Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Ребенок активно реагирует на чтение знакомой книги - 1 балл.
Ребенок реагирует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает книжку спокойно и не всегда включается в игру -
0,25 балла.
Ребенок невнимательно слушает и не дослушает до конца - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 6 "Я все умею сам" (параметр 7)
Цель: выяснить способность ребенка самостоятельно есть, ложиться
спать, садиться за стол и выходить из-за него, использовать основные орудия.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают самостоятельно выполнять
бытовые действия, потому что она уже большая.
Методический комментарий: способность ребенка самостоятельно есть,
ложиться спать, садиться за стол и выходить из-за него, использовать основные
орудия фиксируется в таблице.
Ребенок все выполняет самостоятельно - 1 балл.
Ребенок проявляет самостоятельность после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок обращается за помощью к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок ждет, когда взрослый будет с ней все делать - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 7 "Маленький художник" (параметры
8)
Цель: выяснить способность ребенка рисовать вертикальные и
горизонтальные линии.
Инструкция к выполнению: ребенку дают карандаш и бумагу, предлагают
порисовать.
Методический комментарий: способность ребенка рисовать вертикальные и
горизонтальные линии самостоятельно фиксируется в таблице.
Ребенок чертит самостоятельно - 1 балл.
Ребенок чертит после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок обращается за помощью к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок ожидает, когда взрослый будет чертить ее рукой - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 8 "Послушай музыку" (параметр 9)
Цель: выяснить повышенный интерес ребенка к приемнику, телевизора,
магнитофона как источников разнообразной музыки.
Инструкция к выполнению: взрослый показывает, что можно включить
приемник, чтобы послушать музыку.
Методический комментарий: повышенный интерес ребенка к приемнику,
телевизора, магнитофона как источников разнообразной музыки фиксируется в
таблице.
Ребенок проявляет интерес к магнитофону - 1 балл.
Ребенок проявляет интерес к магнитофону после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок обращается за помощью к взрослому, чтобы включить
телевизор или магнитофон - 0,25 балла.
Ребенок желает включать и выключать кнопки - 0 баллов.
Таблица 3.2.
Результаты наблюдения и количественной оценки физического и
психического развития ребенка второго года жизни
№ п / п
|
Уровни
Линии развития
|
Высокий уровень
|
Достаточный
уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
1.
|
Физическое развитие
|
45-40
|
39-35
|
33-28
|
27-22
|
|
общий моторный
|
26
|
23
|
20
|
17
|
|
мелкая моторика
|
19
|
17
|
13
|
10.
|
2.
|
Эмоционально-социальное
развитие
|
52-48
|
49-42
|
40-36
|
34-30
|
|
контактные отношения
|
18
|
17
|
14
|
12
|
|
навыки самообслуживания
|
18
|
17
|
14
|
12
|
|
навыки поведения
|
16
|
15
|
12
|
10.
|
3.
|
Познавательное развитие
|
35-30
|
29-24
|
23-18
|
17-12
|
|
Сенсорное развитие
|
21
|
19
|
17
|
15
|
|
навыки игры
|
14
|
12
|
10.
|
8
|
4.
|
Развитие речи
|
16-15
|
14-13
|
12-11
|
10-9
|
|
понимание речи
|
11
|
9
|
7
|
5
|
|
активное вещание
|
5
|
4.
|
3
|
3
|
5.
|
Экологическое развитие
|
12-11
|
10-9
|
8-7
|
6-5
|
6.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
10-9
|
8-7
|
6-5
|
4-3
|
|
Всего баллов
|
170-160
|
150-130
|
120-100
|
90-80
|
Обобщенные выводы по результатам наблюдения психологов, педагогов,
родителей психологического и физического развития
детей второго года жизни
Высокий уровень:
- Психическое и физическое развитие (указать
возраст) ребенка в естественных условиях протекает с опережением на ... ... ...
месяцев, что соответствует возрастной норме.
Достаточный уровень:
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое
развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает
соответственно возрастной норме;
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое
развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах
возрастной нормы.
Средний уровень:
- Физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных
условиях протекает в пределах возрастной нормы, а психическое развитие
(познавательный, речевой и др.) ребенка с небольшой задержкой на ... ... ..
месяцев;
- Незначительная задержка темпов развития психических (языковых и
др.) и моторных функций в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в
пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития моторных функций в
(указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития психических и речевых
функций в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах
возрастной нормы.
Низкий уровень:
- Незначительное отставание в психическом,
речевом и физическом развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях
обусловлено ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);
- Значительное отставание в психическом, речевом
и моторном развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях
обусловлено ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);
- Выраженное отставание в психическом, речевом и
моторном развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях обусловлено
... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);
- Глубокое отставание в психическом, физическом и
речевом развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях обусловлено
... ... ... .. (указывается медицинский диагноз.
3.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного
развития ребенка второго года жизни
Для проведения обследования познавательного
развития необходим диагностический сундучок "Малыш", как
дидактический материал для диагностической работы, просторное помещение,
оформленное в соответствии с гигиеническими и эстетическими требованиями, два
детских столика, стульчики, шкаф для дидактических пособий. При отборе методик
для психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей второго
года жизни выходили из закономерностей нормального развития, и для выявления
уровня развития познавательных процессов детям предлагалось 12 задач
(модифицировать методики Л. Венгер, З. Гильбух, Н. Карпенко, А. Кононко, Н.
Серебрякова, А. Стребелева и др.).
Задание № 1
Дидактическая игра № 1: "Установление контакта с
ребенком"
Цель: установление контакта с ребенком, взаимодействия ребенка со
взрослым, выявление понимание ребенком словесной инструкции "охоту",
"коты", умение следить за предметом, движущейся поймать его.
Дидактический материал: шарик (красного или желтого, синего,
зеленого цвета) и желобок.
Проведение обследования: взрослый кладет шарик в желобок и просит
ребенка: "Лови шарик". Потом возвращает желобок и просит прокатить
шарик по желобку: "Коты". Взрослый ловит шарик. Так повторяется 2-3
раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ей 2-3
раза, как это надо делать, то есть обучение идет за показом и подражанием
действий взрослого.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция на шарик (ловит); хочет играть со
взрослым; отношение к игре положительное эмоциональное; ребенок владеет правой
или левой рукой или активизируется только правая рука и ребенок ловит и катит
шарик правой рукой - 1 балл; сначала возникает движение в обеих руках, но потом
к шарику направляется только один из них и ловит, катит после стимуляции - 0,5;
захвата шарики двумя руками, действия "охоту", "коты" не
самостоятельны - 0,25; пытается взять шарик руками, но она выпадает, не катит -
0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 2
Дидактическая игра № 2: "Положи шарики в коробки"
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, умение
практического ориентирования в предметах, наличие соответствующих действий с
крышками и шариками, способность
стимулировать поисковые действия и действия подражания взрослого.
Дидактический материал: две равновеликие коробки четырехугольной
формы с соответствующими крышками; две равновеликие шарики красного цвета.
Проведение обследования: Первый вариант. Перед ребенком ставят две
коробки, крышки к ним, шарики. Взрослый кладет большой шарик к большой коробки,
а малую шарик к малой коробки и просит ребенка накрыть коробки крышками,
спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, каким крышкой и как надо брать
и какой рукой. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Второй вариант. Взрослый показывает закрыты крышками коробки и
просит ребенка открыть крышку, достать шарик. Потом просит сложить все как было.
Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок (в первом варианте) не берет шарик, крышку,
взрослый показывает и объясняет: "Берем шарик и кладем в коробку",
"Крышкой закрываем коробку"; если ребенок (во втором варианте) не
открывает коробку, взрослый показывает ей 2 -3 раза, как это надо делать, то
есть обучение идет за показом и подражанием действий взрослого. После обучения
ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию;
ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой - 1 балл;
действует не последовательно выполняет после стимуляции - 0,5; действует обеими
руками, действия не самостоятельные -- 0,25; пытается действовать - 0; итог
игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задача № 3
Дидактическая игра № 3: "Собери 3-составляющую пирамидку
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, умение
практического манипулирования с предметами, последовать действия взрослого,
наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: пирамидка из трех разновеликих колец
одного (красного) цвета.
Проведение обследования: Первый вариант. Перед ребенком ставят
3-составляющую пирамидку. Взрослый просит ребенка разобрать пирамидку. При этом
ребенку не объясняют, как надо брать и какой рукой. Если ребенок не начинает
действовать, то взрослый разбирает пирамиду сам. Потом просит ребенка сложить
все как было. Так повторяется 2-3 раза.
Второй вариант. Взрослый показывает пирамидку и просит ребенка
разобрать. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает и
составляет пирамиду сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза в медленном
темпе.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
снимает по одному колечку, а затем дает ей по одному колечку, каждый раз указывая
жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию;
ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой и надела на
стержень 1-2 колечка - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует
обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0;
итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 4
Дидактическая игра № 4: "Цветные кубики"
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практические умения различать и называть два цвета - красный и желтый,
последовать действия взрослого, наличие соответствующих инструкции действий.
Дидактический материал: два кубика красного и желтого цвета.
Проведение обследования: перед ребенком ставят два кубика, один из
них взрослый берет в руку и просит ребенка "Дай такой, возьми такой, как у
меня". Затем предлагает по очереди показать: где красный, где желтый.
Далее предлагает ребенку по очереди назвать и показать цвет каждого кубика. Так
повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
заключает кубик в руку, а потом просит: "Дай такой", и каждый раз
жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание
самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
устной инструкции; адекватная реакция, способность различать и называть красный
и желтый цвета; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой
или только правой рукой и берет кубики соответствующего цвета - 1 балл;
действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не
самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели;
отношения ребенка к результату.
Задача № 5
Дидактическая игра № 5: "Собери кольца по цвету"
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения ориентироваться на цвет, распознавать и дифференцировать
кольца по цвету и надевать на стержень, последовать действия взрослого, наличие
соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: на общей опоре по три кольца красного,
желтого, синего и зеленого цвета на каждом стержне.
Проведение обследования: взрослый показывает две стержни, с
кольцами красного и желтого цветов, и просит ребенка их снять, а затем надеть
как было. Важно, чтобы ребенок надевала на стержень кольца красные к красным,
желтые к желтым. Если ребенок не действует, то взрослый делает это сам. Так
повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Можно усложнить задачу: если ребенок
быстро справилась с ним - добавить кольца синего или синего и зеленого цвета.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
разбирает кольца, а затем вкладывает поочередно кольца ей в руку и надевает на стержень,
каждый раз жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|