Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Ребенок самостоятельно не наблюдает за явлениями природы - 0
баллов.
Методика 10
Дидактическая игра № 5 "Работа на огороде" (параметр 6)
Цель: выяснить умение ребенка овладеть приемами посадки овощей и
цветов с большими семенами (лук, горох, фасоль).
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку выйти на огород.
Методический комментарий: умение ребенка овладеть приемами посадки овощей
и цветов с большими семенами (лук, горох, фасоль) фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом овладевает приемами посадки овощей и цветов -
1 балл.
Ребенок с интересом овладевает приемами посадки овощей и цветов
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к окружающему - 0,25
балла.
Ребенок не хочет самостоятельно работать - 0 баллов.
VI Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
художественно-эстетическим развитием ребенка третьего года жизни
Методика 11
Дидактическая игра № 1 "Посещение театра и создания домашнего
настольного театра" (вариант 1)
Цель: выяснить умение ребенка эмоционально воспринимать кукольные
спектакли в театре, распознавать теневой и настольный театр.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку посетить кукольный
театр, и потом дома сделать свой театр теней.
Методический комментарий: умение ребенка эмоционально воспринимать
кукольные спектакли в театре, распознавать теневой и настольный театр фиксируется
в таблице.
Ребенок с интересом реагирует на театральные действия - 1 балл.
Ребенок с интересом реагирует на театральные действия после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к окружающему - 0,25
балла.
Ребенок без эмоций смотрит спектакль - 0 баллов.
Методика 11
Дидактическая игра № 2 "Маленький художник" (параметр 2,
5)
Цель: выяснить желание ребенка рисовать карандашами и красками,
лепить из глины, теста, выполнять простые аппликации из готовых форм,
эмоционально откликаться на результат собственного творчества.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку порисовать или
сделать аппликацию.
Методический комментарий: умение ребенка рисовать карандашами и красками,
лепить из глины, теста, выполнять простые аппликации из готовых форм,
эмоционально откликаться на результат собственного творчества фиксируется в
таблице.
Ребенок с интересом выполняет задание - 1 балл.
Ребенок с интересом реагирует на задание действия после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к творческой деятельности
-0,25 балла.
Ребенок не проявляет интерес к творческой деятельности - 0 баллов.
Методика 11
Дидактическая игра № 3 "Почитаем книжку" (параметр 3)
Цель: выяснить желание ребенка совершенствовать умение
воспринимать разные по жанру литературные произведения, проявлять интерес к
чтению книг и желание создавать собственные сказки, стихи, рассказы.
Инструкция к выполнению: читайте малышу не только сказки, но и рассказы и
стихи.
Методический комментарий: умение ребенка совершенствовать восприятие
разных по жанру литературных произведений, проявлять интерес к чтению книг и
желание создавать собственные сказки, стихи, рассказы фиксируется в таблице.
Ребенок интересуется различными жанрами - 1 балл.
Ребенок проявляет интерес к жанрам после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к творческой деятельности
- 0,25 балла.
Ребенок не проявляет интереса к творческой деятельности - 0
баллов.
Методика 11
Дидактическая игра № 4 "Маленький певец" (параметр 4)
Цель: выяснить интерес ребенка к занятиям музыкой, к овладению
элементарным интонационно-слуховым опытом для определения характера и жанра
музыкального произведения (марш, танец, песня); реакция ребенка на контрастные
по настроению музыкальные мелодии.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают послушать музыку разных
жанров.
Методический комментарий: интерес ребенка к занятиям музыкой, к овладению
элементарным интонационно-слуховым опытом для определения характера и жанра
музыкального произведения (марш, танец, песня); реакция ребенка на контрастные
по настроению музыкальные мелодии фиксируется в таблице.
Ребенок интересуется различными музыкальными жанрами - 1 балл.
Ребенок проявляет интерес к различным музыкальным жанрам после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к творческой деятельности
- 0,25 балла.
Ребенок не проявляет интереса к творческой деятельности - 0
баллов.
Методика 11
Дидактическая игра № 5 "Маленький строитель" (параметр
6)
Цель: выяснить интерес ребенка к экспериментированию с деталями
конструктора.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают построить конструкцию из
конструктора.
Методический комментарий: интерес ребенка к экспериментированию с деталями
конструктора фиксируется в таблице.
Ребенок интересуется игрой с конструктором - 1 балл.
Ребенок проявляет интерес к конструктору после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок кратковременно проявляет интерес к конструктору - 0,25
балла.
Ребенок не проявляет интереса к конструктору и разбрасывает его -
0 баллов.
Таблица 3.2.
Результаты наблюдения и количественной оценки физического и
психического развития ребенка третьего года жизни
|
Уровни
Линии развития
|
Высокий уровень
|
Достаточный
уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
1.
|
Физическое развитие
|
21-20
|
19-18
|
17-16
|
15-14
|
|
общая моторика
|
14
|
12
|
11
|
10.
|
|
мелкая моторика
|
7
|
6
|
5
|
4.
|
2.
|
Эмоционально-социальное
развитие
|
16-15
|
14-13
|
12-11
|
10-9
|
|
контактные отношения
|
5
|
17
|
14
|
12
|
|
навыки самообслуживания
|
5
|
17
|
14
|
12
|
|
навыки поведения
|
6
|
15
|
12
|
10.
|
3.
|
Познавательное развитие
|
16-15
|
14-13
|
12-11
|
10-9
|
|
сенсорное развитие
|
9
|
8
|
7
|
6
|
|
навыки игры
|
7
|
6
|
5
|
4.
|
4.
|
Развитие речи
|
10-9
|
8-7
|
6-5
|
4-3
|
|
понимание речи
|
6
|
5
|
4.
|
3
|
|
Активная речь
|
4.
|
3
|
2
|
1
|
5.
|
Экологическое развитие
|
5-4
|
3
|
2
|
1
|
6.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
5-4
|
3
|
2
|
1
|
|
Всего баллов
|
70-73
|
61-60
|
51-50
|
40-41
|
Обобщенные выводы по результатам наблюдения психологов, педагогов,
родителей психологического и физического развития
детей третьего года жизни
Высокий уровень:
- Психическое и физическое развитие (указать
возраст) ребенка в естественных условиях протекает с опережением на ... ... ...
месяцев, что соответствует возрастной норме.
Достаточный уровень:
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое
развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает соответственно
возрастной норме;
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое
развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах
возрастной нормы.
Средний уровень:
- Физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных
условиях протекает в пределах возрастной нормы, а психическое развитие
(познавательный, речевое (ЗНМ I-II, заикание) и др.) ребенка с небольшой
задержкой на ... ... .. месяцев.
- Незначительная задержка темпов психического и физического
развития в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах
возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов физического развития в (указать
возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов психического и речевого развития
у (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов психического и речевого развития
и коммуникативных навыков в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в
пределах возрастной нормы.
Низкий уровень:
- Незначительное отставание в психическом и
речевом развитии (ЗНМ I - II уровня, заикание), и развития сенсорных или
коммуникативных функций (указать возраст) ребенка в естественных условиях
обусловлено ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);
- Значительное отставание в психическом (ЗПР) и
речевом развитии и развития сенсорных функций (указать возраст) ребенка в
естественных условиях обусловлено ... ... ... .. (указывается медицинский
диагноз);
- Выраженное отставание в психическом, речевом и
физическом развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях
обусловлено ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);
- Глубокое отставание в психическом, речевом и
физическом развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях
обусловлено ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз.
4.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного
развития ребенка третьего года жизни
Для проведения обследования и выявления уровня познавательного
развития детей раннего возраста предлагается 15 задач (по модифицированными
методиками Л. Венгер, З. Гильбух, Н. Карпенко, А. Кононко, Н. Серебрякова, А.
Стребелева и др.), которые обеспечиваются дидактическим материалом
диагностической ящики "Малятко".
Задание № 1
Дидактическая игра № 1: "Установление контакта с
ребенком".
Цель: установление контакта с ребенком, взаимодействия ребенка с
взрослым, выявление понимания ребенком словесной инструкции "лови",
"кати", умение следить за движущимся предметом, поймать его.
Дидактический материал: шарик (красного или желтого, синего,
зеленого цвета) и желобок.
Проведение обследования: взрослый кладет шарик в желобок и просит
ребенка: "Лови шарик". Потом возвращает желобок и просит прокатить
шарик по желобку: "Кати". Взрослый ловит шарики в. Так повторяется
2-3 раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ей 2-3
раза, как это надо делать, то есть обучение идет за показом и подражанием
действий взрослого.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция на шарик (ловит); хочет играть со
взрослым; отношение к игре положительное эмоциональное; ребенок владеет правой
или левой рукой или активизируется только правая рука и ребенок ловит и катит
шарик правой рукой - 1 балл; сначала возникает движение в обеих руках, но потом
к шарику направляется только один из них и ловит, катит после стимуляции - 0,5;
захвата шарики двумя руками, действия "охоту", "коты" не
самостоятельны - 0,25; пытается взять шарик руками, но она выпадает, не катит -
0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 2
Дидактическая игра № 2: "Положи шарики в коробки".
Цель: выявление понимания ребенком словесной инструкции,
практического умения ориентироваться в предметах: форме, величине, цвете,
наличия соответствующих действий с крышками и шариками, стимулировать поисковые
действия и действия подражания взрослого.
Дидактический материал: 3 коробки разной величины четырехугольной
формы, с соответствующими крышками; 3 разной величины шарики красного цвета.
Проведение обследования. Первый вариант: перед ребенком ставят две
коробки, кладут крышки к ним, шарики. Взрослый кладет большой шарик в большую
коробку, а маленький шарик в малую коробку и просит ребенка накрыть коробки
крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, каким крышкой и как
надо брать и в какой рукой. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Второй вариант: взрослый показывает закрытые крышками коробки и
просит ребенка открыть крышку, достать шарик. Потом просит сложить всё как
было. Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок (в первом варианте) не берет шарик, крышку,
взрослый показывает и объясняет: "Берем шарик и кладем в коробку",
"Крышкой закрываем коробку"; если ребенок (во втором варианте) не
открывает коробку, взрослый показывает ему 2 -3 раза, как это надо делать, то
есть обучение идет за демонстрацией и подражанием действий взрослого. После
обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию; ребенок
выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой - 1 балл; действует
не последовательно, выполняет после стимуляции - 0,5; действует обеими руками,
действия не самостоятельные -- 0,25; пытается действовать - 0; итог игры
согласно цели; отношение ребенка к результату.
Задача № 3
Дидактическая игра № 3: "Собери 3-4-составляющую пирамидку.
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения дифференцировать кольца пирамиды по величине, наследовать
действия взрослого, выяснить наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: пирамидка из 3-4-х разновеликих колец одного
(красного) цвета.
Проведение обследования. Первый вариант: перед ребенком ставят
4-составляющую пирамидку. Взрослый просит ребенка разобрать пирамидку. При этом
ребенку не объясняют, как надо брать и какой рукой. Если ребенок не начинает
действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам. Потом просит ребенка сложить
все как было. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Второй вариант: взрослый показывает пирамидку и просит ребенка
разобрать. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает и
составляет пирамидку сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
снимает по одному колечку, а затем дает ему по одному колечку, каждый раз
указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|