Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
- пытается дотянуться до игрушки, которая висит
над грудью на расстоянии вытянутой руки;
- следит за игрушкой, которая перемещается в
различных направлениях - вправо, влево, вверх, вниз;
- берет игрушку в рот, руку, удерживает ее, берет
двумя руками;
- постукивает одной игрушкой о втором;
- избирательно относится к различным звуков,
шумов, прислушивается к ним;
- ориентируется в помещении своего жилья;
- знает местонахождения основных предметов в
комнате.
Показатели познавательного развития ребенка в 5 месяцев:
- самостоятельно изменяет положение тела в
пространстве, пытаясь дотянуться до предмета, который заинтересовал;
- приближается к игрушке, которая находится
рядом, проявляет к ней интерес, хватает ее всей ладонью и вытянутым большим
пальцем;
- хватает поданную ей взрослым игрушку, короткое
время удерживает ее, перекладывает из руки в руку;
- пытается познакомиться со свойствами предметов:
стучит ними, облизывает, берет в рот, бросает и т.п.;
- перестает плакать, когда слышит приятные звуки.
Показатели познавательного развития ребенка в 6 месяцев:
- берет игрушку рукой, некоторое время играет ею;
- перекладывает предмет из одной руки в другую;
- проявляет интерес к объектам природы, людей,
предметов, находящихся неподалеку;
- может самостоятельно играть игрушками течение
30-40 минут;
- активно исследует свойства предметов;
- по-разному играет с различными игрушками;
- имеет свои игровые преимущества.
Показатели познавательного развития ребенка в 7 месяцев
- следит глазами за движением руки; переключает
внимание с предмета на предмет;
- активно получает игрушку, играет обеими руками;
- начинает ориентироваться во времени:
воспринимает чередование дня и ночи, сна и бодрствования, деятельности и покоя,
радуется возвращению папы с работы в одно и то же время;
- охотно открывает-закрывает ящика, интересуется
предметами, выступающих;
- стучит двумя предметами, взятыми в обе руки,
одним предметом по поверхности;
- активно рвет бумагу.
Показатели познавательного развития ребенка в 8 месяцев:
- ребенок настойчиво пытается добраться до
игрушки, которая находится недалеко от нее;
- бросает игрушки на пол, повторяет это несколько
раз подряд;
- ищет глазами игрушку, которая упала; может ее
поднять по указанию взрослого и по собственной инициативе;
- по-разному реагирует на различную фактуру
поверхности (мех, щетку, гладкую доску и т.п.);
- интересуется содержимым шкафов, дверцами,
мелкими вещами, механическими игрушками;
- проявляет интерес к играм с настоящими вещами
(посудой, телефоном).
Показатели познавательного развития ребенка в 9 месяцев:
- крупные предметы берет двумя
пальцами, маленькие - двумя;
- ищет пропавшие предметы;
- вынимает предметы из коробки, ведерки;
- тарахтит погремушкой, берет по два предмета в
руку;
- вкладывает предметы в баночку и коробочки,
соотносит их по величине (меньше вкладывает в больше);
- ощупывает предмет пальчиками, засовывает палец
к кольцу, отверстия;
- представляет местонахождение и функциональное
назначение всех комнат в квартире;
- самостоятельно осваивает пространство квартиры;
- следит за всем, что происходит вокруг;
- прикладывает к уху часы, сопровождает слушания
лепетом.
Показатели познавательного развития ребенка в 10 месяцев:
- по-разному играет с различными игрушками;
- находит игрушки, которые называет взрослый;
- упорно преодолевает расстояние до предмета,
который заинтересовал;
- знакомится с различной поверхностью предметов,
ощупывает ее;
- использует указательный жест;
- берет маленький предмет двумя пальцами;
- поднимает руки вверх;
- набрасывает предмет, предмет;
- внимательно наблюдает за действиями окружающих
людей, движениями животных, передвижением предметов и т.п.;
- стремится пополнить и расширить знакомые
представления и знания новой информацией.
Показатели познавательного развития ребенка в 11 месяцев:
- выполняет различные предметные действия (катит
мячик, баюкает куклу, катит коляску, сжимает резиновые игрушки, снимает кольца
со стержня пирамидки);
- вынимает и составляет игрушки в коробку,
ведерко;
- многократно сбрасывает игрушки или предметы со
стола;
- разбрасывает вещи и периодически пытается
положить их на место;
- подтягивает за веревку машинку;
- проявляет интерес к окружающим людям, объектов
природы, предметов быта, вещей, приборов.
Показатели познавательного развития ребенка в 12 месяцев:
- хватая кубик, открывает руку зависимости от
величины объекта;
- хватает одной рукой два кубика, может принять
одновременно двумя руками три кубики; пытается поставить один кубик на другой;
- протягивает руку с игрушкой взрослому,
отпускает ее;
- различает предметы по форме, величине;
- после показа взрослого самостоятельно пьет из
чашки, пытается есть ложкой;
- по просьбе взрослого приносит знакомые
предметы, игрушки;
- различает разную тональность требований взрослых.
2.2.4 Показатели речевого развития ребенка первого года жизни
Показатели речевого развития ребенка в 2-3 месяца:
- появление различных видов крика (когда
голодная, мокрая, то болит);
- появление слабых гортанных звуков типа
"ах", "Эх", "ух";
- интенсивное образование спонтанных звуков;
- появление агукивания;
- реагирования комплексом оживления на лицо
родного человека.
Показатели речевого развития ребенка в 4-6 месяцев:
- малыш агукае, джеркоче, лепечет даже тогда,
когда к нему не обращаются;
- четко дифференцирует склады;
- вскрикивает от радости; смеется при обращении к
нему;
- появляются звуки, выражающие напряжение при
определенных движений;
- охотно слушает обращенное к нему вещания;
- провоцирует взрослого на общение, проявляет
инициативу; пытается "заговорить", "завязать беседу";
- появляется жестов речи: ребенок протягивает
навстречу взрослой руки, просит, чтобы ее взяли к себе;
- реагирует на интонацию голоса, может заплакать
в ответ на повышенный голос;
- узнает игрушки, которые мама словесно
обозначает (м-м, мяу-мяу, гав-гав);
- ищет глазами маму в ответ на вопрос: "Где
мама?";
- продолжает высказываться с помощью кашля,
"рычание".
Показатели речевого развития ребенка в 7-9 месяцев:
- лепечет склады: "ля", "ва",
"да", "ба", "ка" (до 8 разных), используя для
этого кончик языка;
- привлекает к себе внимание взрослого с помощью
различных кликальних складов;
- появляется четкое удвоения слогов:
"ма-ма", "та-та" и др.;
- "Поет", размещая склады цепью
(а-та-та, а-да-да, ба-ба-ба-т.п.);
- копирует звуки речи взрослого;
- отзывается на свое имя;
- по просьбе родителей показывает знакомые
игрушки, предметы;
- цокает языком, если этого научил взрослый;
- в 9 месяцев может сказать первое слово
"баба", "мама", "дай").
Показатели речевого развития ребенка в 10-12 месяцев:
- появляется лепет-монолог;
- склады, лепечет, похожие на короткие
предложения;
- подражает звуки, если взрослый побуждает к
этому;
- качает головой ( "нет"), если чего не
хочет;
- произносит 5-10 осмысленных слов;
- реагирует голосом на музыку;
- отзывается на свое имя и по просьбе "Дай
мне";
- машет рукой, прощаясь со взрослым;
- понимает запрет "нет", "нельзя";
- по просьбе взрослого находит и приносит
известный предмет;
- показывает пальцем на то, что ее заинтересовало, ждет
комментария взрослого.
2.2.5 Показатели экологического развития ребенка первого года
жизни
Показатели экологического развития ребенка в 2-3 месяца:
- находясь на руках у матери в положении
"столбиком", ребенок рассматривает объекты природы;
- поворачивает голову к тому природному объекту,
который заинтересовал;
- пытается дотянуться рукой и схватить доступный природный
объект;
- активно наблюдает за природодоцельной деятельностью родителей,
радуется ей.
Показатели экологического развития ребенка в 4-6 месяцев:
- сосредоточивает внимание на природных объектах
ближайшей окружающей среды (по просьбе взрослого и по собственной инициативе);
- прислушивается к природным звуков различной
тональности и громкости; отыскивает источник звука;
- имеет элементарное представление об основных
свойствах отдельных объектов природы (откликается на название, реагирует на
вопросы взрослого, связанные с ним);
- манипулирует доступными природными объектами
(переводит из одной руки в другую, стучит ими, пробует на вкус, бросает, ищет,
находит);
- проявляет интерес к процессу за тем как
взрослые ухаживают за домашними животными и комнатными растениями;
- эмоционально откликается на знакомые объекты
природы и действия с ними родных взрослых.
Показатели экологического развития ребенка в 7-9 месяцев:
- проявляет активный интерес к знакомым и
незнакомым объектам природы; концентрирует внимание на тех из них, которые находятся
в окружающей среде;
- использует для овладения желаемым объектом
природы весь арсенал своих моторных возможностей (ползание, сидение, стояние на
коленях и на корточках, вертикальное стояние);
- по просьбе взрослого и подражая ему, произносит
характерные для знакомых животных звуки;
- охотно играет игрушечными животными,
сопровождает действия с ними соответствующим звукоподражанием;
- адекватными действиями реагирует на вопросы
родителей, связанные с местом нахождения определенного животного ( "Где собачка?"
и т.д.);
- с помощью взрослого исследует объекты природы,
разными способами манипулирует ими;
- сопереживает, за тем как взрослые ухаживают за
домашними животными и комнатными растениями;
Показатели экологического развития ребенка в 10-12 месяцев:
- концентрирует внимание на растениях и животных,
дифференцирует знакомые и незнакомые;
- стремится приблизиться, дотянуться, доползти,
держась за руку взрослого, подойти к растению, животному, которые находятся в
пределах зрения и заинтересовали ее;
- контактирует с объектами природы, исследует их:
затрагивает, сжимает, прокатывают, нюхает, по вкусу;
- повторяет за взрослым звукоподражания животных
( "гав-гав", "ко-ко", "му-му", "ме-е-е"
и т.д.);
- подражая взрослому, гладит, кормит игрушечных
животных;
- лучше, чем раньше, ориентируется в ближайшей
естественной окружающей среде; имеет в нем свои преимущества, предпочтения;
- открывает руку в соответствии с величиной
плода, который стремится взять;
- подражая взрослому, стремится во дворе кормить
птичку крошками белого хлеба;
- принимает посильное участие в совместном со взрослыми уходе за
комнатными растениями и животными.
2.2.6 Показатели художественно-эстетического развития ребенка
первого года жизни
Показатели художественно-эстетического развития ребенка в 2-3
месяца:
- сосредоточивает внимание на предметах, их
движении, следит за ними;
- прислушивается к разным звукам, дифференцирует
их интенсивность, громкость, тональность;
- реагирует на громкую музыку плачем, в ответ на
колыбельную успокаивается, слушая танцевальную мелодию - оживляется.
- реагирует на яркие цвета - красный, желтый,
синий;
- передает свое настроение соответствующими
звуками, жестами, мимикой.
Показатели художественно-эстетического развития ребенка в 4-6
месяцев:
- внимательно следит за перемещением предметов,
вещей; ищет пропавшие; узнает любимые;
- исследует яркие предметы и игрушки, которые
заинтересовали;
- проявляет интерес к народным пантомимическим играм;
- воспринимает цвета, фактуру поверхности,
дифференцирует звуки музыки по тональности; адекватно на них реагирует;
- мимикой, жестами, активными движениями,
вокализациями реагирует на театрализованную игру;
- узнает музыкальный инструмент, который часто
слышит;
- воспроизводит знакомые звуки, имитирует пение.
Показатели художественно-эстетического развития ребенка в 7-9
месяцев:
- сосредоточивает внимание на ярких игрушках,
предметах, произведениях искусства; эмоционально реагирует на цвет, форму,
фактуру;
- предпринимает попытки по собственному желанию
выпускать игрушки и предметы из рук, следит за тем, куда они делись;
- касается указательным пальцем предметов,
которые заинтересовали; рассматривает их, исследует (стучит, давит,
перекладывает из руки в руку, пробует на вкус);
- с интересом следит за действиями взрослого,
который рисует карандашом, мелом красками; радуется цветным следам на бумаге;
- слушает веселые, ритмичные мелодии; движениями,
голосом, мимикой реагирует на них, имитирует пение; плачет в ответ на громкую
музыку;
- прислушивается к голосу взрослого, который
читает стихотворение, сказку, поет; различает его интонацию; вслушивается в
слова;
- проявляет интерес к театрализованной игре,
имеет свои предпочтения, живо реагирует на них, узнает
уже знакомое.
Показатели художественно-эстетического развития ребенка в 10-12 месяцев
В изобразительном искусстве:
- реагирует на все основные цвета; воспринимает и
эмоционально откликается на контрастные цвета, форму, величину, фактуру,
движение предметов;
- рассматривает игрушки и предметы, обследует их
пальцами, языком, испытывает на звучание и прочность;
-- положительно относится к народной игрушки и
получает удовольствие от манипулирования ею;
- с интересом относится к изобразительной
деятельности; имеет представление о некоторых изобразительных инструментах и
материалах;
- не без помощи относится к результатам
изобразительной деятельности, делает первые попытки оставить на бумаге следы.
В музыкальном искусстве:
- получает удовольствие от слушания музыкальных
произведений;
- стремится самостоятельно создавать звуки на
детских музыкальных инструментах и подражать интонации взрослого;
- откликается на музыку движениями, мимикой,
пением, словом.
В литературном:
- охотно слушает стишки, занять, сказки;
- воспринимает и прислушивается к тембру и
интонаций голоса взрослого, его словам, рассказов;
- может повторить за взрослым звуки, слова;
- имеет представление о аккуратном обращение с
книгой.
В театральном:
- воспринимает и эмоционально откликается на
театрализованную игру;
- выполняет танцевальные движения и узнает
знакомые мелодии;
- положительно относится к сюжетно-ролевой
театрализованной игре, пытается принять в ней посильное участие;
- запоминает простые театрализованные действия.
2.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития
ребенка первого года жизни по линиям развития и критерии его оценки
Методология психолого-педагогического обследования основывается на
целостности и конкретности педагогической диагностики. Обязательно на первом
этапе оценивается уровень психического развития, определяется зона ближайшего
развития (за Л. Выготским), оценивается возможность усвоения задач и способов
действий – обучаемости. Комплексная методика психолого-педагогической
диагностики включает наблюдение за поведением ребенка, коммуникативным поведением, игрой,
адекватностью реакций на поощрение и замечания взрослого в процессе работы и
др. Однако, для оценки уровня познавательного развития целесообразно
использовать разнообразные адаптированые психометрические тесты, задания и др.
В процессе наблюдения и обследования за задачами качества
психофизического развития по линиям развития (см. таблица 2) использовались
основные методы педагогической диагностики, которые выявляют реальные
достижения ребенка, сложившиеся в процессе воспитания, а именно метод
педагогической оценки уровня психического развития. Он включает метод
педагогического анализа (разработан Е Хейссерманом) самого процесса выполнения
задачи и выяснения причин успеха или неудачи при диагностировании детей с
отклонениями в развитии. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных
недостатков в развитии необходимо применить и метод психолого-педагогического
эксперимента (констатирующий и обучающий эксперименты) и другие методы:
изучение анамнеза развития ребенка, клиническое, нейрофизиологическое,
патопсихологическое изучения ребенка и др.
Основными параметрами оценки деятельности детей первого года жизни
по линиям развития считаются:
- контактность, принятие и понимание задания;
- способы выполнения задания;
- способность к подражанию, обучение в процессе обследования;
- отношение к результату своей деятельности.
Контактность, принятие и понимание задачи предусматривает согласие
ребенка выполнять предложенное задание, взаимопонимание и взаимодействие со взрослым,
что является основным условием выполнения задания и психолого-педагогического
эксперимента. При этом ребенок проявляет интерес к задачам и к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. При наблюдении и обследовании детей
первого года жизни начинается самостоятельное выполнение задания; выполнения
задачи с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное
выполнение задания после учебы. При обследовании могут наблюдаться такие
способы деятельности, определенные Н. Серебряковой: 1 уровень - силовым
способом; 2 - способ хаотических действий, метод удачной попытки, случайный
успех, который пытается повторить; 3 - поисковые действия, метод проб и ошибок,
пока не достигнет результата; 4 - метод практической примерки и зрительного
ориентирования (перцептивные способы), свидетельствующие о оперировании не
реальными предметами, а их образами, предвидя переход от наглядно-действенного
к наглядно-образного мышления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|