Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Методический комментарий: умение ребенка вместе со взрослым играть с
разрезными картинками из двух частей фиксируется в таблице.
Ребенок составляет разрезные картинки - 1 балл.
Ребенок составляет разрезные картинки после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок составляет разрезные картинки не всегда правильно - 0,25
балла.
Ребенок не понимает задание и хаотично смыкает картинки - 0
баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 9 "Поймай рыбку" (параметр 10)
Цель: выяснить умение ребенка вылавливать магнитной удочкой рыбок.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают магнитной удочкой поймать
рыбок.
Методический комментарий: умение ребенка вылавливать магнитной удочкой
рыбок фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно ловить рыбок - 1 балл.
Ребенок самостоятельно ловить рыбок после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок ловит рыбок, но промахивается - 0,25 балла.
Ребенок достает рыбок рукой - 0 баллов.
3.2. Формирование игровой деятельности
Методика 7
Дидактическая игра № 1 "Почему сердитая мама? - Почему
смеется папа? "(параметр 1, 2)
Цель: выяснить умение ребенка распознавать эмоциональное состояние
близких людей, реагировать на него, проявлять чувство
жалости.
Инструкция к выполнению: взрослый вместе с ребенком рассматривает
картинки с изображением различных эмоциональных ситуаций и выясняет, почему
люди смеются, чем плачут, а почему злые.
Методический комментарий: умение ребенка распознавать эмоциональное
состояние близких людей, реагировать на них фиксируется в таблице.
Ребенок понимает эмоциональное состояние взрослых - 1 балл.
Ребенок понимает эмоциональное состояние взрослых после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок не всегда реагирует на эмоции взрослых - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на эмоции взрослых - 0 баллов.
Методика 7
Дидактическая игра № 2 "Разбитая чашка" (параметр 3)
Цель: выяснить умение ребенка предвидеть результаты знакомых
действий, избегать неприятных событий, ситуаций.
Инструкция к выполнению: взрослый рассматривает рисунок "Разбитая
чашка" (на рисунке мальчик играл мячом и попал в чашку, которая стояла на
столе) и выясняет с ребенком, почему чашка разбилась.
Методический комментарий: Умение ребенка предвидеть результаты знакомых
действий, избегать неприятных событий, ситуаций фиксируется в таблице.
Ребенок умеет избегать неприятных ситуаций - 1 балл.
Ребенок избегает неприятных ситуаций после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не всегда реагирует на то, что может произойти - 0,25
балла.
Ребенок не реагирует на то, что может произойти, и ведет себя, как
хочет - 0 баллов.
Методика 7
Дидактическая игра № 3 "Не делай этого!" (параметр 4, 7)
Цель: выяснить умение ребенка сердиться при ограничении свободы
движения.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают не вытаскивать вещи из шкафа.
Методический комментарий: умение ребенка сердиться при ограничении свободы
движения фиксируется в таблице.
Ребенок очень сердится и кричит - 1 балл.
Ребенок очень сердится и кричит после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок неохотно прекращает свои действия - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на просьбу взрослого - 0 баллов.
Методика 7
Дидактическая игра № 4 "Давай играть вместе" (параметр
5)
Цель: выяснить умение ребенка удерживать внимание взрослого или
другого ребенка жестами, улыбкой, заглядыванием в глаза.
Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком, а потом потихоньку
отворачивается и начинает читать свою газету.
Методический комментарий: умение ребенка удерживать внимание взрослого или
другого ребенка жестами, улыбкой, заглядыванием в глаза фиксируется в таблице.
Ребенок активно удерживает внимание к себе - 1 балл.
Ребенок активно удерживает внимание к себе после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается удержать внимание взрослого и начинает плакать -
0,25 балла.
Ребенок кричит - 0 баллов.
Методика 7
Дидактическая игра № 5 "Девочки и мальчики идут в детский
сад" (параметр 6)
Цель: выяснить умение ребенка распознавать свою половую
принадлежность.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает на картинках разложить отдельно
девочек и мальчиков.
Методический комментарий: умение ребенка распознавать свою половую
принадлежность фиксируется в таблице.
Ребенок распознает свою половую принадлежность - 1 балл.
Ребенок распознает свою половую принадлежность после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок пытается различить половую принадлежность - 0,25 балла.
Ребенок не интересуется этим вопросом - 0 баллов.
Методика 7
Дидактическая игра № 6 "Поход в зоопарк" (параметр 8,
10)
Цель: выяснить умение ребенка переживать яркие эмоциональные
переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка и
т.д.
Инструкция к выполнению: взрослый с ребенком идет в зоопарк.
Методический комментарий: умение ребенка переживать яркие эмоции в играх с
детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка т.д. фиксируется в
таблице.
Ребенок эмоционально реагирует на события - 1 балл.
Ребенок эмоционально реагирует на события после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок реагирует эмоционально на события, но быстро устает - 0,25
балла.
Ребенок спокойно реагирует на события - 0 баллов.
Методика 7
Дидактическая игра № 7 "Заболела кукла" (параметр 9)
Цель: выяснить умение ребенка воспринимать через собственные
эмоции понятие "боль", "холодно", "хорошо",
(склонность ребёнка к эмпатии).
Инструкция к выполнению: взрослый рассматривает с ребенком картинки
(мальчик ударил по пальчику молотком; мальчик тепло одет, потому что на улице
зима; девочка подметает веником и мама ее хвалит) и просит ребенка вспомнить,
было ли такое с ним.
Методический комментарий: умение ребенка воспринимать через собственные
эмоции понятие "боль", "холодно", "хорошо"
фиксируется в таблице.
Ребенок с пониманием реагирует на события - 1 балл.
Ребенок с пониманием реагирует на события после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок не всегда понимает, что произошло - 0,25 балла.
Ребенок спокойно разглядывает картинки - 0 баллов.
IV. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за языковым
развитием ребенка третьего года жизни
4.1. Речевое понимание
Методика 8
Дидактическая игра № 1 "Лото" (вариант 1)
Цель: выяснить умение ребенка понимать слова, обозначающие
предметы, действия и признаки.
Инструкция к выполнению: игра в лото с картинками - предметами разного
цвета и картинками - действиями.
Методический комментарий: умение ребенка понимать слова, обозначающие
предметы, действия и признаки, фиксируется в таблице.
Ребенок понимает слова, обозначающие предметы, действия и признаки
- 1 балл.
Ребенок понимает слова, обозначающие предметы, действия и
признаки, после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок понимает не все признаки, действия и предметы - 0,25
балла.
Ребенок спокойно разглядывает картинки и иногда подбирает похожие
- 0 баллов.
Методика 8
Дидактическая игра № 2 "поиграй с бабочкой" (параметры
2, 6)
Цель: выяснить умение ребенка понимать предлоги "за",
"по", " к", "над", "через", "круг",
"перед".
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут картинку с изображением
летнего леса, на картинку кладут отдельно бумажные фигурки бабочек и предлагают
показать бабочку, которая летит перед деревом.
Методический комментарий: умение ребенка понимать предлоги "за",
"по", "к", "над", "через",
"круг", "перед" фиксируется в таблице.
Ребенок понимает предлоги - 1 балл.
Ребенок понимает предлоги после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок понимает не все предлоги - 0,25 балла.
Ребенок просто разглядывает картинки и бабочек - 0 баллов.
Методика 8
Дидактическая игра № 3 "Найди цветочек на поляне"
(вариант 3)
Цель: выяснить умение ребенка понимать единственность и множество
прилагательных.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают найти на поляне (показывают
картинку) большой красный цветочек, маленькие желтые цветочки, маленькие синие
цветочки, большие оранжевые цветочки.
Методический комментарий: умение ребенка понимать единственность и
множество прилагательных фиксируется в таблице.
Ребенок понимает единственность и множество прилагательных - 1
балл.
Ребенок понимает единственность и множество прилагательных после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок понимает не все прилагательные - 0,25 балла.
Ребенок спокойно разглядывает картинки и показывает пальчиком
хаотично - 0 баллов.
Методика 8
Дидактическая игра № 4 "Что делал дедушка - и что будет
делать?" (параметр 4)
Цель: выяснить умение ребенка понимать настоящее и прошедшее время
глаголов.
Инструкция к выполнению: разглядывают картинки и делят на группы: где
дети что-то делают, а где уже сделали; где дедушка-то делает, а где уже сделал.
Методический комментарий: умение ребенка понимать настоящее и прошедшее
время глаголов фиксируется в таблице.
Ребенок понимает настоящее и прошедшее время глаголов - 1 балл.
Ребенок поймет настоящее и прошедшее время глаголов после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок ошибается при разложении картинок - 0,25 балла.
Ребенок спокойно разглядывает картинки и хаотично раскладывает их
на группы - 0 баллов.
Методика 8
Дидактическая игра № 5 "Покажи козу-косу, балку-палку"
(параметр 5)
Цель: выяснить умение ребенка различать слова, близкие по
звучанию.
Инструкция к выполнению: взрослый кладет перед ребенком картинки и просит
показать нужную.
Методический комментарий: умение ребенка различать слова, близкие по
звучанию, фиксируется в таблице.
Ребенок различает слова, близкие по звучанию - 1 балл.
Ребенок различает слова, близкие по звучанию, после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок не всегда различает слова, близкие по звучанию - 0,25
балла.
Ребенок спокойно разглядывает картинки и показывает пальчиком на
каждую картинку подряд - 0 баллов.
Методика 8
Дидактическая игра № 6 "Назови большие и очень большие
предметы" (параметр 7)
Цель: выяснить умение ребенка понимать слова с суффиксом
увеличения.
Инструкция к выполнению: перед ребенком лежат одинаковые игрушки разного
размера. Взрослый предлагает показать большие и очень большие игрушки: большие
- огромные.
Методический комментарий: умение ребенка понимать слова с суффиксом
увеличение фиксируется в таблице.
Ребенок различает слова с суффиксом увеличение - 1 балл.
Ребенок различает слова с суффиксом увеличения после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок не всегда различает с суффиксом увеличение - 0,25 балла.
Ребенок спокойно рассматривает игрушки и показывает пальчиком на
любую из них - 0.
4.2. Активная речь
Методика 9
Дидактическая игра № 1 "Расскажи сказку, которую
прочитали" (параметр 1)
Цель: выяснить умение ребенка разговаривать многословными
предложениями (более 3 слов).
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку рассказать сказку,
которую только что прочитали.
Методический комментарий: умение ребенка разговаривать многословными
предложениями (более 3 слов) фиксируется в таблице.
Ребенок разговаривает многословными предложениями - 1 балл.
Ребенок разговаривает многословными предложениями после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок разговаривает однословными преложениями - 0,25 балла.
Ребенок говорит на своем языке - 0 баллов.
Методика 9
Дидактическая игра № 2 "Бабушка пришла домой - бабушка
выходит из дома" (параметр 2, 5)
Цель: выяснить умение спрашивать: "Где?"
"Куда?", "Почему?", "Когда?"
Инструкция к выполнению: взрослый вместе с ребенком провожает и встречает
бабушку и спрашивает малыша "Где была бабушка?", "Куда идет
бабушка".
Методический комментарий: умение ребенка ставить вопрос фиксируется в
таблице.
Ребенок самостоятельно ставит вопрос - 1 балл.
Ребенок самостоятельно ставит вопрос после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок спрашивает, но не ждет ответа - 0,25 балла.
Ребенок не спрашивает ничего - 0 баллов.
Методика 9
Дидактическая игра № 3 "Назови картинки" (параметр 3, 6)
Цель: выяснить умение принимать двухсоставные слова типа
"лимон, батон" и употреблять слова со стечением согласных типа:
"вилка, чашка, ложка, майка, мышка".
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку назвать картинки,
которые он показывает.
Методический комментарий: умение ребенка принимать двухсоставные слова
типа "лимон, батон" и употреблять слова со стечением согласных типа:
"вилка, чашка, ложка, майка, мишка" фиксируется в таблице.
Ребенок правильно называет предлагаемые картинки - 1 балл.
Ребенок правильно называет предлагаемые картинки после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок пытается повторить название картинок - 0,25 балла.
Ребенок называет картинки на своем языке - 0 баллов.
Методика 9
Дидактическая игра № 4 "Расскажи сказку, которую
прочитали"
Цель: выяснить умение ребенка принимать подчиненные предложения.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку рассказать сказку, которую
только что прочитали.
Методический комментарий: умение ребенка принимать подрядные предложения
фиксируется в таблице.
Ребенок при переводе принимает подрядные предложения - 1 балл.
Ребенок при переводе принимает подрядные предложение после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок говорит простыми предложениями - 0,25 балла.
Ребенок говорит на своем языке - 0 баллов.
V. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
экологическим развитием ребенка третьего года жизни
Методика 10
Дидактическая игра № 1 "Прогулки в парк, зоопарк, в лес"
(параметр 1, 2)
Цель: выяснить умение ребенка радоваться от общения с растениями,
животными, прислоняться к взрослому, когда услышит гром или увидит молнию.
Инструкция к выполнению: предлагать ребенку прогулку в парк, зоопарк или
в лес.
Методический комментарий: умение ребенка радоваться от общения с
растениями, животными и реагировать на незнакомые явления фиксируется в
таблице.
Ребенок радуется от общения с растениями, животными и реагирует на
незнакомые явления - 1 балл.
Ребенок радуется от общения с растениями, животными и реагирует на
незнакомые явления после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к окружающему - 0,25
балла.
Ребенок не реагирует, что происходит вокруг - 0 баллов.
Методика 10
Дидактическая игра № 2 "Наблюдение за явлениями природы"
(вариант 3)
Цель: выяснить умение ребенка знать основные свойства объектов
природы (вода теплая - холодная, льется-капает; песок сухой - мокрый, теплый -
холодный, сыплется-формируется; грунт твердый - мягкий, сухой - мокрый; камни
твердое , сухое - мокрое, теплое - холодное; снег холодный, в руке тает.
Инструкция к выполнению: взрослый вместе с ребенком играет с песком,
водой камнями летом, со снегом - зимой и изучает с ней основные свойства
объектов.
Методический комментарий: умение ребенка
знать основные свойства объектов фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом играется с природным материалом и изучает
основные особенности объектов - 1 балл.
Ребенок с интересом играется с природным материалом и изучает
основные особенности объектов после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к окружающему - 0,25
балла.
Ребенок самостоятельно не играет - 0 баллов.
Методика 10
Дидактическая игра № 3 "Полей цветы, покормит животных, птиц,
убери листья с земли" (параметр 4, 7)
Цель: выяснить интерес и умение ребенка выполнять элементарные
трудовые действия по уходу за растениями, животными.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку выполнить
элементарные трудовые действия.
Методический комментарий: умение ребенка выполнять элементарные трудовые
действия по уходу за растениями, животными фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом выполняет элементарные трудовые действия по
уходу за растениями, животными - 1 балл.
Ребенок с интересом выполняет элементарные трудовые действия по
уходу за растениями, животными после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к окружающему - 0,25
балла.
Ребенок самостоятельно не выполняет просьбу взрослого - 0 баллов.
Методика 10
Дидактическая игра № 4 "Прогулки и наблюдение за явлениями
природы" (параметр 5)
Цель: выяснить умение ребенка приобретать личного чувственного
опыта (дождь - мокро, лужи; солнышко - сухо; ветер - деревья гнутся.
Инструкция к выполнению: взрослый идет с ребенком на прогулку в любую
погоду.
Методический комментарий: умение ребенка приобретать личного чувственного
опыта (дождь - мокро, лужи; солнышко - сухо; ветер - деревья гнутся)
фиксируется в таблице).
Ребенок с интересом наблюдает за явлениями природы - 1 балл.
Ребенок с интересом наблюдает за явлениями природы после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к окружающему - 0,25
балла.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|