Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Методический комментарий: способность ребенка внимательно смотреть на лицо
взрослого, когда он произносит слово, повторять одно - двухсоставные слова
фиксируется в таблице.
Ребенок способен повторять слова за взрослым - 1 балл.
Ребенок способен повторять слова за взрослым после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок не смотрит внимательно и не может повторить слова - 0,25
балла.
Ребенок не хочет смотреть на взрослого, когда тот произносит слова
- 0 баллов.
III. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля
за познавательным развитием ребенка второго года жизни
3.1. Сенсорное развитие
Методика № 6
Дидактическая игра № 1 "Построй башню" (параметр 1, 8)
Цель: выяснить способность ребенка строить башню из 2-3, а позже
из 3-4 кубиков.
Инструкция к выполнению: ребенку дают кубики и предлагают построить
башню.
Методический комментарий: способность ребенка строить башню фиксируется в
таблице.
Ребенок способен строить башню из кубиков, согласно своего
возраста - 1 балл.
Ребенок способен строить башню после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается строить, но промахивается и кубики падают - 0,25
балла.
Ребенок стучит кубиками одним о друга - 0 баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 2 "Собери пирамидку (параметры 2, 6, 18)
Цель: выяснить способность ребенка разбирать и собирать пирамидку,
без учета размера колец или учитывающие их размер.
Инструкция к выполнению: перед ребенком ставят пирамидку и предлагают
разобрать и собрать.
Методический комментарий: способность ребенка собирать пирамидку
фиксируется в таблице.
Ребенок способен собирать пирамидку, учитывая или не учитывая
размер колец, согласно своего возраста - 1 балл.
Ребенок способен собирать пирамидку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается собирать, но промахивается и не попадает кольцами
на стержень - 0,25 балла.
Ребенок разбирает пирамидку и разбрасывает кольца - 0 баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 3 "Положи фигурки в свой домик"
(параметры 3, 5, 10, 15, 16)
Цель: выяснить способность ребенка соотносить знакомый объемный
предмет с соответствующим отверстием в ящике.
Инструкция к выполнению: ребенку дают ящик с прорезями и объемные
предметы, которые нужно опустить в свои дырочки.
Методический комментарий: способность ребенка соотносить знакомый объемный
предмет с соответствующим отверстием в ящике фиксируется в таблице.
Ребенок способен соотносить знакомый объемный предмет с
соответствующими отверстиями в ящике - 1 балл.
Ребенок способен соотносить знакомый объемный предмет с
соответствующими отверстиями в ящике после стимуляции - 0,5 балла.
Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоской -
0,25 балла.
При многократном повторении толкает фигуры в проемы, не считая их
формы - 0 баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 4 "Расписания предметы" (параметры
4, 19)
Цель: выяснить способность ребенка раскладывать разнородные
предметы, отличающиеся по одному признаку (цвет, форма, размер) на две группы.
Инструкция к выполнению: ребенку дают по 3 предметы разные по цвету (красный
- желтый), разные по размеру (большой - маленький), различные по форме
(круг-треугольник) и предлагают разложить их на 2 группы.
Методический комментарий: способность ребенка раскладывать разнообразные предметы,
отличающиеся по одному признаку (цвет, форма, размер), на две группы
фиксируется в таблице.
Ребенок способен разложить разнородные предметы - 1 балл.
Ребенок способен разложить разнородные предметы после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок раскладывает предметы с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок пытается разложить предметы, но делает это, не считая их
признаков - 0 баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 5 "Собери матрешку" (параметры 4,
11, 17)
Цель: выяснить способность ребенка: самостоятельно разбирать двовмисну, а затем тривмисну матрешку и находить предметы "большой, меньше,
самый маленький"
Инструкция к выполнению: ребенку дают матрешку и предлагают ее разобрать,
поставить по росту, собрать.
Методический комментарий: способность ребенка самостоятельно разбирать двовмисну, а затем тривмисну матрешку и находить предметы "большой, меньше,
самый маленький" фиксируется в таблице.
Ребенок способен разобрать и собрать матрешку - 1 балл.
Ребенок способен разложить и собрать матрешку после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок раскладывает матрешку, но собрать самостоятельно не может
- 0,25 балла.
Ребенок рассматривает матрешку, трясет ее и отбрасывает - 0
баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 6 "Найди цветочек нужного цвета"
(параметры 7, 12, 20)
Цель: выяснить способность ребенка находить игрушку такого же
цвета по просьбе взрослого.
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут цветочки разного
цвета.Показывают красный (синий, желтый ...) кружочек и предлагают найти такую
же цветочек.
Методический комментарий: способность ребенка находить игрушку такого же
цвета по просьбе взрослого фиксируется в таблице.
Ребенок способен найти игрушку такого же цвета - 1 балл.
Ребенок способен найти игрушку такого же цвета после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок раскладывает игрушки по цвету, но все время обращается к
взрослому - 0,25 балла.
Ребенок раскладывает игрушки, не обращая внимания на цвет - 0
баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 7 "Маленький строитель" (параметр
9, 13)
Цель: выяснить способность ребенка создавать несложные
конструкции: мостик, стенку, поезд.
Инструкция к выполнению: взрослый кладет перед ребенком кубики и
предлагает создать несложные конструкции.
Методический комментарий: способность ребенка создавать несложные
сооружения фиксируется в таблице.
Ребенок способен создать несложные сооружения - 1 балл.
Ребенок способен создать несложные сооружения после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок пытается создавать несложные сооружения, но они все время
рассыпаются - 0,25 балла.
Ребенок хаотически передвигает кубики - 0 баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 8 "Назови картинку" (параметр 14)
Цель: выяснить способность ребенка находить и показывать рисунки
на просьбу.
Инструкция к выполнению: взрослый показывает ребенку картинки и
предлагает показать и назвать каждую из них.
Методический комментарий: способность ребенка находить и показывать
картинки по просьбе фиксируется в таблице.
Ребенок способен показать и назвать рисунки - 1 балл.
Ребенок способен показать и назвать рисунки после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается разглядывать картинки, но допускает ошибки при
выборе картинки - 0,25 балла.
Ребенок рассматривает картинки, но не показывает по просьбе
взрослого - 0 баллов.
Методика № 6
Дидактическая игра № 9 "Кто какой?" (параметр 21)
Цель: выяснить способность распознавать качество предметов при
направленном обучении (пушистый, холодный).
Инструкция к выполнению: ребенок рассматривает мягкие игрушки, гладить их
и определяет их качество.
Методический комментарий: способность ребенка распознавать качество
предметов при направленном обучении фиксируется в таблице.
Ребенок способен распознавать качество предметов - 1 балл.
Ребенок способен распознавать качество предметов после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок пытается распознавать качество предметов - 0,25 балла.
Ребенок не пытается распознавать качество предметов - 0 баллов.
3.2. Навыки игры
Методика № 7
Дидактическая игра № 1 "Давай поиграем" (параметры 1, 2)
Цель: выяснить способность самостоятельно или с помощью взрослого
знакомиться с разными качествами игрушек в процессе активных действий с ними
(трясет, сжимает, катает).
Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком, показывая, что можно
делать с предметами, потом потихоньку отходит от нее.
Методический комментарий: способность ребенка самостоятельно или с помощью
взрослого знакомиться с разными качествами игрушек в процессе активных действий
с ними фиксируется в таблице.
Ребенок способен самостоятельно сделать одну игровую действие
(покормить куклу) - 1 балл.
Ребенок способен самостоятельно знакомиться с различными
качествами предметов после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок выполняет действия вместе со взрослым - 0,25 балла.
Ребенок не пытается самостоятельно играть - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 2 "Накорми куклу" (параметры 3, 4)
Цель: выяснить способность сопровождать декабря произнесения на
своем языке ", иногда вставлять высказывания типа" ах ", "
ой ".
Инструкция к выполнению: ребенку дают игрушки и предлагают выполнить
действие (например, накормить куклу).
Методический комментарий: способность ребенка сопровождать декабря
произнесения фиксируется в таблице.
Ребенок в процессе игры произносит различные понятные ей слова - 1
балл.
Ребенок в процессе игры высказывается, но после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок редко произносит слова - 0,25 балла.
Ребенок играет молча - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 3 "Накорми кошечку" (параметры 5)
Цель: выяснить умение использовать предметы - заменители (кружочек
вместо тарелки, кусок меха вместо кошки.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает поиграть, но не знает, где
взять предметы, которых не хватает до игры.
Методический комментарий: умение ребенка использовать предметы-Заменители
фиксируется в таблице.
Ребенок в процессе игры использует предметы-заменители - 1 балл.
Ребенок в процессе игры использует предметы-заменители, но после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок выбирает необходимые предметы при подсказке взрослого -
0,25 балла.
Ребенок не понимает игру с предметами - заменителями - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 4 "Строим домик для собачки"
(параметры 6, 10)
Цель: выяснить способность ребенка вместе со взрослым играть в
первые сюжетные игры.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает построить домик для собачки
и пригласить его там жить.
Методический комментарий: способность ребенка вместе со взрослым играть в
первые сюжетные игры фиксируется в таблице.
Ребенок активно играет с взрослым - 1 балл.
Ребенок играет со взрослым, но после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок с интересом наблюдает, как взрослый играет - 0,25 балла.
Ребенок не долго играет с взрослым и переключается на другие
забавы - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 5 "Послушай сказочку" (параметры 7)
Цель: выяснить способность внимательно слушать знакомые песни,
сказки, радоваться от знакомого сюжета.
Инструкция к выполнению: взрослый читает ребенку сказку или поет песенку.
Методический комментарий: способность ребенка внимательно слушать знакомые
песни, сказки, радоваться от знакомого сюжета фиксируется в таблице.
Ребенок внимательно слушает - 1 балл.
Ребенок слушает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает, но только то, что захочет сама - 0,25 балла.
Ребенок не долго и не внимательно слушает и отходит к другой
забавы - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 6 "Докажи словечко" (параметры 8)
Цель: выяснить способность ребенка играть в первой инсценировки.
Инструкция к выполнению: разыгрывания сказки "Колобок" в ролях.
Методический комментарий: способность ребенка играть в первой инсценировки
фиксируется в таблице.
Ребенок добавляет последнее слово, выполняет знакомый движение под
музыку, внимательно слушает - 1 балл.
Ребенок активно реагирует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает, но сама не выполняет действия - 0,25 балла.
Ребенок не долго и не внимательно слушает и отходит к другой
забаве - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 7 "Покатай куклу" (параметры 9, 12)
Цель: выяснить способность объединить в одной игре две несложные
действия (посадить в коляску и покатать куклу).
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает посадить куклу в коляску и
покатать ее.
Методический комментарий: способность ребенка объединить в одной игре две
несложные действия фиксируется в таблице.
Ребенок правильно выполняет задание - 1 балл.
Ребенок выполняет задание после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок выполняет только одно действие - 0,25 балла.
Ребенок ждет, когда взрослый все сделает сам - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 8 "Что ты делаешь, расскажи"
(параметры 11, 13)
Цель: выяснить способность в игре повторять за взрослым слова или
произнести фразу из двух слов.
Инструкция к выполнению: ребенок со взрослым выполняют действие и
сопровождающим ее комментарием: "Я ухожу ... я несу ... я им".
Методический комментарий: способность ребенка в игре повторять за взрослым
слова или произнести фразу из двух слов фиксируется в таблице.
Ребенок повторяет за взрослым фразу - 1 балл.
Ребенок повторяет за взрослым фразу после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок повторяет слова - 0,25 балла.
Ребенок выполняет движения, но не повторяет - 0 баллов.
Методика № 7
Дидактическая игра № 9 "Найди картинку" (параметр 14)
Цель: выяснить способность ребенка самостоятельно подбирать 2-4
картинки из "Детского лото".
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают поиграть в "Лото".
Методический комментарий: способность ребенка самостоятельно подбирать 2-4
картинки из лото фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно подбирает картинки - 1 балл.
Ребенок подбирает картинки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок подбирает картинки с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок не соотносит картинки - 0 баллов.
IV. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля по
языковому развитию ребенка второго года жизни
4.1. Речевое понимание
Методика № 8
Дидактическая игра № 1 "Покажи, что название, делай, что
скажу" (параметр 1, 2)
Цель: выяснить способность ребенка к пониманию названий окружающих
предметов и понимание действий.
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут 5 картинок, просят
показать одну из них и выполнить действие или показать соответствующую
картинку.
Методический комментарий: способность ребенка к пониманию названий
окружающих предметов и понимание действий фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно выбирает картинки и выполняет нужные действия
- 1 балл.
Ребенок подбирает картинки и выполняет необходимые действия после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок подбирает картинки с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок не соотносит картинки и не выполняет действия - 0 баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 2 "Покажи, где животные, где люди"
(вариант 3)
Цель: выяснить способность ребенка к обобщению предметов по
существенным признакам в понятном языке.
Инструкция к выполнению: ребенка просят разложить картинки на группы
людей и животных.
Методический комментарий: способность ребенка к обобщению предметов по
существенным признакам в понятном языке фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно раскладывает картинки - 1 балл.
Ребенок раскладывает картинки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок раскладывает картинки с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок хаотично раскладывает картинки, не считая задача - 0
баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 3 "Покажи, кто как кричит"
(параметры 4, 11)
Цель: выяснить способность ребенка различать не речевые звуки разной
высоты.
Инструкция к выполнению: ребенок рассматривает картинки больших и
маленьких животных и птиц, а также больших и маленьких предметов, и взрослый
предлагает вспомнить, кто как кричит.
Методический комментарий: способность ребенка различать не речевые звуки
различной высоты фиксируется в таблице.
Ребенок различает не речевые звуки различной высоты - 1 балл.
Ребенок различает не речевые звуки различной высоты после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок выполняет упражнение с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок вспоминает не все звуки - 0 баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 4 "Посмотри рисунок и слушай
рассказы"
(параметр 5)
Цель: выяснить способность ребенка понимать несложное
повествование за сюжетной картинкой и отвечать на вопросы взрослого.
Инструкция к выполнению: взрослый рассматривает с ребенком сюжетную
картинку и рассказывает рассказы.
Методический комментарий: способность ребенка слушать несложное
повествование за сюжетной картинкой и отвечать на вопросы взрослого фиксируется
в таблице.
Ребенок рассматривает картинку, внимательно слушает и отвечает на
вопрос - 1 балл.
Ребенок рассматривает картинку, слышит и отвечает на вопросы после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает, но на вопросы не отвечает - 0,25 балла.
Ребенок смотрит на картинки не внимательно, не дослушивает до
конца рассказы и отвергает картинку - 0 баллов.
Методика № 8
Дидактическая игра № 5 "Найди, кто под шкафом" (параметр
6)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|