Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Методика № 8
Цель: выяснить интерес ребенка к театрализованным действиям
(параметр 8)
Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком в знакомые детские
игры "Коза рогатая", "Гули-гули" и т.п.
Методический комментарий: интерес ребенка к театрализованным действиям
фиксируется в таблице.
Ребенок радостно смеется и побуждает взрослого повторить игру - 1
балл.
Ребенку нравится игра, но долго играть она не может - 0,5 балла.
Ребенок играет 1 раз и переключается на другой вид деятельности -
0,25 балла.
Ребенок плачет - 0 баллов.
Методика № 9
Цель: выяснить умение ребенка вкладывать один предмет во второй
(параметр 9)
Инструкция к выполнению: ребенку дают по 2 баночки разного размера и
вызывают у него действия. Если ребенок не понимает, что надо делать, взрослый
сам показывает.
Методический комментарий: умение ребенка вкладывать один предмет во -
вторых фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно вкладывает меньший предмет в больший - 1
балл.
Ребенок вкладывает предметы после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок вкладывает предметы вместе с взрослым - 0,25 балла.
Ребенок берет предметы и кладет их на место - 0 баллов.
Методика № 10
Цель: выяснить получение ребенком удовольствие от рисования
кисточкой (параметр 10)
Инструкция к выполнению: ребенку дают кисть, бумагу и краски.
Методический комментарий: получение ребенком удовольствие от рисования
кисточкой фиксируется в таблице.
Ребенок с удовольствием рисует кисточкой - 1 балл.
Ребенок рисует кисточкой после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок рисует кисточкой, но не долго - 0,25 балла.
Ребенок не пытается рисовать - 0 баллов.
Методика № 11
Цель: выяснить удовольствие ребенка от примерки на себя элементов
костюма (параметр 11)
Инструкция к выполнению: приготовление к Новому году сопровождается
покупкой костюма, и ребенок с радостью примеряет.
Методический комментарий: удовлетворение ребенка от примерки на себя
элементов костюма фиксируется в таблице.
Ребенок с радостью примеряет на себя элементы костюма - 1 балл;
Ребенок примеряет на себя элементы костюма после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок начинает примерять, но потом отказывается - 0,25 балла.
Ребенок не хочет ничего на себя надевать - 0 баллов.
Методика № 12
Цель: выяснить желание ребенка слушать сказки, стихи, рассказы и
т.п. (параметр 12)
Инструкция к выполнению: взрослый читает или рассказывает ребенку сказку.
Методический комментарий: желание ребенка слушать сказки фиксируется в
таблице.
Ребенок внимательно и долго слушает сказку - 1 балл;
Ребенок слушает сказку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не может долго слушать сказку - 0,25 балла.
Ребенок не хочет слушать сказку - 0 баллов.
Таблица 2.2.
Результаты наблюдения и количественной оценки физического и
психического развития ребенка первого года жизни
№
п / п
|
Уровни
Линии развития
|
Высокий уровень
|
Достаточный
уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
1.
|
Физическое развитие
|
47-45
|
41-39
|
35-32
|
29-26
|
|
общая моторика
|
22
|
20
|
18
|
16
|
|
мелкая моторика
|
12
|
10.
|
8
|
6
|
|
артикуляция
|
13
|
11
|
9
|
7
|
2.
|
Эмоционально-социальное
развитие
|
20-18
|
17-16
|
15-14
|
13-12
|
3.
|
Познавательное развитие
|
30-28
|
26-24
|
22-20
|
18-16
|
|
сон и бодрость
|
12
|
10.
|
8
|
6
|
|
тактильно-зрительные
реакции
|
18
|
16
|
14
|
12
|
4.
|
Развитие речи
|
36-34
|
33-32
|
30-28
|
24-22
|
|
слуховые
ориентировочные реакции
|
16
|
14
|
12
|
10.
|
|
Активное вещание
|
20
|
18
|
16
|
14
|
5.
|
Экологическое развитие
|
16-14
|
13-12
|
11-10
|
9-8
|
6.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
14-12
|
11-10
|
9-8
|
7-6
|
|
Всего баллов
|
160-150
|
140-130
|
120-110
|
100-90
|
Обобщенные выводы по результатам наблюдения психологов, педагогов,
родителей психического и физического развития
детей первого года жизни
Высокий уровень:
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и
физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает
с опережением на ... ... ... месяцев, что соответствует возрастной норме.
Достаточный уровень:
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое
развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в
соответствии с возрастной нормой;
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое
развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах
возрастной нормы.
Средний уровень:
- Физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных
условиях протекает в пределах возрастной нормы, психическое развитие
(ориентировочно-познавательные, зрительные, слуховые реакции и др.) ребенка с
небольшой задержкой на ... ... .. месяцев;
- Незначительная задержка темпов развития психических
(ориентировочно-познавательные, зрительные, слуховые реакции и др.) и моторных
функций в (указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах
возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития моторных функций в
(указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития психических функций в
(указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев, в пределах возрастной нормы.
Низкий уровень:
- Незначительное отставание в психическом
(познавательный, речевой и др.) и физическом развитии (указать возраст) ребенка
в естественных для него условиях из-за ...
... ... .. (указывается медицинский диагноз);
- Значительное отставание в психическом
(познавательный, речевой и др.) и моторном развитии (указать возраст) ребенка в естественных для него условиях обусловленно ... ...
... .. (указывается медицинский диагноз);
- Выраженное отставание в психическом
(познавательный, речевой и др.) и моторном развитии (указать возраст) в естественных для ребенка условиях обусловленного ...
... ... .. (указывается медицинский диагноз.
2.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного
развития ребенка первого года жизни
Для проведения обследования необходима диагностическая сундучок
"BEBIK", просторное помещение, оформленное в соответствии с
гигиеническими и эстетическими требованиями, две детские столики, стульчики,
шкаф для дидактических пособий и дидактического материала для диагностических
задач. При отборе методик для психолого-педагогической диагностики
познавательного развития детей первого года жизни выходили из закономерностей
нормального развития и для выявления уровня развития познавательных процессов
детям предлагалось 8 задач, а именно:
Задание № 1
Дидактическая игра № 1: "Установление контакта с
ребенком".
Цель: установление контакта с ребенком, взаимодействия ребенка со
взрослыми, знакомство со свойствами круглых предметов (их можно катить),
выявление понимание ребенком словесной инструкции "лови",
"кати", умение следить за предметом, движущейся поймать его.
Дидактический материал: шарик (красного или желтого, синего,
зеленого цвета) и желобок.
Проведение обследования: взрослый кладет шарик в желобок и просит
ребенка: "лови шарик". Потом возвращает желобок и просит прокатить
шарик по желобку: "Кати". Взрослый ловит шарики. Так повторяется 2-3
раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ей 2-3
раза, как это надо делать, то есть обучение идет за демонстрацией и подражанием
действий взрослого.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция на шарик (ловит); хочет играть со
взрослыми; отношение к игре положительное эмоциональное; ребенок владеет правой
или левой рукой или активизируется только правая рука и ребенок ловит и катит
шарик правой рукой - 1 балл; сначала возникает движение в обеих руках, но потом
к шарику направляется только одна из них и ловит, катит после стимуляции - 0,5;
захвата шарики двумя руками, действия "лови", "коати" не
самостоятельны - 0,25; пытается взять шарик руками, но он выпадает, не катится
- 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 2
Дидактическая игра № 2: "Положи шарик в коробку".
Цель: выявить понимание ребенком словесной инструкции, умение
практического ориентирования в предметах и наличия соответствующих действий с
крышкой и шариком, стимулировать поисковые действия и действия подражания
взрослого.
Дидактический материал: коробочка четырехугольной формы, с
соответствующей крышкой; шарик красного цвета.
Проведение обследования.
Первый вариант: перед ребенком кладут коробку, крышку к ней,
шарик. Взрослый кладет шарик в коробочку и просит ребенка накрыть коробку
крышкой, спрятать шарик. При этом ребенку не объясняют, как крышку надо брать и
какой рукой. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Второй вариант: взрослый показывает коробку с крышкой и просит
ребенка открыть крышку, достать шарик. Потом просит сложить все как было. Так
повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок (в первом варианте) не берет шарик, крышку,
взрослый показывает и объясняет: "Берем шарик и кладем в коробку",
"Крышкой закрываем коробку"; если ребенок (во втором варианте) не
открывает коробку, взрослый показывает ему 2 -3 раза, как это надо делать, то
есть обучение идет за демонстрацией и подражанием действий взрослого. После
обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию;
ребенок выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой - 1 балл;
действует не последовательно выполняет после стимуляции - 0,5; действует обеими
руками, действия не самостоятельные - 0,25; пробует
- 0; итог игры согласно цели; ребенка к результату.
Задача № 3
Дидактическая игра № 3: "Собери 2-3-составляющую пирамидку.
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, умение
практического манипулирования с предметами, подражание действиям взрослого и
наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: пирамидка из двух, трех разновеликих колец
одного (красного) цвета.
Проведение обследования.
Первый вариант: перед ребенком ставят пирамидку Взрослый просит
ребенка разобрать пирамидку. При этом ребенку не объясняют, как надо брать и
какой рукой. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает
пирамидку сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза.
Второй вариант: взрослый показывает пирамидку и просит ребенка
разобрать. Потом просит ребенка сложить все как было. Если ребенок не начинает
действовать, то взрослый разбирает и составляет пирамидку сам, просит
повторить. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
снимает по одному колечку, а затем дает ей по одному колечку, каждый раз
указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию;
ребенок выполняет правой или левой рукой, или только правой рукой и надевает на
стержень 1-2 колечка - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует
обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0;
итог игры в соответствии к цели задания; отношение ребенка к результату.
Задание № 4
Дидактическая игра № 4: "Кубики".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения брать предметы и манипулировать с ними, последовать
действия взрослого и наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: два кубика красного цвета.
Проведение обследования: взрослый показывает один кубик и просит
ребенка: "Бери". Потом просит ребенка: "Дай мне". Так
повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Потом взрослый показывает два кубика и
просит: "Бери".
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
вкладывает кубик в руку, а потом просит: "Дай мне" - и каждый раз
жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание
самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция; протягивает руку, открывает руку в зависимости
от величины объекта, хватает кубик; отношение к заданию; ребенок выполняет
правой или левой рукой, или только правой рукой и берет 1-2 кубики - 1 балл;
действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные
- 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к
результату.
Задача № 5
Дидактическая игра № 5: "Кубик и шарик".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции,
практического умения выбирать предмет (кубик и шарик), ориентируясь на форму,
манипулировать ими, распознавать и дифференцировать их по форме и величине,
последовать действия взрослого и наличия соответствующих инструкции действий.
Дидактический материал: кубик и шарик красного цвета.
Проведение обследования: взрослый показывает поочередно кубик и
шарик и просит ребенка: "Бери". Потом просит ребенка: "Дай
мне". Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Далее взрослый
показывает кубик и шарик и просит: "Бери кубик, бери шарик, дай кубик, дай
шарик". Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам
заключает поочередно кубик или шарик в руку и просит: "Дай мне" и
жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание
самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание
речевой инструкции; адекватная реакция распознавание по форме и величине;
протягивает руку, открывает руку в зависимости от величины объекта, хватает
кубик или шарик; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой,
или только правой рукой, принимает в обе руки кубик и шарик - 1 балл; действует
после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельны,
хаотичны - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношение
ребенка к результату.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|