Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Задание № 6
Дидактическая игра № 6: "матрешка".
Цель: выявление понимания ребенком словесной инструкции,
практического умения принимать матрешку и манипулировать с ней (раскрывать,
закрывать и др.), наследовать действия взрослого за соответствующей инструкцией
действий.
Дидактический материал: двухсоставная матрешка.
Проведение обследования: взрослый показывает двухсоставную
матрешку и просит ребенка: "Бери", затем просит ребенка: "Дай
мне".Далее взрослый показывает, как раскрыть матрешку и получить еще одну,
а затем составить ее и спрятать маленькую матрешку. Просит ребенка это сделать
самостоятельно. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
вкладывает матрешку в руку, а потом просит: "Дай мне" и каждый раз
жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку раскрыть матрешку
и получить еще одну, положить обратно и закрыть, "спрятать матрешку".
Предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; протягивает руку, открывает руку в зависимости
от величины объекта; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет
правой или левой рукой или только правой рукой, и берет матрешку - 1 балл;
действует после стимуляции - 0, 5; действует обеими руками, действия не
самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры в соответствии с
целью задания; отношения ребенка к результату.
Задание № 7
Дидактическая игра № 7: "Предметные картинки".
Цель: выявление понимания ребенком словесной инструкции,
изображенного на картинке, практических умений звукоподражания, способности
следовать действия взрослого и наличии соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: предметные картинки животных (кошки,
собачки), транспорта и др.
Проведение обследования: взрослый показывает поочередно не более
2-3 предметных картинок и просит ребенка: "Бери, посмотри". Потом
спрашивает ребенка: "Кто это? Как говорит котик (собачка)? ", Просит
ребенка:" Дай мне ".Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок не берет картинку, то взрослый сам
вкладывает ей в руку, а потом просит: "Посмотри, кто это? Как говорит
котик (собачка)? Дай мне "- и каждый раз жестом подсказывает, что нужно
делать. Предлагает выполнить задание ребенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; протягивает руку, берет в руки,
рассматривает; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет правой или
левой рукой или только правой рукой берет картинку и называет - 1 балл;
действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не
самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели;
отношения ребенка к результату.
Задание № 8
Дидактическая игра № 8: "Что звучит".
Цель: выявление понимание и восприятие ребенком звуков окружающей
среды и наличия соответствующих действий.
Дидактический материал: колокольчик, погремушка и резиновый мячик.
Проведение обследования: взрослый поочередно создает звуки
колокольчиком, погремушкой и резиновым мячиком и просит сказать ребенка:
"Где звучит? Что звучит? " Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок не реагирует, то взрослый показывает, что
звучит, дает в руку и просит: "Слушай, что это?" и каждый раз жестом
подсказывает, что нужно делать, чтобы возникал звук. Предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: восприятия звуков; понимание речевой
инструкции; адекватная реакция на звук; эмоциональное отношение к заданию;
ребенок реагирует на звук и показывает, где звучит - 1 балл; слышит и различает
звуки после стимуляции - 0,5; реагирует на звук - 0, 25; пытается действовать -
0; итог игры согласно цели; отношение ребенка к результату.
Таблица 2.3.
Результаты обследования и количественной оценки познавательного
развития ребенка первого года жизни
№
п / п
|
Уровни развития
Задачи
Дидактические игры
|
Высокий уровень
|
Достаточный
уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
1.
|
"Установление
контакта с ребенком"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
29-26
|
2.
|
"Собери
3-составляющую пирамидку.
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
3.
|
"Положи шарик в
коробку"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
4.
|
"Кубик"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
5.
|
"Кубик и
шарик"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
6.
|
"Матрешка"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
7.
|
"Предметные
картинки"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
8.
|
"Что звучит"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
|
Всего баллов
|
8 баллов
|
4 балла
|
2 балла
|
0 баллов
|
Допустимые выводы по результатам обследования познавательного
развития детей первого года жизни:
Высокий уровень:
- Развитие ориентировочно-познавательных, зрительных, слуховых
реакций и предпосылок развития понимания речи в ... ... .. (указать возраст)
ребенка формируется со значительным опережением, что соответствует возрастной
норме.
Достаточный уровень:
- Развитие ориентировочно-познавательных, зрительных, слуховых
реакций и предпосылок логико-математического развития, понимания речи в ...
(указать возраст) ребенка соответствует возрастной норме;
- Неравномерное развитие ориентировочно-познавательных,
зрительных, слуховых реакций и предпосылок развития понимания речи в ... ... ..
(указать возраст) ребенка формируется в пределах возрастной нормы;
- Неравномерное развитие ориентировочно-познавательных,
зрительных, слуховых реакций и предпосылок логико-математического развития,
развития понимания речи в ... ... .. (указать возраст) ребенка формируется в
пределах возрастной нормы.
Средний уровень:
- Незначительная задержка темпов развития
ориентировочно-познавательных, зрительных и слуховых реакций и предпосылок
развития понимания речи в ... ... .. (указать возраст) ребенка на ... ... ..
месяцев в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития
ориентировочно-познавательных, зрительных, слуховых реакций и предпосылок
логико-математического развития, развития понимания речи в ... (указать
возраст) ребенка на ... месяцев в пределах возрастной нормы.
Низкий уровень:
- Незначительное отставание в развитии
ориентировочно-познавательных, зрительных, слуховых реакций и развития
понимания речи в ... .. (указать возраст) ребенка обусловлена ... .....
(указать клинический диагноз);
- Значительное отставание в развитии предпосылок
логико-математического развития и развития понимания речи в ... .. (указать
возраст) ребенка обусловлено ... ... (указать клинический диагноз);
- Выраженное отставание в развитии ориентировочно-познавательных,
зрительных, слуховых реакций и предпосылок логико-математического развития,
развития понимания речи в ... .. (указать возраст) ребенка обусловлено ... ..
(указать клинический диагноз);
- Глубокое отставание в развитии ориентировочно-познавательных,
зрительных, слуховых реакций и предпосылок логико-математического развития,
развития понимания речи в ... (указать возраст) ребенка обусловлено ...
(указать клинический диагноз).
2.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей
первого года жизни
2.4.1 Индивидуальная комплексная абилитационная программа развития
ребенка первого года на первые 1-3 месяца жизни
Требования к условиям воспитания ребенка предусматривают
спокойное, безопасное, стабильное окружающую среду новорожденного. Температура
в комнате должна быть 22-24 ° С. Мать удовлетворяет потребности новорожденного:
ребенок не повитый, одетая в распашонку и другая одежда для новорожденного.
Свободное пеленание позволяет новорожденному двигать руками и ногами, иметь
привычную форму тела, комфортную внутриутробную позу. Можно использовать
памперсы, которые следует менять; ребенок на грудном кормлении. Частота
кормлений может быть 6 - 7 раз в сутки, а при ночном - 8 раз, т.е. через 3-3,5
часа. Важно не избегать ночных кормлений (если ребенок проснулся ночью и
плачет, нужно не успокаивать его или давать воду, а покормить). Сон у груди
матери в сочетании с посмактыванием молока вызывает у ребенка чувство
безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.
При уходе за ребенком следует доброжелательно относиться к младенцу.
Родным и близким следует приспосабливать свою жизнь к потребностям
малыша, обеспечивать ему поддержку в соответствии с его психическим и
психосоматическим состоянием. Важно, что бы мать обеспечила ребенку надлежащий
уход, полагалась не только на женский инстинкт, но и сформировала материнское
поведение, необходимое для полноценного развития малыша. Следует осознать, что
укачивания необходимое ему так же, как и непосредственный физический контакт и
с ней, поскольку важно для развития вестибулярного аппарата (во время беременности
мать качала плод в ритм своих шагов). Ношение на руках, покачивание, укачивание
новорожденного - необходимые составляющие материнского поведения: равномерное
покачивание успокаивает, расслабляет, улучшает сон, создает ощущение комфорта.
1. Физическое развитие
1.
Предоставьте
малышу такого положения на руках, чтобы он упражнялся в поднятии и удерживании
головы.
2.
Для
стимулирования, малыша следует выкладывать на живот, потрясти погремушкой перед
ним, чтобы он поднимал и удерживал голову в положении лежа на животе. Медленно
поднимайте погремушки выше. Возможно, малышу удастся поднять головку еще выше и
некоторое время удержать ее в этом положении. Погладьте спину ребенка и
поговорите с ней ласковым голосом. Если ребенку трудно поднять голову, когда
она просто лежит на животе, помогите ему, положив свернутое полотенце под грудь
- так будет легче поднимать головку. Позвоните перед ее лицом погремушкой и
слегка покачайте его вперед-назад.
3.
Положите
ребенка на спину в удобное положение. Наклоните к ней свое лицо, а затем
подвигайтесь то вправо, то влево, пытаясь удержать контакт. Ребенок будет
стараться следить за вами, поворачивая головку. Вы можете при этом говорить с
ней и еще более стимулировать ее слежения за вашим лицом.
4.
С
целью создания благоприятных условий для координации движений руки и головы,
держите ребенка в воздухе лицом вниз .Ребенок будет поднимать голову, а потом
выпрямлять ножки.
5.
Возьмите
малыша "под руки" - эта поза в воздухе даст ему возможность
сосредоточить усилия на поднятии головы и выпрямлении ножек.
6.
Для
тренировки будущего умение ползать положите малыша на живот, подложите ему свою
руку под подбородок, а второй прикасайтесь стоп ребенка - в ответ малыш будет
отталкиваться ножками и "ползти" вперед. Можно положить одну руку под
подбородок, а вторую под живот и слегка тяните малыша вперед. Скоро он начнет
делать скользящие движения ногами.
7.
Для
обеспечения ребенку ощущение комфорта и уюта во время ее сна не включайте
громко музыку и следите за чистым воздухом в комнате.
8.
Используйте
укрепляющие процедуры в период бодрствования. Положите в руку ребенка
погремушку или резиновую игрушку и помогите поднести ее ко рту. Если она примет
игрушку в рот, не останавливайте его.
9. Используйте укрепляющие процедуры в процессе кормления.
10.Проводите несложную гимнастику, сопровождая каждое упражнение
ласковыми словами. Возьмите ребенка за колени и по очереди медленно сгибайте то
одну, то другую ножку в бедре и колене, доводя угол гибки до 90 ° С. Если у
малыша повышенный мышечный тонус, ему не легко согнуть ножки. Не следует
прикладывать чрезмерные усилия, попробуйте немного потрясти ножку в
горизонтальной плоскости, тогда сгинание будет более доступным.
11 Осторожно перемещайте ребенка с бока на спину и обратно.
Делайте это ритмично и сопровождайте песнями или музыкой.
12 Проводите ласкательную гимнастику с использованием песенок и
забавлянок.
13 Закаляйте малыша, используя для этого воздушные ванны в течение
1-3 минут. Делайте массаж в теплой комнате. Разденьте малыша. Потрите свои руки
так, чтобы они были теплыми. Затем налейте на ладони немного детского масла или
крема и потрите ладони, пока масло не станет теплым. Начинайте осторожно
массировать круговыми движениями грудь и животик малыша. Поверните ребенка и
массируйте спинку. Используйте ритмичные движения при массировании рук и ног. В
настоящее время ласково разговаривайте с ребенком и включите тихую спокойную
музыку.
II. Эмоционально-социальное развитие
1.
Носите
малыша на руках "столбиком", чтобы он мог рассматривать все вокруг.
2.
Ласково
разговаривайте с ребенком, глядя на него, чтобы он мог рассматривать ваше лицо
и прислушиваться к вашему голосу.
3.
Маме
не следует менять свой запах и не передавать его другим людям, потому что
ребенок очень к нему привыкает.
4.
Наклонитесь
к ребенку и сделайте ей смешную гримасу (выдвиньте язык). Тогда посмотрите на
нее и побуждайте повторить ваше действие. Даже если ребенок не будет за вами
повторять, все равно она будет внимательно наблюдать за вашими движениями.
5.
Приблизте
руки ребенка к своим губам и подуйте на них, потом поцелуйте, посчитайте ее
пальчики и произнесите нежные слова: "Это наши пальчики, мы любим свои
пальчики ..."
6.
Положите
ребенка в постель, разденьте его и прикасайтесь мягкой тканью до животика,
ручек, ножек, произнося ласковые слова.
III. Познавательное развитие
1.
Повесьте
над кроватью яркую игрушку (на расстоянии 30-40 см от груди) так, чтобы ребенок
видел ее, но не могла прикоснуться и только разглядывала. Меняйте игрушку
каждые 2-3 дня.
2.
Соидините
висячую игрушку лентой с рукой или ногой ребенка на короткое время. При
движениях ногой или рукой игрушка будет приближаться к ребенку и он сможет
фиксировать это зрением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|