Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Методический комментарий: умение ребенка захватывать мелкие предметы
фиксируется в таблице.
Берет пальчиками - 1 балл.
Берет пальчиками после стимуляции - 0,5 балла.
Загребает ладонью - 0,25 балла.
Не тянет руку - 0.
Методика № 6
Цель: выяснить наличие манипуляционных умений с игрушками
(параметры 9, 14, 15)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут погремушку, машинку, банку
с крышкой. Взрослый показывает, что можно с ними делать.
Методический комментарий: умение ребенка манипулировать с игрушками
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно манипулирует с игрушками: трясет, стучит,
колышет - 1 балл.
Ребенок манипулирует после стимуляции - 0,5 балла.
С интересом касается игрушек - 0,25 балла.
Не проявляет интереса к игре - 0.
Методика № 7
Цель: выяснить умение ребенка работать с книгой (параметр 16)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут книгу с яркими страницами.
Взрослый показывает, как можно листать страницы.
Методический комментарий: умение ребенка перелистывать страницы книжки
фиксируется в таблице.
С интересом листает страницы сразу по 2-3, если страницы тонкие, и
по одной, если страницы толстые - 1 балл.
Перелистывает страницы после стимуляции - 0,5% балла.
Трясет книгой и стучит по ней - 0,25 балла.
Не реагирует на задание - 0.
Методика № 8
Цель: выяснить умение ребенка держать в руке карандаш (параметр
17)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут карандаш и чистый лист.
Если ребенок не поняла задачу, цвета дают в руки ребенку. Фиксируется, сможет
ли ребенок рисовать карандашом.
Методический комментарий: умение ребенка удерживать карандаш и рисовать
фиксируется в таблице.
Ребенок держит карандаш и пытается рисовать - 1 балл.
Ребенок рисует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок берет карандаш, но он все время выпадает из рук - 0,25
балла.
Ребенок внимательно смотрит, как взрослый рисует карандашом - 0.
1.3. Развитие артикуляционной моторики
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка смыкать губы (вариант 1)
Инструкция к выполнению: Во время кормления следить, чтобы ребенок
плотно захватывал сосок матери или соску губами и молоко не выливалось.
Методический комментарий: Умение ребенка сжимать губы во время сосания
фиксируется в таблице.
Плотно захватывает губами сосок - 1 балл.
Плотно захватывает после стимуляции - 0,5 балла.
Молоко подтекает с одной стороны, ребенок может похлебнуться -
0,25 балла.
Ребенок не может сосать - 0.
Методика № 2
Цель: выяснить положение языка ребенка (параметры 2, 4)
Инструкция к выполнению: ребенок лежит на твердой ровной
поверхности. Взрослый следит за положением языка во рту во время сосания, во
время крика, во время разговора с ребенком.
Методический комментарий: форма и положение языка фиксируется в таблице.
Кончик языка имеет четкие контуры и лежит посередине рта - 1 балл.
Язык лежит посередине рта, но кончик не дрожит только после того,
как по нему похлопали ложечкой - 0,5 балла.
Кончик языка напряженный и отклоняется вправо или влево, нужна
длительная стимуляция - 0,25 балла.
Язык вялый, кончик языка не выражен, дрожит, все рефлексы быстро
истощаются - 0.
Методика № 3
Цель: выяснить активность мимических мышц ребенка (параметры 3, 5,
6, 11)
Инструкция к выполнению: взрослый наклоняется над ребенком и начинает с
ним разговаривать, поглаживать кусочками мягкой ткани лица, дотрагивается к нему.
Методический комментарий: мимические реакции малыша фиксируется в таблице.
Ребенок проявляет резкое оживление мимики - 1 балл.
Ребенок проявляет мимическую активность после стимуляции - 0,5
балла.
Слабая мимическая активность, изо рта течет слюна - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует даже на тактильные стимулы - 0.
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно есть (параметры 7, 8,
10, 14)
Инструкция к выполнению: 1.Взрослый касается губ малыша маленькой
ложечкой с пищей. Можно немного постучать ложечкой по верхней и нижней губе,
если ребенок не поймет, что делать (параметры 7,8) 2. Взрослый дает ребенку
корку хлеба (параметры 10, 14)
Методический комментарий: умение самостоятельно кушать и работа
жевательных мышц фиксируется в таблице.
Ребенок активно делает жевательные движения - 1 балл.
Ребенок жует после стимуляции - 0,5 балла.
Жует, но пища выпадает изо рта - 0,25 балла.
Не жует - 0.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно пить из чашки
(параметры 9, 12)
Инструкция к выполнению: ребеноку подносят чашечку с водой и,
поддерживая руками, прижимают ее к нижней губы. Если глотание не получается, можно
прижать чашечку до языка, или капнуть из пипетки капельку водички на язык.
Методический комментарий: умение самостоятельно пить и делать глотательные
движения фиксируется в таблице.
Самостоятельно пьет из чашки с поддержкой и без поддержки
взрослого - 1 балл.
Пьет из чашки после стимуляции - 0,5 балла.
Пытается пить, но водичка выливается изо рта - 0,25 балла.
Не может сделать глотательные движения из чашки - 0.
II. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля
за эмоционально-социальным развитием ребенка первого года жизни
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка вступать в контакт со взрослым
(параметр 1)
Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок лежит в своей постели.
Мать наклоняется над ней и тихонько что-то рассказывает. Ребенок останавливает
на ней свой взгляд, появляется реакция сосредоточения и первая улыбка.
Методический комментарий: умение ребенка вступать в контакт со взрослым
фиксируется в таблице.
В ответ на ласковый голос появляется сосредоточения и первая
улыбка - 1 балл.
Первая улыбка появляется после стимуляции - 0,5 балла.
Появляется только попытка улыбнуться - 0,25 балла.
При общении со взрослым не появляется соответствующая улыбка - 0.
Методика № 2
Цель: выяснить присутствие положительного эмоционального фона у
ребенка (параметр 2)
Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок, находящийся в состоянии
биологического комфорта, имеет положительный эмоциональный фон настроения.
Методический комментарий: наличие положительного эмоционального фона
ребенка фиксируется в таблице.
Ребенок имеет интонационную выразительность голосовых реакций,
радостно оживляется на ласковый голос матери, сопровождающейся улыбкой, широким
открытием и блеском глаз - 1 балл.
Появление улыбки после длительной стимуляции - 0,5 балла.
Кратковременные позитивные проявления - 0,25 балла.
Устойчивое преобладание отрицательных эмоций над положительными -
0 балла.
Методика № 3
Цель: выяснить умение ребенка активизироваться во время купания
(параметры 3, 10, 13)
Инструкция к выполнению: ребенка кладут в ванночку с теплой водой,
бросают туда яркую игрушку и начинают купать.
Методический комментарий: умение ребенка активизироваться во время купания
фиксируется в таблице.
Ребенок бьет ножками по воде, отталкивается в ванне, хлопает рукой
по воде, толкает игрушку - 1 балл.
Ребенок делает активные движения в воде после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок спокойно лежит в воде - 0,25 балла.
Ребенок боится воды и плачет - 0 баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка успокаиваться под воздействием
взгляда и голоса матери (параметр 4)
Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок находится в своей кровати
и плачет, мать склоняется над ней и начинает спокойно разговаривать или петь
нежную песенку, может показать игрушку, и ребенок успокаивается.
Методический комментарий: умение ребенка успокаиваться под воздействием
взгляда и голоса матери фиксируется в таблице.
Ребенок сразу успокаивается под влиянием голоса и взгляда - 1
балл.
Ребенок не сразу успокаивается - 0,5 балла.
Ребенок становится более спокойной, но продолжает плакать - 0.25
балла.
Сытый и сухой ребенок продолжает кричать - 0 балла.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка играть погремушкой (параметры 5, 12)
Инструкция к выполнению: ребенок находится в своей постели или на руках у
матери. Перед ней лежит погремушка, которую ребенок пытается схватить и
потрясти.
Методический комментарий: умение ребенка играть погремушкой фиксируется в
таблице.
Ребенок активно трясет погремушкой - 1 балл.
Ребенок трясет погремушкой после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок трясет погремушкой, но оно выпадает из рук - 0,25 балла.
Ребенок не пытается играть погремушкой - 0 баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить умение ребенка разглядывать свою руку при игре
(параметр 6)
Инструкция к выполнению: ребенок лежит на ровной поверхности или сидит в
манеже и играется игрушкой. Взрослый берет руки ребенка и соединяет их
ладонями. Можно надеть на ручку носочки или привязать на пальчик яркую ленту.
Методический комментарий: умение ребенка разглядывать свою руку при игре
фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом рассматривает свою руку - 1 балл.
Ребенок рассматривает свою руку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно рассматривает свою руку - 0,25 балла.
Ребенок не интересуется своей рукой, а смотрит в другую сторону -
0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить умение ребенка напрягать свое тельце, когда ее
пытаются поднять (параметр 11)
Инструкция к выполнению: ребенок лежит на своем месте, а взрослый
подходит и поднимает ее на руки.
Методический комментарий: умение ребенка напрягать свое тельце фиксируется
в таблице.
Ребенок напрягает свое тельце, когда видит, что его пытаются
поднять - 1 балл.
Ребенка напрягает свое тельце, когда видит, что ее пытаются
поднять после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не сразу понимает, что с ней пытаются сделать - 0,25
балла.
Тело ребенка мягкое и голова не держится - 0 баллов.
Методика № 8
Цель: выяснить реакцию ребенка на новое лицо и умение
дифференцировать людей на своих и чужих (параметры 14, 17, 26, 29)
Инструкция к исполнению: в комнату заходят знакомые (близкие
родственники) и незнакомые люди (гости). Ребенок внимательно их рассматривает и
реагирует на своих оживлением, а при появлении чужих возникает реакция страха.
Методический комментарий: реакция ребенка на новое лицо и умение
дифференцировать людей на своих и чужих фиксируется в таблице.
Ребенок реагирует на своих оживлением и отличает своих от чужих -
1 балл.
Ребенок реагирует на своих оживлением и отличает своих от чужих
после стимуляции - 0,5 балла.
Слабо выражена ориентировочная реакция на новое лицо - 0,25 балла.
Не интересуется окружающими - 0 баллов.
Методика № 9
Цель: выяснить способность ребенка к совместной игровой
деятельности (параметры 15, 16, 24, 30, 32)
Инструкция к выполнению: взрослый эмоционально играет с ребенком
игрушками, сопровождаемый яркими эмоциями ребенка, разными голосовыми
реакциями, смехом. Ребенок стучит ножкой и бьет ладонью по столу во время игры,
радостно отвергает игрушки, многократно по просьбе взрослых повторяет игру
"Ку-ку", "Пока - пока", повторяет все за действиями
взрослого т.д.
Методический комментарий: способность ребенка к совместной игровой
деятельности фиксируется в таблице.
Ребенок стремится к совместной игровой деятельности и повторяет
все за взрослым - 1 балл.
Ребенок общается со взрослым после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно играет со взрослым в активные эмоциональные
игры и не всегда повторяет действия взрослого - 0,25 балла.
Ребенка не привлекают активные игры - 0 баллов.
Методика № 10
Цель: выяснить способность ребенка использовать во время игры
листок бумаги или шнурок, чашку или кубик для комбинированной игры (параметры
18, 25, 22).
Инструкция к выполнению: ребенку дают листок бумаги, который она радостно
мнет и пытается порвать или взять в рот; дают банка, в которой через дырочку в
крышечке надо вытащить шнурок; наматывают шнурок на пальчик, чтобы ребенок его
размотала, дают мисочку, в которую надо сложить кубики и т.п. Ребенок с
радостью выполняет эти упражнения.
Методический комментарий: способность ребенка использовать во время игры листок
бумаги или шнурок и другие предметы фиксируется в таблице.
Ребенок сосредоточенно выполняет все упражнения - 1 балл.
Ребенок выполняет упражнения после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает выполнять упражнения, но быстро отвлекается -
0,25 балла.
Ребенок отталкивает все предметы или не реагирует на них - 0
баллов.
Методика № 11
Цель: выяснить интерес ребенка к своему изображению в зеркале
(параметры 19, 27)
Инструкция к выполнению: ребенка подносят к зеркалу или ставят на
тумбочку перед зеркалом. Ребенок начинает разглядывать в отражение, тянуть к
нему ручки и играть с ним.
Методический комментарий: интерес ребенка к своему изображению в зеркале
фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно рассматривает себя в зеркале, тянет к нему
ручки и пытается играть - 1 балл.
Ребенок рассматривает себя в зеркале, тянет к нему ручки и
пытается играть после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок рассматривает себя в зеркале, но отворачивается и
отвлекается другими раздражителями - 0,25 балла.
Не интересуется окружающим - 0 баллов.
Методика № 12
Цель: выяснить старания ребенка привлечь к себе внимание взрослого
(параметры 20, 23)
Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком, но вдруг отходит от
нее. Ребенок начинает тянуть к нему руки, пытается привлечь его внимание
криками.
Методический комментарий : старания ребенка привлечь к себе внимание
взрослого фиксируется в таблице.
Ребенок проявляет активное старания привлечь внимание взрослого -
1 балл.
Ребенок проявляет старания привлечь внимание взрослого после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок проявляет старания привлечь внимание взрослого не
эмоционально и не долговременно - 0,25 балла.
Ребенок не проявляет интереса к общению со взрослым - 0 баллов.
Методика № 13
Цель: выяснить способность ребенка понимать запрет (параметр 21)
Инструкция к выполнению: когда ребенок собирается бросить книгу или
чашку, взрослый говорит: "Не делай этого!". Ребенок слушается.
Методический комментарий: способность ребенка понимать запрет фиксируется
в таблице.
Ребенок слушается взрослых - 1 балл.
Ребенок начинает понимать запрет после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не всегда слушается взрослых - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на взрослых - 0 баллов.
Методика № 14
Цель: выяснить умение ребенка держать чашку при поении (параметр
31)
Инструкция к выполнению: ребенку дают чашку - непроливайкау с соком или
водичкой.
Методический комментарий: умение ребенка держать чашку при поении
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно держит чашку - 1 балл.
Ребенок держит чашку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок держит чашку с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок не держит чашку и выпускает ее из рук - 0 баллов.
III. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
познавательным развитием ребенка первого года жизни
3.1. Соотношение сна и бодрствования
Методика № 1
Цель: выяснить отношение сна к активной деятельности ребенка
(параметры 1,2)
Инструкция к выполнению: зафиксировать, сколько ребенок спит, когда он
сухой и накормлен, и какое время ребенок может играть.
Методический комментарий: соотношение сна и активной деятельности
фиксируется в таблице.
Сытый и сухой ребенок засыпает не сразу, а что-то рассматривает,
прислушивается - 1 балл.
Активная бодрость кратковременная (редко в состоянии бодрости ищет
предметы для рассматривания), или спокойная бодрость вместо активной - 0,5
балла.
Нечеткий ритм сна и бодрствования или неполноценная бодрость -
0,25 балла.
Ритм сна и бодрствования не устанавливается: очень трудно
разбудить для кормления, или не спит, или постоянно кричит - 0 балл.
Методика № 2
Цель: выяснить умение ребенка разглядывать предметы во время
бодрствования (параметр 3)
Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии яркую игрушку, чтобы она
была в поле зрения ребенка. Фиксирует или рассматривает ребенок игрушку,
смотрит в другую сторону. Место игрушки надо постоянно менять.
Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в
таблице.
Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1
балл.
Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения, после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки - 0,25 балла.
Внимание ребенка не привлекают игрушки, находящиеся перед ней. - 0
баллов.
Методика № 3
Цель: выяснить умение ребенка находить игрушки и тянуть их в рот,
как проявление активной познавательной деятельности (параметры 4,5)
Инструкция к выполнению: держать ребенка на коленях. Перед ним положить
яркие, звенящие игрушки (погремушка).
Если ребенок не смотрит на них, нужно привлечь ее внимание, постучав игрушкой о
стол и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|