бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста бесплатно рефераты

2. Играйте с ребенком в игру "догони". Ничего, что малыш еще не очень хорошо ходит - удерживайте его, а затем отпустите, чтобы он немного от вас оторвался, затем "догонят" его, и тут начнется веселая суматоха.

3. Если ребенок начал что-то есть сам - поощряйте это независимо от того, руками он ест или ложкой. Главное, чтобы получал удовольствие от еды.

4. Кормите ребенка за семейным столом. Если семья не может собираться за завтраком или обедом - пригласите пообедать с малышом любимого медвежонка. Пусть малыш покормит вас, мишку, а заодно и себя.

5. В ванной познакомьте малыша со всеми предметами: "Здравствуй, меня зовут Мыльце, я помою твои ручки", "Будь здоров, меня зовут Полотенце. Я вытираю твое личико. Вот так. Вот так ". Малышу будет легче смириться с не очень-то приятными процедурами.

6. Если вы видите, что ребенок-то начал на себя надевать (ботинки, носки или шапку), радостно присоединяйтесь к этому занятию. Не важно, нужно это или нет - отнеситесь к этому занятию, как к игре. Заодно оденьте и медвежонка, и маму. Тренировка поможет малышу лучше справляться с этим непростым делом, а радость игры с мамой может предотвратить такие обычным для этого возраста бегство малыша от сердитой мамы, пытается его одеть.

7. Если мама решила, что малыша уже пора приучать к горшку, пусть это сначала будет веселой игрой с куклой или нашим старым знакомым мишкой. Мама садит на горшок друзей своего малыша и очень радуется. Пусть это же делает и сам ребенок. Очень скоро малыш и сам захочет, чтобы мама порадовалась и его собственным успехам.

8. Когда малыш сидит на горшке, не торопите его, пусть сидит, смотрит книжки или мажет кремом голые колени. Главное для малыша - почувствовать себя комфортно на горшке. Громко радуйтесь, когда горшок удалось использовать по назначению.

II. Эмоционально-социальное развитие

1. Производите ритуал заключения спать на ночь. Выберите мягкую игрушку (мишку, зайку или собачку), которую вы заключать спать вместе с ребенком. Пожелайте "спокойной ночи" игрушке, а потом своему малышу, укроют их и идите из детской комнаты. Можно ввести в ритуал и чтение книги (книгу, уходя, тоже можно оставить в кроватке), и чашку теплого молока или чая. Важно, чтобы ритуал отхода ко сну был постоянным и ожидаемым ребенком, тогда она не будет капризничать и плакать, когда мама или папа идут от его кроватки.

2. Кроме произведенного ритуала, важно соблюдать и время, когда ребенок ложится спать. Для малыша даже один час - очень большой срок. И если взрослые "опаздывают" с укладыванием или пытаются сделать это слишком рано, малыш перестает "понимать", что происходит, и, как следствие, может хуже спать, стать беспокойным и капризным. Особое важным соблюдение режима сна и процедуры заключения спать оказывается для детей со склонностью к судорожным припадкам.

3. Если ребенку нужно от чего оторваться и пойти (из ванны, от игры, от вас - на ночь), играйте в "Будь - пока": "Будь - пока, телевизор!", "Будь - пока, полотенце!", " Будь - пока, тарелочка! ", " Будь - пока, машинка! " ," Будь - пока, папа! ". Пусть ребенок прощается со всеми, а поте м, снова встретив (например, утром), опять со всеми приветствуется.

2. Любой разновидность пряток - очень полезно тренировки умение прощаться и встречаться вновь. Но важно, чтобы оказывалось не очень трудно найти того, кто спрятался, или то, что спрятано. Прячьте конфетки в кармашки, папу за кресло, кубики в кастрюльки! Дети, которые умеют весело играть в прятки, легче расстаются с мамой, если ей нужно куда-то выйти, и смелее заводят новые знакомства.

3. Сделайте трубу из картона и покажите малышу, как у нее можно шептать и кричать, издавая разнообразные и звуки. Пусть сначала послушает ваши, прижав ушко с другой стороны трубы, а потом вы - его, точно так же прижав ухо. Будет этакая "коммуникативная труба".

4. Начинайте пробовать "выводить к людям" малыша. Для годовалого малыша и страшно, и интересно, и полезно иногда бывать, например, в магазине или в кафе. Это не просто для родителей: ведь малыш может с непривычки не очень "хорошо себя вести". Но хорошую услугу может предоставить представления ситуации в виде игры. Например, на прогулке: "Мишка (игрушка, которую вы взяли на прогулку) проголодался, пойдем покормим его в кафе или в большом магазине", "Давай подкатимся/подъедем на коляске, я класть в тележку вещи, а ты будешь рулить и везти их". Возможно, малыш захочет трогать и рассматривать продукты, которые вы покупаете. А дома, вероятно, он захочет участвовать в разложении пакетиков и баночек на кухне. Позвольте ему это, объясняя и, как называются разные вещи: "Это булочка", "Вот колбаска", "Где же наша морковка? "Годовалый малыш не сможет долго находиться в публичных местах, но несколько минут "общественной жизни" в день будут очень полезны для развития его коммуникативных способностей.

5. Если у вашего малыша есть возможность пообщаться со своим ровесником - никогда не отказывайте ему в этом. Взрослым, которые наблюдают за однолетними малышами, кажется, что они вовсе не хотят играться друг с другом. Они ходят, не обращая друг на друга внимание, или толкают друг друга, или отбирают игрушки, или дергают друг друга за волосы. Но они хотят общаться. Просто не умеют. Позвольте им немного поиграться самим, а потом покажите, как еще можно. Качать друг другу мячик или машинку; строить башню, поочередно ставя кубик на кубик; вместе прыгать, взявшись за руки с мамой; меняться игрушками, а потом - выпить чашку чая с печеньем за одним столом.

6. Позвольте малышу и его друзьям играться с большим картонным ящиком (как из-под телевизора).В этот ящик, лежащий на боку, можно положить несколько игрушек и показать ребенку, как ему скрываться. У малыша будет домик. Когда он в него залезет, говорите: "До свидания! Будь-пока! И спрашивайте: "Кто-кто в домике живет?" И громко удивляйтесь и радуйтесь, когда малыш появляется из домика. Эта игра поможет ему понять, что он может оставлять маму, а затем к ней возвращаться. Об этом чувства он вспомнит, когда начнет утром идти в садик и ждать возвращения домой.

III. Познавательное развитие

1. Дайте ребенку несколько пустых коробок из-под сока, покажите, как поставить коробки друг на друга. То же самое проделайте с кубиками, с закрытыми стаканчиками из-под сметаны, с книгами. Одни башни будут более устойчивыми, другие - менее. Не беспокойтесь, если на первых порах ребенку больше понравится разрушать их, а не строить.

2. Так же, как и башни, стройте поезда. Друг за другом можно выстраивать в ряд не только кубики, но и машинки, и куколок - в очередь, и мамины туфли, и журналы, и игральные карты. Ребенок строит поезда или дороги, а мама может подсказать, как дальше использовать дорогу из журналов или куда поедет поезд с туфель.

3. Игра в машинки становится громче и разнообразнее. Машинки могут скрываться, гоняться друг за другом, ездить по папе, маме, самому малышу, мебели. Когда машинки скрываются - радуемся, как в обычных тайниках, когда гоняются - громко рычат моторами "др-др-ррр!" или "дж-ж-ж!", а также сталкиваются и падают "ба-бах!". А когда машины ездят по мебели и частях тела, сообщаем малышу, как все это называется "Ура, мы заехали на стол!", "А сейчас - по серванта ..." , " Это - папина спина, это - папина нога .. ... ".

4. Играться с куклой или мягкой игрушкой нужно начинать маме. Малыш очень полюбить эту игру, но начать он ее пока не может. Мама качает куклу, показывает, как она его жалеет, укладывает спать, говорит ее голосам: "Привет! Давай мыть руки (и т.п. )...", а затем предлагает малышу сделать то же самое, помогает ему. Скоро малыш научится быть мамой своему мишке, а мишка станет для него утешителем, когда мамы нет рядом.

5. Начиная обучать ребенка чему-то новому, предлагая новую пищу или новую одежду, проигрывайте новые обстоятельства с помощью любимой куклы, уговаривая ее и отвечая ее голосом. Ребенку будет гораздо легче присоединиться к другу, чем проходить новый путь самому.

6. Среди игрушек годовалого малыша могут появиться простейшие головоломки - это так называемые ящики Монтессори или доски форм. Но можно их сделать и самим:

а. В крышке большой банки из-под растворимого кофе прорезается отверстие, в которое как раз проходит кубик или теннисная шарик (а до конца года - можно и оба отверстия в одной крышке).Мама показывает малышу, как повернуть кубик, чтобы он упал в банке. Пусть он тренируется и собирается есть кубики и шарики в такое ведерко с крышкой.

б. В крышке маленькой кофейной банки сделайте несколько отверстий, в которые малыш сможет вставлять карандаши. Вытаскивать и снова вставлять. Эта головоломка не так уж и проста для малыша. Радуйтесь и хвалите его, когда у него получится! И, конечно, помогайте, направляя его руку.

в. Возьмите две бутылки с отверстиями разного диаметра и разного размера пуговицы, куколки из "киндер - сюрприза" или другие маленькие предметы, такие, чтобы одни входили в одну бутылку, а другие - в другую. Покажите малышу, как интересно и весело раскладывать их по бутылкам. Начинайте сортировать.

IV. Развитие речи

1. Рассказывайте малышу короткие стишки - занятия со звуками, которые он у же активно использует. Очень много существует потешек, прибауток и детских стихов. Можно использовать те, которые вы слышали от своих мам и бабушек, можно придумывать свои. Главное - создавать для малыша ситуацию, когда он произносить последние склады ритмичного стихотворения вместе с вами.

2. Кроме внятного и четкого родной речи, используйте в играх детские "слова", которые озвучивают происходящее вокруг. Покажите, что машинка едет "бр-р-р", мячик скачет "оп, оп!", Кубик упал "бух!", Малыш идет "топ, топ, топ!" Паровозик "ту-ту-ту! ", трактор" др-др-др! ", пистолет стреляет" бах! ", зайчик в пав" ой! "и др. Научите малыша озвучивать все свои игры.

3. Пойте детские простые песенки, мелодичные настолько, чтобы ребенок мог присоединиться к вам и говорить нараспев "а-а-а!" в такт вашей песенке.

4. Не приставайте часто к ребенку с требованиями типа: "Скажи мама", "Скажи: дай". Чтобы малыш больше говорил, попытайтесь не "понимать" его. Например: ребенок говорит: "Би-би". Мама знает, что "би-би" - это машинка на полке с игрушками. Но она не "знает", что малыш хочет поиграть с машинкой или поговори ты о ней. И мама говорит: "Да, би-би, машинка на полке" - и смотрит на малыша. Тот начинает ерзать и хныкать: "У, у!". Мама: "А, ты хочешь, чтобы я дала тебе машинку би-би! Дай-дай? "Малыш, соглашаясь, говорит: "Би-би!". Вот какая долгий разговор, который бы не вышла, если бы мама сразу все поняла.

5. Просите ребенка о помощи, например, что-то принести из другого конца комнаты, а потом и из соседней комнаты. Конечно, это должен быть предмет, который ребенок видела, трогала и слышала о нем раньше. Проще всего начать с игрушек, но постепенно расширяйте диапазон своих просьб.

6. Играйте в игры с выбором: положите перед ребенком две (а потом три) вещи (игрушки, одежда, предметы для рисования, посуда и др.) и попросите малыша дать вам один из них, назвав ее. Таким образом он будет учиться и новым словам, и решению проблем выбора.

V. Экологический развитие

9.                Обращайте внимание ребенка на звуки за окном (гудение ветра, пение птиц, раскаты грома, лай собак, мяуканье кошки), прислушайтесь к ним внимательно.

10.           Обращайте внимание ребенка на яркое солнышко, на облако на небе, на зеленую травку. Пусть ребенок внимательно все это рассмотрит.

11.           Подойдите к шиповнику и коснитесь пальчиком ее колючки. Разъясните ребенку, что можно уколоться и будет больно.

12.           Предлагайте назвать даже сокращенным словам знакомых животных (бака - собака, зяка - заяц), или действия ( "на-на-на" - мама звала собаку, "кап-кап-кап" - дождик капал, "Леп-Леп-Лепы" - девочка шла по луже.)

13.           Нагрибайте совочком снег или песок в ведерко, перенос его в другое место и высыпайте.

14.           Поливайте лейка цветочки вместе с ребенком, дайте ему подержать пустую лейка самостоятельно.

15.           Предлагайте дать косточку собаке, крошки хлеба птичкам, кусочек колбаски котенку.

VI. Художественно-эстетическое развитие

7.                Рассматривайте иллюстрации, рисунки, произведения народного декоративного искусства. Дайте возможность ребенку рассматривать и обследовать прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на звучание и прочность.

8.                Слушайте народную музыку и песни, песни, колыбельные, звуки музыкальных инструментов. Предлагайте отгадать, какой инструмент звучит (гитара, барабан, пианино или дудочки).

9.                Танцуйте вместе с ребенком во время звучания музыки.

10.           Читайте книги и поддерживайте желание повторять звуки и слова, различает характерную тональность голоса при чтении. Побуждайте ребенка к опрятно обращения с книгой.

11.           Рисуйте вместе с ребенком карандашами, красками, мелом. Ознакомьте ее с приемами работы с карандашом, кисточкой, мелом.


3.4.2 Индивидуальная комплексная абилитационная программа развития ребенка второго года жизни (1 год 6 мес.-2 года)

Требования к условиям воспитания. Предлагайте ребенку есть разнообразные блюда, выбирать среди них любимые. Совершенствуйте умение ребенка садиться на стул, пить из чашки, держать ее обеими руками, аккуратно есть ложкой. Находитесь в убранном помещении с чистым воздухом. Делайте гигиенические и закаливающие процедуры: воздушные ванны, сон на свежем воздухе, обтирания и обливания водой, купания, ходьба босиком и обнаженным. Обращайте внимание на чистоту предметов, игрушек, одежды. Сразу устраняйте признаки загрязнения тела, одежды, вещей, с которыми ребенок контактирует. Своевременно меняйте мокрые штанишки.

Определите для ребенка безопасную, интересную, развивающую предметно-игровую среду. Организуйте деятельность таким образом, чтобы он интенсивно узнавал окружающий предметный, природный и социальный мир. У ребенка должен быть уголок с игрушками разного размера, различные формы, цветовой гаммы и фактуры. В углу должны быть детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, свирель, дудочка) и изобразительные материалы (листы, мел, кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, глина). Ребенок должен иметь свою маленькую детскую библиотеку и фонотеку. Продолжительность игр-занятий не должен быть длиннее 7-8 минут.

И. Физическое развитие

8.                Выходите на улицу и ищите себе предметы, по которым нужно перейти (ручеек, палочка, камень). Предложите ребенку представить, что он цапля, которая ходит по болоту. Следите, чтобы ребенок поднимала высоко колени. Можно перечислить предметы, которые она переступает.

9.                Прополз с ребенком по комнате в другую комнату, куда пошла кошечка. Представьте при этом себя кошкой или собачкой.

10.           Предлагайте малышу бросить мячик двумя руками сначала в пластмассовую большую миску, находящейся на расстоянии около одного метра, потом в корзину, затем в коробку из-под торта или папе ботинок.

11.           Поиграйте с малышом в мыльные пузыри. Ребенок раздувает мыльные пузыри, поднимает руки вверх, прыгает и кричит "Ура"; когда пузырьки исчезают, прячет руки за спину и говорит: "Нет".

5. Составьте в сумку разные старые вещи, закройте ее и передайте малышу. Ребенку нужно открыть на сумке крючок, извлечь из нее по одной вещи и передать взрослому, который стоит справа. Затем повторите игру, но взрослый будь слева.

II. Эмоционально-социальное развитие

3.                Чаще рассматривайте в альбоме фотографии, показывая, где мама, где папа, где бабушка, где дедушка.

4.                Ежедневно выходите на прогулку в парк и предлагайте малышу поиграть в песке с другими детьми, а когда собираетесь домой, не забудьте собрать свои вещи в сумочку.

5.                Попросите ребенка подмести пол и вытереть пыль, постучать молоточком по гвоздике (игра "Маленький строитель", в которой все детали деревянные).

6.                Малышу будет очень интересно корчить разные гримасы перед зеркалом (выдвинуть языка, покривляться, поднять брови) и изменять выражение лица (веселое, сердитое, печальное).

7.                Во время похода в кукольный театр внимательно смотрите спектакль и вместе с малышом радостно хлопайте ладонями, когда это потребуется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33