бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Цель: выяснить способность ребенка понимать предлог "под"

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку найти, что лежит под столом, под шкафом и т.д.

Методический комментарий: способность ребенка понимать предлог "под" фиксируется в таблице.

Ребенок понимает просьбы взрослого - 1 балл.

Ребенок понимает просьбы взрослого после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок понимает просьбы, опираясь на жест взрослого - 0,25 балла.

Ребенок не понимает и не выполняет просьбу - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 6 "Покажи, где машина, а где машины" (параметр 7, 10)

Цель: выяснить способность ребенка понимать единственность и множественное число существительных и глаголов.

Инструкция к выполнению: перед ребенком лежит много одинаковых игрушек (грибочки, солдатики, кубики и т.п.), взрослый на глазах у ребенка

отделяет один предмет и предлагает показать, где один кубик, а где много кубиков, где едет, а где едут.

Методический комментарий: способность ребенка понимать единственность и множественное число существительных и глаголов фиксируется в таблице.

Ребенок понимает единственность и множество - 1 балл.

Ребенок понимает единственность и множество после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не понимает единственность и множество, но требует повторить игру - 0,25 балла.

Ребенок отвергает игрушки - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 7 "Послушай рассказ" (параметр 8)

Цель: выяснить способность ребенка понимать короткий рассказ без показа картинки.

Инструкция к выполнению: взрослый рассказывает ребенку историю, которая недавно произошла с ними, ребенок слушает и отвечает на вопросы.

Методический комментарий: Способность ребенка понимать короткий рассказ без показа картинки фиксируется в таблице.

Ребенок с интересом слушает и отвечает на вопрос - 1 балл.

Ребенок слышит и отвечает на вопросы после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок слушает не внимательно и требует показать, как это было - 0,25 балла.

Ребенок не хочет слушать - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 8 "Куда летает птичка?" (параметр 9)

Цель: выяснить способность ребенка понимать предлоги "у", "с".

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает посмотреть, куда летает птичка.

Методический комментарий: способность ребенка понимать предлоги "в", "с" фиксируется в таблице.

Ребенок показывает, что птичка села в гнездо, а затем вылетела из гнезда - 1 балл.

Ребенок показывает, где была птица, после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок показывает, где была птичка, но путает предлоги "в", "с" - 0,25 балла.

Ребенок рассматривает только птичку - 0 баллов.

4.2. Активная речь

Методика № 9

Дидактическая игра № 1 "Попрыгай" (вариант 1)

Цель: выяснить способность ребенка в момент двигательной активности испытывать чувство радости и удивления и использовать в это время лепет и отдельные короткие слова.

Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком и предлагает попрыгать.

Методический комментарий: способность ребенка в момент двигательной активности испытывать чувство радости и удивления и использовать в это время лепет и отдельные короткие слова фиксируется в таблице.

Ребенок прыгает, радуется и весело кричит - 1 балл.

Ребенок прыгает, радуется и весело кричит после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок прыгает молча - 0,25 балла.

Ребенок не сразу пытается прыгать и быстро устает - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 2 "Назови игрушку" (параметр 2)

Цель: выяснить способность ребенка называть предметы и действия в момент сильной заинтересованности легкими словами ( "би - би", "пи - пи").

Инструкция к выполнению: взрослый катает с ребенком машинку и побуждает малыша к речи, повторяя за ним его слова.

Методический комментарий: способность ребенка в момент сильной заинтересованности называть предметы и действия легкими словами ( "би - би", "пи - пи") фиксируется в таблице.

Ребенок активно разговаривает - 1 балл.

Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.

У ребенка проявляются редкие отдельные слова - 0,25 балла.

Ребенок играет молча - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 3 "Назови картинку" (параметр 3)

Цель: выяснить способность ребенка произносить двухсоставные слова "папа, мама, времена, иди".

Инструкция к выполнению: ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные предметы.

Методический комментарий: способность ребенка произносить двухсоставные слова "папа, мама, времена, иди" фиксируется в таблице.

Ребенок активно разговаривает - 1 балл.

Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок повторяет не все предлагаемые слова - 0,25 балла.

Ребенок рассматривает картинки и молчит - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 4 "Что ты делаешь?" (параметр 4)

Цель: выяснить способность ребенка при общении со взрослым использовать предложения из трёх слов с прилагательными и местоимениями.

Инструкция к выполнению: взрослый выполняет с ребенком бытовую упражнение и предлагает ребенку сказать, что она делает.

Методический комментарий: способность ребенка при общении со взрослым использовать предложения из трёх слов с прилагательными и местоимениями фиксируется в таблице.

Ребенок активно разговаривает - 1 балл.

Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не использует прилагательные - 0,25 балла.

Ребенок молчит - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 5 "Назови картинку" (параметр 5)

Цель: выяснить способность ребенка использовать трехсложные слова, типа: машина, малина, собака, молоко.

Инструкция к выполнению: ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные предметы.

Методический комментарий: способность ребенка использовать трехсложные слова, типа: машина, малина, собака, молоко, фиксируется в таблице.

Ребенок активно использует слова - 1 балл.

Ребенок использует слова после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не использует отдельные слова - 0,25 балла.

Ребенок сильно изменяет слова или молчит - 0 баллов.

V Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за экологическим развитием ребенка второго года жизни

Методика № 10

Дидактическая игра № 1 "Послушай и посмотри" (параметры 1)

Цель: выяснить способность ребенка прислушиваться к звукам за окном (гудение ветра, пение птиц, раскаты грома).

Инструкция к выполнению: ребенка подносят к окну и предлагают послушать, что там шумит.

Методический комментарий: способность ребенка прислушиваться к звукам за окном фиксируется в таблице.

Ребенок внимательно прислушивается и понимает, что шумит - 1 балл.

Ребенок внимательно прислушивается и понимает, что шумит, после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не всегда понимает, что шумит - 0,25 балла.

Ребенок не может внимательно прислушиваться и отвлекается на любые раздражители - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 2 "Понюхай цветочек, погладь кошечку" (вариант 2)

Цель: выяснить способность ребенка улыбаться, радоваться контакта с цветами и животными

Инструкция к выполнению: взрослый подводит ребенка к кошечке и предлагает ее погладить, подводит к цветочки и предлагает ее понюхать.

Методический комментарий: способность ребенка улыбаться, радоваться контакта с цветами и животными фиксируется в таблице.

Ребенок радуется контакта - 1 балл.

Ребенок радуется контакта после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок контактирует робко - 0,25 балла.

Ребенок ломает цветочек и толкает кошечку - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 3 "Внимательно присмотрись" (параметры 3)

Цель: выяснить способность ребенка осторожно рассматривать то, что при первом прикосновении нанесло вреда (укололо, напугало т.п.).

Инструкция к выполнению: ребенка подводят к шиповнику и предлагают коснуться колючки.

Методический комментарий: способность ребенка осторожно рассматривать то, что при первом прикосновении нанесло вред, фиксируется в таблице.

Ребенок внимательно и осторожно рассматривает предмет - 1 балл.

Ребенок внимательно и осторожно рассматривает предмет после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок тянется к взрослому - 0,25 балла.

Ребенок кричит - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 4 "Вкусный обед" (параметр 4)

Цель: выяснить способность ребенка пользоваться экспериментальным методом проб и ошибок (малыш может размазать кашу или ягоду не только по тарелке, но и по скатерти).

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают пообедать.

Методический комментарий: способность ребенка пользоваться экспериментальным методом проб и ошибок фиксируется в таблице.

Ребенок может размазать кашу или ягоду не только по тарелке, но и по скатерти - 1 балл.

Ребенок экспериментирует после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок выполняет просьбу взрослого осторожно есть - 0,25 балла.

Ребенок переворачивает тарелку - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 5 "Внимательно присмотрись и послушай" (параметры 5, 5)

Цель: выяснить способность ребенка замечать и понимать яркие явления в естественной окружающей среде (солнце светит, дождь идет, снег падает, ветер дует), стремиться различать признаки погоды по слову взрослого (дождик "кап-кап": не пойдем гулять.

Инструкция к выполнению: взрослый рассматривает с ребенком явления в естественной окружающей среде и комментирует их.

Методический комментарий: способность ребенка замечать и понимать яркие явления в естественной окружающей среде (солнце светит, дождь идет, снег падает, ветер дует), стремиться различать признаки погоды по слову взрослого (дождик "кап-кап": не пойдем гулять) фиксируется в таблице.

Ребенок может замечать и понимать явления - 1 балл.

Ребенок замечает и понимает все вокруг после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок рассматривает явления в естественной окружающей среде, но не понимает слов взрослого и хочет гулять, когда идет дождь - 0,25 балла.

Ребенок не обращает внимание на природные явления, а хочет играть с яркими игрушками - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 6 "Где кошка, где собака?" (параметры 7)

Цель: выяснить способность ребенка по просьбе взрослого находить растение, животное, название которой ребенок запомнила.

Инструкция к выполнению: на улице взрослый просит ребенка показать разные растения, животных и птиц.

Методический комментарий: способность ребенка по просьбе взрослого находить растение, животное, название которой ребенок запомнила, фиксируется в таблице.

Ребенок может выполнить просьбу взрослого и все показать - 1 балл.

Ребенок выполняет просьбу взрослого и все показывает после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не сразу выполняет просьбу взрослого и не все помнит - 0,25 балла.

Ребенок рассматривает вокруг и быстро убегает - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 7 "Мыльные пузыри", "Зеркальце" (параметры 8)

Цель: выяснить способность ребенка радоваться, наблюдая за солнечным зайчиком, мыльными пузырями, которые делает взрослый.

Инструкция к выполнению: взрослый зеркальцем делает солнечных зайчиков и показывает ребенку мыльные пузыри.

Методический комментарий: способность ребенка радоваться, наблюдая за солнечным зайчиком, мыльными пузырями, которые делает взрослый, фиксируется в таблице.

Ребенок выражает радость и пытается схватить - 1 балл.

Ребенок выражает радость и пытается схватить после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок смотрит с интересом и протягивает руку - 0,25 балла.

Ребенок смотрит с легкой улыбкой - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 8 "Что появилось?" (параметр 9)

Цель: выяснить способность ребенка дифференцировать изменения в окружающей среде.

Инструкция к выполнению: взрослый рассказывает ребенку, что видит вокруг, и показывает то, чего раньше не было: появилась новая цветок на подоконнике, цветы в вазе, яркое солнце и темное облако на небе, дует ветер и т.д.

Методический комментарий: способность ребенка радоваться, дифференцировать изменения в окружающей среде фиксируется в таблице.

Ребенок бурно реагирует на появление нового - 1 балл.

Ребенок бурно реагирует на появление нового после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок смотрит с интересом на появление нового - 0,25 балла.

Ребенок смотрит с легкой улыбкой - 0 баллов.

Методика № 10

Дидактическая игра № 9 "трудолюбивый малыш" (параметры 10, 11, 12)

Цель: выяснить способность ребенка стремиться активно действовать с песком, водой, снегом, камнями.

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает собрать сухие листья, полить цветочки, выложить на дорожку камни и т.д.

Методический комментарий: способность ребенка стремиться активно действовать с песком, водой, снегом, камнями фиксируется в таблице.

Ребенок активно действует с природным материалом - 1 балл.

Ребенок действует с природным материалом после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок действует с природным материалом с помощью взрослого - 0,25 балла.

Ребенок бросает камни, рассыпает песок, мне листья - 0 баллов.

VI Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за художественно-эстетическим развитием ребенка второго года жизни

Методика № 11

Дидактическая игра № 1 "Посмотри книжку, посмотри картинки" (параметры 1)

Цель: выяснить стремление ребенка рассматривать иллюстрации, рисунки, произведения народного декоративного искусства.

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку посмотреть новые картинки.

Методический комментарий: стремление ребенка рассматривать иллюстрации, рисунки, произведения народного декоративного искусства фиксируется в таблице.

Ребенок с интересом рассматривает картинки и книги - 1 балл.

Ребенок рассматривает картинки и книжки после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не долго разглядывает картинки и книги - 0,25 балла.

Ребенок смотрит на картинки и отвергает их - 0 баллов.

Методика № 11

Дидактическая игра № 2 "Послушай музыку" (параметр 2)

Цель: выяснить способность ребенка с интересом воспринимать народную музыку, колыбельные, звуки музыкальных инструментов.

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку послушать музыку.

Методический комментарий: способность ребенка с интересом воспринимать народную музыку, колыбельные, звуки музыкальных инструментов фиксируется в таблице.

Ребенок с интересом слушает музыку - 1 балл.

Ребенок внимательно слушает музыку после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не долго слушает музыку - 0,25 балла.

Ребенок не реагирует на музыку и продолжает заниматься своим делом - 0 баллов.

Методика № 11

Дидактическая игра № 3 "Подержи свирели" (вариант 3)

Цель: выяснить способность ребенка рассматривать и обследовать прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на звучание и прочность.

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подержать игрушку, которая ему понравилась.

Методический комментарий: способность ребенка рассматривать и обследовать прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на звучание и прочность фиксируется в таблице.

Ребенок с интересом рассматривает новую игрушку - 1 балл. Ребенок внимательно рассматривает новую игрушку после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок начинает стучать новой игрушкой - 0,25 балла.

Ребенок не реагирует на появление новой игрушки - 0 баллов.

Методика № 11

Дидактическая игра № 4 "Послушай музыку и потанцуй" (параметр 4)

Цель: выяснить способность ребенка активно двигать конечностями во время звучания музыки, имитировать танцевальные движения.

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку послушать музыку и потанцевать.

Методический комментарий: способность ребенка активно двигать конечностями во время звучания музыки, имитировать танцевальные движения фиксируется в таблице.

Ребенок под музыку приседает, пружинит, ритмично поворачивается в разные стороны - 1 балл.

Ребенок танцует после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок начинает двигаться с помощью взрослого - 0,25 балла.

Ребенок активно не реагирует на веселую музыку - 0 баллов.

Методика № 11

Дидактическая игра № 5 "почитай книжку" (параметр 5, 6)

Цель: выяснить способность ребенка вслушиваться и реагировать на слова, интонацию голоса взрослого при чтении сказок, стишков, «потешек» и т.п.; повторять звуки и слова; узнавать знакомых героев, принимать активное участие в сюжетно-ролевой театрализованной игре; самостоятельно выполнять определенные образные движения, имитировать движения и действия героев.

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает почитать любимую книжку малыша.

Методический комментарий: способность ребенка вслушиваться и реагировать на слова, интонацию голоса взрослого при чтении сказок, стишков, «потешек» и т.п.; повторять звуки и слова; узнавать знакомых героев, принимать активное участие в сюжетно-ролевой театрализованной игре; самостоятельно выполнять определенные образные движения, имитировать движения и действия героев фиксируется в таблице.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33