Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Инструкция к выполнению: ребенок выходит на улицу со своими игрушками и
подходит к другим детям.
Методический комментарий: способность ребенка отстаивать свою личность во
взаимодействии со сверстниками фиксируется в таблице.
Ребенок отбирает свою игрушку и никому ничем не уступает - 1 балл.
Ребенок отбирает свою игрушку и никому ничем не уступает после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается забрать чужую игрушку себе - 0,25 баллов;
Ребенок спокойно отдает свои игрушки, или отвергает их сама - 0
баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 7 "Ничего не слышу, ничего не вижу"
(параметр 9, 10)
Цель: выяснить способность ребенка привлекать к себе внимание
эмоционально окрашенными жестами, звуками, словами и стремиться к
эмоционального контакта со сверстниками (улыбается, заглядывает в глаза).
Инструкция к выполнению: мама играла с ребенком, а потом повернулась и
начала заниматься своим делом, как бы не замечая ребенка.
Методический комментарий: способность ребенка привлекать к себе внимание
эмоционально окрашенными жестами, звуками, словами фиксируется в таблице.
Ребенок протягивает руки, зовет к себе, заглядывает в глаза - 1
балл.
Ребенок привлекает к себе внимание взрослых или сверстников после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается кричать истерически - 0,25 балла.
Ребенок спокойно реагирует, если ее покинули - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 8 "Мои игрушки на своих местах"
(параметр 12)
Цель: выяснить способность ребенка знать слова похвалы и ожидать
их, если она сделала что-то хорошее.
Инструкция к выполнению: мама предлагает малышу убрать свои игрушки в
коробку.
Методический комментарий: способность ребенка знать слова похвалы и
ожидать их, если она сделала что-то хорошее, фиксируется в таблице.
Ребенок быстро убирает и с радостью ожидает слова похвалы от
взрослого - 1 балл.
Ребенок убирает в комнате и с радостью ожидает слова похвалы от
взрослого после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок частично убирает, но идет за похвалой к маме - 0,25 балла.
Ребенок не убирает, но просит, чтобы ее похвалили - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 9 "Пришла соседка" (параметр 13,
18)
Цель: выяснить недоволен состояние ребенка, когда мама обращает
внимание на других людей.
Инструкция к выполнению: мама играла с ребенком на улице в песочке, но
отвернулась в другую ребенка или к другой маме.
Методический комментарий: недовольный состояние фиксируется в таблице.
Ребенок капризничает и может специально задеть того малыша,
которому ее мама уделила внимание - 1 балл.
Ребенок ревнует маму после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок играет сама по себе - 0,25 балла.
Ребенок бежит прочь - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 10 "Домашнее праздник" (параметры
14, 15)
Цель: выяснить способность ребенка проявлять яркие эмоции при
общении с близкими, пользоваться при этом эмоционально окрашенной языке и с
воодушевлением относиться к развлечений (хоровод у елки, поездка на детские
аттракционы.
Инструкция к выполнению: дети и взрослые водят хоровод вокруг елки зимой,
или едут на детские аттракционы и т.д.
Методический комментарий: способность ребенка проявлять яркие эмоции при
общении с близкими фиксируется в таблице.
Ребенок эмоционально реагирует на общение с взрослыми - 1 балл.
Ребенок активно реагирует на общение со взрослыми после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок любит семейные праздники, но быстро устает и начинает
плакать - 0,25 балла.
Ребенок пассивно реагирует на семейные развлечения и удовольствия
проявляет слабой улыбкой - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 11 "Новая игрушка"
Цель: выяснить умение ребенка интересоваться новой книгой или
игрушкой.
Инструкция к выполнению: папа вернулся с работы и принес ребенку новую
игрушку.
Методический комментарий: способность ребенка проявлять яркие эмоции при
появлении новой игрушки или книжки фиксируется в таблице.
Ребенок эмоционально реагирует на появление новой игрушки или
книжки - 1 балл.
Ребенок активно реагирует на появление новой игрушки или книжки
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок активно реагирует на появление новой игрушки или книжки,
но быстро теряет к ней интерес - 0,25 балла.
Ребенок рассматривает новую игрушку или книжку и отвергает их - 0
баллов.
2.2. Навыки самообслуживания
Методика № 4
Дидактическая игра № 1 "Хочу пить" (параметры 1, 6, 10)
Инструкция к выполнению: ребенку дают чашку с водичкой и предлагают
попить.
Цель: выяснить способность ребенка пить из чашки.
Методический комментарий: способность ребенка пить из чашки фиксируется в
таблице.
Ребенок самостоятельно пьет из чашки - 1 балл.
Ребенок самостоятельно пьет из чашки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пьет из чашки, но водичка проливается - 0,25 балла.
Ребенок широко открывает рот и выдвигает язык - 0 баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 2 "Вкусный обед" (параметр 2, 8)
Цель: выяснить способность ребенка держать ложку в кулачке,
набирать немного густой каши и подносить ко рту.
Инструкция к выполнению: ребенок идет обедать.
Методический комментарий: способность ребенка держать ложку в кулачке,
набирать немного густой каши и подносить ко рту, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно держит ложку в кулачке, набирает немного
густой каши и подносит ко рту. О взыскивает пустую тарелку, когда хочет добавки
- 1 балл.
Ребенок самостоятельно ест после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок держит ложку, но она все время переворачивается - 0,25
балла.
Ребенок стучит ложкой по тарелке и размазывает кашу - 0 баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 3 Игра "Посади мишку на горшок"
(параметр 3, 9, 11)
Цель: выяснить способность ребенка проситься на горшок.
Инструкция к выполнению: мать предлагает ребенку сесть на горшок, когда
видит изменение в его поведении.
Методический комментарий: Способность ребенка проситься на горшок фиксируется
в таблице.
Ребенок просится на горшок, или самостоятельно садится - 1 балл.
Ребенок просится на горшок после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не просится на горшок, но нервничает в мокрых штанишках -
0,25 балла.
Ребенок не реагирует на мокрые штанишки - 0 баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 4 "Вернулись с прогулки" (параметр
4, 5, 7, 12, 15)
Цель: выяснить умение ребенка одеваться и раздеваться: учиться
взимать шапку, носки, расстегнуть кнопку, застежку на одежде или обуви.
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут вещи, в которых нужно идти
на прогулку.
Методический комментарий: умение ребенка одеваться и раздеваться
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно взимает с себя туфли, перчатки, носки,
шапку, расстегивает молнию и кнопки, дотягивает колготки с колен на бедра - 1
балл.
Ребенок самостоятельно согласно возраста одевается и раздевается,
но после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок частично одевается и раздевается - 0,25 балла.
Ребенок не хочет одеваться и раздеваться самостоятельно, ждет,
когда это сделают взрослые - 0 баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 5 "Тук-тук" (параметр 13, 14)
Цель: выяснить стремление ребенка повернуть дверную ручку, чтобы
попасть в комнату, открывать дверцы в шкафу и выбрасывать из нее вещи, чтобы
узнать: "Что там лежит?"
Инструкция к выполнению: ребёнок подводят к закрытой двери и предлагают
их открыть.
Методический комментарий: стремление ребенка открывать двери и выбрасывать
вещи фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно возвращает ручку двери, чтобы попасть в
комнату, открывает дверцы шкафа и выбрасывает из нее вещи, чтобы узнать:
"Что там лежит?" - 1 балл.
Ребенок поворачивает ручку двери, чтобы попасть в комнату,
открывает дверцы шкафа и выбрасывает из нее вещи, чтобы узнать: "Что там
лежит?", После стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок стремится открыть дверь или отодвинуть ящики, но ничего не
получается - 0,25 балла.
Ребенок не стремится открыть двери и отодвинуть ящики, а только
стучит по ним ладонью - 0 баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 6 "Приведи порядок" (параметры 16,
17)
Цель: выяснить способность ребенка знать место своих вещей и
вместе со взрослым складывать игрушки в пакет и помогать взрослым в быту:
накрывать на стол, относить тарелки в раковину.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку помочь накрывать на
стол или убрать посуду со стола.
Методический комментарий: стремление ребенка наводить порядок фиксируется
в таблице.
Ребенок с радостью накрывает на стол, относит тарелки в раковину,
слагает свои игрушки - 1 балл.
Ребенок помогает взрослым после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок стремится помочь, но все валится из рук - 0,25 балла.
Ребенок не стремится помогать взрослым - 0 баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 7 "поздороваемся с водой" (параметр
18)
Цель: выяснить интерес ребенка к воде.
Инструкция к выполнению: ребенка подводят к крану с водой и предлагают
его открыть.
Методический комментарий: интерес ребенка к воде фиксируется в таблице.
Ребенок с радостью открывает кран и плещется в воде - 1 балл.
Ребенок с радостью открывает кран и плещется в воде после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок стремится открыть кран и с интересом наблюдает за водой -
0,25 балла.
Ребенок не умеет открыть кран и смотрит на воду без эмоций - 0
баллов.
Методика № 4
Дидактическая игра № 8 "Позвони-Включи-открой" (параметр
19)
Цель: выяснить способность ребенка звонить в дверь, включать и
выключать свет, открывать и закрывать дверь.
Инструкция к выполнению: ребенка подносят к кнопочке звонка и предлагают
позвонить.
Методический комментарий: способность ребенка звонить в дверь, включать и
выключать свет, открывать и закрывать дверь фиксируется в таблице.
Ребенок с радостью открывает и закрывает двери - 1 балл.
Ребенок с радостью открывает и закрывает дверь после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок стремится открывать и закрывать дверь, но быстро теряет
интерес - 0,25 балла.
Ребенок выполняет функцию одноразово - 0 баллов.
2.3. Навыки поведения
Методика № 5
Дидактическая игра № 1 "Я делаю как мама" (параметр 1,
2, 8)
Цель: выяснить способность ребенка подражать простым движениям
взрослого, смотреть на взрослого в новых сложных ситуациях, выполнять простое
поручение взрослого и выполнять речевую инструкцию в двух действиях с одним
предметом.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают взять медвежонка и покатать
его в машине.
Методический комментарий: способность ребенка подражать простым движениям
взрослого и выполнять инструкции фиксируется в таблице.
Ребенок подражает взрослым и выполняет инструкцию - 1 балл.
Ребенок подражает взрослым и выполняет инструкцию после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок стремится выполнить инструкцию, но все время обращается за
помощью к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок подражает движениям взрослого одноразово - 0 баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 2 "Смотри внимательно" (параметры
3, 13)
Цель: выяснить способность ребенка наблюдать за игрой других
детей, эмоциональными жестами или словами привлекать к себе их внимание.
Инструкция к выполнению: дети играют на дворе в песочке. Взрослый
предлагает ребенку посмотреть на других детей и пообщаться с ними.
Методический комментарий: способность ребенка наблюдать за игрой других и
привлекать к себе их внимание фиксируется в таблице.
Ребенок наблюдает за игрой других и привлекает к себе их внимание
эмоциональными жестами или словами - 1 балл.
Ребенок наблюдает за игрой других и привлекает к себе их внимание
эмоциональными жестами или словами после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок наблюдает за играми других детей, но не подходит к ним -
0,25 балла.
Ребенок самостоятельно играет - 0 баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 3 "Послушай и спой" (параметры 4,
10)
Цель: выяснить интерес ребенка слушать песни, подпевать легкие
слова. Инструкция к выполнению: взрослый включает любимую музыку и
начинает петь, привлекая внимание ребенка.
Методический комментарий: интерес ребенка слушать песни и подпевать
фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно слушает песню и пытается подпевать легкие
короткие слова - 1 балл.
Ребенок слушает песню и пытается подпевать после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок слушает песню и радостно подтанцовывает, но не поет - 0,25
балла.
Ребенок во время прослушивания песни занимается своим делом - 0
баллов
Методика № 5
Дидактическая игра № 4 "Интересная картинка (параметры 5, 9)
Цель: выяснить способность ребенка разглядывать картинки, о
которых рассказывает взрослый.
Инструкция к выполнению: взрослый показывает ребенку картинку и
рассказывает, что на ней нарисовано.
Методический комментарий: способность ребенка рассматривать картинку и
слушать взрослого фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно слушает взрослого и рассматривает картинку,
может погладить ее, поцеловать, показать пальчиком на ней предметы - 1 балл.
Ребенок слушает взрослого и рассматривает картинку после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не долго рассматривает картинку и не внимательно слушает
взрослого -0,25 балла.
Ребенок берет картинку, затем отвергает ее и отходит - 0 баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 5 "подкатите машинку и перевези
песок" (параметр 6, 10)
Цель: выяснить способность ребенка проявлять инициативу в
повседневной жизни, самостоятельно принимать решения и находить выход из
сложной ситуации.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку достать машинку, что
закатилась далеко под шкаф, и сделать из песка дорожку для машинки.
Методический комментарий: способность ребенка самостоятельно принимать
решения и находить выход из сложной ситуации фиксируется в таблице.
Ребенок использует палку, чтобы достать машинку, и высыпает песок
в нужное место - 1 балл.
Ребенок использует палку, чтобы достать машинку, и высыпает песок
в нужное место после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается достать машинку, но без палки, лежащий рядом, и
не знает, куда сыпать песок - 0,25 балла.
Ребенок спокойно играет в песке, не пытаясь достать машинку - 0
баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 6 "причешите волосы" (параметр 7)
Цель: выяснить способность ребенка действовать с предметами в
зависимости от их функционального назначения.
Инструкция к выполнению: ребенку дают гребенку и предлагают причесать
куклу.
Методический комментарий: способность ребенка действовать с предметами в
зависимости от их функционального назначения фиксируется в таблице.
Ребенок причесывает маму, куклу, кошку - 1 балл.
Ребенок причесывает маму, куклу, кошку после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается причесать, но гребешок выпадает из рук - 0,25
балла.
Ребенок держит гребешок, подходит к кукле, но переключает свое
внимание на другие предметы и отвергает гребешок - 0 баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 7 "Кто как разговаривает" (параметр
11)
Цель: выяснить способность ребенка активно подражать звукам
окружающей среды.
Инструкция к выполнению: взрослый показывает малышу картинки и пытается
повторить с ним, как капает водичка, как звенит комар т.д.
Методический комментарий: способность ребенка активно подражать звукам
окружающей среды фиксируется в таблице.
Ребенок активно подражает - 1 балл.
Ребенок активно подражает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подражать, но забывает, кто как говорит, и
обращается с этим до взрослого - 0,25 балла.
Ребенок не пытается подражать, а только рассматривает картинки и
громко смеется - 0 баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 8 "Играем вместе" (параметры 12,
15)
Цель: выяснить способность ребенка играть самостоятельно, когда
есть интересные игрушки, и общаться со взрослым.
Инструкция к выполнению: взрослый начинает играть с ребенком и незаметно
от нее отходит, оставляя малыша одного.
Методический комментарий: способность ребенка играть самостоятельно, когда
есть интересные игрушки, и общаться со взрослым фиксируется в таблице.
Ребенок способен и играть самостоятельно с яркими игрушками, и
общаться со взрослым - 1 балл.
Ребенок способен и играть самостоятельно, и общаться со взрослым
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не играет самостоятельно даже с интересными игрушками -
0,25 балла.
Ребенок долгое время может сидеть сама - 0 баллов.
Методика № 5
Дидактическая игра № 9 "Слушай внимательно" (параметр
14)
Цель: выяснить способность ребенка внимательно смотрит на лицо
взрослого, когда он произносит слово, повторять одно - двухсоставные слова.
Инструкция к выполнению: взрослый говорит слова "мак, бык, кот,
лапа, коса" и т.п., ребенок внимательно на него смотрит и пытается
повторять.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|