Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Цель: выяснить способность ребенка понимать предлог
"под"
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку найти, что лежит под
столом, под шкафом и т.д.
Методический комментарий: способность ребенка понимать предлог
"под" фиксируется в таблице.
Ребенок понимает просьбы взрослого - 1 балл.
Ребенок понимает просьбы взрослого после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок понимает просьбы, опираясь на жест взрослого - 0,25 балла.
Ребенок не понимает и не выполняет просьбу - 0 баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 6 "Покажи, где машина, а где
машины" (параметр 7, 10)
Цель: выяснить способность ребенка понимать единственность и
множественное число существительных и глаголов.
Инструкция к выполнению: перед ребенком лежит много одинаковых игрушек
(грибочки, солдатики, кубики и т.п.), взрослый на глазах у ребенка
отделяет один предмет и предлагает показать, где один кубик, а где
много кубиков, где едет, а где едут.
Методический комментарий: способность ребенка понимать единственность и
множественное число существительных и глаголов фиксируется в таблице.
Ребенок понимает единственность и множество - 1 балл.
Ребенок понимает единственность и множество после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок не понимает единственность и множество, но требует
повторить игру - 0,25 балла.
Ребенок отвергает игрушки - 0 баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 7 "Послушай рассказ" (параметр 8)
Цель: выяснить способность ребенка понимать короткий рассказ без
показа картинки.
Инструкция к выполнению: взрослый рассказывает ребенку историю, которая
недавно произошла с ними, ребенок слушает
и отвечает на вопросы.
Методический комментарий: Способность ребенка понимать короткий рассказ
без показа картинки фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом слушает и отвечает на вопрос - 1 балл.
Ребенок слышит и отвечает на вопросы после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает не внимательно и требует показать, как это было -
0,25 балла.
Ребенок не хочет слушать - 0 баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 8 "Куда летает птичка?" (параметр
9)
Цель: выяснить способность ребенка понимать предлоги
"у", "с".
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает посмотреть, куда летает
птичка.
Методический комментарий: способность ребенка понимать предлоги
"в", "с" фиксируется в таблице.
Ребенок показывает, что птичка села в гнездо, а затем вылетела из
гнезда - 1 балл.
Ребенок показывает, где была птица, после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок показывает, где была птичка, но путает предлоги
"в", "с" - 0,25 балла.
Ребенок рассматривает только птичку - 0 баллов.
4.2. Активная речь
Методика № 9
Дидактическая игра № 1 "Попрыгай" (вариант 1)
Цель: выяснить способность ребенка в момент двигательной
активности испытывать чувство радости и удивления и использовать в это время
лепет и отдельные короткие слова.
Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком и предлагает
попрыгать.
Методический комментарий: способность ребенка в момент двигательной
активности испытывать чувство радости и удивления и использовать в это время
лепет и отдельные короткие слова фиксируется в таблице.
Ребенок прыгает, радуется и весело кричит - 1 балл.
Ребенок прыгает, радуется и весело кричит после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок прыгает молча - 0,25 балла.
Ребенок не сразу пытается прыгать и быстро устает - 0 баллов.
Методика № 9
Дидактическая игра № 2 "Назови игрушку" (параметр 2)
Цель: выяснить способность ребенка называть предметы и действия в
момент сильной заинтересованности легкими словами ( "би - би",
"пи - пи").
Инструкция к выполнению: взрослый катает с ребенком машинку и побуждает
малыша к речи, повторяя за ним его слова.
Методический комментарий: способность ребенка в момент сильной заинтересованности
называть предметы и действия легкими словами ( "би - би", "пи - пи")
фиксируется в таблице.
Ребенок активно разговаривает - 1 балл.
Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.
У ребенка проявляются редкие отдельные слова - 0,25 балла.
Ребенок играет молча - 0 баллов.
Методика № 9
Дидактическая игра № 3 "Назови картинку" (параметр 3)
Цель: выяснить способность ребенка произносить двухсоставные слова
"папа, мама, времена, иди".
Инструкция к выполнению: ребенку показывают картинки и предлагают назвать
изображенные предметы.
Методический комментарий: способность ребенка произносить двухсоставные
слова "папа, мама, времена,
иди" фиксируется в таблице.
Ребенок активно разговаривает - 1 балл.
Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок повторяет не все предлагаемые слова - 0,25 балла.
Ребенок рассматривает картинки и молчит - 0 баллов.
Методика № 9
Дидактическая игра № 4 "Что ты делаешь?" (параметр 4)
Цель: выяснить способность ребенка при общении со взрослым
использовать предложения из трёх слов с прилагательными и местоимениями.
Инструкция к выполнению: взрослый выполняет с ребенком бытовую упражнение
и предлагает ребенку сказать, что она делает.
Методический комментарий: способность ребенка при общении со взрослым
использовать предложения из трёх слов с прилагательными и местоимениями
фиксируется в таблице.
Ребенок активно разговаривает - 1 балл.
Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не использует прилагательные - 0,25 балла.
Ребенок молчит - 0 баллов.
Методика № 9
Дидактическая игра № 5 "Назови картинку" (параметр 5)
Цель: выяснить способность ребенка использовать трехсложные слова,
типа: машина, малина, собака, молоко.
Инструкция к выполнению: ребенку показывают картинки и предлагают назвать
изображенные предметы.
Методический комментарий: способность ребенка использовать трехсложные
слова, типа: машина, малина, собака, молоко, фиксируется в таблице.
Ребенок активно использует слова - 1 балл.
Ребенок использует слова после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не использует отдельные слова - 0,25 балла.
Ребенок сильно изменяет слова или молчит - 0 баллов.
V Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
экологическим развитием ребенка второго года жизни
Методика № 10
Дидактическая игра № 1 "Послушай и посмотри" (параметры
1)
Цель: выяснить способность ребенка прислушиваться к звукам за
окном (гудение ветра, пение птиц, раскаты грома).
Инструкция к выполнению: ребенка подносят к окну и предлагают послушать,
что там шумит.
Методический комментарий: способность ребенка прислушиваться к звукам за
окном фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно прислушивается и понимает, что шумит - 1 балл.
Ребенок внимательно прислушивается и понимает, что шумит, после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не всегда понимает, что шумит - 0,25 балла.
Ребенок не может внимательно прислушиваться и отвлекается на любые
раздражители - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 2 "Понюхай цветочек, погладь
кошечку" (вариант 2)
Цель: выяснить способность ребенка улыбаться, радоваться контакта
с цветами и животными
Инструкция к выполнению: взрослый подводит ребенка к кошечке и предлагает
ее погладить, подводит к цветочки и предлагает ее понюхать.
Методический комментарий: способность ребенка улыбаться, радоваться
контакта с цветами и животными фиксируется в таблице.
Ребенок радуется контакта - 1 балл.
Ребенок радуется контакта после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок контактирует робко - 0,25 балла.
Ребенок ломает цветочек и толкает кошечку - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 3 "Внимательно присмотрись"
(параметры 3)
Цель: выяснить способность ребенка осторожно рассматривать то, что
при первом прикосновении нанесло вреда (укололо, напугало т.п.).
Инструкция к выполнению: ребенка подводят к шиповнику и предлагают
коснуться колючки.
Методический комментарий: способность ребенка осторожно рассматривать то,
что при первом прикосновении нанесло вред, фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно и осторожно рассматривает предмет - 1 балл.
Ребенок внимательно и осторожно рассматривает предмет после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок тянется к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок кричит - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 4 "Вкусный обед" (параметр 4)
Цель: выяснить способность ребенка пользоваться экспериментальным
методом проб и ошибок (малыш может размазать кашу или ягоду не только по
тарелке, но и по скатерти).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают пообедать.
Методический комментарий: способность ребенка пользоваться
экспериментальным методом проб и ошибок фиксируется в таблице.
Ребенок может размазать кашу или ягоду не только по тарелке, но и
по скатерти - 1 балл.
Ребенок экспериментирует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок выполняет просьбу взрослого осторожно есть - 0,25 балла.
Ребенок переворачивает тарелку - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 5 "Внимательно присмотрись и
послушай" (параметры 5, 5)
Цель: выяснить способность ребенка замечать и понимать яркие
явления в естественной окружающей среде (солнце светит, дождь идет, снег
падает, ветер дует), стремиться различать признаки погоды по слову взрослого
(дождик "кап-кап": не пойдем гулять.
Инструкция к выполнению: взрослый рассматривает с ребенком явления в
естественной окружающей среде и комментирует их.
Методический комментарий: способность ребенка замечать и понимать яркие
явления в естественной окружающей среде (солнце светит, дождь идет, снег
падает, ветер дует), стремиться различать признаки погоды по слову взрослого
(дождик "кап-кап": не пойдем гулять) фиксируется в таблице.
Ребенок может замечать и понимать явления - 1 балл.
Ребенок замечает и понимает все вокруг после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок рассматривает явления в естественной окружающей среде, но
не понимает слов взрослого и хочет гулять, когда идет дождь - 0,25 балла.
Ребенок не обращает внимание на природные явления, а хочет играть
с яркими игрушками - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 6 "Где кошка, где собака?"
(параметры 7)
Цель: выяснить способность ребенка по просьбе взрослого находить
растение, животное, название которой ребенок запомнила.
Инструкция к выполнению: на улице взрослый просит ребенка показать разные
растения, животных и птиц.
Методический комментарий: способность ребенка по просьбе взрослого
находить растение, животное, название которой ребенок запомнила, фиксируется в таблице.
Ребенок может выполнить просьбу взрослого и все показать - 1 балл.
Ребенок выполняет просьбу взрослого и все показывает после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не сразу выполняет просьбу взрослого и не все помнит -
0,25 балла.
Ребенок рассматривает вокруг и быстро убегает - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 7 "Мыльные пузыри",
"Зеркальце" (параметры 8)
Цель: выяснить способность ребенка радоваться, наблюдая за
солнечным зайчиком, мыльными пузырями, которые делает взрослый.
Инструкция к выполнению: взрослый зеркальцем делает солнечных зайчиков и
показывает ребенку мыльные пузыри.
Методический комментарий: способность ребенка радоваться, наблюдая за
солнечным зайчиком, мыльными пузырями, которые делает взрослый, фиксируется в
таблице.
Ребенок выражает радость и пытается схватить - 1 балл.
Ребенок выражает радость и пытается схватить после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок смотрит с интересом и протягивает руку - 0,25 балла.
Ребенок смотрит с легкой улыбкой - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 8 "Что появилось?" (параметр 9)
Цель: выяснить способность ребенка дифференцировать изменения в
окружающей среде.
Инструкция к выполнению: взрослый рассказывает
ребенку, что видит вокруг, и показывает то, чего раньше не было: появилась
новая цветок на подоконнике, цветы в вазе, яркое солнце и темное облако на
небе, дует ветер и т.д.
Методический комментарий: способность ребенка радоваться, дифференцировать
изменения в окружающей среде фиксируется в таблице.
Ребенок бурно реагирует на появление нового - 1 балл.
Ребенок бурно реагирует на появление нового после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок смотрит с интересом на появление нового - 0,25 балла.
Ребенок смотрит с легкой улыбкой - 0 баллов.
Методика № 10
Дидактическая игра № 9 "трудолюбивый малыш" (параметры
10, 11, 12)
Цель: выяснить способность ребенка стремиться активно действовать
с песком, водой, снегом, камнями.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает собрать сухие листья, полить
цветочки, выложить на дорожку камни и т.д.
Методический комментарий: способность ребенка стремиться активно
действовать с песком, водой, снегом, камнями фиксируется в таблице.
Ребенок активно действует с природным материалом - 1 балл.
Ребенок действует с природным материалом после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок действует с природным материалом с помощью взрослого -
0,25 балла.
Ребенок бросает камни, рассыпает песок, мне листья - 0 баллов.
VI Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
художественно-эстетическим развитием ребенка второго года жизни
Методика № 11
Дидактическая игра № 1 "Посмотри книжку, посмотри
картинки" (параметры 1)
Цель: выяснить стремление ребенка рассматривать иллюстрации,
рисунки, произведения народного декоративного искусства.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку посмотреть новые
картинки.
Методический комментарий: стремление ребенка рассматривать иллюстрации,
рисунки, произведения народного декоративного искусства фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом рассматривает картинки и книги - 1 балл.
Ребенок рассматривает картинки и книжки после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок не долго разглядывает картинки и книги - 0,25 балла.
Ребенок смотрит на картинки и отвергает их - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 2 "Послушай музыку" (параметр 2)
Цель: выяснить способность ребенка с интересом воспринимать
народную музыку, колыбельные, звуки музыкальных инструментов.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку послушать музыку.
Методический комментарий: способность ребенка с интересом воспринимать
народную музыку, колыбельные, звуки музыкальных инструментов фиксируется в
таблице.
Ребенок с интересом слушает музыку - 1 балл.
Ребенок внимательно слушает музыку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не долго слушает музыку - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на музыку и продолжает заниматься своим делом
- 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 3 "Подержи свирели" (вариант 3)
Цель: выяснить способность ребенка рассматривать и обследовать
прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на
звучание и прочность.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подержать игрушку, которая
ему понравилась.
Методический комментарий: способность ребенка рассматривать и обследовать
прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на
звучание и прочность фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом рассматривает новую игрушку - 1 балл. Ребенок
внимательно рассматривает новую игрушку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает стучать новой игрушкой - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на появление новой игрушки - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 4 "Послушай музыку и потанцуй"
(параметр 4)
Цель: выяснить способность ребенка активно двигать конечностями во
время звучания музыки, имитировать танцевальные движения.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку послушать музыку и
потанцевать.
Методический комментарий: способность ребенка активно двигать конечностями
во время звучания музыки, имитировать танцевальные движения фиксируется в
таблице.
Ребенок под музыку приседает, пружинит, ритмично поворачивается в
разные стороны - 1 балл.
Ребенок танцует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает двигаться с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок активно не реагирует на веселую музыку - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 5 "почитай книжку" (параметр 5, 6)
Цель: выяснить способность ребенка вслушиваться и реагировать на
слова, интонацию голоса взрослого при чтении сказок, стишков, «потешек» и т.п.;
повторять звуки и слова; узнавать знакомых героев, принимать активное участие в
сюжетно-ролевой театрализованной игре; самостоятельно выполнять определенные
образные движения, имитировать движения и действия героев.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает почитать любимую книжку
малыша.
Методический комментарий: способность ребенка вслушиваться и реагировать
на слова, интонацию голоса взрослого при чтении сказок, стишков, «потешек» и т.п.;
повторять звуки и слова; узнавать знакомых героев, принимать активное участие в
сюжетно-ролевой театрализованной игре; самостоятельно выполнять определенные
образные движения, имитировать движения и действия героев фиксируется в
таблице.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|