Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Учебно-методическое
пособие
Полтава
– 2009
УДК 159.922-053.4
ББК 74.3
П 86
Рекомендовано
к печати решением ученого совета Полтавского государственного педагогического
университета имени В. Г. Короленко (Протокол № 9 от 27. 03. 2008 г.).
Рецензенты:
К.
Л. Крутий доктор
педагогических наук, профессор, проректор по научной работе КЗ
"Запорожский областной институт последипломного педагогического
образования" Запорожского областного совета.
Л.
И. Сичкарь директор
ДНЗ / ясли-сада / "Малятко" № 59, Центра ранней социальной
реабилитации детей-инвалидов г. Полтавы.
П
86
Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Под
научной редакцией Л. А. Федорович. Составители О. В. гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович - Кременчуг:
Христианская Заря, 2008. - 217с.
ISBN
966-8031-62-5
Научно-методическое пособие освещает теоретические и
практические вопросы организации психолого-педагогической диагностики
психофизического развития детей раннего дошкольного возраста с целью
обеспечения условий личностно-ориентированного обучения и воспитания,
полноценного личностного развития, а также выявление детей с проблемами
психофизического и речевого развития в условиях ДДУ, ПМПК и семьи.
Пособие
предназначено в помощь педагогам, психологам, медицинским и социальным
специалистам, причастным к решению жизненно важных вопросов обучения и
воспитания детей раннего возраста, а также родителям.
ISBN
966-8031-62-5
© Оформление обложки, макет
издательство "Христианская Заря", 2008
Содержание
Предисловие
Раздел I Научно-методические
основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного
возраста
1.1
Психолого-педагогическая диагностика развития детей - составляющая
педагогического процесса
1.2 Особенности течения
развития ребенка до рождения
1.3 Особенности детей с
нарушениями психофизического развития
Раздел II Методическое
обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей первого года
жизни
2.1 Общая характеристика
психофизического развития ребенка первого года жизни
2.2 Показатели
психофизического развития ребенка первого года жизни
2.3 Комплексная методика
наблюдения и обследования развития ребенка первого года жизни по линиям
развития и критерии его оценки
2.3.1 Комплекс методик
для наблюдения и определения качества физического и психического развития
ребенка первого года жизни
2.3.2 Комплексная
экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка первого года
жизни
2.4 Комплексные
абилитационные программы для развития детей первого года жизни
Раздел III Методическое
обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей второго года
жизни
3.1 Общая характеристика
психофизического развития ребенка второго года жизни
3.2 Показатели
психофизического развития ребенка второго года жизни
3.3 Комплексная методика
наблюдения и обследования развития ребенка
второго года жизни по
линиям развития и критерии его оценки
3.3.1 Комплекс методик
для наблюдения и определения качества физического и психического развития
ребенка второго года жизни
3.3.2 Комплексная
экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка второго года
жизни
3.4 Комплексные
абилитационные программы для развития детей второго года жизни
Раздел IV Методическое
обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей третьего года
жизни
4.1 Общая характеристика
психофизического развития ребенка третьего года жизни
4.2 Показатели
психофизического развития ребенка третьего года жизни
4.3 Комплексная методика
наблюдения и обследования развития ребенка
третьего года жизни по
линиям развития и критерии его оценки
4.3.1 Комплекс методик
для наблюдения и определения качества физического и психического развития
ребенка третьего года жизни
4.3.2 Комплексная
экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка третьего года
жизни
4.4 Комплексные
абилитационные программы для развития детей третьего года жизни
Список рекомендованной литературы
"Ребенок,
подобно растения, творит
себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов
жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, "материальной
базой", где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность
приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду
".
(С.
Фрэн)
Предисловие
Изменения в обществе вызвали новые социальные процессы,
коснулись вопросов внимания и становления государства к семье, к детям,
осознание необходимости прогнозирования перспектив
развития каждого ребенка с раннего возраста. Признание Конвенции ООН о правах
ребенка, Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, законов
"О дошкольном образовании", "Об охране детства"
способствует обеспечению оптимальных условий, как важного базиса полноценного
развития личности будущего гражданина с раннего возраста.
Именно ранний возраст является уникальным и
определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и
эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем,
формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с
окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни. В
этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего
мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия,
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти 'памяти, внимания,
что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в
моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются
уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка,
вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной
появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
В связи с этим особое значение приобретает
психодиагностика как отрасль психологии, направлена на всесторонний анализ
психического, физического и речевого и личности в целом с целью выявления и
преодоления недостатков развития. Основные задачи психодиагностики в
специальной педагогике и психологии - установление первичного дефекта и
целенаправленная коррекция выявленных нарушений и предупреждение возможных
вторичных последствий. Самое раннее вмешательство с целью выявления и
преодоления отклонений в развитии детей раннего возраста и предупреждения их
последствий является сегодня актуальным и побуждает к разработке и
систематизации диагностических методик и дидактических материалов для работы с
детьми раннего возраста в условиях ДДУ, ПМПК и семьи.
Предлагаемое пособие освещает методики наблюдения
и обследования, направленные на своевременное изучение уровня психофизического
развития детей раннего возраста, в частности первого, второго и третьего года
жизни, и дает возможность выявить предпосылки возможного отклонения и
определить стратегию дальнейшего педагогического воздействия. Представленный
комплекс методик наблюдения психофизического развития и обследования
познавательного развития основывается на многолетнем опыте исследовательской и
практической деятельности психолого – медико - педагогического консультирования
детей раннего дошкольного возраста, позволяет осуществлять контроль за ходом
психофизического развития таких детей, которые воспитываются и обучаются в
различных условиях, и своевременно обнаруживать неблагоприятные факторы,
влияющие на формирование их психики. Руководство рекомендуется к широкому
внедрению в педагогическую практику.
Раздел I Научно-методические основы
психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного
возраста
1.1 Психолого-педагогическая диагностика развития детей -
составляющая педагогического процесса
Ориентация национального образования на личность ребенка
предопределяет новую стратегию воспитания на основе гуманистических принципов,
предусматривающий признание личности ребенка высшей общественной ценностью. Личность
ребенка - это продукт всего общества. В отечественной детской психологии и
дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления
систематического контроля за ходом психического развития детей, поскольку в
период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности
ребенка, которое напрямую зависит от его социально-культурных условий.
Согласовать педагогический процесс с современными общественными требованиями к
ребенку, которые стремительно меняются, поможет, по мнению ученых (Л. Артемова,
И. Бех, Н. Гавриш, А. Кононко, И. Пинчук, Н. Побирченко, В. Тарасун, М. Шеремет
и др.), обновление дидактических основ образования путем внедрения стратегии
субъект-субъектного воспитания, осуществления личностно-ориентированного
подхода.
Основой реализации личностно ориентированного подхода в процесс
обучения и воспитания детей дошкольного возраста является педагогическое
диагностирование. Поскольку, начиная с раннего детства, необходимо формировать
личность, способную побеждать трудности, ориентироваться в новых ситуациях, то диагностирование
развития детей раннего возраста призвано помогать педагогам и родителям
правильно строить педагогический процесс. Ведь с раннего возраста заведение АЕТ
СЯ тип человека, в се жизни сохраняет способность меняться, активно строить и
перестраивать свой внутренний мир. Поэтому особенно важно внимательно изучить
все стороны развития ребенка в раннем возрасте, потому что, как утверждает
Масару Ибука (Япония) - "после трех - уже поздно".
В связи с этим диагностирования детей раннего возраста нужно
рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса
воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития
каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как
общий подход и диагностирования - как составляющую процесса практической
педагогической деятельности.
Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса,
направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным
выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и
индивидуального развития ребенка. На необходимость такого диагностирования
указывают, в частности, ученые Л. Божович, Л. Венгер, З. Гильбух, В. Мухина, Н.
Карпенко, Н. Серебрякова, А. Стребелева, В. Тарасун, М. Шеремет и др.
В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные
методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами -
пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной
форме, ведущим методом является наблюдение.
Итак, диагностика развития ребенка раннего возраста - это
целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах
деятельности, применения разнообразных индивидуальных заданий.
Применение в педагогическом процессе диагностических методик по
изучению уровня формирования ведущей деятельности ребенка призваны обнаружить
естественно рожденные новообразование, которые поднимут ребенка с предыдущего
уровня возрастного развития на следующий. Наполняясь в процессе развития новым
содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они
постепенно образуют уникальный ансамбль качеств будущей личности.
Однако, исследования последних лет показали, что формирование
личности ребенка, включающее формирование личностного отношения к окружающему
предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых
месяцев жизни и должно опираться на сбор информации о ребенке, как правило -
это данные анамнеза жизни родителей, развития ребенка, выяснены со слов
родителей в процессе беседы. Объективный анамнез является частью обследования,
базой для построения плана обследования и выбора методик. Поэтому, специалист,
проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах
развития и учитывать индивидуальные условия развития ребенка.
Диагностирование отдельных сторон психического развития и уровня
психического развития занимает особо важное место в современной педагогической
практике, так как дети до трех лет преимущественно воспитываются в семье
(отпуск матери по уходу за ребенком «продолжительный») и не охвачены системой
общественного воспитания, где диагностирования является составляющей
педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ
ребенка как личности, управляемой изнутри, как особы активной, самостоятельной
и творческой, способной принимать решения относительно собственной жизни. Поэтому
диагностирование нужно рассматривать как:
- обязательный процесс в семейном и общественном воспитании детей;
- средство осуществления личностно ориентированного подхода в
воспитании;
- основу создания условий для индивидуального и личностного
развития и самореализации каждого ребенка;
- ведущее условие предупреждения возникновения интеллектуальных,
речевых и социальных нарушений, проблем адаптации личности ребенка в
современном быстро меняющемся обществе;
- способ проверки целесообразности и результативности
педагогического воздействия семьи, дошкольного учреждения и социальных институтов
на ребенка.
Вышеупомянутое делает диагностирование составляющей практической
деятельности детей, педагогов и родителей. Как считает А. Савченко, диагностированием
должен обладать каждый педагог, так как психологическая компетентность педагога
является условием гуманизации учебно-воспитательной работы и гарантией
эффективности педагогического процесса и расширяет возможности педагогов
самостоятельно решать педагогические проблемы. Современность требует от
педагога глубокого исследования особенностей и учет индивидуальности ребенка.
Предметом диагностирования могут быть: физическое, психическое, речевое и
социальное развитие, эмоции, поведение, а также индивидуальные особенности.
Итак, определяем диагностирование как основное условие
личностно-ориентированного обучения и воспитания детей раннего дошкольного
возраста, что позволяет выявить динамику развития, предусмотреть
результативность организации педагогического воздействия коррекционных и
профилактических мероприятий.
В раннем возрасте важен не только год, но даже месяц, неделя и
день. Поэтому дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается непоправимыми
потерями. Если взрослые на первом году жизни не позаботятся о том, чтобы
ребенок с 2-х месяцев начал действовать с предметами и развивал движения
пальцев рук, то это на втором году жизни существенно скажется как на развитии
речи и мышления, так и на последующих успехах ребенка в любой практической и
познавательной деятельности, ибо отставание в психомоторном развитии детей
раннего возраста не компенсируются в полной мере в последующие периоды его жизни.
Долгое время в Украине продолжался спад в рождении детей, который
привел к исчезновению во многих дошкольных учреждениях ясельных групп. Сегодня
наблюдается постепенный рост темпов рождаемости, но молодые родители, как
правило, "не обремененные" знаниями о собственных детей по вопросам
воспитания и развития новорожденных, детей раннего возраста, в частности с
особенностями в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии, обуславливающих
негативное влияние на дальнейшее школьное обучение ребенка и является причиной
школьной дезадаптации.
Практика убеждает в том, что в современном обществе численность
детей с нарушениями развития резко увеличилось, в частности ощутимая тенденция
как к ухудшению здоровья взрослого населения, так и здоровья детей раннего
возраста - в 70% случаев современные дети рождаются с последствиями патологии
беременности матери; у 60-75% детей зафиксированы нарушения в раннем возрасте
развития и т.п. При этом наблюдаются качественные и количественные изменения
категорий детей, объединенных понятием "дети с проблемами в
развитии". Кроме количественного увеличения нарушений развития, они все
чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую
сферы, вызывая нарушения поведения, деформируя личность детей и др. В связи с
этим повышается значимость психологических знаний, в первую очередь родителей,
медицинских работников, педагогов, психологов и других причастных к этому
процессу специалистов, а также психолого-медико-педагогических служб,
предоставляющих комплексную помощь детям с проблемами в развитии.
Одной из таких моделей служб, успешно апробированной и внедрённой
в Украине, стала психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Эта
служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка,
действующим законодательством, занимает важное место в системе обучения и
воспитания детей с проблемами в развитии. В отечественной специальной
психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного
психолого-педагогического и клинического изучения ребенка. Именно ПМПК решает
проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов
разных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего
возраста является: определение уровня развития ребенка; планирование
педагогической работы, которая предусматривает дальнейшее развитие ребенка и
создание ему соответствующих условий или коррекционная работа с детьми с
проблемами в развитии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|