бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Методический комментарий: умение находить игрушку и тащить ее в рот фиксируется в таблице.

Ребенок берет первую яркую игрушку, рассматривает ее, ощупывает и тянет ее в рот - 1 балл.

Ребенок берет игрушку после стимуляции - 0,5 балла.

Берет игрушку, но отвлекается на другой раздражитель - 0,25 балла.

Не имеет интереса к игрушке, не тянет к ней руки, пассивно лежит - 0 баллов.

Методика № 4

Цель: выяснить умение ребенка двигать ногой и стучать рукой во время активной бодрости (параметры 6, 7, 8)

Инструкция к выполнению: ребенок лежит на твердой поверхности, мать наклоняется над ней, разговаривает, проявляя при этом выразительные эмоции. Ребенок внимательно прислушивается и начинает стучать рукой по поверхности и покачивать ногой, стучать предметом о предмет и прислушиваться к новым звукам.

Методический комментарий: умение ребенка двигать ногой и стучать рукой во время активной бодрости фиксируется в таблице.

Ребенок прислушивается к матери и предпринимает активные двигательные действия и прислушивается к новым звукам - 1 балл.

Ребенок прислушивается к матери, предпринимает активные двигательные действия после обновленной стимуляции - 0,5 балла.

Проявляет двигательную активность, но действия могут прерываться посторонними раздражителями - 0,25 балла.

На лице ребенка не проявляются никакие эмоции, не сосредоточивает свой взгляд на поданном объекте, тянет руку к матери, но сразу ее опускает, имеет невнятную реакцию на новый предмет - 0 баллов.

Методика № 5

Цель: выяснить умение ребенка брать в руку мелкие предметы (параметр 9)

Инструкция к выполнению: перед ребенком на столе кладут яркие мелкие вещи, или в мисочке крупную фасоль. Ребенок протягивает руку, чтобы взять себе такие яркие предметы.

Методический комментарий: умение ребенка захватывать мелкие предметы пальчиками фиксируется в таблице.

Берет пальчиками - 1 балл.

Берет пальчиками после стимуляции - 0,5 балла.

Загребает ладонью - 0,25 балла.

Не тянет руку - 0 баллов.

Методика № 6

Цель: выяснить умение ребенка делать последовательные действия (параметр 10)

Инструкция к выполнению: ребенку предоставляют различные игрушки, баночки, шарики. Ребенок должен открыть баночку и закрыть, бросить в баночку шарик и вытащить его. Перечисленные действия малыш может повторять многократно. Деятельность малыша начинает носить характер целенаправленных действий.

Методический комментарий: умение ребенка делать последовательные действия фиксируется в таблице.

Выполнив задание, малыш активно добивается его повторения - 1 балл.

Целенаправленные действия только начинают развиваться - 0,5 балла.

Активная манипуляционно - исследовательская деятельность отсутствует - 0,25 балла.

Манипуляционная деятельность выражена слабо - 0 баллов.

Методика № 7

Цель: выяснить умение ребенка выбрасывать игрушки из кровати (параметр 11)

Инструкция к выполнению: Ребенок находится в кровати или манеже, где лежит несколько игрушек. Ребенок манипулирует ими, а потом выбрасывает.

Методический комментарий: умение ребенка выбрасывать игрушки из кровати фиксируется в таблице.

Выбрасывает игрушки из кровати - 1 балл.

Выбрасывает игрушки после стимуляции - 0,5 балла.

Редко выбрасывает игрушки из кровати - 0,25 балла.

Слабо выражена манипуляционная деятельность 0 баллов.

Методика № 8

Цель: выяснить умение вкладывать один предмет в другой (параметр 12)

Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут формочки разного размера и показывают, как вложить один предмет в другой.

Методический комментарий: умение ребенка вкладывать один предмет в другой фиксируется в таблице.

Вкладывает маленький предмет в большой - 1 балл.

Редко вкладывает предмет в предмет - 0,5 балла.

Делает манипуляционные движения с предметами - 0,25 балла.

Разглядывает предметы - 0 баллов.

3.2. Тактильно-зрительные реакции

Методика № 1

Цель: выяснить умение ребенка фиксировать взгляд на неподвижном предмете (параметры 1, 3)

Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии яркую игрушку, но в поле зрения ребенка. Фиксировать рассматривает ли ребенок игрушку, или смотрит в другую сторону. Место игрушки нужно постоянно менять.

Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в таблице.

Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1 балл.

Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения, после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки - 0,25 балла.

Внимание ребенка не привлекают игрушки, находящиеся перед ней, - 0 баллов.

Методика № 2

Цель: выяснить умение ребенка фиксировать движущийся предмет (параметры 2, 4)

Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии от ребенка яркую игрушку, чтобы она была в поле ее зрения, и передвигать ее перед глазами ребенка. Фиксировать рассматривает ли ребенок игрушку, или смотрит в другую сторону. Направление движения игрушки надо постоянно менять.

Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в таблице.

Ребенок рассматривает предметы, которые двигаются - 1 балл.

Ребенок рассматривает предметы, движется после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки, которые двигаются - 0,25 балла.

Ребенок не фиксирует взгляд на игрушке, что движется, - 0 баллов.

Методика № 3

Цель: выяснить умение ребенка касаться и ощупывать свое тело (параметры 5, 8)

Инструкция к выполнению: ребенка кладут на ровную поверхность и соединяют ладони обеих рук, чтобы они могли касаться друг друга.

Методический комментарий: умение ребенка касаться и ощупывать свое тело фиксируется в таблице.

Ребенок касается своего тела и ощупывает его - 1 балл.

Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок частично и случайно прикасается к своему телу - 0,25 балла.

Ребенок случайно прикасается к своему телу - 0 баллов.

Методика № 4

Цель: выяснить реакцию ребенка на прекасновенние (параметры 6, 10)

Инструкция к исполнению: в темной комнате мама гладит раздетого ребенка, касаясь тела различными мягкими клочками, руками и губами

Методический комментарий: реакцию ребенка на прекасновение фиксируют в таблице.

Ребенок закрывает глаза и показывает удовольствие - 1 балл.

Показывает удовлетворение после многократной стимуляции - 0,5 балла.

Показывает кратковременное удовольствие - 0,25 балла.

Не реагирует или плачет - 0 баллов.

Методика № 5

Цель: выяснить реакцию ребенка на появление мамы или других близких людей (параметры 7, 14)

Инструкция к выполнению: мама заходит в комнату: - "А я здесь! Ку-ку! " Ребенок должен радостно реагировать. При появлении других, незнакомых людей ребенок внимательно их рассматривает.

Методический комментарий: реакция ребенка на появление мамы или других близких людей фиксируется в таблице.

Ребенок радуется матери и внимательно рассматривает незнакомых людей - 1 балл.

Ребенок показывает удовлетворение после многократной стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок плачет при появлении чужих людей - 0,25 балла.

Ребенок реагирует на появление матери и других людей одинаково - 0 баллов.

Методика № 6

Цель: выяснить умение ребенка хватать предмет и тащить его в рот (параметр 9)

Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут разные яркие игрушки и фиксируют, как она их хватает или тянет в рот. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, взрослый сам вкладывает ее в руку ребенка.

Методический комментарий: функция хватание предмета фиксируется в таблице.

Тянется к игрушке, хватает ее двумя руками и тянет в рот - 1 балл.

Тянется к игрушке и берет ее в рот после проведенной стимуляции - 0,5 балла.

Тянется к игрушке, но хватает ее неуверенно - 0,25 балла.

Не тянется к игрушке, не тянет ее в рот - 0 баллов.

Методика № 7

Цель: выяснить реакцию ребенка на щекотку (параметр 11, 16)

Инструкция к выполнению: ребенка выкладывают на ровную поверхность и начинают щекотать.

Методический комментарий: умение ребенка реагировать на щекотку фиксируется в таблице.

Ребенок реагирует на щекотку - 1 балл.

Ребенок реагирует на щекотку после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенку не нравится такая игра - 0,25 балла

Ребенок не реагирует на щекотку - 0 баллов.

Методика № 8

Цель: выяснить умение ребенка выбирать и брать игрушку (параметр 12)

Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают много ярких игрушек и предлагают взять любую из них.

Методический комментарий: умение ребенка выбирать игрушку фиксируется в таблице.

Взглядом выбирает игрушку и берет ее в руки - 1 балл.

Берет себе игрушку после стимуляции - 0,5 балла.

Хватает все предметы, но удерживает только один - 0,25 балла.

Не хватает игрушку, не рассматривает, где они лежат - 0 баллов.

Методика № 9

Цель: выяснить умение ребенка переводить взгляд с одной игрушки на другую (параметр 13)

Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают 2 игрушки и активизируют к игре.

Методический комментарий: умение ребенка переводить взгляд с одной игрушки на другую фиксируется в таблице.

Рассматривает две игрушки, переводя взгляд с одной на другую - 1 балл.

Выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.

При зрительном контроле за предметами не может принять сразу две игрушки, отмечается легкое косоглазие - 0,25 балла.

Не следит за игрушками и не переводит их из рук в руки - 0 баллов.

Методика № 10

Цель: выяснить умение ребенка скрываться и находить (параметр 15)

Инструкция к выполнению: прикрыть платком игрушку, или накрыть платком отца: - "Найди предмет". Если ребенок не может найти, взрослый открывает платок: - "Вот где он!"

Методический комментарий: умение ребенка скрываться и находить фиксируется в таблице.

Ребенок сразу находит предмет и эмоционально на это реагирует - 1 балл.

Ребенок находит предмет после стимуляции и эмоционально на это реагирует - 0,5 балла.

Не ищет скрытый предмет - 0, 25 балла.

Не проявляет интереса к игрушке - 0 баллов.

Методика № 11

Цель: выяснить умение ребенка находить предметы, которые были спрятаны у нее на глазах (параметр 17)

Инструкция к выполнению: взрослый прячет предмет на глазах ребенка (может вложить его в карман).

Методический комментарий: умение ребенка находить предмет фиксируется в таблице.

Ребенок находит предметы, если видит, куда они попали - 1 балл.

Ребенок находит предмет после стимуляции - 0,5 балла.

Не всегда находит предмет - 0,25 балла.

Не проявляет интереса к игре - 0 баллов.

Методика № 12

Цель: выяснить умение ребенка показывать части тела на себе и других (параметры 18, 19)

Инструкция к выполнению: ребенка подносят к зеркалу и просят показать разные части тела в зеркале и на себе, а потом на маме.

Методический комментарий: умение ребенка показывать части тела на себе и других фиксируется в таблице:

Показывает все части тела - 1 балл.

Показывает части тела после стимуляции - 0,5 балла.

Показывает не все части тела - 0,25 балла.

Смотрит в зеркало и смеется - 0 баллов.

Методика № 13

Цель: выяснить умение ребенка рассматривать книгу и манипулировать с ней (параметр 20)

Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут книгу и фиксируют интерес к ней.

Методический комментарий: умение ребенка рассматривать книгу и манипулировать с ней фиксируется в таблице.

Ребенок внимательно разглядывает книгу, царапает ее, стучит по ней - 1 балл.

Ребенок работает с книгой после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок бросает книгу - 0,25 балла.

Ребенок не проявляет интереса к книге - 0 баллов.

IV. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля

За речевым развитием ребенка первого года жизни

4.1. Слуховые ориентировочные реакции

Методика № 1

Цель: выяснить умение ребенка прислушиваться к звукам и рассматривать предметы (параметры 1, 2, 3, 4, 7, 8)

Инструкция к выполнению: ребенок лежит в своей кроватке, в это время нужно поднести к ней звенящую игрушку ( колокольчик ).

Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к звукам и рассматривать предметы фиксируется в таблице.

Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на игрушке - 1 балл.

Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на игрушке после стимуляции - 0,5 балла.

Слуховое сосредоточение в единичных случаях - 0,25 балла.

Отсутствие слухового сосредоточения - 0 баллов.

Методика № 2

Цель: выяснить умение ребенка реагировать на звуки разной силы (параметр 5)

Инструкция к выполнению: над головой ребенка размещают звенящую игрушку или звонок. Ребенок в это время находится или в постели, или на руках матери.

Методический комментарий: умение ребенка реагировать на звуки разной силы фиксируется в таблице.

Поворачивает голову на звук, который раздается над ухом. При громком звучании звука вздрагивает - 1 балл.

Поворачивает голову на звук, слышный на ухо, после стимуляции - 0,5 балла.

Не поворачивает голову и глаза к источнику звука - 0,25 балла.

Не реагирует на звук - 0 баллов.

Методика № 3

Цель: выяснить способность ребенка реагировать на голос матери (параметры 6, 8)

Инструкция к выполнению: мама склоняется над ребенком и разговаривает с ним с разной интонацией (ласковой, сердитой, требовательной). Ребенок поворачивает к матери голову и реагирует на ее голос радостно или неспокойно.

Методический комментарий: способность ребенка реагировать на голос матери фиксируется в таблице.

Ребенок реагирует на голос матери - 1 балл.

Ребенок реагирует на голос матери после проведенной стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок прислушивается к голосу матери, но быстро устает - 0,25 балла.

Ребенок не прислушивается и не реагирует на голос матери - 0 баллов.

Методика № 4

Цель: выяснить умение ребенка откликаться на свое имя (параметр 9)

Инструкция к выполнению: мать находится на расстоянии от ребенка и зовет ее по имени. Если ребенок не реагирует, мать заглядывает в глаза ребенку и снова называет ее имя.

Методический комментарий: умение ребенка откликаться на свое имя фиксируется в таблице.

У ребенка развита функция активного внимания и ребенок отзывается на свое имя - 1 балл.

Ребенок отзывается на свое имя после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок иногда отзывается на свое имя - 0,25 балла.

Нет реакции на обращение взрослого - 0 баллов.

Методика № 5

Цель: выяснить умение ребенка воспринимать отдельные инструкции в знакомых звукосочетаниях, которые соответствуют действиям: просьба "дай ручку", "прощай", "ладушки", "принеси", "найди", "залежи", "отдай" (параметры 10 , 11, 13, 16).

Инструкция к выполнению: взрослый обращается к ребенку с просьбой выполнить какое-то действие. Если ребенок не реагирует, нужно усилить свою просьбу нужным жестом.

Методический комментарий: умение ребенка воспринимать отдельные инструкции в знакомых звукосочетаних фиксируются в таблице.

Ребенок отвечает действиями на инструкции взрослого - 1 балл.

Ребенок отвечает действиями на инструкции после стимуляции - 0,5 балла.

Реагирует и не предоставляет действиями на инструкцию в знакомой ситуации - 0,25 балла.

Не реагирует на Речевое обращение взрослого - 0 баллов.

Методика № 6

Цель: выяснить умение ребенка понимать односложные инструкции (параметр 14)

Инструкция к выполнению: играя с ребенком, взрослый предлагает ему покачать куклу или покормить собаку.

Методический комментарий: умение ребенка понимать односложные инструкции фиксируется в таблице.

Ребенок выполняет 5-10 односложных инструкций - 1 балл.

Отвечает действиями на речевые инструкции, но не всегда - 0,5 балла.

Не отвечает на речевые инструкции - 0,25 балла.

Не реагирует на обращение взрослого - 0 баллов.

Методика № 7

Цель: выяснить способность ребенка понимать названия отдельных предметов или игрушек более обобщенно (параметры 12, 15)

Инструкция к выполнению: мать носит по комнате ребенка и просит представить различные предметы или игрушки. Если ребенок не угадывает предмет или игрушку, мама показывает их и говорит, например: "Это стул".

Методический комментарий: способность ребенка понимать названия отдельных предметов или игрушек более обобщенно фиксируется в таблице.

Ребенок понимает названия отдельных предметов или игрушек - 1 балл.

Ребенок понимает названия отдельных предметов, игрушек после стимуляции - 0,5 балла.

Не понимает названия игрушек и предметов обобщенно; в знакомой ситуации отдельные предметы не всегда узнает - 0,25 балла.

Понимание отдельных инструкций - 0 баллов.

4.2. Развитие активной речи

Методика № 1

Цель: выяснить умение ребенка прислушиваться к разным звукам и голосам людей (параметры 1, 3)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33