлять свою жизне­деятельность лишь в

том случае, если он будет действовать соот­ветственно, адекватно состоянию

среды. Среда воздействует на организм как некоторое единство, как система,

как целое, и в то же время воздействует отдельными элементами, сторонами и т.

д. Следовательно, всякий организм, начиная с простейших, вынуж­ден отражать

среду как целостность и в то же время выделять ее элементы, т. е.

осуществлять синтез и анализ.

Науке неизвестны организмы, которые хотя бы в элементарной форме не

осуществляли синтез и анализ. Простейшие одноклеточ­ные организмы (например,

амеба, инфузория и т. д.) способны от­личать положительные раздражители от

отрицательных и нейт­ральных (анализ), соединять в отдельные группы

раздражители различных качеств, но равные по интенсивности (синтез) и

соответ­ственно реагировать на раздражитель в зависимости от его

интен­сивности. Окружающая живой организм среда обладает исключи­тельной

сложностью. Живой организм не может ее отразить сразу как целое. Поэтому для

ориентации организма в окружающей сре­де исключительно важно, чтобы

поступающие извне раздражения дробились, так как от этого зависит уточнение

отношений к окру­жающей среде.

Необходимо отметить, что у более высоко развитых животных организмов, включая

человека, эта способность в достаточной степе­ни развита. Животные организмы

этого типа имеют целую систему специализированных рецепторов, каждый из

которых воспринимает только раздражение определенного рода: например, глаз

воспри­нимает световые раздражения, ухо — слуховые, кожа — темпе­ратурные и

некоторые другие раздражения.

Благодаря способности рецепторов-анализаторов разлагать мир на отдельности и

осознавать их как ощущения становится возмож<18>ным различение отдельных

качеств предмета. Собственно с этого и начинается познание окружающего мира.

Прежде чем отразить целое, необходимо отразить отдельности. В основе

раздельности зрительных признаков предмета лежит раздельность физиологи­ческих

реакций. Все признаки или свойства предметов суть про­дукты раздельных

физиологических реакций восприятия.

В философской литературе, даже в марксистской, широко рас­пространено мнение,

будто бы ощущение, как наиболее элементар­ная форма познания окружающей

действительности, всегда связа­но только с дроблением действительности. Так,

например, Г. А. Геворкян пишет по этому поводу следующее: «Органы чувств в

историческом процессе развития приспособились таким образом, что через каждый

отдельно взятый орган под воздействием пред­метов внешнего мира возникают

определенные ощущения (свето­вые, звуковые и т. д.) и в определенных пределах

(начиная с так наз. «порога ощущения» до определенного максимума). Таким

об­разом, при ощущении налицо дробление, расчленение внешнего воздействия,

своего рода анализ» [15, 11].

Но для приспособления к окружающей среде одной способно­сти различения

отдельных свойств предметов еще недостаточно. С изменением условий

существования жизненно важное значение приобретает все больший круг внешних

воздействий, охватывающий все большее число предметов, вследствие чего

возникает необходи­мость появления слитной реакции на сложный комплекс

раздраже­ний, идущий от целостных предметов и ситуаций. Живой организм,

находящийся в подобных условиях, имеет дело не только с отдель­ными

свойствами, но и с целостными предметами, познание кото­рых в их целостности

составляет не менее важную жизненную за­дачу, поэтому познание общих свойств

предметов превращается в особо важный и необходимый этап познания.

Уже в самом акте ощущения необходимо присутствует синтез. Если бы ощущение

устанавливало лишь различие предметов, то оно и не могло бы возникнуть, так как

определенность ощущения свя­зана в первую очередь с синтезом различных

отношений. Отражая внешний мир, ощущение выделяет и группирует раздражители

оп­ределенного качества, уподобляет каждое данное раздражение всем раздражениям

того же качества, которые были или когда-либо бу­дут восприниматься организмом.

«Возникновение слитного образа предмета опирается на ряд анатомо-функциональных

условий, т. е. анатомо-физиологическую связь материальных субстратов отраже­ния

— анализаторов. Известно, что анализаторы связаны друг с другом

непосредственно, т. е. через центральную нервную систему, а также через

вегетативную нервную систему и гуморальный путь. Исследования Н. Г.

Иванова-Смоленского, А. В. Палладина, И. Я. Перельцвейга и особенно Л. Г.

Воронина показали, что рефлекс на комплексный раздражитель не является

арифметической суммой элементарных рефлексов, а представляет собой новую

слитную<19> реакцию с особым функциональным комбинаторным центром (И. П.

Павлов), в которой отдельные раздражители теряют само­стоятельное значение и

становятся единой частью отдельного комп­лексного раздражителя» [42, 166—167].

Живому организму свойственна врожденная генерализация раздражителей

(примитивные формы обобщений). При первых же попытках выработки условных

рефлексов в павловских лаборато­риях было отмечено, что рефлекторный эффект

получается вначале не только на основной подкрепляемый раздражитель, но и на

лю­бой сходный с ним. Если, например, тон 300 герц подкрепляется пищей, то

вначале тон любой другой частоты и даже другие звуко­вые раздражители

вызывают пищевой рефлекс, хотя они никогда ранее не были связаны с пищевой

деятельностью. Лишь постепен­но неподкрепляемые раздражители дифференцируются

от подкреп­ляемого [32, 10]. В начальном периоде выработки условного

реф­лекса раздражитель оказывается слабым. Поскольку слабые про­цессы не

концентрируются, а широко иррадиируют по нервной ткани, то действие многих

сходных раздражителей в раннем периоде условной связи оказывается

генерализованным [32, 11].

Помимо примитивной генерализации существуют так называе­мые вырабатываемые

формы обобщения, в основе которых лежит распределение возбуждения по

определенным, ранее отдифференцированным нервным путям. Все формы

условнорефлекторной дея­тельности И. П. Павлов рассматривал как выражение

вырабаты­ваемых форм обобщения. По мнению И. П. Павлова, в коре голов­ного

мозга может иметься группированное представительство явлений внешнего мира.

Этой форме обобщенного отражения явлений Павлов придавал очень большое

значение и рассматривал ее Как прообраз понятий, возникающий без слова [32,

12—13].

Познанию предмета в его целостности в немалой степени спо­собствует сама

объективная действительность. Предметы материаль­ного мира существуют

дискретно и имеют вполне определенные и четкие границы. «Контур вещи является

первым и важнейшим ка­чеством внешних предметов, которое отражается в

восприятии и служит отправной точкой развития восприятия» [42, 168].

По-видимому, форма предметов, замечает М. М. Кольцова, яв­ляется более

надежным и совершенным критерием, т. е. более су­щественным свойством, для

обобщения этих предметов и отличения их один от другого [32, 154]. Анализ и

синтез пронизывают все формы познания действительности.

Способность к синтезированию, к выявлению общего, имеет ог­ромное значение в

познании окружающего мира. Мы были бы не в состоянии обнаружить ни одного

нового факта, предмета или яв­ления в нашей жизненной практике, если бы мы не

опирались в процессе познания на некоторые общие черты и особенности пред­метов

материального мира, познанных нами ранее. Таким образом, знание общего

используется как средство познания нового.<20>

Возникновение инвариантного обобщения образа предмета

Предпосылки возникновения в мозгу человека инвариантного обобщенного образа

предмета были заложены уже в первой стадии познания объективного мира, т. е.

в ощущении.

Как говорилось выше, уже в процессе ощущения наряду с вос­приятием различными

органами чувств отдельных свойств воздействующего на них предмета происходит

синтез, способствующий его целостному восприятию. В философии обычно принято

делить процесс познания на идущие по восходящей линии ступени, име­нуемые

формами познания. Такими формами являются ощущение, восприятие, представление

и понятие. В развитом мышлении сов­ременного человека все эти ступени

познания могут быть представ­лены одновременно, и по этой причине познание им

объективного мира очень специфично, поскольку предмет может действовать на

органы чувств при наличии в голове человека вполне сложивше­гося о данном

предмете понятия.

Принято считать, что отличительным свойством такой ступени чувственного

отражения действительности, как восприятие, явля­ется целостность отображения

предмета. Благодаря целостности в восприятии, замечает В. В. Орлов, в сферу

непосредственного зна­ния входят такие существенные стороны предмета, которые

были скрыты в ощущении. В ощущении не дано непосредственного зна­ния

геометрии тел — линий, плоскостей, форм вообще. Считается поэтому, что в

ощущениях непосредственно не осознаются пространственность и длительность,

хотя они заранее заключены в содер­жании ощущений [42, 171]. С подобным

утверждением согласиться довольно трудно, так как четко очерченные контуры

предмета, по-видимому, схватываются ощущением.

Другим отличительным признаком восприятия является то об­стоятельство, что

оно является результатом практической деятель­ности человека и содержит

известные элементы обобщения. «Заме­чая какой-либо предмет, ребенок пытается

его схватить, не осоз­навая действительного расстояния до него. Впоследствии,

в про­цессе действия с предметами, путем проб и ошибок он получает знание о

пространственных свойствах действительности» [42, 171].

В восприятии происходит определенное раздвоение единого пси­хического акта на

противоположные стороны — объективную и субъективную, благодаря чему на первый

план, в сферу непосред­ственного осознания, выдвигаются существенные внешние

приз­наки вещей. Восприятие включает в себя также момент, который не вытекает

непосредственно из лежащих в его основе ощущений, а зависит от общего состояния

психической деятельности человека (апперцепции) [42, 176]. Восприятие зависит

от имеющихся у чело­века знаний, потребностей, интересов, навыков. Апперцепция

выражает зависимость восприятия от прошлого опыта человека,<21> является

аккумуляцией ранее воспринятых человеком ощущений. Однако восприятие может дать

сведения только о том, что непо­средственно воздействует на животное или

человека, т. е. знание конкретной ситуации. Здесь еще не происходит отрыва от

конкрет­ной ситуации.

Следующей, более высокой ступенью познания объективного мира является

представление. В восприятии имеется некоторая инертность — впечатление может

длиться некоторое время после того, как внешний агент уже перестал

действовать. Развитие пси­хической деятельности в связи с усложнением условий

существова­ния живых организмов шло по линии закрепления и усиления этой

инерции, в результате чего образ стал сохраняться и, что еще более важно,

воспроизводиться в отсутствие предмета. Произошел таким образом отрыв образа

от конкретной ситуации во времени, образ стал существовать и воспроизводиться

независимо от наличия или отсутствия в каждый данный момент предмета,

вызвавшего этот образ [42, 181]. «Простейшее представление, представление

еди­ничного предмета, как правило, не есть результат разового воздей­ствия на

чувства. Оно образуется в результате многократного воз­действия на чувства и

многократного образования ощущений и вос­приятий от данного предмета. Уже

одно это обстоятельство приво­дит к тому, что при образовании представления

единичного предме­та производится простейшее, элементарное абстрагирование;

так как один и тот же предмет каждый раз воспринимается в различ­ной

обстановке, в окружении различных других предметов, то в представлении, в

первую очередь, не закрепляются условия, обсто­ятельства его воздействия на

чувства. В чувственно-наглядном об­разе не закрепляются также те свойства и

стороны данного пред­мета, которые не присутствуют в каждом его восприятии. В

пред­ставлении, как правило, закрепляются те свойства и стороны Пред­мета, те

его отношения с другими предметами, которые в нем ярко выделяются, «бросаются

в глаза» и играют определенную роль в жизнедеятельности использующего предмет

индивида» [15, 14].

Представления имеются, по-видимому, и у высших животных. «Без наличия...

образа и без его пространственной проекции во внешней среде было бы немыслимо

приспособление животного на расстоянии, т. е. когда жизненно-важный объект не

находится в непосредственном контакте с ним, будь этот объект пищевое

веще­ство или грозящий жизни животного враг».[3, 143].

Любопытна зависимость образования представлений от усло­вий окружающей среды.

Так, например, в первобытном лесу поле зрения резко сужается, а обоняние

вследствие специфических ус­ловий леса дает ограниченную возможность

ориентировки в среде. В связи с этими обстоятельствами увеличивается роль

слуха, кото­рый в условиях леса имеет сравнительно неограниченные возмож­ности

развития. Слух содержит в себе зачаток возможности отры­ва от конкретной

ситуации, он развивает установку на невидимое,<22> которое играет большую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100