Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Методический комментарий: умение находить игрушку и тащить ее в рот
фиксируется в таблице.
Ребенок берет первую яркую игрушку, рассматривает ее, ощупывает и
тянет ее в рот - 1 балл.
Ребенок берет игрушку после стимуляции - 0,5 балла.
Берет игрушку, но отвлекается на другой раздражитель - 0,25 балла.
Не имеет интереса к игрушке, не тянет к ней руки, пассивно лежит -
0 баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка двигать ногой и стучать рукой во
время активной бодрости (параметры 6, 7, 8)
Инструкция к выполнению: ребенок лежит на твердой поверхности, мать
наклоняется над ней, разговаривает, проявляя при этом выразительные эмоции.
Ребенок внимательно прислушивается и начинает стучать рукой по поверхности и
покачивать ногой, стучать предметом о предмет и прислушиваться к новым звукам.
Методический комментарий: умение ребенка двигать ногой и стучать рукой во
время активной бодрости фиксируется в таблице.
Ребенок прислушивается к матери и предпринимает активные
двигательные действия и прислушивается к новым звукам - 1 балл.
Ребенок прислушивается к матери, предпринимает активные
двигательные действия после обновленной стимуляции - 0,5 балла.
Проявляет двигательную активность, но действия могут прерываться
посторонними раздражителями - 0,25 балла.
На лице ребенка не проявляются никакие эмоции, не сосредоточивает
свой взгляд на поданном объекте, тянет руку к матери, но сразу ее опускает,
имеет невнятную реакцию на новый предмет - 0 баллов.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка брать в руку мелкие предметы (параметр
9)
Инструкция к выполнению: перед ребенком на столе кладут яркие мелкие
вещи, или в мисочке крупную фасоль. Ребенок протягивает руку, чтобы взять себе
такие яркие предметы.
Методический комментарий: умение ребенка захватывать мелкие предметы пальчиками
фиксируется в таблице.
Берет пальчиками - 1 балл.
Берет пальчиками после стимуляции - 0,5 балла.
Загребает ладонью - 0,25 балла.
Не тянет руку - 0 баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить умение ребенка делать последовательные действия
(параметр 10)
Инструкция к выполнению: ребенку предоставляют различные игрушки,
баночки, шарики. Ребенок должен открыть баночку и закрыть, бросить в баночку
шарик и вытащить его. Перечисленные действия малыш может повторять многократно.
Деятельность малыша начинает носить характер целенаправленных действий.
Методический комментарий: умение ребенка делать последовательные действия
фиксируется в таблице.
Выполнив задание, малыш активно добивается его повторения - 1
балл.
Целенаправленные действия только начинают развиваться - 0,5 балла.
Активная манипуляционно - исследовательская деятельность
отсутствует - 0,25 балла.
Манипуляционная деятельность выражена слабо - 0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить умение ребенка выбрасывать игрушки из кровати
(параметр 11)
Инструкция к выполнению: Ребенок находится в кровати или манеже, где
лежит несколько игрушек. Ребенок манипулирует ими, а потом выбрасывает.
Методический комментарий: умение ребенка выбрасывать игрушки из кровати
фиксируется в таблице.
Выбрасывает игрушки из кровати - 1 балл.
Выбрасывает игрушки после стимуляции - 0,5 балла.
Редко выбрасывает игрушки из кровати - 0,25 балла.
Слабо выражена манипуляционная деятельность 0 баллов.
Методика № 8
Цель: выяснить умение вкладывать один предмет в другой (параметр
12)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут формочки разного размера и
показывают, как вложить один предмет в другой.
Методический комментарий: умение ребенка вкладывать один предмет в другой
фиксируется в таблице.
Вкладывает маленький предмет в большой - 1 балл.
Редко вкладывает предмет в предмет - 0,5 балла.
Делает манипуляционные движения с предметами - 0,25 балла.
Разглядывает предметы - 0 баллов.
3.2. Тактильно-зрительные реакции
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка фиксировать взгляд на неподвижном
предмете (параметры 1, 3)
Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии яркую игрушку, но в поле
зрения ребенка. Фиксировать рассматривает ли ребенок игрушку, или смотрит в
другую сторону. Место игрушки нужно постоянно менять.
Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в
таблице.
Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1
балл.
Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения,
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки - 0,25 балла.
Внимание ребенка не привлекают игрушки, находящиеся перед ней, - 0
баллов.
Методика № 2
Цель: выяснить умение ребенка фиксировать движущийся предмет
(параметры 2, 4)
Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии от ребенка яркую игрушку,
чтобы она была в поле ее зрения, и передвигать ее перед глазами ребенка.
Фиксировать рассматривает ли ребенок игрушку, или смотрит в другую сторону.
Направление движения игрушки надо постоянно менять.
Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в
таблице.
Ребенок рассматривает предметы, которые двигаются - 1 балл.
Ребенок рассматривает предметы, движется после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки, которые
двигаются - 0,25 балла.
Ребенок не фиксирует взгляд на игрушке, что движется, - 0 баллов.
Методика № 3
Цель: выяснить умение ребенка касаться и ощупывать свое тело
(параметры 5, 8)
Инструкция к выполнению: ребенка кладут на ровную поверхность и соединяют
ладони обеих рук, чтобы они могли касаться друг друга.
Методический комментарий: умение ребенка касаться и ощупывать свое тело
фиксируется в таблице.
Ребенок касается своего тела и ощупывает его - 1 балл.
Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок частично и случайно прикасается к своему телу - 0,25
балла.
Ребенок случайно прикасается к своему телу - 0 баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить реакцию ребенка на прекасновенние (параметры 6, 10)
Инструкция к исполнению: в темной комнате мама гладит раздетого ребенка,
касаясь тела различными мягкими клочками, руками и губами
Методический комментарий: реакцию ребенка на прекасновение фиксируют в
таблице.
Ребенок закрывает глаза и показывает удовольствие - 1 балл.
Показывает удовлетворение после многократной стимуляции - 0,5
балла.
Показывает кратковременное удовольствие - 0,25 балла.
Не реагирует или плачет - 0 баллов.
Методика № 5
Цель: выяснить реакцию ребенка на появление мамы или других
близких людей (параметры 7, 14)
Инструкция к выполнению: мама заходит в комнату: - "А я здесь! Ку-ку!
" Ребенок должен радостно реагировать. При появлении других, незнакомых
людей ребенок внимательно их рассматривает.
Методический комментарий: реакция ребенка на появление мамы или других
близких людей фиксируется в таблице.
Ребенок радуется матери и внимательно рассматривает незнакомых
людей - 1 балл.
Ребенок показывает удовлетворение после многократной стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок плачет при появлении чужих людей - 0,25 балла.
Ребенок реагирует на появление матери и других людей одинаково - 0
баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить умение ребенка хватать предмет и тащить его в рот
(параметр 9)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут разные яркие игрушки и
фиксируют, как она их хватает или тянет в рот. Если ребенок не обращает
внимания на игрушку, взрослый сам вкладывает ее в руку ребенка.
Методический комментарий: функция хватание предмета фиксируется в таблице.
Тянется к игрушке, хватает ее двумя руками и тянет в рот - 1 балл.
Тянется к игрушке и берет ее в рот после проведенной стимуляции -
0,5 балла.
Тянется к игрушке, но хватает ее неуверенно - 0,25 балла.
Не тянется к игрушке, не тянет ее в рот - 0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить реакцию ребенка на щекотку (параметр 11, 16)
Инструкция к выполнению: ребенка выкладывают на ровную поверхность и
начинают щекотать.
Методический комментарий: умение ребенка реагировать на щекотку
фиксируется в таблице.
Ребенок реагирует на щекотку - 1 балл.
Ребенок реагирует на щекотку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенку не нравится такая игра - 0,25 балла
Ребенок не реагирует на щекотку - 0 баллов.
Методика № 8
Цель: выяснить умение ребенка выбирать и брать игрушку (параметр
12)
Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают много ярких игрушек и
предлагают взять любую из них.
Методический комментарий: умение ребенка выбирать игрушку фиксируется в
таблице.
Взглядом выбирает игрушку и берет ее в руки - 1 балл.
Берет себе игрушку после стимуляции - 0,5 балла.
Хватает все предметы, но удерживает только один - 0,25 балла.
Не хватает игрушку, не рассматривает, где они лежат - 0 баллов.
Методика № 9
Цель: выяснить умение ребенка переводить взгляд с одной игрушки на
другую (параметр 13)
Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают 2 игрушки и
активизируют к игре.
Методический комментарий: умение ребенка переводить взгляд с одной игрушки
на другую фиксируется в таблице.
Рассматривает две игрушки, переводя взгляд с одной на другую - 1
балл.
Выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.
При зрительном контроле за предметами не может принять сразу две
игрушки, отмечается легкое косоглазие - 0,25 балла.
Не следит за игрушками и не переводит их из рук в руки - 0 баллов.
Методика № 10
Цель: выяснить умение ребенка скрываться и находить (параметр 15)
Инструкция к выполнению: прикрыть платком игрушку, или накрыть платком
отца: - "Найди предмет". Если ребенок не может найти, взрослый
открывает платок: - "Вот где он!"
Методический комментарий: умение ребенка скрываться и находить фиксируется
в таблице.
Ребенок сразу находит предмет и эмоционально на это реагирует - 1
балл.
Ребенок находит предмет после стимуляции и эмоционально на это
реагирует - 0,5 балла.
Не ищет скрытый предмет - 0, 25 балла.
Не проявляет интереса к игрушке - 0 баллов.
Методика № 11
Цель: выяснить умение ребенка находить предметы, которые были спрятаны
у нее на глазах (параметр 17)
Инструкция к выполнению: взрослый прячет предмет на глазах ребенка (может
вложить его в карман).
Методический комментарий: умение ребенка находить предмет фиксируется в
таблице.
Ребенок находит предметы, если видит, куда они попали - 1 балл.
Ребенок находит предмет после стимуляции - 0,5 балла.
Не всегда находит предмет - 0,25 балла.
Не проявляет интереса к игре - 0 баллов.
Методика № 12
Цель: выяснить умение ребенка показывать части тела на себе и
других (параметры 18, 19)
Инструкция к выполнению: ребенка подносят к зеркалу и просят показать
разные части тела в зеркале и на себе, а потом на маме.
Методический комментарий: умение ребенка показывать части тела на себе и
других фиксируется в таблице:
Показывает все части тела - 1 балл.
Показывает части тела после стимуляции - 0,5 балла.
Показывает не все части тела - 0,25 балла.
Смотрит в зеркало и смеется - 0 баллов.
Методика № 13
Цель: выяснить умение ребенка рассматривать книгу и манипулировать
с ней (параметр 20)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут книгу и фиксируют интерес
к ней.
Методический комментарий: умение ребенка рассматривать книгу и
манипулировать с ней фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно разглядывает книгу, царапает ее, стучит по ней
- 1 балл.
Ребенок работает с книгой после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок бросает книгу - 0,25 балла.
Ребенок не проявляет интереса к книге - 0 баллов.
IV. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля
За речевым развитием ребенка первого года жизни
4.1. Слуховые ориентировочные реакции
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка прислушиваться к звукам и
рассматривать предметы (параметры 1, 2, 3, 4, 7, 8)
Инструкция к выполнению: ребенок лежит в своей кроватке, в это время
нужно поднести к ней звенящую игрушку (
колокольчик ).
Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к звукам и
рассматривать предметы фиксируется в таблице.
Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на
игрушке - 1 балл.
Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на
игрушке после стимуляции - 0,5 балла.
Слуховое сосредоточение в единичных случаях - 0,25 балла.
Отсутствие слухового сосредоточения - 0 баллов.
Методика № 2
Цель: выяснить умение ребенка реагировать на звуки разной силы
(параметр 5)
Инструкция к выполнению: над головой ребенка размещают звенящую игрушку или звонок. Ребенок в это
время находится или в постели, или на руках матери.
Методический комментарий: умение ребенка реагировать на звуки разной силы
фиксируется в таблице.
Поворачивает голову на звук, который раздается над ухом. При
громком звучании звука вздрагивает - 1 балл.
Поворачивает голову на звук, слышный на ухо, после стимуляции -
0,5 балла.
Не поворачивает голову и глаза к источнику звука - 0,25 балла.
Не реагирует на звук - 0 баллов.
Методика № 3
Цель: выяснить способность ребенка реагировать на голос матери
(параметры 6, 8)
Инструкция к выполнению: мама склоняется над ребенком и разговаривает с
ним с разной интонацией (ласковой, сердитой, требовательной). Ребенок поворачивает
к матери голову и реагирует на ее голос радостно или неспокойно.
Методический комментарий: способность ребенка реагировать на голос матери
фиксируется в таблице.
Ребенок реагирует на голос матери - 1 балл.
Ребенок реагирует на голос матери после проведенной стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок прислушивается к голосу матери, но быстро устает - 0,25
балла.
Ребенок не прислушивается и не реагирует на голос матери - 0
баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка откликаться на свое имя (параметр 9)
Инструкция к выполнению: мать находится на расстоянии от ребенка и зовет
ее по имени. Если ребенок не реагирует, мать заглядывает в глаза ребенку и
снова называет ее имя.
Методический комментарий: умение ребенка откликаться на свое имя
фиксируется в таблице.
У ребенка развита функция активного внимания и ребенок отзывается
на свое имя - 1 балл.
Ребенок отзывается на свое имя после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок иногда отзывается на свое имя - 0,25 балла.
Нет реакции на обращение взрослого - 0 баллов.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка воспринимать отдельные инструкции в знакомых
звукосочетаниях, которые соответствуют действиям: просьба "дай
ручку", "прощай", "ладушки", "принеси",
"найди", "залежи", "отдай" (параметры 10 , 11,
13, 16).
Инструкция к выполнению: взрослый обращается к ребенку с просьбой
выполнить какое-то действие. Если ребенок не реагирует, нужно усилить свою
просьбу нужным жестом.
Методический комментарий: умение ребенка воспринимать отдельные инструкции
в знакомых звукосочетаних фиксируются в таблице.
Ребенок отвечает действиями на инструкции взрослого - 1 балл.
Ребенок отвечает действиями на инструкции после стимуляции - 0,5
балла.
Реагирует и не предоставляет действиями на инструкцию в знакомой
ситуации - 0,25 балла.
Не реагирует на Речевое обращение взрослого - 0 баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить умение ребенка понимать односложные инструкции
(параметр 14)
Инструкция к выполнению: играя с ребенком, взрослый предлагает ему
покачать куклу или покормить собаку.
Методический комментарий: умение ребенка понимать односложные инструкции
фиксируется в таблице.
Ребенок выполняет 5-10 односложных инструкций - 1 балл.
Отвечает действиями на речевые инструкции, но не всегда - 0,5
балла.
Не отвечает на речевые инструкции - 0,25 балла.
Не реагирует на обращение взрослого - 0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить способность ребенка понимать названия отдельных
предметов или игрушек более обобщенно (параметры 12, 15)
Инструкция к выполнению: мать носит по комнате ребенка и просит
представить различные предметы или игрушки. Если ребенок не угадывает предмет
или игрушку, мама показывает их и говорит, например: "Это стул".
Методический комментарий: способность ребенка понимать названия отдельных
предметов или игрушек более обобщенно фиксируется в таблице.
Ребенок понимает названия отдельных предметов или игрушек - 1
балл.
Ребенок понимает названия отдельных предметов, игрушек после
стимуляции - 0,5 балла.
Не понимает названия игрушек и предметов обобщенно; в знакомой
ситуации отдельные предметы не всегда узнает - 0,25 балла.
Понимание отдельных инструкций - 0 баллов.
4.2. Развитие активной речи
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка прислушиваться к разным звукам и
голосам людей (параметры 1, 3)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|