Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Кроме дидактических пособий, в игровой деятельности с ребенком
можно использовать дополнительные предметы вторсырья: емкости (бутылочки,
стаканчики, баночки и др.) различного размера, из разных материалов; мелкие
предметы, разные по форме и на ощупь (каштаны, желуди, бобы и др.); ленты,
шнурочки разного цвета разнообразные (шумные, мягкие и др.) игрушки, которые удобно
брать в руки; разноцветные карандаши, бумага, детская художественная
литература, разнообразят игру, способствовать элементарному проявлению детского
творчества.
4.3.1 Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
психофизическим развитием ребенка третьего года жизни
Результаты наблюдения психологов, педагогов, родителей и их
педагогическая оценка проявлений ребенка заносятся в "Дневник
психолого-педагогического наблюдения и обследования психофизического развития
детей раннего возраста".
И. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
физическим развитием ребенка третьего года жизни
1.1. Общее моторное развитие
Методика № 1
Дидактическая игра № 1. "Гуси-гуси" (параметры 1)
Цель: выяснить умение ребенка хорошо бегать.
Материал
Инструкция к выполнению: взрослый читает стихотворение и в конце
расставляет руки и побуждает ребенка бежать к нему, чтобы спастись от волка.
Если ребенок не понимает, что нужно делать, взрослый повторяет игру и немножко
подталкивает ребенка.
Методический комментарий: умение ребенка хорошо бегать фиксируется в
таблице.
Ребенок с удовольствием бегает и не падает - 1 балл.
Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок бегает, но часто падает - 0,25 балла.
Ребенок быстро переступает за ручку - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 2 "Пройди по мостику" (вариант 2)
Цель: выяснить умение ребенка держать равновесие при ходьбе по
доске, лежащей на полу.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают пройти по мостику, чтобы не
упасть в реку.
Методический комментарий: умение ребенка держать равновесие при ходьбе по
доске, лежащей на полу, фиксируется в таблице.
Ребенок удерживает равновесие и не падает - 1 балл.
Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок удерживает равновесие, но часто падает - 0,25 балла.
Ребенок идет за ручку - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 3 "спустись вниз" (параметр 3, 12)
Цель: выяснить умение ребенка спускаться по наклонной доске
самостоятельно.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают спуститься вниз по наклонной
доске.
Методический комментарий: умение ребенка спускаться по наклонной доске
самостоятельно фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно спускается и не падает - 1 балл.
Ребенок самостоятельно спускается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается самостоятельно спуститься, но часто падает - 0,25
балла.
Ребенок спускается за ручку - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 4 "Прыгай!" (параметры 4)
Цель: выяснить умение ребенка прыгать с предмета высотой 10-15см.,
приземляясь на обе ноги.
Инструкция к выполнению: взрослый ставит ребенка на невысокую поверхность
и предлагает прыгнуть.
Методический комментарий: Умение ребенка прыгать с предмета высотой
10-15см., приземляясь на обе ноги, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно прыгает по предмету высотой 10-15см.,
приземляясь на обе ноги - 1 балл.
Ребенок самостоятельно прыгает по предмету высотой 10-15см.,
приземляясь на обе ноги после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается прыгать, держась при этом за руку взрослого -
0,25 балла.
Ребенок сползает с подставки - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 5 "Лесенка" (параметры 5)
Цель: выяснить умение ребенка подниматься и спускаться с лестницы.
Инструкция к выполнению: взрослый подводит ребенка к лестнице и предлагает
ей подняться и спуститься.
Методический комментарий: умение ребенка подниматься и спускаться с
лестницы фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно поднимается и спускается с лестницы - 1
балл.
Ребенок самостоятельно поднимается и спускается после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок пытается подняться, но спускается с помощью взрослого -
0,25 балла.
Ребенок выполняет упражнение, когда ее держит взрослый - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 6 "Цапля
ходит по болоту" (параметры 6)
Цель: выяснить умение ребенка перешагивать через небольшие
препятствия (высотой 20см) приставным шагом.
Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают брусочки и предлагают
их переступить, будто цапля ходит по болоту.
Методический комментарий: умение ребенка перешагивать небольшие
препятствия (высотой 20см) приставным шагом фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно переступает - 1 балл.
Ребенок переступает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается переступить, но все время цепляется - 0,25 балла.
Ребенок выполняет упражнение, когда ее держит взрослый за руку - 0
баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 7 "Бросай мяч" (параметры 7)
Цель: выяснить умение ребенка хорошо бросать мяч одной и двумя
руками в разных направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель.
Инструкция к выполнению: перед ребенком на расстоянии держат корзинку и
предлагают бросить в нее мяч.
Методический комментарий: умение ребенка хорошо бросать мяч одной и двумя
руками в разных направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель,
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно бросает мяч одной и двумя руками в разных
направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель - 1 балл.
Ребенок самостоятельно бросает мяч одной и двумя руками в разных
направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается бросать мяч, но только двумя руками - 0,25 балла.
Ребенок отпускает мяч из рук - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 8 "Маленький футболист" (параметры
8, 17)
Цель: выяснить умение ребенка толкать мяч ногой, ловить его с
близкого расстояния.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают поиграть в футбол.
Методический комментарий: умение ребенка толкать мяч ногой, ловить его с
близкого расстояния фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно толкает мяч и может поймать его с близкого
расстояния - 1 балл.
Ребенок самостоятельно толкает мяч и может поймать его с близкого
расстояния после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается толкать мяч, но поймать его не может - 0,25
балла.
Ребенок пытается толкать мяч, но все время промахивается - 0
баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 9 "Сорви яблочко с веточки"
(параметр 9, 13)
Цель: выяснить умение ребенка подниматься на носочки, ходить на
носочках.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подняться на носочки и
сорвать яблочко с веточки.
Методический комментарий: умение ребенка подниматься на носочки, ходить на
носочках фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно может подниматься на носочки, ходит на
носочках - 1 балл.
Ребенок самостоятельно поднимается на носочки и ходит на носочках
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подняться на носочки, но ходить на носочках не
может - 0,25 балла.
Ребенок пытается подняться на носочки с помощью взрослого - 0
баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 10 "Маленький водитель" (параметр
10)
Цель: выяснить умение ребенка кататься на трехколесном велосипеде,
перебирая по полу ногами.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают покататься на велосипеде.
Методический комментарий: умение ребенка кататься на трехколесном
велосипеде, перебирая по полу ногами, фиксируется в таблице:
Ребенок самостоятельно может кататься на велосипеде - 1 балл.
Ребенок самостоятельно катается на велосипеде после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок пытается катиться, но не может оттолкнуться - 0,25 балла.
Ребенок ждет помощи взрослого - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 11 "Потанцуй" (параметр 11)
Цель: выяснить умение ребенка изменять темп, направление и
характер движений при ходьбе и беге, единовременно
выполнять два разных движения (топать и хлопать в ладоши.)
Инструкция к выполнению: взрослый включает музыку и предлагает ребенку
потанцевать.
Методический комментарий: умение ребенка изменять темп, направление и
характер движений при ходьбе и беге, единовременно
выполнять два разных движения (топать и хлопать в ладоши) фиксируется в
таблице.
Ребенок может изменять темп, направление и характер движений при
ходьбе и беге, умеет единовременно
выполнять два разных движения (топать и хлопать в ладоши) - 1 балл.
Ребенок может активно двигаться после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается делать различные активные движения, но все время
падает - 0,25 балла.
Ребенок движется за руку со взрослым - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 12 "Сбей шишку с елки" (параметр
14)
Цель: выяснить умение ребенка подпрыгивать на двух ногах.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подпрыгнуть и сбить шишку с
елки.
Методический комментарий: умение ребенка подпрыгивать на двух ногах
фиксируется в таблице.
Ребенок может подпрыгивать на двух ногах - 1 балл.
Ребенок может подпрыгивать на двух ногах после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается подпрыгнуть на двух ногах, но все время падает -
0,25 балла.
Ребенок пытается подпрыгивать, поднимая по одной ноге - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 13 "Цапля
ходит по болоту" (параметр 15)
Цель: выяснить умение ребенка мгновение удерживать равновесие,
когда стоит на одной ноге.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает поднять ногу и постоять,
словно цапля.
Методический комментарий: умение ребенка мгновение удерживать равновесие,
когда стоит на одной ноге, фиксируется в таблице.
Ребенок может удерживать равновесие - 1 балл.
Ребенок может удерживать равновесие после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается удерживать равновесие, но все время падает - 0,25
балла.
Ребенок пытается поднимать ногу, но с помощью взрослого - 0
баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 14 "Зайчик прискакал" (параметр 16)
Цель: выяснить умение ребенка перепрыгивать невысокие препятствия
к (10-15см).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают прыгать, как зайчик.
Методический комментарий: умение ребенка перепрыгивать невысокие
препятствия к (10-15см) фиксируется в таблице.
Ребенок может перепрыгивать - 1 балл.
Ребенок перепрыгивает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается перепрыгивать, но все время падает - 0,25 балла.
Ребенок пытается поднимать ногу, но с помощью взрослого - 0
баллов.
1.2. Развитие мелкой моторики
Методика 2
Дидактическая игра № 1 "Лепим пирожки" (параметр 1, 7)
Цель: выяснить умение ребенка работать с пластилином, глиной,
мокрым песком: лепить простые форме (щипковыми движениями); позже
самостоятельно раскачивать колбаски и шарики из пластилина, лепить примитивные
фигурки по своему замыслу.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают слепить пирожки из глины или
пластилина.
Методический комментарий: умение ребенка работать с пластилином, глиной,
мокрым песком, лепить простые формы (щипковыми движениями) фиксируется в
таблице.
Ребенок может работать с пластилином, глиной и песком - 1 балл.
Ребенок может работать с пластилином, глиной и песком после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается лепить, но у нее все давиться; щипковые движения
не воспроизводит - 0,25 балла.
Ребенок стучит ладонью по песку, глине, пластилине - 0 баллов.
Методика 2
Дидактическая игра № 2 "Маленький художник" (параметр 2,
6)
Цель: выяснить умение ребенка рисовать пальчиками краской, держать
кисть и карандаш тремя пальцами, рисовать кривую и закругленные линии,
скопировать "крест", рисовать "головонога.
Инструкция к выполнению: ребенку дают карандаш или краски и предлагают
порисовать.
Методический комментарий: умение ребенка рисовать пальчиками краской,
держать кисть и карандаш тремя пальцами, нарисовать кривую и закругленные
линии, скопировать "крест" фиксируется в таблице.
Ребенок может рисовать пальчиками краской, держать кисть и
карандаш тремя пальцами, нарисовать кривую и закругленные линии, скопировать
"крест", нарисовать "головонога" - 1 балл.
Ребенок может рисовать пальчиками краской, держать кисть и
карандаш тремя пальцами, нарисовать кривую и закругленные линии, скопировать
«крест», нарисовать "головонога" после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается рисовать - 0,25 балла.
Ребенок держит карандаш или кисточку захватив в ладонях и с
восторгом стучит ими по столу - 0 баллов.
Методика 2
Дидактическая игра № 3 "Птичка клюет зернышко"
(параметры 3, 8)
Цель: выяснить умение ребенка играть мелкими предметами, бусинами,
перебирать пуговицы, при восторге пользоваться большим, указательным и средним
пальцами.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают поиграть разными мелкими
предметами, лежащими в банке.
Методический комментарий: умение ребенка играть мелкими предметами,
бусинами, перебирать пуговицы, при восторге пользоваться большим, указательным
и средним пальцами фиксируется в таблице.
Ребенок может играть мелкими предметами, бусинами, перебирать
пуговицы, при восторге пользоваться большим, указательным и средним пальцами -
1 балл;
Ребенок может играть мелкими предметами после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается извлекать мелкие предметы, но не пальцами,
ладонью - 0,25 балла.
Ребенок переворачивает банка с мелкими предметами - 0 баллов.
Методика 2
Дидактическая игра № 4 "Вкусный обед" (параметр 4)
Цель: выяснить умение ребенка хорошо держать ложку и есть ней
жидкую пищу.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку пообедать.
Методический комментарий: умение ребенка хорошо держать ложку и есть ней
жидкую пищу фиксируется в таблице.
Ребенок хорошо держит ложку и ест ней жидкую пищу - 1 балл.
Ребенок держит ложку и ест ней жидкую пищу после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок старается держать ложку, но пища все время выливается -
0,25 балла.
Ребенок стучит ложкой по столу - 0 баллов.
Методика 2
Дидактическая игра № 5 "Чистые руки, чистое лицо"
(параметр 5)
Цель: выяснить умение ребенка намыливать руки мылом, тереть лицо
ладонями.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают намылить руки мылом и
умыться.
Методический комментарий: умение ребенка намыливать руки мылом, тереть
лицо ладонями фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно умывается - 1 балл.
Ребенок самостоятельно умывается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок старается держать мыло, но оно все время выпрыгивает из
рук - 0,25 балла.
Ребенок ждет, когда ее помоют - 0 баллов.
Методика 2
Дидактическая игра № 6 "Собери баночки" (параметр 9)
Цель: выяснить умение ребенка составлять 4-6 формочек, вкладывать
меньшую в большую.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают собрать баночки и коробочки
разного размера одна в одну.
Методический комментарий: умение ребенка составлять 4-6 формочек,
вкладывать меньшую в большую фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно составляет баночки - 1 балл.
Ребенок самостоятельно составляет баночки после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается составлять баночки, но допускает ошибки - 0,25
балла.
Ребенок стучит одной баночкой о другую - 0 баллов.
Методика 2
Дидактическая игра № 7 "Отрежьте полоску" (параметр 10)
Цель: выяснить умение ребенка пользоваться ножницами.
Инструкция к выполнению: ребенку дают ножницы, листы бумаги и предлагают
отрезать полоску.
Методический комментарий: умение ребенка пользоваться ножницами
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно отрезает полоску - 1 балл.
Ребенок самостоятельно отрезает полоску после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается отрезать полоску, но ничего не получается - 0,25
балла.
Ребенок берет ножницы и отвергает их, а бумагу жмакает - 0 баллов.
II. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля
за социально - эмоциональным развитием ребенка третьего года жизни
2.1. Контактные отношения
Методика 3
Дидактическая игра № 1 "покормлю зайчика и покатай на
машине" (параметр 1, 6)
Цель: выяснить умение ребенка играть самостоятельно, проявлять
фантазию; выполнять несколько последовательных игровых действий, связанных
между собой одним простым сюжетом (начинается "сюжетная игра").
Инструкция к выполнению: ребёнку предлагают накормить зайчика и прокатить
его на машине.
Методический комментарий: умение ребенка играть самостоятельно, проявлять
фантазию; выполнять несколько последовательных игровых действий, связанных
между собой одним простым сюжетом, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно играет и фантазирует - 1 балл.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|