Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Ребенок самостоятельно играет и фантазирует после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается самостоятельно играть, но обращается за помощью к
взрослому - 0,25 балла.
Ребенок самостоятельно не играет - 0 баллов.
Методика 3
Дидактическая игра № 2 "Мне нужна такая же игрушка"
(параметр 2, 4)
Цель: выяснить умение ребенка выбирать для игры рядом со
сверстниками аналогичные игрушки.
Инструкция к выполнению: взрослый выходит с ребенком на прогулку,
подводит к другим детям и предлагает поиграть.
Методический комментарий: умение ребенка подражать сверстникам и выбирать
для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки фиксируется в таблице.
Ребенок подражает сверстникам и выбирает игрушки, как у других
детей - 1 балл.
Ребенок подражает сверстникам и выбирает игрушки, как у других
детей, после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается самостоятельно выбрать игрушки, как у других
детей - 0,25 балла.
Ребенок самостоятельно играет, несмотря на других - 0 баллов.
Методика 3
Дидактическая игра № 3 "Включи свет -выключи свет"
(вариант 3)
Цель: выяснить умение ребенка
любить осуществлять действия, вызывающие изменения в окружающей среде
(включает и выключает свет).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают включить свет, либо его
отключить.
Методический комментарий: умение ребенка осуществлять действия, вызывающие
изменения в окружающей среде, фиксируется в таблице.
Ребенок включает и выключает свет, открывает и закрывает двери - 1
балл.
Ребенок включает и выключает свет, открывает и закрывает двери и
т.д. после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается самостоятельно осуществлять действия, но быстро
устает и отвлекается на другие раздражители - 0,25 балла.
Ребенок выполняет действие однократно и отходит в сторону - 0
баллов.
Методика 3
Дидактическая игра № 4 "Дочки-матери" (параметр 5)
Цель: выяснить умение ребенка играть в сюжетно-ролевые игры, брать
на себя роль "мамы" и "врача"; проявлять инициативу в игре.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает поиграть в
"Дочки-матери" с ребенком.
Методический комментарий: умение ребенка играть в сюжетно-ролевые игры,
брать на себя роль "мамы" и "врача"; проявлять инициативу в
игре фиксируется в таблице.
Ребенок играет с интересом и проявляет инициативность - 1 балл.
Ребенок играет с интересом и проявляет инициативность после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается играть, но быстро устает и отвлекается на другие
раздражители - 0,25 балла.
Ребенок наблюдает за взрослым, но не играет. - 0 баллов.
Методика 3
Дидактическая игра № 5 "Помоги маме" (параметр 6)
Цель: выяснить умение ребенка подражать действиям взрослых с
предметами быта.
Инструкция к выполнению: взрослый просит ребенка помочь маме.
Методический комментарий: умение ребенка подражать действиям взрослых с
предметами быта фиксируется в таблице.
Ребенок с радостью помогает маме и проявляет инициативность - 1
балл.
Ребенок помогает маме и проявляет инициативность после стимуляции
- 0,5 балла.
Ребенок пытается помочь, но быстро устает и отвлекается на другие
раздражители - 0,25 балла.
Ребенок наблюдает за взрослым, но не пытается выполнить просьбу -
0 баллов.
2.2. Навыки самообслуживания
Методика 4
Дидактическая игра № 1 "Вкусный обед" (параметр 1)
Цель: выяснить умение ребенка хорошо держать ложку в ладони и есть
аккуратно, не обливаясь.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают пообедать.
Методический комментарий: умение ребенка хорошо держать ложку в ладони и
есть аккуратно, не обливаясь, фиксируется в таблице.
Ребенок держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь - 1
балл.
Ребенок держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь, после
стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается есть ложкой, но проливает пищу - 0,25 балла.
Ребенок стучит ложкой по столу и ждет, когда ее начнут кормить - 0
баллов.
Методика 4
Дидактическая игра № 2 "Собираемся на прогулку - возвращаемся
с прогулки" (параметр 2, 5)
Цель: выяснить умение ребенка частично одеваться и раздеваться.
Самостоятельно надевать носки, шапочку, с помощью взрослого - обувь (без
шнурков). Снимать расстегнутую одежду.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают собраться на прогулку;
раздеться после прогулки.
Методический комментарий: умение ребенка частично одеваться и раздеваться;
самостоятельно надевать носки, шапочку, с помощью взрослого - обувь (без
шнурков); снимать расстегнутую одежду фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно умеет частично одеваться и раздеваться - 1
балл.
Ребенок частично одевается и раздевается после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок пытается выполнять самостоятельные действия, но обращается
за помощью к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок ждет, когда ее оденут или разденут - 0 баллов.
Методика 4
Дидактическая игра № 3 "Замечательный горшок" (вариант
3)
Цель: выяснить умение ребенка проситься в туалет.
Инструкция к выполнению: взрослый наблюдает за изменениями поведения
ребенка и предлагает сходить в туалет.
Методический комментарий: умение ребенка проситься в туалет фиксируется в
таблице.
Ребенок самостоятельно просится в туалет - 1 балл.
Ребенок просится в туалет после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок иногда просится в туалет и нервничает, когда у нее мокрые
штанишки - 0,25 балла.
Ребенок не просится в туалет и не реагирует на мокрые штанишки - 0
баллов.
Методика 4
Дидактическая игра № 4 "Помоги маме" (параметр 4)
Цель: выяснить умение ребенка следовать элементам бытовых действий
близких людей: сметать крошки со стола, вытирать мокрое место на столе.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает помочь маме.
Методический комментарий: умение ребенка следовать элементам бытовых
действий близких людей: сметать крошки со стола, вытирать мокрое место на столе
- фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно помогает маме - 1 балл.
Ребенок помогает маме после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок иногда может выполнить просьбу помощи - 0,25 балла.
Ребенок наблюдает за действиями взрослого, но сама их не выполняет
- 0 баллов.
Методика 4
Дидактическая игра № 5 "Положи на место" (параметры 6,
7)
Цель: выяснить умение ребенка знать, где лежит одежда и обувь,
относить все на место по просьбе взрослого.
Инструкция к выполнению: предложить ребенку сложить свои вещи на места.
Методический комментарий: способность ребенка знать, где лежит одежда и
обувь, относить все на место по просьбе взрослого фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно составляет свои вещи - 1 балл.
Ребенок слагает свои вещи после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок иногда может выполнить просьбу помощи - 0,25 балла.
Ребенок наблюдает за действиями взрослого, но сама их не выполняет
- 0 баллов.
2.3. Навыки поведения
Методика 5
Дидактическая игра № 1 "Катюшин кинозал" (параметр 1, 2)
Цель: выяснить умение ребенка с интересом слушать короткие стихи и
рассказы, смотреть мультфильмы и детские передачи и проявлять свое отношение
активными движениями.
Инструкция к выполнению: взрослый читает ребенку книжку или предлагает
посмотреть телевизор.
Методический комментарий: умение ребенка с интересом слушать короткие
стихи и рассказы, смотреть мультфильмы и детские передачи, проявлять свое
отношение активными движениями фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом слушает рассказ или смотрит мультфильмы,
проявляет свое отношение активными движениями - 1 балл.
Ребенок с интересом слушает рассказ или смотрит мультфильмы,
проявляет свое отношение движениями после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает рассказ или смотрит мультфильмы, но быстро
отвлекается - 0,25 балла.
Ребенок не смотрит телевизор и не любит слушать стихи - 0 баллов.
Методика 5
Дидактическая игра № 2 "Не буду!" (параметр 3)
Цель: выяснить умение ребенка выражать свое несогласие со
взрослым.
Инструкция к выполнению: взрослый просит ребенка идти домой с прогулки.
Методический комментарий: умение ребенка выражать свое несогласие со
взрослым фиксируется в таблице.
Ребенок активно криком выражает свое несогласие - 1 балл.
Ребенок выражает свое несогласие после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок с недовольством идет домой - 0,25 балла.
Ребенок спокойно идет по взрослым - 0 баллов.
Методика 5
Дидактическая игра № 3 "Воспитанный ребенок" (параметр
4, 6)
Цель: выяснить умение ребенка поздороваться, понимать слова
"хорошо", "плохо", давать себе оценку "хорошая",
"красивая",
Инструкция к выполнению: взрослый рассказывает ребенку, что такое плохо,
а что такое хорошо, и они вместе рассматривают соответствующие картинки.
Методический комментарий: умение ребенка поздороваться, понимать слова
"хорошо", "плохо", давать себе оценку "хорошая",
"красивая" фиксируется в таблице.
Ребенок понимает хорошее поведение - 1 балл.
Ребенок понимает хорошее поведение после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не всегда может дать оценку сделанному - 0,25 балла.
Ребенок действует, как ей нравится - 0 баллов.
Методика 5
Дидактическая игра № 4 "Накрой стол для обеда" (параметр
5)
Цель: выяснить умение ребенка использовать бытовые вещи по
назначению, знать их названия и называть самостоятельно.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает помочь убрать в комнате.
Методический комментарий: умение ребенка использовать бытовые вещи по
назначению, знать их названия и называть самостоятельно фиксируется в таблице.
Ребенок убирает, используя вещи по назначению, и называет их - 1
балл.
Ребенок убирает и называет все вещи после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не всегда использует вещи по назначению - 0,25 балла.
Ребенок действует, как ему нравится, и не использует вещи по
назначению - 0 баллов.
Методика 5
Дидактическая игра № 5 "Поход в магазин" (параметры 7,
8)
Цель: выяснить умение ребенка выполнять правила поведения во
дворе, в детском саду, дома, проявлять терпение, выполнять указание
"подожди".
Инструкция к выполнению: взрослый собирается с ребенком в магазин и
напоминает, как следует себя вести в общественных местах.
Методический комментарий: умение ребенка выполнять правила поведения во
дворе, в детском саду, дома, проявлять терпение, выполнять указание
"подожди" фиксируется в таблице.
Ребенок выполняет правила поведения - 1 балл.
Ребенок выполняет правила поведения после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не всегда выполняет правила поведения и ведет себя
нетерпеливо - 0,25 балла.
Ребенок не понимает правил поведения и ведет себя, как захочет - 0
баллов.
Методика 5
Дидактическая игра № 6"Кто это сделал?" (параметр 9)
Цель: выяснить умение ребенка говорить о себе "Я".
Инструкция к выполнению: взрослый спрашивает ребенка "Кто это?"
Методический комментарий: умение ребенка говорить о себе "Я"
фиксируется в таблице.
Ребенок говорит о себе "Я" - 1 балл.
Ребенок говорит о себе "Я" после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок называет себя по имени - 0,25 балла.
Ребенок показывает на себя - 0 баллов.
III. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за
познавательным развитием ребенка третьего года жизни
3.1. Сенсорное развитие
Методика 6
Дидактическая игра № 1 "Построй башню" (параметры 1, 7)
Цель: выяснить умение ребенка строить башню из 6-8 или 10 кубиков.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку построить башню.
Методический комментарий: умение ребенка строить башню из 6-8 или 10
кубиков фиксируется в таблице.
Ребенок строит башню из 6-8 или 10 кубиков - 1 балл.
Ребенок строит башню из 6-8 или 10 кубиков после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок строит башню из 4 кубиков - 0,25 балла.
Ребенок не может построить башню, потому что кубики сразу падают -
0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 2 "Собери по размеру" (параметр 2,
12)
Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в контрастных
величинах по увеличению-уменьшению в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца
пирамидки), соотносить их по размеру "больше - меньше".
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают поставить игрушки по размеру,
собрать пирамидку, сложить коробочки одна в одну.
Методический комментарий: умение ребенка ориентироваться в контрастных
величинах фиксируется в таблице.
Ребенок может поставить игрушки по размеру, собрать пирамидку,
сложить коробочки одна в одну - 1 балл.
Ребенок может поставить игрушки по размеру, собрать пирамидку,
сложить коробочки друг в друга после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок допускает ошибки при выполнении действий и использует
методом проб и ошибок - 0,25 балла.
Ребенок хаотично расставляет предметы - 0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 3 "Почтовый ящик" (параметр 3)
Цель: выяснить умение ребенка соотносить конфигурацию объемных
геометрических предметов с их плоскостным изображением ("Почтовый
ящик", подбор крышечек до коробок).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают сложить фигуры в ящик на свое
место.
Методический комментарий: умение ребенка соотносить конфигурацию объемных
геометрических предметов с их плоскостным изображением фиксируется в таблице.
Ребенок может соотносить конфигурацию объемных геометрических
предметов из их плоскостным изображением ("Почтовый ящик", подбор
крышечек до коробок) - 1 балл.
Ребенок соотносит фигуры после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок допускает ошибки при выполнении действий и использует
метод проб и ошибок - 0,25 балла.
Ребенок хаотично тычет предметы в проемы - 0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 4 "Подбери шарфики, шапочки и перчатки
для девочек" (параметр 4, 11)
Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в 4 основных цветах
и некоторых оттенках, подбирать по образцу и способность назвать 1-2 цвета.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подобрать вещи по цвету.
Методический комментарий: умение ребенка ориентироваться в 4 основных
цветах и некоторых оттенках, подбирать по образцу и способность назвать 1-2
цвета фиксируется в таблице.
Ребенок ориентируется в цветах и оттенках - 1 балл.
Ребенок ориентируется в цветах и оттенках после стимуляции - 0,5
балла.
Ребенок допускает ошибки при соотношении цвета и пользуется
методом проб и ошибок - 0,25 балла.
Ребенок отличает только красный цвет - 0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 5 "Маленький мастер" (параметр 5)
Цель: выяснить умение ребенка использовать один предмет для
действия со вторым (бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают отремонтировать игрушки.
Методический комментарий: умение ребенка использовать один предмет для
действия с другим фиксируется в таблице.
Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер
- 1 балл.
Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер,
после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается выполнять действие, но игрушки все время выпадают
из рук и ребенок промахивается - 0,25 балла.
Ребенок действует только с одним предметом - 0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 6 "Найди один цветочек среди
листочков" (параметр 6, 13)
Цель: выяснить умение ребенка отличать понятие "один -
много", "два" - "пара", иметь представление о числе 1,
2, 3.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают найти один предмет среди
многих, выбрать пару или два предмета.
Методический комментарий: умение ребенка отличать понятие "один -
много", "два" - "пара" фиксируется в таблице.
Ребенок отличает понятие "один - много", "два"
- "пара", 1, 2, 3 - 1 балл.
Ребенок отличает понятие "один - много", "два"
- "пара", 1, 2, 3 после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок отличает только понятия один - много - 0,25 балла.
Ребенок не понимает просьбу - 0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 7 "Найди одинаковые картинки"
(параметр 6, 14)
Цель: выяснить умение ребенка подбирать парные картинки, называть
картинки по темам ("животные", "одежда",
"посуда", "мебель").
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти парные картинки и
разложить их по темам.
Методический комментарий: умение ребенка подбирать парные картинки,
называть картинки по темам ("животные", "одежда",
"посуда", "мебель") фиксируется в таблице.
Ребенок преподает парные картинки - 1 балл.
Ребенок преподает парные картинки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не выделяет картинки по темам - 0,25 балла.
Ребенок смотрит на картинки и начинает их кусать - 0 баллов.
Методика 6
Дидактическая игра № 8 "Собери картинку" (параметр 9)
Цель: выяснить умение ребенка вместе со взрослым играть с
разрезными картинками из двух частей.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку собрать картинку,
состоящую из двух частей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|