Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
сознательно подражает взрослых в двигательных
действиях и имитационных упражнениях; инициирует экспериментальные действия в
преодолении препятствий, перемещении в пространстве; пытается улучшить
результаты своих достижений; гордится ими;
периодически выявляет элементы взвешенного
поведения; помнит прошлый опыт негативного взаимодействия с опасными
предметами, объектами природы, людьми; использует его как ориентировочный в
выборе способов действия; начинает ориентироваться в понятиях
"полезен" - "вредный", "безопасный" - "
опасный "; пытается придерживаться норм товарищеских и доброжелательных
взаимоотношений с детьми и взрослыми в двигательной деятельности.
4.2.2 Показатели эмоционально-социального развития ребенка
третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
- проявляет интерес к жизни и деятельности людей;
дифференцирует их по признакам родства, возрасту, половой принадлежности;
- дифференцирует "своих" и
"чужих"; ведет себя раскованно в присутствии первых, сдержанно - среди
последних;
- ориентируется в состоянии другого человека;
может сочувствовать, пожалеть, поделиться, помочь;
- знает элементарные правила, которые регулируют
отношения людей; ориентируется на самые простые нравственные нормы поведения;
проявляет сознательное послушание; может отказаться от чего-то по просьбе
взрослого;
- узнает себя на фотографии и в фильме как
"себя вторую"; рассматривает себя в зеркале в различных жизненных
ситуациях; изучает реакции значимых взрослых на свое поведение;
- знает свою половую принадлежность, сравнивает
себя с представителями своего и противоположного пола; имеет представление о
простейшие формы поло-ролевого поведения;
- заявляет о себе окружающим («Я сам»!),
добивается расширения степени своей свободы; пробует элементарно
самоопределиться, делать самостоятельные выборы; проявляет элементарную
самостоятельность, целеустремленность, настойчивость;
- пытается сопротивляться обидчику;
- владеет простейшими формами культурного
обращения к окружающим людям; знает, как поддержать общения и совместной
деятельности с приятными взрослыми и сверстниками.
Второе полугодие третьего года жизни
- представляет, что люди отличаются разными
характеристиками (ростом, весом, возрастом, половой принадлежностью,
качествами, предпочтениями); делает первые обобщения; ориентируется в понятиях
"свое" и "чужое";
- инициирует контакты с приятными и знакомыми ему
взрослыми и детьми; вносит коррективы в своё поведение в зависимости от того,
общается со "своими" или "чужими";
- оперирует местоимениями "я",
"мое", "ты", "мы"; привлекает к себе внимание,
самоутверждается; отстаивает независимость с помощью выражения: "Я
сам!";
- сформирован элементарный образ-Я; владеет
самооценочными (самооценивающими) суждениями; пытается отстоять свое
достоинство, не согласиться с плохой мыслью о себе;
- ориентируется в понятиях "хорошо" и
"плохо"; знает основные правила и нормы нравственного поведения;
осознает, что некоторые вещи не разрешаются; ребенку можно доказать
необходимость отказаться от чего-то; способен подождать некоторое время;
- там, где возможно, обходится собственными
силами; ведет себя самостоятельно; обращается за помощью в случае объективной
необходимости; делает элементарный выбор, принимает самые простые решения,
пробует самоопределяться;
- эмоционально восприимчив; пытается
сочувствовать, жалеть, помочь; переживает успех - неуспех деятельности;
сдерживается от проявлений негативного поведения в присутствии посторонних,
осуществляет элементарный контроль;
- появляется новая форма коммуникативных
действий: ребенок в ходе совместной предметной деятельности и игры проявляет
свое отношение к взрослым и сверстникам, демонстрирует свои умения, побуждает к
соответствующим действиям.
4.2.3 Показатели познавательного развития ребенка третьего года
жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
- с интересом наблюдает за предметами, объектами
природы, людьми, за собой в зеркале; сравнивает их между собой;
- воспринимая объекты окружающей среды, лучше,
чем раньше, их дифференцирует: распознает по форме, размеру, цвету, фактуре,
количественным составом, местом нахождения в пространстве;
- размышляя про себя, фиксирует внимание на
единичные свойства объекта окружающей среды; игнорирует другие как неважные
(эгоцентричное мышление);
- ориентируется во времени (настоящем, прошлом);
- использует по назначению знакомые предметы,
вещи, орудия, материалы; использует их как заменители других;
- охотно занимается предметной, игровой,
конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельностью;
- обладает развитой двигательной и эмоциональной
памятью;
- копирует, воспроизводит виденное и слышанное
раньше; различает реальное и изображенное на иллюстрации; составляет
собственные сказки и рассказы.
Второе полугодие третьего года жизни
- ознакомление с окружающей средой имеет ярко
выраженный познавательный характер;
- включает цвет в состав комплексной
характеристики объекта познания;
- воспринимает становится все более
дифференцированным: различает оттенки цветов; тихие звуки, мелкие детали; поет
разными голосами - от высокого до низкого;
- различает предметы по форме, размеру, цвету,
фактуре, количественным характеристикам, местом нахождения в пространстве;
- на расстоянии правильно распознает величину
предметов;
- одновременно видит, слышит, воспринимает
прикосновением, называет предмет (объект,
вещь; человека);
- сравнивая предметы по величине, использует
эталон, мерку;
- запоминает то, с чем активно действует; что
понравилось (не понравилось); многократно повторялось;
- ребенок лучше, чем раньше, ориентируется во
времени (настоящем, прошлом, будущем); может вспомнить кое-что из того, что с
ней произошло "давно";
- фантазирует, составляет собственные рассказы,
занимается словотворчеством;
- появляется большое количество вопросов, на
которые ребенок хочет получить ответ.
4.2.4 Показатели речевого развития ребенка третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
- звукопроизношение становится чётче; владеет большинством звуков
родного языка; речь характеризируется смягчением;
- ребенок начинает осознавать недостатки своего звукопроизношения;
- пассивный словарь, по-прежнему преобладает над активным;
интенсивность использования слов в диалогической речи возрастает;
- понимает инструктивную речь; действует в соответствии с ней;
- обобщает родовые понятия, использует объединяющие слова;
- появляются первые вопросы ( "Что это?",
"Где?");
- речь приобретает связность; структура речи приближается к речи
взрослого; ребенок еще неточно использует правила грамматики, заменяет их
собственными;
- возрастает чувствительность к социальному содержанию речи;
-- пытается установить элементарные причинно-следственные связи
между предметами и действиями с ними;
- обращения к партнерам-сверстникам ситуативные, однако, различные
по содержанию, форме, мотивам.
Второе полугодие третьего года жизни:
- произносит сложные по артикуляции звуки;
правильное звукопроизношение сочетается в речи с искаженным;
- связная речь; выступает способом связи и
выражения жизненных впечатлений;
- задает взрослым много разнообразных вопросов;
- основная форма речи - диалогическая; пробует
себя в монологической речи;
- речь выполняет планировочную функцию;
- словарь пополняется словами-обобщениями и
словами, связанными с новыми видами деятельности (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, литературной, театральной и игрой);
- самостоятельно вносит коррективы в неточное
использование правил грамматики, строение предложений;
- речь сопровождается ритмическими движениями,
жестами, ходьбой, мимикой;
- мера культуры поведения в общении определяется
расположением ребенка к партнеру.
4.2.5 Показатели экологического развития ребенка третьего года
жизни
Первое полугодие третьего года жизни
Природные условия:
- знает контрастные свойства воды песка, камней
почвы;
- понимает элементарные причинно-следственные
связи между явлениями природы и играми.
Растительный мир:
- распознает деревья за стволом (ель, береза),
цветы - по цвету, фрукты и овощи - по цвету, форме, на ощупь, на вкус;
- различает части растения (ствол, листья,
цветы), знает, что растениям нужна вода, их поливают; под наблюдением взрослого
самостоятельно поливает комнатные цветы;
- радуется ярким изменениям в жизни цветов -
цветению; знает, что к растениям ласково обращаются, осторожно обследуют и без
разрешения взрослых не касаются незнакомых.
Животный мир:
- знает характерные признаки животных,
особенности их строения; различает и правильно называет взрослых животных и их
детенышей; звукоподражает и имитирует выразительные движения животных; знает,
что животных нужно кормить, поить;
- рад встрече с животным, спокойно ведет себя
рядом с ними, ласково обращается к ним; помогает взрослому кормить животных;
- знает, что игрушечное животное не ест, не пьет,
его можно брать на руки, играть, а с живым нельзя.
Второе полугодие третьего года жизни
Природные условия:
- знает яркие внешние признаки и характерные
свойства компонентов природы, с которыми активно действует (песка, воды, почвы
снега, камней);
- различает четыре контрастные состояния погоды:
светит солнце, облака на небе закрыли солнце, идет дождь (падает снег), дует
ветер; соотносит состояние погоды с рисунком в календаре-игрушке "Какая
сегодня погода"; понимает элементарные причинно-следственные связи между
состоянием погоды и поведением людей, играми детей.
Растительный мир:
- определяет и называет характерные внешние
признаки деревьев, комнатных декоративных и дикорастущих цветов, контрастных по
цвету, форме, размеру, поверхностью листьев, ствола; овощи и фрукты - по цвету,
форме, размеру, на ощупь, на вкус;
- определяет наземные части растений: ствол
(стебель), листья, цветок;
- знает, что растения растут в почве, их нужно
поливать; умеет самостоятельно полить комнатный цветок под наблюдением
взрослого; знает, что цветы украшают комнату; радуется им, дружелюбно
относится;
- придерживается правил безопасного общения с
растениями.
Животный мир:
- знает домашних и диких животных (собака, кошка,
коза, корова, лошадь, гусь, утка, петух, курица, рыбка; заяц, лисица, волк,
грач, синица, бабочка, жук), их характерные внешние признаки, действия, место
жительства;
- находит общее во внешнем строении животных (у
грача, синички есть клюв, крылья; у козы и коровы - рога); в движениях и
действиях (собака, кошка хлебаем воду, молоко; бегают, ходят, играют; гусь и
утка плавают по воде); знает и правильно называет детенышей домашних животных;
- подражает звукам животных и имитирует их
движения (прыгает, клюет, летает, плавает);
- отличает живое животное от игрушечного; знает,
что играть, брать в руки можно только игрушечное животное;
- знает, что касаться животных можно только с
разрешения взрослого.
4.2.6 Показатели художественно-эстетического развития ребенка
третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни
В изобразительном искусстве:
- знает и называет основные цвета палитры, выбирает
их в соответствии с замыслом, предпочтением, узнает, эмоционально реагирует на
предметные и ассоциативные образы; имеет элементарные навыки лепки
пластическими материалами; передает на элементарном уровне сходство с
конкретным предметом; воспринимает и эмоционально откликается на художественные
произведения, контрастные цвета, формы, фактуры, получает удовольствие от
общения с ними; владеет навыками пальчикового рисования, творческими
инструментами и материалами; самостоятельно ищет способы применения
художественного материала и инструментов; использует знания о форме, размере,
цвете в процессе конструирования; имеет представление о аппликационных приёмах
работы .
В музыкальном:
- получает эмоциональное удовольствие от слушания
и звучания музыкальных произведений, положительно реагирует на них, понимает их
смысл, настроение; отличает контрастное звучание музыкальных произведений;
знает несколько песен, напевает за взрослым; импровизирует с танцевальными
движениями под музыкальное сопровождение самостоятельно и в группе детей; стремится
к ознакомлению с музыкальными инструментами и самостоятельной игре на них.
В литературном:
- эмоционально воспринимает и слушает интонацию
голоса, слова, рассказы и выражает собственное отношение к литературным
произведениям, их персонажам; декламирует коротенькие стихи, поговорки,
потешки, загадки; внимательно рассматривает иллюстрации, узнает и сравнивает героев
литературных произведений; стремится к коллективному рассматриванию картинок -
с удовольствием показывает их окружающим; повторяет за взрослым слова,
различает характерную тональность голоса при чтении; самостоятельно
комментирует события в произведениях, "читает" сказки; высказывает на
элементарном уровне собственное суждение о содержании литературного
произведения.
В театральном:
- активно воспринимает и эмоционально откликается
на театральное представление; выполняет образные танцевальные движения и узнает
мелодии подражает интонации, жестам, мимике персонажей театральных
представлений; определенным образом относится к персонажам театральной
постановки; имеет свои предпочтения: пытается принять посильное участие в
театральных действиях.
Второе полугодие третьего года жизни
В изобразительном искусстве:
- рисует, лепит, конструирует, преподает
аппликационные формы по замыслу; доводит начатое до конца, радуется результату,
выражает по поводу него свое мнение; различает, называет и целесообразно
использует основные цвета и их оттенки; умеет размещать формы на плоскости,
чередовать их по цвету и величиной; может изображать, ориентируясь на образец
взрослого; изображение становится все больше похожим на реальный объект; с
уважением относится к собственным и чужим художественным работам; готовит
художественные подарки своим родным, близким; украшает дом произведениями
искусства (народная игрушка, фотография, салфетка т.д.) и своими собственными (веночек, бусы, пояс,
искусственные цветы и т.д.).
В музыкальном:
- охотно слушает музыкальные произведения в
исполнении взрослых и детей; воспринимает разнообразные по жанру, характеру,
ритму произведения; ребенок чувствителен к мелодичной музыке; способен к
репродукции и элементарной импровизации; начинает петь, хорошо двигается под
музыку (использует различные танцевальные движения), знает и отличает звучания
некоторых детских музыкальных инструментов.
В литературном:
- положительно реагирует на чтение знакомых и
новых детских книжек; добивается точности воспроизведения текста произведения
взрослых; выражает свое отношение к персонажам сказок, стихов, рассказов;
комментирует события, изображенные на иллюстрациях к знакомым произведений;
адекватно реагирует на изменения в громкости, тональности, тембре голоса
взрослого при чтении различных эпизодов произведения; составляет собственные
небольшие сказки, стихи, рассказы; понимает юмор, пытается смешить других,
прибегая к "словесной путанице"; знает, декламирует несколько стихов,
слов песен.
В театральном:
- радостно реагирует на театральное зрелище;
различает разные виды театра, имеет среди них любимые; адекватно реагирует на
поступки разных персонажей, сопровождает их соответствующими словами, движениями,
жестами, действиями; высказывает собственное мнение о персонажах театральной
постановки; дает ответы на поставленные вопросы, комментирует их и
импровизирует в театральных действиях; самостоятельно и со сверстниками играет
в настольном театре.
4.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития
ребенка третьего года жизни по линиям развития и критерии его оценки
Таблица 3.2.
Комплекс методик для наблюдения и обследования и определения
качества физического и психического развития ребенка третьего года жизни
№
п / п
|
Линии развития
|
Задачи
|
Срок проведения
|
1.
|
Физическое развитие
|
Наблюдения и задачи
соответствия физического развития ребенка общепринятым показателям.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|
В течение года.
В 3 года
|
|
общий моторный
|
Наблюдение за моторными
умениями и навыками: ходит, ползает, лазить, катит, бросает в повседневной
жизни.
|
|
|
мелкая моторика
|
Наблюдение за
движениями рук, правой руки, кисти рук, в повседневной жизни.
|
|
2.
|
Эмоционально-социальное
развитие
|
Наблюдение за
социальным поведением, общением, чувствами, их становлением.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|
В течение года.
В 3 года
|
|
контактные отношения
|
Расширяется круг
общения со взрослыми и сверстниками, эмоции разнообразны.
|
|
|
навыки самообслуживания
|
Стремится иметь
опрятный внешний вид, частично самостоятелен в обыденной жизни.
|
|
|
навыки поведения
|
Активен, подвижен,
пытается вести себя самостоятельно, овладевает навыками культурного
поведения.
|
|
3.
|
Познавательное развитие
|
Наблюдение за предметной
деятельностью, восприятием окружающего и свойств предметов, проявлениями
наглядно-действенного мышления и игрой. Развивается воображение и память.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|
В течение года.
В 3 года
|
|
сенсорное развитие
|
Наблюдение за
предметной деятельностью: знает форму, размер, цвет, дифференцирует их,
действует с ними.
|
|
|
навыки игры
|
Игра имеет
подражательный характер относительно действий взрослого.
|
|
4.
|
Развитие речи
|
Наблюдение за коммуникативной
активностью, формированием собственной устной речи.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|
В течение года.
В 3 года
|
|
понимание речи
|
Наблюдать за
совершенствованием понимание речи взрослых.
|
|
|
активное вещание
|
Наблюдать за развитием
словаря, грамматического строя, произношением звуков, несовершенны.
|
|
5.
|
Экологическое развитие
|
Наблюдение за
восприятием объектов природы, их свойствами, манипулированием компонентами
природы в ходе исследовательской деятельности и игры.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|
В течение года.
В 3 года
|
6.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Наблюдение за
восприятием произведений искусства, их фактурой, реакцией на них, проявлениями
элементарного детского творчества.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|
В течение года.
В 3 года
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|
|