Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Инструкция к выполнению: ребенок лежит в своей постели, поднести к ней
яркую звенящую игрушку или, наклонившись
над ребенком, поговорить с ней.
Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к звукам и голоса
людей фиксируется в таблице.
Ребенок поворачивает голову и прислушивается. Появляется
кратковременное, а позже длительное сосредоточение на звуках - 1 балл.
Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на
звуках после стимуляции - 0,5 балла.
Слуховое сосредоточение в единичных случаях, но быстро устает -
0,25 балла.
Отсутствие слухового сосредоточения - 0 баллов.
Методика № 2
Цель: выяснить умение ребенка по-разному кричать при различных
ситуациях (при голоде, при неудобствах, если болит живот, когда хочет общения и
привлечь к себе внимание) (параметры 2, 6, 11)
Инструкция к выполнению: обращать внимание на характер крика в отдельных
жизненных ситуациях.
Методический комментарий: умение ребенка по-разному кричать при различных
ситуациях фиксируется в таблице.
Крик набирает инструментального характера, характеризует тип
интонации (плачущие, просительные вокализации), что указывает на качественные
изменения психики - 1 балл.
Иногда появляется интонационный крик - 0,5 балла.
Однотипный тихий крик - 0,25 балла.
Отсутствие крика, вместо крика выражение недовольства на лице - 0
баллов.
Методика № 3
Цель: выяснить способность ребенка к гулению (параметры 4, 9)
Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок способен к общению.
Протяженные голосовые реакции в сочетании с согласными представляют собой
начальное гуление (гуканье), которое позже превращается в певуче гуление.
Методический комментарий: способность ребенка к гулению фиксируется в
таблице.
Голосовые реакции представляют начальное гуление (гуканья), затем
появляется гуление с цепочками звуков - 1 балл.
Маловыразительный крик или начальное гуление, не всегда
проявляется в процессе контакта - 0,5 балла.
Слабо выраженное гуление или плач - 0,25 балла.
Отсутствует гуление или начальные краткие гласные звуки 0 баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка реагировать на общение улыбкой или
громким смехом (параметры 5, 7)
Инструкция к выполнению: мама общается с ребенком и смешит его. В
состоянии комфорта ребенок смеется.
Методический комментарий: умение ребенка реагировать на общение улыбкой
или громким смехом фиксируется в таблице.
Ребенок с удовольствием улыбается или радостно смеется - 1 балл.
Ребенок с удовольствием улыбается или радостно смеется после
стимуляции - 0,5 балла.
Недостаточность интонационных проявлений - 0,25 балла.
Ребенок не смеется и не улыбается - 0 баллов.
Методика № 5
Цель: выяснить желание ребенка подавать голос при появлении
взрослого (параметры 8, 10)
Инструкция к выполнению: ребенок спокойно находится в своей постели.
Появляется взрослый и радостно говорит, обращаясь к ребенку: - "А вот и
я!"
Методический комментарий: желание ребенка подавать голос при появлении
взрослого фиксируется в таблице.
Ребенок с радостью начинает общаться со взрослым - 1 балл.
Ребенок с радостью начинает общаться со взрослым после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок не активно реагирует на появление взрослого и неохотно
начинает общаться - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на появление взрослого - 0 баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить умение ребенка говорить цепочки складов (лепет)
(параметры 12, 13, 14, 16)
Инструкция к исполнению: в процессе общения со взрослым у ребенка
появляются цепочки складов, взрослый стремится повторять за ребенком.
Методический комментарий: умение ребенка говорить цепочки складов
фиксируется в таблице.
Лепет появляется постоянно в ответ на общение с взрослым - 1 балл.
Малоактивный лепет или лепет без четкой интонационной
выразительности - 0,5 балла.
Редко ехолалично(многоразовое повторение одного итого же
услышанного звука или слова) ребенок повторяет цепочки звуков - 0,25 балла.
Отсутствие лепет - 0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить умение ребенка выражать удовольствие при завладении
необходимым предметом (параметр 15)
Инструкция к исполнению: любимая игрушка лежит на расстоянии и ребенок
старается ее достать. После достижения цели ребенок громко восклицает различные
звукосочетания и возгласы ( "ах!", "Ух!", "Ой!",
"Ай!")
Методический комментарий: умение ребенка выражать удовольствие при
достижении необходимого предмета фиксируется в таблице.
Малыш подражает звуки, склады, возгласы - 1 балл.
Бедность проявлений - 0,5 балла.
Отсутствие лепечущих звукосочетаний в значении слова при
проявлении удовлетворенности - 0,25 балла.
Отсутствие реагирования на действие - 0 баллов.
Методика № 8
Цель: выяснить умение ребенка произносить слова (параметры 17, 18,
20)
Инструкция к выполнению: мама рассматривает с малышом картинки, или
поднимает его к знакомым людям и повторяет за ребенком простые слова
"мама, дядя, бабушка, папа".
Методический комментарий: умение ребенка произносить слова фиксируется в
таблице.
Ребенок говорит 5-6 лепечущих слов, соотносит их с лицами и
предметами - 1 балл.
Ребенок говорит 1-2 лепечущих слов - 0,5 балла.
Фрагментарный лепет, своеобразие звукового состава - 0,25 балла.
Отсутствие или неполноценность составляющих цепочек - 0 баллов.
Методика № 9
Цель: выяснить умение ребенка прислушаться к произношению новых и
знакомых слов, употребление слов, понятных только маме (параметры 19, 21)
Инструкция к выполнению: мама, общаясь с ребенком, повторяет его слова в
радостной, утвердительные и вопросительной интонации, чем побуждает его на
активный разговор.
Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к произношению
новых и знакомых слов, употребление слов, понятных только маме, фиксируется в
таблице.
Ребенок внимательно вглядывается в лицо матери и повторяет новые
или знакомые слова - 1 балл.
Ребенок внимательно вглядывается в лицо матери и повторяет новые
или знакомые слова после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок иногда повторяет слова - 0,25 балла.
Ребенок не повторяет слова - 0 баллов.
V. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
экологическим развитием ребенка первого года жизни
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка координировать движения и пытаться
дотянуться до объекта (параметры 1, 2, 3, 7)
Инструкция к выполнению: мать держит ребенка на руках, а он медленно
поворачивается в разные стороны, хорошо ориентируется в окружающем
пространстве, выбирает себе объект и пытается дотянуться до него.
Методический комментарий: умение ребенка координировать движения и
пытаться дотянуться до объекта фиксируется в таблице.
Ребенок рассматривает все вокруг и спокойно тянется к листьям или
цветочкам, которые хочет сорвать - 1 балл.
Ребенок рассматривает все вокруг и спокойно тянется к объекту
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не может выполнить упражнение, но старается проявить
двигательную активность - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на окружающее - 0 баллов.
Методика № 2
Цель: выяснить умение ребенка наблюдать за действиями взрослых
(параметр 4)
Инструкция к выполнению: ребенок наблюдает, как взрослые кормят домашних
животных и ухаживают за комнатными и садовыми растениями.
Методический комментарий: умение ребенка наблюдать за действиями взрослых
фиксируется в таблице:
Ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослых - 1 балл.
Ребенок наблюдает за действиями взрослых после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок кратковременно наблюдает за действиями взрослых - 0,25
балла.
Ребенок не реагирует на то, что делают взрослые - 0 баллов.
Методика № 3
Цель: выяснить умение ребенка находить источник природных звуков
(параметр 5).
Инструкция к выполнению: ребенок прислушивается, как жужжит муха, как
льется вода, как гремит гром, лает собака и т.д.
Методический комментарий: умение ребенка находить источник природных
звуков фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно прислушивается к разным звукам и пытается
увидеть их источник - 1 балл.
Ребенок прислушивается к разным звукам после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок кратковременно прислушивается к разным звукам - 0,25
балла.
Ребенок не проявляет внимания к тому, что происходит вокруг - 0
баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить интерес ребенка к знакомству с различными овощами и
фруктами (параметры 6, 10, 11)
Инструкция к выполнению: ребенок держит яблоко и пытается его понюхать,
постучать, пощупать, откусить. Те же действия можно предложить с другими
овощами и фруктами.
Методический комментарий: интерес ребенка к знакомству с различными
овощами и фруктами фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом изучает яблоко - 1 балл.
Ребенок с интересом изучает яблоко после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок некоторое время удерживает яблоко, а потом его отбрасывает
- 0,25 балла.
Ребенок не проявляет интереса к исследовательской деятельности - 0
баллов.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка реагировать на вопрос взрослого
(параметры 8, 9)
Инструкция к выполнению: мама держит ребенка на руках на улице или
рассматривает с ним картинки или игрушки дома и спрашивает его: - "Где
собака? Как собака разговаривает? ", " Где цветочек? Как цветочек
пахнет? " Малыш показывает на картинки или предметы и воспроизводит
различные звуки.
Методический комментарий: умение ребенка реагировать на вопрос взрослого
фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом выполняет просьбу взрослого - 1 балл.
Ребенок выполняет просьбу взрослого после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не все может показать и сказать, кто как разговаривает -
0,25 балла.
Ребенок без эмоций рассматривает картинки, но на них не реагирует
- 0 баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить стремление ребенка к самостоятельным действиям с
игрушечными животными (параметр 13)
Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают игрушечных животных и
побуждают к игре, рассказывая, что можно делать с животными. Ребенок должен их
накормить, напоить, причесать, погладить.
Методический комментарий: стремление ребенка к самостоятельным действиям с
игрушечными животными фиксируется в таблице.
Ребенок включается в самостоятельную игру - 1 балл.
Ребенок включается в самостоятельную игру после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок играется с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок прижимается к взрослому и не желает играть - 0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить желание ребенка помочь взрослому (параметр 13)
Инструкция к выполнению: взрослый просит ребенка выполнить бытовые
действия ( "найди", "залежи", "подними",
"возьми"). Если ребенок не понимает просьбы, взрослый выполняет это
действие сам и повторяет свою просьбу.
Методический комментарий: желание ребенка помочь взрослому фиксируется в
таблице.
Ребенок с радостью выполняет бытовые просьбы взрослого - 1 балл.
Ребенок выполняет бытовые просьбы взрослого после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок выполняет действия совместно со взрослым - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на просьбу взрослого - 0 баллов.
Методика № 8
Цель: выяснить умение ребенка раскрывать руку в соответствии с
размером плода (параметр 16)
Инструкция к выполнению: ребенку дают разного размера овощи и фрукты.
Фиксируется умение ребенка раскрывать руку и брать плоды ладонью.
Методический комментарий: выяснен умение ребенка открывать руку в соответствии
с размером плода фиксируется в таблице.
Ребенок раскрывает руку, чтобы взять плод - 1 балл.
Ребенок раскрывает руку, чтобы взять плод после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок не раскрывает руку достаточно, чтобы взять плод - 0,25
балла.
Ребенок не пытается взять плод - 0 баллов.
Методика № 9
Цель: выяснить умение ребенка ухаживать за животными и растениями
(параметр 17)
Инструкция к выполнению: ребенку дают поливалку, чтобы поливать цветы,
крошки хлеба, чтобы кормить птиц, пшеничную муку, чтобы кормить собаку, и т.п.
Методический комментарий: умение ребенка ухаживать за животными и
растениями фиксируется в таблице.
Ребенок с радостью выполняет работу - 1 балл.
Ребенок с радостью выполняет работу после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок выполняет работу совместно с взрослым - 0,25 балла.
Ребенок отказывается кормить животных и поливать растения - 0
баллов.
VI. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
художественно-эстетическим развитием ребенка первого года жизни
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка следить за предметом, что движется
(вариант 1)
Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии от ребенка яркую игрушку,
чтобы она была в поле ее зрения, и передвигать ее перед глазами ребенка
Фиксировать или рассматривает ли ребенок игрушку или смотрит в другую сторону.
Направление движения игрушки надо постоянно менять.
Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в
таблице.
Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1
балл.
Ребенок рассматривает предметы после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно рассматривает игрушку, что движется - 0,25
балла.
Ребенок не фиксирует взгляд на игрушке, которая перед ней движется
- 0 баллов.
Методика № 2
Цель: выяснить реакцию ребенка на яркую игрушку (параметр 2)
Инструкция к выполнению: ребенку показывают яркую игрушку, звенит, и
касаются ею ребенка. Ребенок пытается дотянуться до игрушки руками.
Методический комментарий: реакция ребенка на игрушку фиксируется в
таблице.
Ребенок рассматривает игрушку и пытается взять ее себе - 1 балл.
Ребенок рассматривает игрушку и пытается взять после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок проявляет к игрушке кратковременный интерес - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на игрушку - 0 баллов.
Методика № 3
Цель: выяснить реакцию ребенка на цвет (параметр 3)
Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают игрушки разного цвета
(красные, синие, желтые). Ребенок с увлечением рассматривает их.
Методический комментарий: реакция ребенка на цвет фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом рассматривает яркие игрушки - 1 балл.
Ребенок рассматривает яркие игрушки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно обращает внимание на игрушки разного цвета
- 0,25 балла.
Ребенок не обращает внимания на разноцветные игрушки - 0 баллов.
Методика № 4
Цель: выяснить реакцию ребенка на музыку различных жанров
(колыбельную, народную, танцевальную) (параметр 4)
Инструкция к выполнению: включить или играть ребенку музыку различных
жанров и петь песни.
Методический комментарий: реакция ребенка на музыку различных жанров
фиксируется в таблице.
Ребенок радостно реагирует на звуки музыки - 1 балл.
Ребенок реагирует на звуки музыки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно прислушивается к звукам музыки - 0,25
балла.
Ребенок не реагирует на звуки музыки - 0 баллов.
Методика № 5
Цель: выяснить реагирование ребенка на тепло и холод (параметр 5)
Инструкция к выполнению: давать в руки ребенку кусочки замороженных
продуктов из холодильника, теплое вареное яйцо, чашку - непроливайку с теплой
водой. Ребенок должен прикоснуться к предмету и оторвать от него руку.
Методический комментарий: реагирование ребенка на тепло и холод
фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом касается предмета и отводит от него руку - 1
балл.
Ребенок касается предмета и отводит руку после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенку не понравилась игра и он отводит руку - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на подобные действия - 0 баллов.
Методика № 6
Цель: выяснить реакцию ребенка на фактуру поверхности (параметр 6)
Инструкция к выполнению: ребенку дают в руки апельсин, огурец, картошку и
т.п. Ребенок касается их, берет плоды в руку, в исследует их, кусает, играет
ими.
Методический комментарий: реакция ребенка на фактуру поверхности
фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом касается плодов - 1 балл.
Ребенок с интересом касается плодов после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок касается плодов с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок не проявляет интереса к игре - 0 баллов.
Методика № 7
Цель: выяснить умение ребенка познавать музыкальные инструменты
(параметр 7)
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут музыкальные инструменте
или картинки с их изображением. Звучит музыка, и взрослый с ребенком
рассматривают этот инструмент.
Методический комментарий: умение ребенка познавать музыкальные
инструменты, музыку которых часто слышит, фиксируется в таблице.
Узнает музыкальный инструмент сразу - 1 балл.
Узнает музыкальный инструмент после стимуляции - 0,5 балла.
Узнает не все инструменты - 0,25 балла.
Не узнает ни одного инструмента - 0 баллов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|