Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию;
ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой и надел на
стержень 1-2 колечка - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует
обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0;
итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 4
Дидактическая игра № 4: "Собери 5-составляющую пирамидку.
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения дифференцировать кольца пирамиды по величине, последовать
действия взрослого, выяснить наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: пирамидка из 5-ти разновеликих колец
одного (красного) цвета, возможны также другие варианты.
Проведение обследования. Первый вариант: перед ребенком ставят 4-5
- составляющую пирамидку. Взрослый просит ребенка разобрать пирамидку. При этом
ребенку не объясняют, как надо брать и какой рукой. Если ребенок не начинает
действовать, то взрослый разбирает пирамиду сам. Потом просит ребенка сложить
все как было. Так повторяется 2-3 раза.
Второй вариант: взрослый показывает пирамидку и просит ребенка
разобрать. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает и
составляет пирамидку сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза в
медленном темпе.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
снимает по одному колечку, а затем дает ей по одному колечку, каждый раз
указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию;
ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой и надела на
стержень 1-2 колечка - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует
обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0;
итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задача № 5
Дидактическая игра № 5: "Цветные кубики".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения различать, дифференцировать и называть по цветам -
красный, желтый, синий и зеленый и по величине - одинаковые, последовать
действия взрослого, выяснить наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: 4 кубики красного, желтого, синего и
зеленого цвета для ребенка и взрослого.
Проведение обследования: перед ребенком ставят четыре кубика, один
из них взрослый берет в руку и просят ребенка: "Дай такой, возьми такой,
как у меня". Затем предлагает по очереди показать: где красный, где желтый
и др. Далее предлагает ребенку по очереди назвать и показать цвет каждого
кубика. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
вкладывает кубик ей в руку, а потом просит: "Дай такой" и каждый раз
жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание
самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция, способность различать и называть
красный и желтый цвета; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой
рукой или только правой рукой и берет кубики соответствующего цвета - 1 балл;
действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не
самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели;
отношения ребенка к результату.
Задание № 6
Дидактическая игра № 6: "Собери кольца по цвету".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения ориентироваться в цветах: красный, желтый, синий и
зеленый, форме и величине, распознавать и дифференцировать кольца по цвету и
надевать на стержень, последовать действия взрослого, выяснить наличие
соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: на общей опоре по четыре кольца красного,
желтого, синего и зеленого цвета на каждом стержне.
Проведение обследования: Взрослый показывает четыре стержня с
кольцами красного, желтого синего и зеленого цвета и просит ребенка их снять, а
затем надеть как было. Важно чтобы ребенок надевала на стержни кольца красные к
красным, желтые к желтым и др. Если ребенок не действует, то взрослый делает
это сам. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Можно усложнить задачу,
если ребенок быстро справилась с ним: попросить составить по образцу взрослого
- надевать кольца поочередно синего или синего и зеленого цвета на один
стержень.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
разбирает кольца, а затем вкладывает поочередно кольца ей в руку и надевает на
стержень, каждый раз жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает
ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция распознавания по цвету; надевает на
стержень; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой или
только правой рукой, принимает ли в обе руки и надевает на стержень - 1 балл;
действует после стимуляции - 0 , 5; действует обеими руками, действия не
самостоятельны, хаотичные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно
цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 7
Дидактическая игра № 7: "Собери кольца на веревке".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня
развития мелкой моторики, практических умений распознавать и дифференцировать
кольца по цвету, форме и величине и нанизывать кольца на веревочке, последовать
действия взрослого, выяснить наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: кольца красного, желтого, синего и
зеленого цвета, рассыпанные на столе; красная веревочка.
Проведение обследования: взрослый показывает кольца красного,
желтого синего и зеленого цвета и просит ребенка их нанизать на веревочке, как
ожерелье. Важно, чтобы ребенок кольца нанизывали на веревочке самостоятельно и
чередуя, по указанию взрослого, цвета. Если ребенок не действует, то взрослый
делает это сам. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Можно усложнить
задачу, если ребенок быстро справилась с ним: попросить нанизать кольца по
своему желанию или для мамы, для матрешки.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
нанизывает кольца, а затем вкладывает поочередно кольца ребенку в руку и
протягивает веревочку вместе и с ней, далее каждый раз жестом указывает, что
нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; распознавания по цвету, форме, величине; нанизывает
самостоятельно; адекватное отношение к заданию; ребенок выполняет правой или
левой рукой или только правой рукой - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5;
действия не самостоятельные, хаотичные - 0,25; пытается действовать - 0; итог
игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 8
Дидактическая игра № 8: "матрешка".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практических умений брать, раскладывать и складывать трехсоставным матрешку,
подражать действиям взрослого; выяснить наличие соответствующих по инструкции
действий.
Дидактический материал: два трехсложные матрешки.
Проведение обследования: Взрослый показывает трехсоставную
матрешку и просит ребенка ее разобрать и сложить. Если ребенок не начинает
действовать, сам раскладывает ее и предлагает матрешку составить. Если ребенок
не справляется, начинает учить. Можно предложить ребенку поиграть: поставить матрешки
по росту, назвать их величину (большая, меньшая, маленькая; маленькая, большая,
большая), покатать матрешку в тележке и др.
Обучение: Взрослый берет матрешку, раскладывает ее и показывает,
что в середине есть еще одна и еще одна, просит ребенка сделать то же самое со
своей матрешки. Далее взрослый, каждый раз указывая жестом, предлагает ребенку
составить матрешку и спрятать маленькую в большую. Так повторяется 2-3 раза в
медленном темпе. После чего предлагает выполнить задание ребенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; разлагает и составляет матрешку;
эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задания самостоятельно - 1
балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не
самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели;
отношения ребенка к результату.
Задание № 9
Дидактическая игра № 9: "тележку".
Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления,
понимания ребенком словесной инструкции, практических умений использовать
вспомогательное средство - веревку, подражать действиям взрослого; выяснения
наличия соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: тележка с кольцом, через которое протянута
веревка.
Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола)
стоит тележка, к которому она не может дотянуться рукой, но в зоне ее
досягаемости находятся два конца веревки, разведены между собой на расстоянии
50см. Ребенка просят достать тележку и покатать матрешку или перевезти кубики.
Если она тянет только за один конец веревки, то тележка остается на месте.
Задача состоит в том, чтобы ребенок догадалась соединить оба конца веревки и
таким образом подтянула тележку и практически использовал приобретенный опыт.
Обучение: взрослый поощряет ребенка в практических проб. Так
повторяется 2-3 раза. После чего, если ребенок не действует, выполняет сам.
Оценка действий ребенка: понимание и выполнения задания - ребенок
тянет за оба конца и самостоятельно выбирает предметы (матрешку, кубики и др.)
для перевозки - 1 балл; понимание речевой инструкции; адекватная реакция;
действует после стимуляции - 0,5; если же ребенок тянет сначала за один конец
веревки и попытка неудачная, то ей надо дать возможность попробовать еще раз;
действует после обучения, действия не самостоятельны - 0,25; взрослый
затягивает веревку в кольцо так, чтобы ребенок не видела, и предлагает ребенку
попробовать еще. Если ребенок не догадывается использовать веревку, то это оценивается
как невыполнение задания - 0; фиксируется также отношение к результату,
результат.
Задание № 10
Дидактическая игра № 10: "Цветные палочки".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практических умений действовать за показом, последовать действия взрослого;
выяснения наличия соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: 3-4 палочки красного, желтого синего и
зеленого цвета у ребенка и взрослого.
Проведение обследования: взрослый перед ребенком строит домик,
составляет елку, кроватку и др. и просит ребенка: "Сделай как у
меня". Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает его учить.
Обучение: взрослый предлагает ребенку: "Смотри и делай как
я", одновременно раскладывает свои палочки и показывает, а ребенок строит
то же самое из своих палочек. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. После
чего взрослый предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; характер деятельности за показом или подражания;
эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задания самостоятельно - 1
балл; действует после стимуляции - 0,5; действует не самостоятельно - 0,25;
пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к
результату.
Задание № 11
Дидактическая игра № 11: "Парные картинки".
Цель: выявить понимание ребенком словесной инструкции, уровня
развития зрительного восприятия изображенного на предметной картинке,
практическое умение рассматривать картинки; выяснить наличие соответствующих по
инструкции действий.
Дидактический материал: 4 пары предметных картинок (котик,
собачка, мяч, кукла или другие пары) у ребенка и взрослого.
Проведение обследования: взрослый перед ребенком кладет 4
предметные картинки, такая же пара находится в руках взрослого. Взрослый
указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и
у ребенка картинки одинаковы. Затем взрослый закрывает свои картинки и достает
одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают,
как надо соотносить парные картинки: "Какая у меня, такая же у тебя",
и каждый раз жестом подсказывают, что нужно делать. Ребенку предлагается
выполнить задания самостоятельно. Так повторяется 2-3 раза.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; эмоциональное отношение к заданию;
ребенок выполняет задание - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует
обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0;
итог игры соответстветствующий цели; результат обучения; отношения ребенка к
результату.
Задание № 12
Дидактическая игра № 12: "Разрезные картинки".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня
развития целостного восприятия изображенного на предметной картинке,
практических умений рассматривать картинки и наличие соответствующих по
инструкции действий.
Дидактический материал: одинаковые предметные картинки, одна из
которых - с яблоком - разрезанная на 2 части, с елкой - на три части.
Проведение обследования: взрослый перед ребенком кладет 2 части
разрезанной картинки с яблоком и предлагает ее составить. Взрослый может
указательным жестом показать, что ребенку делать. Дальше предлагает это сделать
с картинкой, где изображена елка, и с другими картинками. Так повторяется 2-3
раза.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то взрослый
показывает ему целую и просит сделать из частей такую же. Если ребенок не
справляется с задачей, то взрослый накладывает на целую картинку одну часть
разрезанной и просит наложить вторую часть. Предлагает ребенку выполнить
задание самостоятельно. Так повторяется 2-3 раза.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; эмоциональное отношение к заданию;
ребенок выполняет задание - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действия
не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры в соответствии с
целью и результат обучение; научимость; отношения ребенка к результату.
Задание № 13
Дидактическая игра № 13: "Картинки с отсутствующими
элементами".
Цель: выявление понимания ребенком словесной инструкции, уровня развития
целостного восприятия изображенного на предметной картинке, практических умений
рассматривать и выявлять неточности в изображении на картинке - отсутствует
один элемент предмета; наличии соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: изображение на предметных картинках:
машина, стульчик, платье, расческа и др. с одним отсутствующим элементом.
Проведение обследования: Взрослый перед ребенком кладет 1
предметную картинку и предлагает назвать изображенние, показать, какой части
или какого элемента не хватает. Взрослый может указательным жестом показать,
что отсутствует.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то взрослый
показывает ему целое изображение и просит показать ту часть, которая
отсутствует.
Если ребенок
не справляется с задачей, то взрослый показывает сам. Затем предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно. Так повторяется 2-3 раза.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; эмоциональное отношение к заданию;
ребенок выполняет задание - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действия
не самостоятельные - 0,25; Пытается действовать - 0; итог игры в соответствии с
целью и результат обучение; научимость; отношение ребенка к результату.
Задание № 14
Дидактическая игра № 14: "Накорми животных".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня
развития целостного восприятия изображенного на предметной картинке,
практических умений устанавливать причинно-следственные связи; наличие соответствующих по
инструкции действий.
Дидактический материал: одинаковые 8-10 предметных картинок, на
5-ти из которых изображены: собачка, зайчик, обезьянка, мишка, курочка, на
других - то, что они едят.
Проведение обследования: взрослый перед ребенком кладет 1 картинку
с изображением животных и предлагает ее назвать, воспроизвести, как говорит,
что он ест, где живет и др. Далее предлагает ребенку выбрать картинку с изображением
пищи и положить рядом. Взрослый
может указательным жестом показать, что ребенку выбрать. Далее предлагает это
сделать с другими картинками. Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то взрослый
показывает ей картинку и просит назвать. Если ребенок не справляется с задачей, то взрослый делает это
сам. Предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Так повторяется 2-3 раза.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватное отношение к заданию; ребенок выполняет задание -
1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действия не самостоятельные - 0,25;
пытается действовать - 0; итог игры в соответствии с целью и результат
обучения; научимость ; отношения ребенка к результату.
Задание № 15
Дидактическая игра № 12: "Что звучит".
Цель: выявление понимание и восприятие ребенком звуков окружающей
среды и наличие
соответствующих действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|