бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Методика № 8

Цель: выяснить интерес ребенка к театрализованным действиям (параметр 8)

Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком в знакомые детские игры "Коза рогатая", "Гули-гули" и т.п.

Методический комментарий: интерес ребенка к театрализованным действиям фиксируется в таблице.

Ребенок радостно смеется и побуждает взрослого повторить игру - 1 балл.

Ребенку нравится игра, но долго играть она не может - 0,5 балла.

Ребенок играет 1 раз и переключается на другой вид деятельности - 0,25 балла.

Ребенок плачет - 0 баллов.

Методика № 9

Цель: выяснить умение ребенка вкладывать один предмет во второй (параметр 9)

Инструкция к выполнению: ребенку дают по 2 баночки разного размера и вызывают у него действия. Если ребенок не понимает, что надо делать, взрослый сам показывает.

Методический комментарий: умение ребенка вкладывать один предмет во - вторых фиксируется в таблице.

Ребенок самостоятельно вкладывает меньший предмет в больший - 1 балл.

Ребенок вкладывает предметы после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок вкладывает предметы вместе с взрослым - 0,25 балла.

Ребенок берет предметы и кладет их на место - 0 баллов.

Методика № 10

Цель: выяснить получение ребенком удовольствие от рисования кисточкой (параметр 10)

Инструкция к выполнению: ребенку дают кисть, бумагу и краски.

Методический комментарий: получение ребенком удовольствие от рисования кисточкой фиксируется в таблице.

Ребенок с удовольствием рисует кисточкой - 1 балл.

Ребенок рисует кисточкой после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок рисует кисточкой, но не долго - 0,25 балла.

Ребенок не пытается рисовать - 0 баллов.

Методика № 11

Цель: выяснить удовольствие ребенка от примерки на себя элементов костюма (параметр 11)

Инструкция к выполнению: приготовление к Новому году сопровождается покупкой костюма, и ребенок с радостью примеряет.

Методический комментарий: удовлетворение ребенка от примерки на себя элементов костюма фиксируется в таблице.

Ребенок с радостью примеряет на себя элементы костюма - 1 балл;

Ребенок примеряет на себя элементы костюма после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок начинает примерять, но потом отказывается - 0,25 балла.

Ребенок не хочет ничего на себя надевать - 0 баллов.

Методика № 12

Цель: выяснить желание ребенка слушать сказки, стихи, рассказы и т.п. (параметр 12)

Инструкция к выполнению: взрослый читает или рассказывает ребенку сказку.

Методический комментарий: желание ребенка слушать сказки фиксируется в таблице.

Ребенок внимательно и долго слушает сказку - 1 балл;

Ребенок слушает сказку после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не может долго слушать сказку - 0,25 балла.

Ребенок не хочет слушать сказку - 0 баллов.



Таблица 2.2.

Результаты наблюдения и количественной оценки физического и психического развития ребенка первого года жизни

п / п

Уровни

Линии развития

Высокий уровень

Достаточный

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Физическое развитие

47-45

41-39

35-32

29-26


общая моторика

22

20

18

16


мелкая моторика

12

10.

8

6


артикуляция

13

11

9

7

2.

Эмоционально-социальное развитие

20-18

17-16

15-14

13-12

3.

Познавательное развитие

30-28

26-24

22-20

18-16


сон и бодрость

12

10.

8

6


тактильно-зрительные реакции

18

16

14

12

4.

Развитие речи

36-34

33-32

30-28

24-22


слуховые ориентировочные реакции

16

14

12

10.


Активное вещание

20

18

16

14

5.

Экологическое развитие

16-14

13-12

11-10

9-8

6.

Художественно-эстетическое развитие

14-12

11-10

9-8

7-6


Всего баллов

160-150

140-130

120-110

100-90


Обобщенные выводы по результатам наблюдения психологов, педагогов, родителей психического и физического развития

детей первого года жизни

Высокий уровень:

- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает с опережением на ... ... ... месяцев, что соответствует возрастной норме.

Достаточный уровень:

- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в соответствии с возрастной нормой;

- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах возрастной нормы.

Средний уровень:

- Физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах возрастной нормы, психическое развитие (ориентировочно-познавательные, зрительные, слуховые реакции и др.) ребенка с небольшой задержкой на ... ... .. месяцев;

- Незначительная задержка темпов развития психических (ориентировочно-познавательные, зрительные, слуховые реакции и др.) и моторных функций в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы;

- Незначительная задержка темпов развития моторных функций в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы;

- Незначительная задержка темпов развития психических функций в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы.

Низкий уровень:

- Незначительное отставание в психическом (познавательный, речевой и др.) и физическом развитии (указать возраст) ребенка в естественных для него условиях из-за ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);

- Значительное отставание в психическом (познавательный, речевой и др.) и моторном развитии (указать возраст) ребенка в естественных для него условиях обусловленно ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз);

- Выраженное отставание в психическом (познавательный, речевой и др.) и моторном развитии (указать возраст) в естественных для ребенка условиях обусловленного ... ... ... .. (указывается медицинский диагноз.


2.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка первого года жизни

Для проведения обследования необходима диагностическая сундучок "BEBIK", просторное помещение, оформленное в соответствии с гигиеническими и эстетическими требованиями, две детские столики, стульчики, шкаф для дидактических пособий и дидактического материала для диагностических задач. При отборе методик для психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей первого года жизни выходили из закономерностей нормального развития и для выявления уровня развития познавательных процессов детям предлагалось 8 задач, а именно:

Задание № 1

Дидактическая игра № 1: "Установление контакта с ребенком".

Цель: установление контакта с ребенком, взаимодействия ребенка со взрослыми, знакомство со свойствами круглых предметов (их можно катить), выявление понимание ребенком словесной инструкции "лови", "кати", умение следить за предметом, движущейся поймать его.

Дидактический материал: шарик (красного или желтого, синего, зеленого цвета) и желобок.

Проведение обследования: взрослый кладет шарик в желобок и просит ребенка: "лови шарик". Потом возвращает желобок и просит прокатить шарик по желобку: "Кати". Взрослый ловит шарики. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ей 2-3 раза, как это надо делать, то есть обучение идет за демонстрацией и подражанием действий взрослого.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция на шарик (ловит); хочет играть со взрослыми; отношение к игре положительное эмоциональное; ребенок владеет правой или левой рукой или активизируется только правая рука и ребенок ловит и катит шарик правой рукой - 1 балл; сначала возникает движение в обеих руках, но потом к шарику направляется только одна из них и ловит, катит после стимуляции - 0,5; захвата шарики двумя руками, действия "лови", "коати" не самостоятельны - 0,25; пытается взять шарик руками, но он выпадает, не катится - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задание № 2

Дидактическая игра № 2: "Положи шарик в коробку".

Цель: выявить понимание ребенком словесной инструкции, умение практического ориентирования в предметах и наличия соответствующих действий с крышкой и шариком, стимулировать поисковые действия и действия подражания взрослого.

Дидактический материал: коробочка четырехугольной формы, с соответствующей крышкой; шарик красного цвета.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком кладут коробку, крышку к ней, шарик. Взрослый кладет шарик в коробочку и просит ребенка накрыть коробку крышкой, спрятать шарик. При этом ребенку не объясняют, как крышку надо брать и какой рукой. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Второй вариант: взрослый показывает коробку с крышкой и просит ребенка открыть крышку, достать шарик. Потом просит сложить все как было. Так повторяется 2-3 раза.

Обучение: если ребенок (в первом варианте) не берет шарик, крышку, взрослый показывает и объясняет: "Берем шарик и кладем в коробку", "Крышкой закрываем коробку"; если ребенок (во втором варианте) не открывает коробку, взрослый показывает ему 2 -3 раза, как это надо делать, то есть обучение идет за демонстрацией и подражанием действий взрослого. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой - 1 балл; действует не последовательно выполняет после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пробует - 0; итог игры согласно цели; ребенка к результату.

Задача № 3

Дидактическая игра № 3: "Собери 2-3-составляющую пирамидку.

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, умение практического манипулирования с предметами, подражание действиям взрослого и наличие соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: пирамидка из двух, трех разновеликих колец одного (красного) цвета.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком ставят пирамидку Взрослый просит ребенка разобрать пирамидку. При этом ребенку не объясняют, как надо брать и какой рукой. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза.

Второй вариант: взрослый показывает пирамидку и просит ребенка разобрать. Потом просит ребенка сложить все как было. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает и составляет пирамидку сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам снимает по одному колечку, а затем дает ей по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой и надевает на стержень 1-2 колечка - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры в соответствии к цели задания; отношение ребенка к результату.

Задание № 4

Дидактическая игра № 4: "Кубики".

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практического умения брать предметы и манипулировать с ними, последовать действия взрослого и наличие соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: два кубика красного цвета.

Проведение обследования: взрослый показывает один кубик и просит ребенка: "Бери". Потом просит ребенка: "Дай мне". Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Потом взрослый показывает два кубика и просит: "Бери".

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам вкладывает кубик в руку, а потом просит: "Дай мне" - и каждый раз жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; протягивает руку, открывает руку в зависимости от величины объекта, хватает кубик; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой и берет 1-2 кубики - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задача № 5

Дидактическая игра № 5: "Кубик и шарик".

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практического умения выбирать предмет (кубик и шарик), ориентируясь на форму, манипулировать ими, распознавать и дифференцировать их по форме и величине, последовать действия взрослого и наличия соответствующих инструкции действий.

Дидактический материал: кубик и шарик красного цвета.

Проведение обследования: взрослый показывает поочередно кубик и шарик и просит ребенка: "Бери". Потом просит ребенка: "Дай мне". Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Далее взрослый показывает кубик и шарик и просит: "Бери кубик, бери шарик, дай кубик, дай шарик". Так повторяется 2-3 раза.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам заключает поочередно кубик или шарик в руку и просит: "Дай мне" и жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция распознавание по форме и величине; протягивает руку, открывает руку в зависимости от величины объекта, хватает кубик или шарик; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой, принимает в обе руки кубик и шарик - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельны, хаотичны - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношение ребенка к результату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33