Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
11.
Для
развития способности управлять голосовыми связками можно играя в игры, в
которых надо говорить и слушать шепот, и крик, и быстрое вещания, и медленное.
Например: "Вот идет большой медведь, - говорит мама грубым голосом . -
Туп-туп-туп!" - И просит малыша тоже сказать грубым голосом "Туп-туп-туп".
"А теперь пробег зайчик: топ-топ-топ" (тоненьким голоском).И малыш
пусть повторит тоненько "Туп-туп-туп".А вот кошечка идет совсем тихо,
- шепотом "Топ - топ-топ", а лошадка - звонко "Топ
-топ-топ" ...Еще можно говорить "Тук-тук-тук", как маленький или
сильный дождь, говорить "прыг-прыг-прыг", как маленькая и большая
жаба, и др.
12.
Чтобы
укреплять мышцы лица, от которых зависит качество произношения, играйте в
"беззвучно разговор". Скажите малышу громко-громко:
"У-у-у!", Попросите его громко "поукать" вместе с вами, а
потом скажите: "Будем кричать У-У-У!, Чтобы никто не слышал," - и,
глядя друг на друга, сделайте губы так, как будто вы кричите
"У-У-У!". Так же тренируйте "А-А-А" и "О-О-О" и
остальных гласных, сильно растягивая губы и широко открывая рот.
13.
Еще
для развития артикуляции: игры - "повторялкы": "Как котенок
хлебаем молочко", "Как воет волчок" у-у-у "," Как
надувается воздушный шарик "," Как цокают копытца лошадки
".Покажите малышу эти движения, а он повторит за вами.
14.
Хороший
способ помочь развитию артикуляции и коммуникабельности ребенка - дать ему
возможность как можно больше говорить с разными людьми. Не стесняйтесь, когда
ваш малыш вступает в разговор со знакомыми и незнакомыми. И не спешите
"переводить" его непонятное для посторонних вещания. Пусть он
постарается, "пока хотеть", поговорить "как иностранец" и
порадуется, когда его наконец поймут.
15.
Ребенок,
возможно, уже знает, как "говорят" кошечка собачка, коза, овца,
корова. Теперь в эту игру можно играть "наоборот".Возьмите игрушечные
фигурки животных. Напомните малышу, кто как говорит, а потом скажите: "Ме
-е. Кто так говорит? "Пусть малыш найдет среди игрушек овечку и даст
вам.Затем скажите "Му -у".А ребенок угадает, кто это, и даст вам
игрушку.Чтобы вашему партнеру по игре было интереснее, Отгадывайте по очереди.
По мере освоения различных звуков добавьте новые, более сложные (например,
ребенку не так просто отличить "ме -е" - овцы и "бе -е" -
козы).
16.
Не
заставляйте ребенка говорить, но затевайте больше диалогов, и если ребенок не
отвечает словами - отвечайте за него. Например: "Смотри! Кто прилетел к
нам на окошко? " Малыш говорит: "У?", А мама добавляет:
"Да!Это птичка прилетела! Тебе нравится? "Малыш отвечает:
"А-а!", Мама: "Нравится!И мне нравится! Ой! Куда улетела? "
И малыш-то ответит ...
V. Экологический развитие
a.
Отправьтесь
с ребенком на прогулку в лес или парк. Обратите внимание ребенка на яркого
бабочку, ароматный цветочек, веселую птичку, замечательную молнию. Объясняйте
ребенку свои наблюдения.
b.
Предлагайте
назвать цветы, деревья, животных, которые ребенок видит; рассказать особенности
их строения, назвать детишек разных животных.
c.
Показывайте
и вместе с ребенком изучайте, что можно делать с песком, водой, глиной; которой
может быть вода, песок, глина, грунт.
d.
Ухаживайте
вместе с ребенком за животными и растениями (кормим, поим, поливайте,
подстригают, разрыхляет землю, собирайте урожай.
e.
Сделайте
вместе с малышом огород на подоконнике, посадите лук, фасоль, огурцы и т.п. и
ухаживайте за ним.
f.
В совместной
деятельности активизируйте соблюдение ребенком правил безопасного поведения с
растениями и животными.
VI. Художественно-эстетическое развитие
1.
Рассматривайте
с ребенком картинки и иллюстрации, комментируя их словами и действиями.
2.
Включайте
ребенку знакомые песни и любимую музыку.
3.
Каждый
день читайте ребенку его любимые и новые книги, повторяйте их.
4.
Показывайте
ребенку произведения народного декоративного искусства (керамические,
деревянные, плетеные игрушки, национальная вышивка, писанка, витинанка).
Привлекайте внимание малыша к разнообразным формам, цветовой гаммы и фактуры
узоров.
5.
Рисуйте
каракули карандашом или фломастером, ставьте пятнышки и цветные пятна на
листьях пальчиком, смоченным в краску, или кисточкой.
6.
Помогайте
ребенку играть на детских музыкальных инструментах (гитара, свирель, пианино,
барабан, бубен, колокольчик).
7.
Водить
ребенка в кукольный театр и повторяйте с ней весь спектакль дома.
4.4.2 Индивидуальная комплексная программа
развития ребенка 3-го года жизни (от 2,6 мес. до 3 лет)
Требования к условиям воспитания. Помогите
малышу, следуя действия взрослых, участвовать в закаляющих процедурах (ходить
босиком по ковру, влажной дорожке, обтирать ноги и тело сухим и влажным
полотенцем, топтаться в ванночке с морской водой, температуру которой взрослые
снижают с 30 до 16 градусов, и с водой контрастных температур; купаться в
открытых водоемах и бассейне).
Следуйте приема пищи в одно и то же время.
Ребенок должен знать, что есть нужно осторожно, не спеша, тщательно пережевывать
продукты. Не допускайте, чтобы после еды малыш прыгал и бегал. Предложите ему в
это время спокойно поиграть и заняться любимым делом.
Организуйте деятельность таким образом, чтобы
ребенок а интенсивно узнавала окружающий предметный, природный и социальный
мир. У ребенка должен быть уголок с игрушками разного размера, различные формы,
цветовой гаммы и фактуры. В углу должны быть детские музыкальные инструменты
(барабан, бубен, колокольчик, свирель, дудочка) и изобразительные материалы
(листы, мел, кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, глина). Желательно
лепить из теста различные знакомые ребенку формочки (кольцо, дорожка, кровать и
т.д.). Продолжительность игр-занятий не должна быть выше, чем 10-15 минут.
Ребенок должен иметь свою маленькую детскую библиотеку, фонотеку и видеотеку,
которую следует пересматривать и пополнять. Нужно хвалить ребенка за бережное
обращение с книгами, упражнять в умении ставить их на отведенное на полке
место.
И. Физическое развитие
1.
Повесьте
на веточку детскую шапочку и предложите ребенку подпрыгнуть и ее достать.
2.
Предложите
малышу сбить шапочку из веточки мячом.
3.
Наденьте
на малыша шапочку зайчика, составьте ему руки перед грудью, словно лапки
зайчика, и предложите попрыгать под веселую музыку; после этого попрыгайте еще
раз, но руки держите на поясе.
4.
Попросите
ребенка достать из-под стола разные вещи (ребенок будет пытаться проползти по
полу вперед-назад).
5.
Вместе
с ребенком ходите на носках, поднимайте руки вверх: "Мы жирафы, мы очень
большие жирафы - вот такие".
6.
Ходите
с ребенком по кругу и высоко поднимайте колени (темп энергичный, считать надо -
раз, два, три, четыре). Можно в это время цокать языком, имитируя походку
лошадки.
7.
Бросать
двумя руками в цель надувной мяч, сначала большой, потом среднего размера, а
потом маленький.
II. Эмоционально-социальное развитие
1.
Слово
"нет" становится очень важным. Ребенок говорит "нет" по
любому поводу. Это нормальный детский путь самоутверждения. Он называется
"негативизм двухлетних". Давая указания ребенку, придумывайте для
него выбор: "Будешь есть сейчас, а через пять минут?", "Ты
пойдешь мыть руки сама или с мамой?" Если малышу еще трудно делать выбор,
тогда, чтобы не провоцировать негативизм, говорите свои просьбы не
вопросительным, а спокойным, утвердительным тоном. Например, не "Пойдем со
мной в магазин? .." (Если вы точно знаете, что идти надо вдвоем), а
"Пришло время идти в магазин, мы идем в магазин".Это позволит
ребенку, не "унижая своего достоинства", делать то, что нужно, и
подчиняться не вам, а обстоятельствам. Построение просьбе таким образом, что
требование исходит не от взрослых, а из жизненной необходимости, дает
возможность ребенку и выполнять требование, и чувствовать себя независимым
одновременно.
2. Ребенок чувствует себя и большой и маленькой
одновременно. Он ест ложкой, как взрослый, но просит, чтобы его покормили, как
маленького. Малыш сам засыпает в кроватке, как большой, но просится в мамину
кроватку, как маленький. Он играется в песочнице у "больших", а дома
ведет себя, как младенец, требуя, чтобы его носили на ручках и даже давали
бутылку с соской. Это состояние младенцев а должна перерасти. Мама может в дома
поиграть с малышом "в маленького". Именно проиграться. Это означает,
что если она его кормит или на ручках уносит в кроватку, она говорит не
"Ну вот, как маленького кормлю" или "Как не стыдно, чтобы это
было в последний раз", а шутливым, игривым голосом: "Лю-ли, лю -ли,
поколишу мою куколку! Моя ляля подрастет, сама ножками пойдет ". А потому:
"Літачок-самолетик залетит сыночек в рот,
мой сыночек имеет ярко-красный, съешь кусочек вкусненьким".
III. Познавательное развитие
1.
Положите
в мешочка несколько маленьких предметов (игрушку, ложечку, кубик, м 'мячик,
конфетку ...). Предложите малышу сначала рассмотреть на эти вещи, подержать их,
а потом спрячьте в мешочек и попросите: "Достань мне кубик (или мячик, или
ложечку)". Малыш должен не глядя, наощупь найти нужный предмет. А потом -
пусть он попросит вас и увидит, что вам тоже непросто найти в мешке спрятанную
вещицу. Так же можно играть с карманом вместо мешочка или с сумочкой.
2.
Для
того чтобы малыш получал представление о днях недели, повесьте на стену
картонный круг, разделенный на семь разноцветных секторов, со стрелкой (типа
часовой) посередине. Ежедневно переводите стрелку из сектора в сектор, называя
дня.
3.
Чтобы
объяснить малышу, сколько дней осталось до какого-то события (Дня рождения, или
Нового года, или приезда бабушки, или похода в цирк ...), сделайте из бумаги
ромашку и каждый день вместе с малышом отрывайте по лепесточку.
4.
Используйте
песочные часы, чтобы дать ребенку понять, сколько времени у него на то или иное
дело. Например: "Когда песочек пересыпеться, пройдет пять минут, и мы
пойдем кушать", "Ты можешь поиграть ся еще три минуты, пока
пересыпается песочек", "Позови меня, когда пройдет десять минут:
когда песочек пересыпеться, мы пойдем гулять" ...
5.
Осваивать
умение считать помогает игра "Найди столько же". Например, на сто ли
стоят две вазы - с изюмом и с печеньем. Мама кладет ребенку в тарелочку три
изюм (два, четыре) и говорит малышу: "Положи мне столько же печенья. Или
мама берет себе несколько маленьких машинок и говорит: "Возьми себе
столько же кубиков" и др.
6.
Застегивая
и расстегивая пуговицы, говорите: "Один пуговку расстегнули",
"Два пуговки расстегнули", "Три ...".Расставляя тарелки для
семейного ужина, считайте их тоже. Еще считать можно количество людей в
комнате, количество ног у малыша и лап у собаки или кошки ...
7.
Придумывайте
игры с парными определениями: высокая -низкая, холодный-горячий, быстрый-медленный
и др. На днях рождения не забывайте водить с малышами хоровод и петь о
"Коровай вот такой ширины, вот такой высоты ...", сопровождая песню
соответствующими жестами. Устраивайте гонки игрушечных машинок, в которых одни
ездят медленно, а другие - быстро. Покажите малышу, как говорить громко, а как
- тихо. Предложыте ему сравнить его и отцу ботинки (большой- маленький), его и
родителей стульчик (высокая - низкая) и др. Освоение ребенком четным
определений и умение сравнивать во многом зависит от ее жизненного и игрового
опыта.
IV. Развитие речи
1. Для развития слухового внимания можно
использовать следующие игры: Под звуки веселой музыки ребенок танцует или
кружит. Но как только раздается стук дождя (взрослый стучит палочками по
барабану или по столу) - ребенку нужно прятаться под зонтик.
2. Показывайте изображения домашних животных,
предлагая ребенку имитировать движения и "речи".
3. Играйте на музыкальном инструменте, который не
видно за ширмой, и предлагайте ребенку отгадать этот инструмент.
4.Для развития силы голоса используйте такие
игры: Детские игрушки находятся на стульях, и ребенку предлагают пригласить их
на прогулку. Ребенок громко говорит: "Зайчик у, иди! Песик у, уходи!
" и т.п. Следите, чтобы ребенок говорила громко, но не кричала. Ребенок
держит барабан и с палочками, а взрослый показывает ей картинки. Если рисунок
маленький, ребенок стучит тихо, а если рисунок большой, ребенок стучит громко.
5. Для правильного звукопроизношения предлагают
такие игры-диалоги, или игры-повторение:
Говорит курица: ко-ко-ко,
В роще пасутся ко ...
Лошади?
Нет, не кони.
Говорит курица: ко-ко-ко,
В роще пасутся ко ...
Козы?
Нет, не козы.
Говорит курица: ко-ко-ко,
В роще пасутся ко ...
Коровы?
Да! Коровы Пестрые.
Пейте, дети, молочко - будьте здоровы.
Киса упала - лапа болит,
Киса не плачет - киса сидит.
6. (Вместо
кошки можно называть других животных, или имена детей - собака, кукла, Катя
...; вместо лапы можно называть другие части тела - головка, ножка ...; слово
"сидит" можно заменить другими глаголами - стоит, лежит, бежит ...)
V. Экологическое развитие
1. Во время прогулки предлагайте ребенку
рассмотреть самостоятельно все вокруг.
2. Приучайте ребенка разглядывать, не нужна ли
кому-то ее помощь (поломанная веточка, птичка со сломанным крылом, больная лапка
в собачки.
3. Предлагайте ребенку рассказывать, какая
сегодня погода.
4.Используйте в игровой деятельности природный
материал (песок, камни, каштаны, шишки).
5. Высаживайте на огороде вместе с ребенком овощи
и цветы с крупным семенами.
6. Сделайте обязанностью ребенка кормить рыбок в
аквариуме и попугая в клетке.
7. Расскажите ребенку, что она не должна
навязывать своих игр животным.
VI. Художественно-эстетическое развитие
1. Показывайте ребенку иллюстрации разных
художников, на которых изображены дети, животные, растения.
2. Включайте контрастные по настроению
музыкальные мелодии (веселые-грустные). Пойте и танцуйте под музыку вместе.
3. Предложите соотнести реальные предметы и
изображены рисунки по форме, размеру, цвету (можно поставить маленькую синюю
машинку на картинку с изображением маленькой синей машинки и т.д.).
4. Рисуйте вместе с ребенком разные картинки,
делайте аппликацию, лепите из глины и пластилина знакомые предметы; Ознакомьте
ребенка с разнообразными свойствами строительных конструкторов.
5. Читайте с ребенком сказки, стихи, рассказы и
создавайте собственные сказки. Учите стихи и создавайте собственные рифмы.
6. Сделайте домашний оркестр, играйте на
различных музыкальных инструментах, подпевая и подтанцовуя.
7. Регулярно посещайте кукольный театр, смотрите
с ребенком детские фильмы или мультфильмы.
Использованная литература
1. Ветрова
В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988.
2. Венгер
Л.А., Пилюгин Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
3.
Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред.Л.Н. Павловой - М.:
Просвещение, 1986.
4. Галанова
А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. -
М., 2003.
5. Гарбер Е.
Ребенок от рождения до школы. - М.: Школьная Пресса, 2001.
6. Дуткевич
Т.В. Дошкольная психология: Учеб. пос.- К.: Центр учебной литературы, 2007 .- 392 с.
7. Дмитриева
В. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. - СПб: Учитель и ученик:
КОРОНА принт, 2003.
8. Закон о
дошкольном образовании. - К., 2001.
9. Карпенко
Н.В. Диагностика психического развития ребенка в работе педагога (учителя,
воспитателя): Учеб. пособие. - К.: Каравелла, 2008 .- 192 с.
10.
Конвенция о правах ребенка / / Информационный сб. Мин. образования Украины
независимой Украины. - 1995. - № 9 - С. 3-25.
11. Кононко
Е.Л. Чтобы личность состоялась. - М.: Сов. школа, 1991 .- 221 с.
12. Кочерга
А. Психофизиология раннего детства. - М.: Изд. дом "Школ. мир ":
Изд.Л. Галицина. - 2006. - 120 с.(Б-ка
"Школ. Мира")
13. Крутий
К.Л. Развиваем у ребенка речь, интеллект, способности. - Запорожье, 1999.
14. Лямина
Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. - М.: Просвещение, 1964.
15. Макарова
Е.Г. Вначале было детство: Записки педагога. - М.: Педагогика, 1990 .- 256 с.
16. Масару
Икуба. После трех уже поздно. - М., 1992.
17. Материалы
Всеукраинского обобщающего семинара по программе МФВ "Первые шаги". -
Одесса, 19-27 июля 1995
18. Методические
рекомендации к программе воспитания детей дошкольного возраста
"Малятко" / От сообщений ред.З.П. Плохий. - М.: Изд-во СП
"Свенас", 1993 .- 254 с.
19.
Методические рекомендации и материалы к программе "Ребенок". - М.:
"Просвещение", 1994 .- 224 с.
20. Методические
рекомендации к программе развития и воспитания ребенка раннего возраста
"Зернышко" / За ред.О.Л. Кононко. - К., Кобза, 2004 .-188 с.
21. Программа
развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко" / За
ред.О.Л. Кононко. - К., Кобза, 2004 .- 192 с.
22 Развитие
личности ребенка от года до трех / Сост.В.Н. Ильина. - Екатеринбург: У-Фактория,
2003
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|
|