Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Под адекватными действиями понимают: соответствие действий ребенка
цели данной задачи, характера дидактического материала и требованиям инструкции
взрослого. Примитивными считаются силовые или хаотические действия без учета
свойств предметов и инструкций. Неадекватные действия при выполнении задания
свидетельствуют о нарушении развития ребенка.
Способность к обучению в процессе обследования выявляется только в
пределах тех задач, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы
являются следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию; выполнение
задания по подражанию с использованием указательных жестов; выполнение задач за
демонстрацией с использованием голосовой инструкции.
Ребенок может освоить способ выполнения того или иного задания на
уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но
важно придерживаться следующих условий:
- количество показов выполнение задачи не должно превышать трех
раз;
- речь взрослого служит показателем достижения цели данной задачи
и оценки результативности действий ребенка;
- обучение, т.е. переход ребенка от неадекватных действий к
адекватным, свидетельствует о сохранности интеллектуальных способностей, ее
потенциальные возможности познавательного развития; отсутствие результата в
отдельных случаях может быть связана с нарушениями интеллекта,
эмоционально-волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в
собственной деятельности и интерес к конечному результату характерны для детей,
которые нормально развиваются; безразличное отношение к тому, что ребенок
делает, и к полученному результату характерны для ребенка с нарушениями
интеллекта.
Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли
отражение в балльной оценке линий развития ребенка. При анализе результатов
наблюдения за линиями развития основное внимание уделяется оценке возможностей
ребенка в плане отношения к помощи, восприятие помощи, т.е. его обучаемость.
Количественная оценка выполнения задач по линиям развития в баллах
производится следующим образом:
0 баллов - ставится в тех случаях, когда ребенок не
взаимодействует со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не
понимает его цели.
0,25 балла - ставится в тех случаях, если ребенок воспринимает
задачи, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но
самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения
действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному
выполнению задачи.
0,5 балла - ребенок получает, если взаимодействует со взрослым,
принимает задание, понимает его цели, но самостоятельно задачу не выполняет; в
процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к
самостоятельному способу выполнения задания.
1 балл - ребенок получает в том случае, если сразу начинает
взаимодействовать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно
находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученных при наблюдении и
выполнении восьми задач, является показателем физического, психического и
познавательного развития, который сравнивается с нормальным для данного
возраста развитием детей.
Важно отметить, что в случаях выявления отставания в развитии
ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатологом.
Таблица 2.1.
Комплекс методик для наблюдения и обследования и определения
качества физического и психического развития ребенка первого года жизни
№
п / п
|
Линии развития
|
Задачи
|
Срок
проведения
|
1.
|
Физическое развитие
|
Наблюдения и задачи
соответствия физического развития ребенка общепринятым показателям.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 7, 8.
|
В течение года.
|
|
общая моторика
|
Наблюдение за
движениями тела и его частей в обыденной жизни.
|
|
|
мелкая моторика
|
Наблюдение за
движениями рук, правой руки, кисти рук в обыденной жизни.
|
|
|
артикуляция
|
Наблюдение за
природными движениями артикуляционного аппарата в обыденной жизни.
|
|
2.
|
Эмоционально-социальное
развитие
|
Наблюдение с целью
выявления контакта, реакции на взгляд и голос взрослого, декабрь, активность,
эмоции, участие в игре, понимание запрета и их становления.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
|
В течение года.
|
3.
|
Познавательное развитие
|
Наблюдение с целью
выявления качества режима дня, особенностей восприятия, внимания, характера
деятельности во время бодрствования.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
|
В течение года.
|
|
сон и бодрость
|
Наблюдение за сном
ребенка, качество и продолжительность сна, активность в часы бодрствования в
повседневной жизни.
|
|
|
тактильно-зрительные
реакции
|
Наблюдение за
характером деятельности во время бодрствования: фиксирует взгляд на
предметах, лице взрослого, захватывает игрушки, предметы, удерживает и
действует с ними.
|
|
4.
|
Развитие речи
|
Наблюдение с целью
выявления реакции на звуки окружающего, голос взрослого, имя, инструкции.
Произнесения звуков, слов.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
|
В течение года.
|
|
слуховые ориентировочные
реакции
|
Наблюдать за
способностью воспринимать отдельные инструкции и исполнять их, понимать
названия отдельных предметов или игрушек в обыденной жизни.
|
|
|
активное вещание
|
Наблюдать за криком в
различных ситуациях, гуления, лепетом, повторением складов и слов,
употреблением слов в повседневной жизни.
|
|
5.
|
Экологическое развитие
|
Наблюдение с целью
выявления реакции на явления, предметы окружения и деятельности с ними в
повседневной жизни.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
|
В течение года.
|
6.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Наблюдение с целью
выявления реакции на качества предметов (цвет, форму, фактуру и др.), музыку
и варианты деятельности с ними в повседневной жизни.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
|
В течение года.
|
2.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества
физического и психического развития ребенка первого года жизни
Результаты наблюдения психологов, педагогов и родителей, а так же
их педагогическая оценка проявлений ребенка заносятся в "Дневник
психолого-педагогического наблюдения и обследования психофизического развития
детей раннего возраста".
1. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
физическим развитием ребенка первого года жизни
1.1. Общее моторное развитие
Методика № 1
Цель: выяснить развитие движений рук ребенка (параметры изучения
1, 2, 8, 19)
Инструкция для выполнения: ребенка укладывают в кроватке на спину, обращают
внимание на произвольные движения малыша. Можно активизировать движения рук
ребенка собственными движениями. После чего продолжить наблюдения.
Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в
таблице.
Выполнил ребенок упражнение самостоятельно - 1 балл.
Выполнил ребенок упражнение самостоятельно после стимуляции - 0,5
балла.
Выполнил ребенок упражнение самостоятельно в неполном объеме -
0,25 балла.
Не выполнил ребенок упражнение самостоятельно - 0.
Методика № 2
Цель: выяснить способность ребенка держать голову (параметры
изучения 3, 4, 5, 6, 7, 11)
Инструкция для выполнения: 1.Ребенка укладывают на живот на твердую плоскую
поверхность, ее руки согнуты в локтях и находятся под грудью (параметры 4, 5).
2. Ребенка поднимают на руки и поддерживают под спинку (параметры
3, 6, 7, 11)
Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в
таблице.
Ребенок, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого:
Держит голову больше 10 сек. - 1 балл.
Поднимает головку после стимуляции на 5-10 сек. - 0,5 балла.
Выполнил ребенок упражнение самостоятельно не в полном объеме - 0,25
балла.
Ребенок не пытается самостоятельно поднять голову - 0.
Методика № 3
Цель: выяснить умение ребенка подниматься на локтях (параметры 9,
13)
Инструкция для выполнения: ребенка выкладывают на живот на твердую плоскую
поверхность, ее ручки согнуты в локтях и находятся под грудью. Перед глазами
ребенка снизу вверх перемещают звенящую игрушку
( колокольчик ), провоцируя подъем ребенка на локтях.
Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в
таблице.
Поднимается и держится более 30 сек. - 1 балл.
Поднимается после стимуляции - 0,5
Держится кратковременно - 0,25
Неудачные кратковременные попытки - 0
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка двигать ногами, лежа на спине
(параметр 10)
Инструкция для выполнения: ребенка укладывают на спину на твердую
поверхность. Перед глазами ребенка снизу вверх перемещают звенящую игрушку ( погремушка ), провоцируя
его к активным движениям.
Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в
таблице.
Реагирует движениями ног, поднимая их вверх - 1 балл
Двигает ногами после стимуляции - 0,5 балла.
Кратковременны, единичные движения ногами - 0, 25 балла.
Не реагирует и не двигает ногами - 0балив.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка переворачиваться со спины на бок
(параметры 12, 16)
Инструкция для выполнения: ребенка выкладывают на спину на твердую
поверхность. Сбоку от ребенка перемещают
звенящую игрушку (погремушку). Если ребенок не может перевернуться,
взрослый берет ее за левую ручку и левую ножку и переворачивает в правую
сторону и наоборот.
Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в
таблице.
Ребенок медленно переворачивается на звон игрушки - 1 балл.
Переворачивается после стимуляции - 0,5 балла.
Делает попытки перевернуться - 0,25 балла.
Не переворачивается - 0.
Методика № 6
Цель: выяснить умение ребенка сидеть (параметры 14, 15, 17, 18,
21, 22)
Инструкция для исполнения: лежащего на спине ребенка подтягивают за руки,
пытаясь посадить.
Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в
таблице.
Удаеться добиться сидячей позы с поддержкой в течение 10 сек. - 1
балл.
Ребенок напрягает мышцы, удерживает голову, пытается опереться на
руки взрослого, однако не может сохранить положенния сидя и заваливается в
сторону - 0,5 балла.
Сохраняет сидячее положение при поддержке взрослого - 0,25 балла.
Мышцы тела остаются расслабленными, головка откинута назад - 0.
Методика № 7
Цель: выяснить умения ребенка ползать (параметры 20, 23)
Инструкция для выполнения: наблюдая за поведением
ребенка в манеже или на полу, оценивают умение ребенка ползать, обращая ее
внимание на яркую игрушку. При затруднении взрослый подставляет под ступни свои
ладони.
Методический комментарий: умение ребенка ползать
фиксируется в таблице.
Может проползти, опираясь на колени и руки, не
менее 50см. - 1 балл.
Начинает ползти после подталкивания - 0,5 балла.
Ползет с помощью взрослого - 0,25 балла.
Не ползет, а только поднимает голову и пытается
встать на четвереньки - 0.
Методика № 8
Цель: выяснить умение ребенка ходить с поддержкой
и самостоятельно (параметры 24, 25, 26)
Инструкция для выполнения: ребенка ставят на ровную
твердую поверхность, придерживая за пальцы рук так, чтобы помочь ей сохранять
равновесие. Следует слегка потянуть ребенка за руки вперед.
Методический комментарий: умение ребенка ходить
фиксируется в таблице.
Уверенно шагает, с придерживаннием взрослого - 1
балл.
Движения неуверенные - 0,5 балла.
Легко теряет равновесие - 0,25 балла.
Не оказывает шаговых движений - 0.
Методика № 9
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно
приседать (параметр 27).
Инструкция для выполнения: ребенок лежит на спине
на ровной твердой поверхности. Слегка потянув ребенка за руки, следует слегка
поднять ее туловище над поверхностью, зафиксировать руки в таком положении и не
пытаться больше помочь ребенку.
Методический комментарий: умение ребенка приседать
фиксируется в таблице.
Подтягиваясь за руки взрослого, ребенок
самостоятельно приседает -1 балл.
В результате усилий туловище ребенка подается
вперед, однако она еще не может принять устойчивое сидячее положение - 0,5
балла.
Мышцы туловища напрягаются, ребенок совершает
очевидные попытки сесть, но корпус ее остается неподвижным - 0,25 балла.
Ребенок зависает в таком положении, откинувшись
назад - 0.
1.2. Развитие мелкой моторики
Методика № 1
Цель: выяснить умение ребенка держать ручки в
кулачках на уровне груди (параметры 1, 4)
Инструкция для выполнения: внимание лежащего на
спине ребенка привлекается яркой звенящей
игрушкой ( погремушка ). Провоцирующими действиями, взрослый касается игрушкой
в руки ребенка, пытаясь вызвать реакцию.
Методический комментарий: умение ребенка
фиксируется в таблице.
Протягивает руку к игрушке - 1 балл.
Возникают целеустремленные движения руками - 0,5
балла.
Удается добиться увеличения активности - 0,25
балла.
Руки ребенка остаются неподвижными - 0.
Методика № 2
Цель: выяснить умение ребенка прикасаться к объекту. Реакция
вызывается аналогично предыдущей (параметры 2, 3)
Методический комментарий: умение ребенка
фиксируется в таблице
"Установление контакта с ребенком"
Методика № 3
Цель: выяснить умение ребенка захватить игрушку.
Реакция вызывается аналогично 1.3. (параметры 5, 6, 7, 8, 12)
Методический комментарий: умение ребенка держать
игрушки фиксируется в таблице.
Захватывает игрушку точным движением руки, берет
ее ладонью - 1 балл.
Захватывает игрушку после нескольких движений
рукой - 0,5 балла.
Протягивает ручку к игрушке - 0,25 балла.
У ребенка не возникает реакции ручек в
направлении к игрушке - 0.
Методика № 4
Цель: выяснить умение ребенка владеть ведущей рукой (параметр 10)
Инструкция к выполнению: 1.Ребенок лежит на спинке на твердой ровной
поверхности. Внимание ребенка привлекают новой яркой погремушкой, которая
прикасается к обеих рукам ребенка. 2. Перед ребенком кладут разные яркие игрушки
и фиксируют, какой рукой ребенок будет к ним тянуться. Если ребенок не
проявляет интереса к работе, нужно вложить ему игрушку сначала в одну руку,
затем в другую и зафиксировать, какой рукой действия ребенка медленнее.
Методический комментарий: умение ребенка держать игрушки фиксируется в
таблице.
Малыш обладает правой или левой рукой и удерживает игрушку более
15сек. - Активизируется только одна рука ребенка - 1 балл.
В начале возникает движение в обеих руках, но потом к игрушке
направляется лишь одна из них - 0,5 балла.
Хватает игрушки двумя руками - 0,25 балла.
Пытается взять игрушку двумя руками, но она выпадает - 0.
Методика № 5
Цель: выяснить умение ребенка обладать умением брать в руку мелкие
предметы (параметры 11, 13)
Инструкция к выполнению: перед ребенком на столе кладут яркое мелкое
ожерелье или в мисочке крупную фасоль. Ребенок вытягивает руку, чтобы взять
себе такие яркие предметы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|