Книга: Общее языкознание - учебник 
ступени развития у человека. В связи с появлением специального субстрата
отражения — нервной системы — возникают особые состояния, обусловленные
внешними воздействиями — нервное возбуждение и торможение, специальные формы
отражательной деятельности — условные и безусловные рефлексы, специфические
закономерности отражательной деятельности — иррадиация и концентрация,
взаимная индукция и т. д.» [42, 26].
Таким образом, способность отражения у живых организмов проходит в своем
развитии три основные ступени. Первой ступенью является раздражимость, т. е.
способность тел отвечать реакцией на внешние воздействия, которая
опосредствуется состоянием возбуждения ткани, затем на основе раздражимости
возникает ощущение, с которого ведет начало эволюция психики, как более
высокой, по сравнению с раздражимостью, формы отражения. С переходом к
трудовой деятельности и появлением человека возникает и развивается высшая
форма психической деятельности — сознание [42, 26].
Способность к отражению окружающего материального мира является одной из
самых важных предпосылок возникновения человеческого языка, поскольку в
основе актов коммуникации, как будет показано в дальнейшем, лежит отражение
человеком окружающей действительности. Вместе с тем следует заметить, что
осуществление этих процессов отражения оказалось бы невозможным, если бы
человек не обладал целым рядом особых свойств, проявление которых
обеспечивает способность отражения.
Способность к анализу и синтезу
Явления анализа и синтеза наблюдаются и в области неживой природы. Различные
химические элементы постоянно распадаются и вновь соединяются в различных
пропорциях. Однако все эти явления, аналогичные анализу и синтезу, не носят
сознательного характера. Они просто отражают определенные закономерности
природы, в силу которых в определенных условиях может произойти распадение
тел на составляющие их химические элементы или соединение их в более сложный
комплекс.
Способность живых организмов производить анализ и синтез также во многих случаях
не имеет характера преднамеренного и целенаправленного акта. Она выработалась
бессознательно, в результате борьбы за существование и стремления лучше
приспособиться к окружающей среде. Необходимо различать две
качест<17>венно различные формы анализа и синтеза. Первая форма анализа и
синтеза представляет непроизвольную и врожденную деятельность живого
организма. Г. А. Геворкян совершенно правильно отмечает, что анализ при
образовании восприятия ни в коем случае нельзя отождествлять с теми развитыми
формами анализа и синтеза, которые встречаются на следующих ступенях процесса
познания.
Анализ при образовании ощущения и синтез при образовании восприятия
представляют собой виды деятельности, приспособленной к таким актам нервного
механизма с его естественно сложившейся структурой, как сугубо
непроизвольные действия [15, 11— 12]. Другой формой анализа и синтеза
являются анализ и синтез, производимые сознательно, путем различных
логических операций.
Способность к анализу и синтезу присуща всем живым существам. Элементарный
анализ и синтез являются врожденными свойствами, выработавшимися в ходе
длительной биологической эволюции в результате приспособления к окружающей
среде.
Всякий животный организм может осуществлять свою жизнедеятельность лишь в
том случае, если он будет действовать соответственно, адекватно состоянию
среды. Среда воздействует на организм как некоторое единство, как система,
как целое, и в то же время воздействует отдельными элементами, сторонами и т.
д. Следовательно, всякий организм, начиная с простейших, вынужден отражать
среду как целостность и в то же время выделять ее элементы, т. е.
осуществлять синтез и анализ.
Науке неизвестны организмы, которые хотя бы в элементарной форме не
осуществляли синтез и анализ. Простейшие одноклеточные организмы (например,
амеба, инфузория и т. д.) способны отличать положительные раздражители от
отрицательных и нейтральных (анализ), соединять в отдельные группы
раздражители различных качеств, но равные по интенсивности (синтез) и
соответственно реагировать на раздражитель в зависимости от его
интенсивности. Окружающая живой организм среда обладает исключительной
сложностью. Живой организм не может ее отразить сразу как целое. Поэтому для
ориентации организма в окружающей среде исключительно важно, чтобы
поступающие извне раздражения дробились, так как от этого зависит уточнение
отношений к окружающей среде.
Необходимо отметить, что у более высоко развитых животных организмов, включая
человека, эта способность в достаточной степени развита. Животные организмы
этого типа имеют целую систему специализированных рецепторов, каждый из
которых воспринимает только раздражение определенного рода: например, глаз
воспринимает световые раздражения, ухо — слуховые, кожа — температурные и
некоторые другие раздражения.
Благодаря способности рецепторов-анализаторов разлагать мир на отдельности и
осознавать их как ощущения становится возмож<18>ным различение отдельных
качеств предмета. Собственно с этого и начинается познание окружающего мира.
Прежде чем отразить целое, необходимо отразить отдельности. В основе
раздельности зрительных признаков предмета лежит раздельность физиологических
реакций. Все признаки или свойства предметов суть продукты раздельных
физиологических реакций восприятия.
В философской литературе, даже в марксистской, широко распространено мнение,
будто бы ощущение, как наиболее элементарная форма познания окружающей
действительности, всегда связано только с дроблением действительности. Так,
например, Г. А. Геворкян пишет по этому поводу следующее: «Органы чувств в
историческом процессе развития приспособились таким образом, что через каждый
отдельно взятый орган под воздействием предметов внешнего мира возникают
определенные ощущения (световые, звуковые и т. д.) и в определенных пределах
(начиная с так наз. «порога ощущения» до определенного максимума). Таким
образом, при ощущении налицо дробление, расчленение внешнего воздействия,
своего рода анализ» [15, 11].
Но для приспособления к окружающей среде одной способности различения
отдельных свойств предметов еще недостаточно. С изменением условий
существования жизненно важное значение приобретает все больший круг внешних
воздействий, охватывающий все большее число предметов, вследствие чего
возникает необходимость появления слитной реакции на сложный комплекс
раздражений, идущий от целостных предметов и ситуаций. Живой организм,
находящийся в подобных условиях, имеет дело не только с отдельными
свойствами, но и с целостными предметами, познание которых в их целостности
составляет не менее важную жизненную задачу, поэтому познание общих свойств
предметов превращается в особо важный и необходимый этап познания.
Уже в самом акте ощущения необходимо присутствует синтез. Если бы ощущение
устанавливало лишь различие предметов, то оно и не могло бы возникнуть, так как
определенность ощущения связана в первую очередь с синтезом различных
отношений. Отражая внешний мир, ощущение выделяет и группирует раздражители
определенного качества, уподобляет каждое данное раздражение всем раздражениям
того же качества, которые были или когда-либо будут восприниматься организмом.
«Возникновение слитного образа предмета опирается на ряд анатомо-функциональных
условий, т. е. анатомо-физиологическую связь материальных субстратов отражения
— анализаторов. Известно, что анализаторы связаны друг с другом
непосредственно, т. е. через центральную нервную систему, а также через
вегетативную нервную систему и гуморальный путь. Исследования Н. Г.
Иванова-Смоленского, А. В. Палладина, И. Я. Перельцвейга и особенно Л. Г.
Воронина показали, что рефлекс на комплексный раздражитель не является
арифметической суммой элементарных рефлексов, а представляет собой новую
слитную<19> реакцию с особым функциональным комбинаторным центром (И. П.
Павлов), в которой отдельные раздражители теряют самостоятельное значение и
становятся единой частью отдельного комплексного раздражителя» [42, 166—167].
Живому организму свойственна врожденная генерализация раздражителей
(примитивные формы обобщений). При первых же попытках выработки условных
рефлексов в павловских лабораториях было отмечено, что рефлекторный эффект
получается вначале не только на основной подкрепляемый раздражитель, но и на
любой сходный с ним. Если, например, тон 300 герц подкрепляется пищей, то
вначале тон любой другой частоты и даже другие звуковые раздражители
вызывают пищевой рефлекс, хотя они никогда ранее не были связаны с пищевой
деятельностью. Лишь постепенно неподкрепляемые раздражители дифференцируются
от подкрепляемого [32, 10]. В начальном периоде выработки условного
рефлекса раздражитель оказывается слабым. Поскольку слабые процессы не
концентрируются, а широко иррадиируют по нервной ткани, то действие многих
сходных раздражителей в раннем периоде условной связи оказывается
генерализованным [32, 11].
Помимо примитивной генерализации существуют так называемые вырабатываемые
формы обобщения, в основе которых лежит распределение возбуждения по
определенным, ранее отдифференцированным нервным путям. Все формы
условнорефлекторной деятельности И. П. Павлов рассматривал как выражение
вырабатываемых форм обобщения. По мнению И. П. Павлова, в коре головного
мозга может иметься группированное представительство явлений внешнего мира.
Этой форме обобщенного отражения явлений Павлов придавал очень большое
значение и рассматривал ее Как прообраз понятий, возникающий без слова [32,
12—13].
Познанию предмета в его целостности в немалой степени способствует сама
объективная действительность. Предметы материального мира существуют
дискретно и имеют вполне определенные и четкие границы. «Контур вещи является
первым и важнейшим качеством внешних предметов, которое отражается в
восприятии и служит отправной точкой развития восприятия» [42, 168].
По-видимому, форма предметов, замечает М. М. Кольцова, является более
надежным и совершенным критерием, т. е. более существенным свойством, для
обобщения этих предметов и отличения их один от другого [32, 154]. Анализ и
синтез пронизывают все формы познания действительности.
Способность к синтезированию, к выявлению общего, имеет огромное значение в
познании окружающего мира. Мы были бы не в состоянии обнаружить ни одного
нового факта, предмета или явления в нашей жизненной практике, если бы мы не
опирались в процессе познания на некоторые общие черты и особенности предметов
материального мира, познанных нами ранее. Таким образом, знание общего
используется как средство познания нового.<20>
Возникновение инвариантного обобщения образа предмета
Предпосылки возникновения в мозгу человека инвариантного обобщенного образа
предмета были заложены уже в первой стадии познания объективного мира, т. е.
в ощущении.
Как говорилось выше, уже в процессе ощущения наряду с восприятием различными
органами чувств отдельных свойств воздействующего на них предмета происходит
синтез, способствующий его целостному восприятию. В философии обычно принято
делить процесс познания на идущие по восходящей линии ступени, именуемые
формами познания. Такими формами являются ощущение, восприятие, представление
и понятие. В развитом мышлении современного человека все эти ступени
познания могут быть представлены одновременно, и по этой причине познание им
объективного мира очень специфично, поскольку предмет может действовать на
органы чувств при наличии в голове человека вполне сложившегося о данном
предмете понятия.
Принято считать, что отличительным свойством такой ступени чувственного
отражения действительности, как восприятие, является целостность отображения
предмета. Благодаря целостности в восприятии, замечает В. В. Орлов, в сферу
непосредственного знания входят такие существенные стороны предмета, которые
были скрыты в ощущении. В ощущении не дано непосредственного знания
геометрии тел — линий, плоскостей, форм вообще. Считается поэтому, что в
ощущениях непосредственно не осознаются пространственность и длительность,
хотя они заранее заключены в содержании ощущений [42, 171]. С подобным
утверждением согласиться довольно трудно, так как четко очерченные контуры
предмета, по-видимому, схватываются ощущением.
Другим отличительным признаком восприятия является то обстоятельство, что
оно является результатом практической деятельности человека и содержит
известные элементы обобщения. «Замечая какой-либо предмет, ребенок пытается
его схватить, не осознавая действительного расстояния до него. Впоследствии,
в процессе действия с предметами, путем проб и ошибок он получает знание о
пространственных свойствах действительности» [42, 171].
В восприятии происходит определенное раздвоение единого психического акта на
противоположные стороны — объективную и субъективную, благодаря чему на первый
план, в сферу непосредственного осознания, выдвигаются существенные внешние
признаки вещей. Восприятие включает в себя также момент, который не вытекает
непосредственно из лежащих в его основе ощущений, а зависит от общего состояния
психической деятельности человека (апперцепции) [42, 176]. Восприятие зависит
от имеющихся у человека знаний, потребностей, интересов, навыков. Апперцепция
выражает зависимость восприятия от прошлого опыта человека,<21> является
аккумуляцией ранее воспринятых человеком ощущений. Однако восприятие может дать
сведения только о том, что непосредственно воздействует на животное или
человека, т. е. знание конкретной ситуации. Здесь еще не происходит отрыва от
конкретной ситуации.
Следующей, более высокой ступенью познания объективного мира является
представление. В восприятии имеется некоторая инертность — впечатление может
длиться некоторое время после того, как внешний агент уже перестал
действовать. Развитие психической деятельности в связи с усложнением условий
существования живых организмов шло по линии закрепления и усиления этой
инерции, в результате чего образ стал сохраняться и, что еще более важно,
воспроизводиться в отсутствие предмета. Произошел таким образом отрыв образа
от конкретной ситуации во времени, образ стал существовать и воспроизводиться
независимо от наличия или отсутствия в каждый данный момент предмета,
вызвавшего этот образ [42, 181]. «Простейшее представление, представление
единичного предмета, как правило, не есть результат разового воздействия на
чувства. Оно образуется в результате многократного воздействия на чувства и
многократного образования ощущений и восприятий от данного предмета. Уже
одно это обстоятельство приводит к тому, что при образовании представления
единичного предмета производится простейшее, элементарное абстрагирование;
так как один и тот же предмет каждый раз воспринимается в различной
обстановке, в окружении различных других предметов, то в представлении, в
первую очередь, не закрепляются условия, обстоятельства его воздействия на
чувства. В чувственно-наглядном образе не закрепляются также те свойства и
стороны данного предмета, которые не присутствуют в каждом его восприятии. В
представлении, как правило, закрепляются те свойства и стороны Предмета, те
его отношения с другими предметами, которые в нем ярко выделяются, «бросаются
в глаза» и играют определенную роль в жизнедеятельности использующего предмет
индивида» [15, 14].
Представления имеются, по-видимому, и у высших животных. «Без наличия...
образа и без его пространственной проекции во внешней среде было бы немыслимо
приспособление животного на расстоянии, т. е. когда жизненно-важный объект не
находится в непосредственном контакте с ним, будь этот объект пищевое
вещество или грозящий жизни животного враг».[3, 143].
Любопытна зависимость образования представлений от условий окружающей среды.
Так, например, в первобытном лесу поле зрения резко сужается, а обоняние
вследствие специфических условий леса дает ограниченную возможность
ориентировки в среде. В связи с этими обстоятельствами увеличивается роль
слуха, который в условиях леса имеет сравнительно неограниченные возможности
развития. Слух содержит в себе зачаток возможности отрыва от конкретной
ситуации, он развивает установку на невидимое,<22> которое играет большую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100
|