Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
В изобразительном искусстве
-- проявляет интерес к доступным по содержанию произведениям
искусства;
- знает основные цвета;
- эмоционально откликается на различные цвета, формы, фактуру;
- рисует карандашом штрихи, точки, линии, каракули; радуется
результатам своих действий.
В музыкальном искусстве
- получает удовольствие от слушания и звучание музыкальных произведений;
- запоминает слова песен, колыбельных; пытается некоторые из них
воссоздать, следуя взрослого;
- выполняет танцевальные и игровые движения под музыку; реагирует
на музыку мимикой, пением, словом.
В литературном искусстве
- прислушивается к тембр голоса, интонацию, слова взрослого, когда
он читает или что-то рассказывает; повторяет за ним звуки слова;
- охотно слушает народные сказки, пословицы, поговорки, стишки;
сопровождает их эмоциональными жестами, звуками, движениями, мимикой;
- пытается комментировать иллюстрации;
- имеет представление об аккуратном обращении с книгой;
- запоминает коротенькое стихотворные произведения.
В театральном искусстве
- примеряет элементы костюма;
- подражает действия персонажей;
- положительно относится к театрализованной игры, запоминает
простые театрализованные действия.
Второе полугодие второго года жизни:
В изобразительном искусстве
- чувствителен к восприятию произведений искусства, узнает
знакомые;
- радуется встречам с новыми; реагирует на них движениями, мимикой,
жестами, словами;
- держит карандаш, хотя пока еще неуверенно;
- водит им в пределах листа бумаги;
- рисует прямые линии, штрихи, пятнышки;
- проявляет интерес к мелкам, фломастерам, краскам; пытается
использовать их в практической деятельности;
- увлеченно рисует на протяжении определенного времени.
В музыкальном искусстве
- охотно слушает веселую, спокойную, нежную музыку;
- распознает характер музыки, адекватно реагирует на нее
движениями, подпевает;
- узнает звучание знакомых инструментов;
- добивается звучания различных детских музыкальных инструментов.
В литературном искусстве
- проявляет интерес к книгам, ярких иллюстраций;
- с удовольствием слушает детские сказки, стишки, забавлянки;
- следуя взрослых, проговаривает отдельные слова, короткие предложения;
- узнает на иллюстрациях знакомые объекты окружающей среды, рад
этому, пытается комментировать.
В театральном искусстве
- с интересом воспринимает и принимает посильное участие в простых
театральных играх, проводимых взрослый;
- сопровождает знакомые театральные игры проговариванием,
пропеванием, выразительными жестами, мимикой, криками;
- все больший интерес привлекают театральные атрибуты
(рассматривает, примеряет, эмоционально реагирует); возрастает способность к
проявлениям самодеятельности, элементов творчества;
- обнаруживает элементарные формы бережливости относительно
художественных материалов и реквизита; заботы и сострадания в отношении людей и
персонажей художественных произведений.
3.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития
ребенка второго года жизни по линиям развития и критерии его оценки
Таблица 3.2.
Комплекс методик для наблюдения и обследования и определения
качества физического и психического развития ребенка второго года жизни
№
п / п
|
Линии развития
|
Задачи
|
Срок
проведения
|
1.
|
Физическое развитие
|
Наблюдения и задачи
соответствия физического развития ребенка общепринятым показателям.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
|
В течение года
В 2 года
|
|
общий моторный
|
Наблюдение за моторными
умениями и навыками: ходит, ползает, лазить, катит, бросает в повседневной
жизни.
|
|
|
мелкая моторика
|
Наблюдение за
движениями рук, правой руки, кисти рук в обыденной жизни.
|
|
2.
|
Эмоционально-социальное
развитие
|
Наблюдение за
социальным поведением, общением, чувствами, их становлением.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
|
В течение года
В 2 года
|
|
контактные отношения
|
Расширяется круг
общения со взрослыми и сверстниками, эмоции разнообразны.
|
|
|
навыки самообслуживания
|
Стремится иметь
опрятный внешний вид, частично самостоятелен в обыденной жизни.
|
|
|
навыки поведения
|
Активная, подвижная,
пытается вести себя самостоятельно, овладевает навыками культурного
поведения.
|
|
3.
|
Познавательное развитие
|
Наблюдение за
предметной деятельностью, восприятием окружающего и свойств предметов,
проявлениями наглядно-действенного мышления и игрой. Развивается воображение
и память.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
|
В течение года
В 2 года
|
|
сенсорное развитие
|
Наблюдение за
предметной деятельностью: знает форму, размер, цвет, дифференцирует их,
действует с ними.
|
|
|
навыки игры
|
Игра имеет
подражательный характер относительно действий взрослого.
|
|
4.
|
Развитие речи
|
Наблюдение за
коммуникативной активностью, формированием собственного устной речи.
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
|
В течение года
В 2 года
|
|
понимание речи
|
Наблюдать за
совершенствованием понимание речи взрослых.
|
|
|
активное вещание
|
Наблюдать за развитием
словаря, грамматического строя, произношением звуков, не совершенны.
|
|
5.
|
Экологическое развитие
|
Наблюдение за
восприятием объектов природы, их свойствами, манипулированием компонентами
природы в ходе исследовательской деятельности и игры.
Задача для обследования:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
|
В течение года
В 2 года
|
6.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Наблюдение за
восприятием произведений искусства, их фактурой, реакцией на них,
проявлениями элементарной детского творчества ..
Задача для
обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
|
В течение года
В 2 года
|
Кроме дидактических пособий, в игровой деятельности с ребенком
можно использовать дополнительные предметы вторсырья: емкости (бутылочки,
стаканчики, баночки и др.) различного размера, из разных материалов; мелкие
предметы разные по форме и на ощупь (каштаны, желуди, бобы и др. ); ленты,
шнурочки разного цвета разнообразные (звонкие,
мягкие и др.) игрушки, которые удобно брать в руки; разноцветные карандаши,
бумага, детская художественная литература, разнообразят игру, способствовать
элементарному проявлению детского творчества.
3.3.1 Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля
за физическим развитием ребенка второго года жизни
Результаты наблюдения психологов, педагогов, родителей и их
педагогическая оценка проявлений ребенка заносятся в "Дневник
психолого-педагогического наблюдения и обследования психофизического развития
детей раннего возраста".
И. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за физическим
развитием ребенка второго года жизни
1.1. Общее моторное развитие
Методика № 1
Дидактическая игра № 1. "Иди ко мне" (параметры 1, 6,
14, 15, 19)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно ходить.
Материал: яркая игрушка.
Инструкция к выполнению: взрослый побуждает ребенка идти к нему,
привлекая его яркой игрушкой.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно ходить фиксируется
в таблице.
Ребенок ходит самостоятельно, когда хочет - приседает и встает - 1
балл.
Ребенок идет самостоятельно после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько шагов, падает - 0,25 балла.
Ребенок ходит и поддержкой - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 2. "Посмотрим, кто к нам пришел"
Цель: выяснить умение ребенка продолжалось свободно ходить.
Инструкция к выполнению: взрослый побуждает ребенка выйти в другую
комнату.
Методический комментарий: умение ребенка свободно ходить фиксируется в
таблице.
Ребенок идет медленно - 1 балл.
Ребенок идет самостоятельно после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько шагов - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 3. "Пойдем на прогулку" (параметр
6)
Цель: выяснить умение ребенка свободно ходить по различной
поверхности.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают походить по травке, по
дорожке, по песку.
Методический комментарий: умение ребенка свободно ходить фиксируется в
таблице.
Ребенок идет медленно - 1 балл.
Ребенок идет самостоятельно после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько шагов - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 4. "Пройди по мосту" (параметр 14)
Цель: выяснить умение ребенка свободно ходить.
Инструкция к выполнению: ребенок проходит по ограниченной поверхности
(шириной 20 см.), не отступая.
Методический комментарий: умение ребенка свободно ходить фиксируется в
таблице.
Ребенок идет медленно - 1 балл.
Ребенок идет самостоятельно после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько шагов - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 5. "Мы с папой спортсмены"
(параметр 15)
Цель: выяснить умение ребенка свободно ходить.
Инструкция к выполнению: после показа ребенок ходит по гимнастической
скамейке высотой 29 см от пола, держась за руку взрослого.
Методический комментарий: умение ребенка свободно ходить фиксируется в
таблице:
Ребенок идет медленно с помощью взрослого - 1 балл.
Ребенок идет медленно после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько шагов - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 6 "Гуси-гуси" (параметры 12, 19)
Цель: выяснить умение ребенка изменять темп движения
"бег-ходьба".
Инструкция к выполнению: при первых словах ребенок ступает медленно, а
когда надо бежать от волка, то она бежит в мамины расставленные руки.
Методический комментарий: умение ребенка изменять темп движения
фиксируется в таблице.
Ребенок идет медленно, ходит и бегает - 1 балл.
Ребенок идет медленно, ходит и бегает после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок делает несколько шагов - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 7 "Посмотри на собачку" (вариант
2)
Цель: выяснить умение ребенка крыться вокруг себя, когда стоит.
Инструкция к выполнению: взрослый поднимает игрушку на уровень глаз
ребенка и побуждает посмотреть на нее, подкручивая ее.
Методический комментарий: умение ребенка крутиться вокруг себя фиксируется
в таблице.
Ребенок медленно крутится вокруг себя - 1 балл.
Ребенок вертится вокруг себя после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько движений - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 8 "Посмотри на собачку" (параметр
21)
Цель: выяснить умение ребенка подпрыгивать на месте на обеих
ногах.
Инструкция к выполнению: взрослый поднимает игрушку на уровень глаз ребенка
и побуждает подпрыгнуть к ней.
Методический комментарий: умение ребенка подпрыгивать фиксируется в
таблице.
Ребенок медленно подпрыгивает обеими ногами - 1 балл.
Ребенок подпрыгивает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько движений - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Игра № 9. "Игра на детской площадке" (вариант 3)
Цель: выяснить умение ребенка подниматься на 1-2 ступени детской
горки, боком, держась за перила двумя руками.
Инструкция к выполнению: детская горка в комнате или на детской площадке.
Взрослый помогает является ребенку и все время приговаривает: "Какой Вася
сильный! Какой Вася смелый! Молодец! "
Методический комментарий: умение ребенка крутиться вокруг себя фиксируется
в таблице.
Ребенок самостоятельно поднимается - 1 балл.
Ребенок поднимается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько движений - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Игра № 10."Посади игрушки на стулья и садись сам".
(параметр 9)
Цель: выяснить умение ребенка залезать самостоятельно на стул.
Инструкция к исполнению: в комнате стоят маленькие стулья и один большой.
Ребенку предлагают рассадить игрушки и сесть самому.
Методический комментарий: умение ребенка собираться самостоятельно на стул
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно залезает на стул - 1 балл.
Ребенок залезает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько движений - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 11. "Достань книгу с полки" (параметр
13)
Цель: выяснить умение ребенка лазить самостоятельно по домашней мебели.
Инструкция к выполнению: Ребенку предлагают достать книжечку, которая
находится на верхней полке.
Методический комментарий: умение ребенка залезать самостоятельно на стул
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно залезает по домашней мебель - 1 балл.
Ребенок начинает залезать после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько движений - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 12. "Смелый малыш" (параметр 17)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно подниматься и
спускаться по детской лесенки.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно подниматься и
спускаться по детской лесенки фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно поднимается и спускается - 1 балл.
Ребенок поднимается и спускается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок делает несколько движений - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 13 "Какая елка высока" (параметр 4)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно поднимать руки вверх,
разводить их в стороны и прятать за спину.
Инструкция к выполнению: ребёнок рассматривает и показывает руками, какая
высокая елка, какой большой папа, какая большая машинка. А на вопрос: "Где
у Васи ручки?" - Быстро прячет их за спину.
Методический комментарий: умение ребенка свободно владеть своими руками
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно поднимает и разводит руки в стороны - 1
балл.
Ребенок поднимает и разводит руки в стороны после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается поднять руки - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 14 "Коты мяч-бросай мяч" (параметры
5, 10)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно покатить, бросить
мяч.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|