Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Инструкция к выполнению: ребенку дают мяч и просят повторить действия по
маме.
Методический комментарий: умение ребенка свободно владеть своими руками
фиксируется в таблице:
Ребенок самостоятельно катит и бросает мяч от себя двумя руками -
1 балл.
Ребенок самостоятельно катит и бросает мяч после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается поднять мяч - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 15 "Бросай мяч в корзину" (параметр
22, 23)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно покатить, бросить мяч
в корзину, стоящую на полу на расстоянии 50 см., и бросать мяч каждой рукой,
стараясь попасть в цель, которая находится на высоте его роста.
Инструкция к выполнению: ребенку дают мяч и просят повторить действия по
маме.
Методический комментарий: умение ребенка свободно владеть своими руками
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно бросает мяч и попадает в цель - 1 балл.
Ребенок бросает мяч и попадает в цель после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается поднять мяч - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 16 "сделай, как мама" (параметр 24)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно скачивать мяч с
детской горки, ловить мяч внизу детской горки.
Инструкция к выполнению: ребенку дают мяч и просят повторить действия по
маме.
Методический комментарий: умение ребенка свободно владеть своими руками
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно скачивает и ловит мяч - 1 балл.
Ребенок самостоятельно скачивает и ловит мяч после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок пытается поднять мяч - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 17 "Переступи ручеек" (параметр 7)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно переступать через
невысокие препятствия приставным шагом.
Инструкция к выполнению: на дорожку перед ребенком положить голубую
полоску, поставить кубики, кирпичики и т.д. и предложить переступить.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно переступать через
невысокие препятствия приставным шагом фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно переступает - 1 балл.
Ребенок переступает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается переступить - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 18 "Собери грибы в корзинку" (параметр
11)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно наклоняться за
игрушкой.
Инструкция к выполнению: перед ребенком рассыпают игрушечные грибочки,
взрослый дает корзинку и предлагает грибочки собрать.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно наклоняться за
игрушкой фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно наклоняется - 1 балл.
Ребенок наклоняется после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается наклоняться - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 19 "Достань мишку с полки"
(параметр 25)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно подвигать стул, чтобы
достать нужный предмет.
Инструкция к выполнению: мишка сидит на верхней полке шкафа, а рядом
стоит с телец. Взрослый предлагает подсунуть предотвращенный стул, чтобы
достать медвежонка.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно подвигать стул,
чтобы достать нужный предмет, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно подвигает стул - 1 балл.
Ребенок придвигает стул после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подвинуть стул - 0,25 балла.
Ребенок не двигается - 0 баллов.
1.2. Развитие мелкой моторики
Методика № 2
Дидактическая игра № 1. "Поздороваемся с водичкой"
(вариант 1)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно двигать пальцами в
воде, когда моет руки.
Инструкция к выполнению: ребенка подводят к крану и включают воду,
подставляя под струю руки малыша.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно двигать пальцами в
воде, когда моет руки, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно двигает пальцами в воде - 1 балл.
Ребенок двигает пальцами после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подвигать пальцами - 0,25 балла.
Ребенок держит руку неподвижно - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 2. "Чистой и сухой малыш" (параметр
2, 15)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно вытирать руки и лицо,
когда умывается.
Инструкция к выполнению: после умывания ребенку дают в руки полотенце и
предлагают вытереться.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно вытирать руки и
лицо, когда умывается, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно вытирает руки и лицо - 1 балл.
Ребенок вытирает руки и лицо после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается вытирать руки и лицо - 0,25 балла.
Ребенок держит полотенце и отвергает его - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 3. "Маленький художник" (вариант 3)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно держать в кулаке
карандаш, хаотично черкать по бумаге, рисовать мелом.
Инструкция к выполнению: ребенку дают карандаш и бумагу, или мел и
предлагают что-то нарисовать.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно держать в кулаке
карандаш, хаотично черкать по бумаге, рисовать мелом фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно держит карандаш в кулаке и хаотично рисует
- 1 балл.
Ребенок держит карандаш в кулаке и рисует после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок старается держать мел или карандаш, но они выпадают из рук
- 0,25 балла.
Ребенок берет в руки мел и отбрасывает ее - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 4. "Маленький читатель" (параметр
4, 13)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно переворачивать
страницы книги.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают посмотреть книгу с яркими
рисунками.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно перелистывать
страницы книг фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно перелистывает страницы по 2-3, а если они
толстые, то по одной странице - 1 балл.
Ребенок перелистывает страницы книг после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается перелистывать страницы книг - 0,25 балла.
Ребенок стучит по книге, целует ее, царапает, но перевернуть
страницу не может - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 5 "Собери ожерелье" (параметр 5)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно собирать мелкие
предметы "Самодельные восторгом" (между большим и указательным
пальцами).
Инструкция к выполнению: ребенку на тарелочке кладут рассыпанные бусинки
и, чтобы они не потерялись, предлагают перевести пальчиками в баночку.
Методический комментарий: умение ребенка собирать мелкие предметы
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно собирает мелкие предметы пальчиками - 1
балл.
Ребенок собирает мелкие предметы пальчиками после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается собрать предметы пальчиками, но они все время
"разбегаются" - 0,25 балла.
Ребенок переворачивает тарелочку с мелкими предметами - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 6 "Умелые пальчики" (параметр 6,
18)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно лепить снежки,
пирожки, сжимать снег или мокрый песок, отщипывать кусочки пластилина.
Инструкция к выполнению: на улице зимой ребенку предлагают лепить из
снега разные фигурки, сжимать его пальцами, летом можно играть с мокрым песком.
Методический комментарий: умение ребенка лепит снежки, пирожки, сжимать снег
или мокрый песок фиксируется в таблице:
Ребенок самостоятельно лепит пальчиками - 1 балл.
Ребенок самостоятельно лепит пальчиками после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается собрать песок или снег пальчиками, но все
рассыпается - 0,25 балла.
Ребенок стучит ладонью по песку или снегу - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 7 "Юный исследователь" (параметр 7)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно изучать различные
предметы.
Инструкция к выполнению: дать ребенку много игрушек и зафиксировать, как
ребенок их рассматривает: пальцем ткнет куклам в глаза, рот, хочет лезть в
розетку.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно изучать различные
предметы фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно с интересом рассматривает предмет, ощупывает
его, ткнет в него пальцем - 1 балл.
Ребенок рассматривает предмет, ощупывает его, ткнет в него пальцем
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается потрогать предмет, но быстро отвлекается и
бросает его - 0,25 балла.
Ребенок стучит предметом по столу - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 8 "Маленький художник" (параметр 8)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно рисовать на бумаге
риски и ломаные линии.
Инструкция к выполнению: ребенку дают карандаш и бумагу и предлагают
что-то нарисовать.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно рисовать на бумаге
риски и ломаные линии фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно с интересом рисует на бумаге риски и
ломаные линии - 1 балл.
Ребенок рисует на бумаге риски и ломаные линии после стимуляции -
0,5 балла.
Ребенок пытается держать карандаш, но он выпадает из рук - 0,25
балла.
Ребенок берет в руки карандаш и отвергает его - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 9 "Вкусный обед" (параметр 9)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно и быстро есть ложкой
полужидкую пищу.
Инструкция к выполнению: перед ребенком ставят тарелку с напивгустою
кашей и дают в руки ложку.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно и быстро есть
ложкой полужидкую пищу фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно и быстро ест ложкой полужидкую пищу, может
собрать остатки любимой пищи с краю тарелки - 1 балл.
Ребенок ест ложкой полужидкую пищу после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок ест без спешки и часто переворачивает кашу на стол - 0,25
балла.
Ребенок пытается брать в руки ложку, но все время переворачивает -
0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 10 "Умелые пальчики" (параметр 10,
19)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно разворачивать фантики
и другие свертки.
Инструкция к выполнению: перед ребенком на столе лежат конфеты, и
взрослый угощает малыша.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно разворачивать
фантики и другие свертки фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно и быстро разворачивает конфеты - 1 балл.
Ребенок разворачивает конфеты после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается разворачивать конфеты и после многократных
попыток у нее это не получается - 0,25 балла.
Ребенок берет конфету в рот, не развернув - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 11 "Умелые пальчики" (параметр 11)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно откручивать пробку на
бутылке.
Инструкция к выполнению: ребенку дать бутылку с закрученной пробкой и
предложить ее открутить.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно откручивать пробку
из бутылки фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно и быстро откручиваем пробку из бутылки - 1
балл.
Ребенок откручиваем пробку из бутылки после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается открутить пробку из бутылки и после многократных
попыток у нее это получается - 0,25 балла.
Ребенок начинает стучать бутылкой по столу - 0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 12 "Вкусный обед" (параметр 12, 14)
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно есть ложкой густую
кашу и накалывать маленькие кусочки на вилку.
Инструкция к выполнению: перед ребенком ставят тарелку с густой кашей,
кладут кусочек колбаски и дают в руки ложку, рядом кладут вилку.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно и быстро есть
ложкой густую пищу и накалывать маленькие кусочки на вилку фиксируется в
таблице.
Ребенок самостоятельно и быстро ест ложкой густую пищу, может
наколоть маленькие кусочки на вилку - 1 балл.
Ребенок ест ложкой густую пищу и накалывает вилкой маленькие
кусочки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок ест без спешки и часто переворачивает кашу на стол, вилкой
не может пользоваться, потому что не попадает в кусочки - 0,25 балла.
Ребенок пытается брать в руки ложку, но все время переворачивает -
0 баллов.
Методика № 2
Дидактическая игра № 13 "Собираемся на прогулку"
Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно натягивать на себя
простые детали одежды и с помощью взрослого надевать на себя ботинки, сапоги.
Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут вещи, в которых собирались
идти на прогулку, и просят ребенка начать одеваться.
Методический комментарий: умение ребенка самостоятельно натягивать на себя
простые детали одежды и с помощью взрослого надевать на себя ботинки, сапоги
фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно натягивает на себя носки, шапку и с помощью
взрослого надевает ботинки - 1 балл.
Ребенок одевается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается одеться - 0,25 балла.
Ребенок смотрит на предметы одежды, берет их и отбрасывает - 0
баллов.
II. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля
по социально-эмоциональным развитием ребенка второго года жизни
2.1. Контактные отношение
Методика № 3
Дидактическая игра № 1 "Пока-пока" (вариант 1)
Цель: выяснить проявления сильной привязанности ребенка к матери.
Инструкция к выполнению: мать открывает дверь и машет ребенку рукой
"пока-пока".
Методический комментарий: проявления сильной привязанности ребенка к
матери фиксируются в таблице.
Ребенок тянется к матери и не желает с ней расставаться - 1 балл.
Ребенок тянется к матери и не желает с ней расставаться после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает хныкать, но переключается на другого человека -
0,25 балла.
Ребенок не реагирует на то, что мать идет - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 2 "К нам гости пришли" (параметр 2)
Цель: выяснить эмоциональную реакцию на знакомых и незнакомых
людей.
Инструкция к исполнению: в комнату приходят знакомые и незнакомые люди и
здороваются к ребенку.
Методический комментарий: эмоциональная реакция на знакомых и незнакомых
людей фиксируется в таблице.
Ребенок отличает своих от чужих - 1 балл.
Ребенок отличает своих от чужих после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает плакать при появлении чужих и никто ее не может
остановить - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на приход чужих людей - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 3 "Идет коза рогатая" (параметры 3,
10)
Цель: выяснить умение легко переключаться и быстро переходить от
смеха до капризов.
Инструкция к выполнению: ребенок плачет, а взрослый забавляет ее веселой
игрой.
Методический комментарий: умение легко переключаться фиксируется в
таблице.
Ребенок легко переходит от смеха до слез и наоборот - 1 балл.
Ребенок переходит от слез к смеху после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает плакать и смеяться одновременно - 0,25 балла.
Ребенка трудно успокоить - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 4 "Не делай этого" (параметр 4, 17)
Цель: выяснить умение ребенка выражать протест при ограничении
движений и стремления ее настоять на своем.
Инструкция к выполнению: Ребенок во время игры начинает рвать книжку.Мама
запрещает это делать, но малыш сердится и упорно продолжает свои движения.
Методический комментарий: Умение выражать протест фиксируется в таблице.
Ребенок активно выражает свой протест - 1 балл.
Ребенок выражает протест после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок на некоторое время прислушивается к маме, но потом снова
возвращается к прерванной действия - 0,25 балла.
Ребенок слушается маму и переходит в другую действия - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 5 "Послушаем песенку и потанцуем"
(параметр 5, 8)
Цель: выяснить способность ребенка по-разному реагировать на
спокойные и танцевальные мотивы.
Инструкция к выполнению: ребенку включают колыбельные песни, народную
музыку, танцевальные ритмы.
Методический комментарий: способность ребенка по-разному реагировать на
спокойные и танцевальные мотивы фиксируется в таблице.
Ребенок слушает, подпевает и выполняет знакомые танцевальные
движения - 1 балл.
Ребенок реагирует на разную музыку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок старается прислушиваться к мелодии и начинает изучать
танцевальные движения - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на различные мелодические интонации и не
подтанцовывает - 0 баллов.
Методика № 3
Дидактическая игра № 6 "Мои игрушки" (параметр 6)
Цель: выяснить способность ребенка отстаивать свою личность во
взаимодействии со сверстниками (отбирает свою игрушку, не уступает стулом).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|