Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Дидактический материал: колокольчик, погремушка и резиновый мячик, и др.
Проведение обследования: взрослый поочередно создает звуки колокольчиком,
погремушкой и резиновым мячиком и просит сказать ребенка "Где звучит?, Что
звучит?" и воспроизвести эти звуки. Так повторяется 2-3 раза.
Обучение: если ребенок не реагирует, то взрослый показывает, что
звучит, дает в руку и просит: "Слушай, что это?" - И каждый раз
жестом подсказывает, что нужно делать, чтобы возникал звук. Предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: восприятия звуков; понимание речевой
инструкции; адекватная реакция на звук; эмоциональное отношение к заданию;
ребенок реагирует на звук и показывает, где звучит - 1 балл; слышит и различает
звуки после стимуляции - 0,5; реагирует на звук - 0 , 25; пытается действовать
- 0; итог игры согласно цели; отношение ребенка к результату.
Таблица 3.3.
Результаты обследования и количественной оценки познавательного
развития ребенка третьего года жизни
№
п / п
|
Уровни развития
Задачи
Дидактические игры
|
Высокий уровень
|
Достаточный
уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
1.
|
"Установление
контакта с ребенком"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
29-26
|
2.
|
"Положи шарики в
коробки".
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
3.
|
"Собери 3-4-составляющую
пирамидку
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
4.
|
Собери 5-составляющую
пирамидку
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
5.
|
"Цветные
кубики"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
6.
|
"Собери кольца по
цвету"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
7.
|
"Собери кольца на
веревке"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
8.
|
"Матрешка"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
9.
|
"Тележку"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
10.
|
"Цветные
палочки"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
11.
|
"Парные
картинки"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
12.
|
"Разрезные картинки"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
13.
|
"Картинки с
отсутствующими элементами"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
14.
|
"Накорми
животных"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
15.
|
"Что звучит"
|
1 балл
|
0,5 баллов
|
0,25 балла
|
0
|
|
Всего баллов
|
15 баллов
|
7,5 балла
|
3, 75 балла
|
0 баллов
|
Обобщенные выводы по результатам обследования познавательного
развития детей третьего года жизни
Высокий уровень:
- Психическое и физическое развитие и предпосылки развития
наглядно-образного мышления у... ... .. (указать возраст) ребенка формируются
со значительным опережением, что соответствует возрастной норме;
- Психическое и физическое развитие и предпосылки развития устной
речи в ... ... .. (указать возраст) ребенка формируются со значительным
опережением, что соответствует возрастной норме.
Достаточный уровень:
- Психическое и физическое развитие и предпосылки развития устной
речи в ... ... .. (указать возраст) ребенка соответствуют возрастной норме;
- Психическое и физическое развитие и предпосылки развития
наглядно-образного мышления у ... ... .. (указать возраст) ребенка
соответствуют возрастной норме;
- Неравномерное развитие психических функций и устной речи в ...
... .. (указать возраст) ребенка в пределах возрастной нормы;
- Неравномерное познавательное развитие в ... ... .. (указать
возраст) ребенка в пределах возрастной нормы.
Средний уровень:
- Задержка темпов психического и физического развития в ... ... ..
(указать возраст) ребенка на ... ... .. месяцев в пределах возрастной нормы;
- Задержка темпов психического развития в ... ... .. (указать
возраст) ребенка на ... ... .. месяцев в пределах возрастной нормы;
- Задержка темпов речевого развития в ... ... .. (указать возраст)
ребенка на ... ... .. месяцев в пределах возрастной нормы;
- Задержка темпов (отдельных составляющих) познавательного
развития в ... .. (указать возраст) ребенка на ... .. месяцев в пределах
возрастной нормы.
Низкий уровень:
- Незначительное отставание в психическом и физическом развитии в
... .. (указать возраст) ребенка обусловлено ... ..... (указать клинический
диагноз);
- Значительное отставание в психическом и речевом развитии и
сенсорных функций в ... .. (указать возраст) ребенка обусловлено ... .....
(указать клинический диагноз);
- Значительная задержка познавательного развития и речевого развития
в ... .. (указать возраст) ребенка обусловлено ... ..... (указать клинический
диагноз);
- Выраженное отставание в речевом развитии в ... .. (указать
возраст) ребенка обусловлено ... ..... (указать клинический диагноз).
- Глубокое отставание в психофизическом развитии и развитую
вещание в ... .. (указать возраст) ребенка обусловлено ... ..... (указать
клинический диагноз).
4.4 Комплексная абилитационная программа развития ребенка третьего
года жизни
4.4.1 Индивидуальная комплексная программа развития ребенка
третьего года жизни (от 2 лет до 2,6 мес.)
Требования к условиям воспитания. Формируйте
культурно-гигиенические действия: предлагайте самостоятельно мыть руки и лицо,
не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, насухо вытирать руки и лицо полотенцем;
пользоваться носовым платком, расчесываться, ежедневно чистить зубы.
Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно одевался - раздевался и самостоятельно
ел.
Организуйте деятельность таким образом, чтобы он
интенсивно узнавал окружающий предметный, природный и социальный мир. У ребенка
должен быть уголок с игрушками разного размера, различные формы, цветовой гаммы
и фактуры. В углу должны быть детские музыкальные инструменты (барабан, бубен,
колокольчик, свирель, дудочка) и изобразительные материалы (листы, мел,
кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, глина). Ребенок должен иметь свою
маленькую детскую библиотеку и фонотеку. Продолжительность игр-занятий не
должно быть длиннее, чем 10-15 минут.
И. Физическое развитие
1. Если ребенок капризничает, когда ей нужно
садиться за стол, но любит "таскать куски" и выпрашивать различные
лакомства в не подходящее время, можно играть с ней в приготовления
"закуски". Когда малыш говорит: "Хочу есть", мама отвечает:
"Отлично! Вот тебе кусочек хлеба. Порежь его. Вот тебе миска с маслом.
Намажь. Конечно, нож предлагается не острый, лучше пластиковый, хлеб и масло -
мягкие. Ребенок, во-первых, может почувствовать себя умелым и значимым,
во-вторых, потренировать свои руки (мелкую моторику), в-третьих, действительно
перекусить, если он голодный. Или - получить хорошую игру, если требование пищи
было способом привлечения внимания мамы. Все эти достижения важны, так каждой
маме стоит придумывать новые и новые "рецепты" закусок, которые в
состоянии приготовить сам ребенок.
2. Приучая ребенка мыть руки и чистить зубы - не
торопите его. Общение с водой для него пока - игра, а не гигиеническая
процедура. Если он так разыгрался, что маме трудно уговорить его выйти из
ванной комнаты, можно использовать "внешние ограничители": песочные часы
("когда песочек закончится - надо выходить"), звук чайника, что
закипел ("чайник уже зовет завтракать"), других членов семьи (
"ты умылся - теперь очередь папы"), а если мама с ребенком дома сами,
то очередь вполне может занять и медвежонок, которому тоже нужно вымыть и
вытереть щечки.
3. Сделать завтрак наслаждением можно, превратив
его из "приема пищи" на встречу с добрыми друзьями. Играйте в
"застольные" разговоры: "Здравствуй, стульчик! Можно на тебя
сесть? Спасибо. А кто у нас сегодня в гостях? О, это подружка-кашица и
дружок-пирожок! Кашка, кашка, ты какую хочешь ложечку? А тарелочку? Какое у
тебя сегодня настроение, кашица ?..." и др. В этом веселом разговоре
ребенок может освоить и названия блюд, и названия столовых приборов, и
мастерство вести застольные беседы, и умение ощущать вкус каждого блюда и
получать от него удовольствие.
4. Принося продукты из магазина, просите малыша
извлекать их из сумки и раскладывать на столе или убирать в холодильник.
Называйте все вещи, которые ребенок держит в руках, рассказывайте, что вы
будете с ним готовить и когда подадите к столу.
5. Если малыш разлил, рассыпал или уронил - не
спешите убирать, как и не спешите сердиться на него. Попросите его принести
тряпку, веник, совок и убрать. Помогите ему в этом. Конечно, неприятно, когда
что-то разбито и на полу - грязь, но, раз уж так случилось, рассмотрите
ситуацию как "учебно-тренировочную" и используйте ее для обучения
ребенка навыкам опрятности, моторики и умению не только краснеть за свои
ошибки, но и исправлять их.
II. Эмоционально-социальное развитие
a.
Основное
новое переживание двухлетнего ребенка - понятие "мое". Ребенок
становится крупным собственником, он очень привязуется к своим вещам, они
становятся частью его самого. Это нужно учитывать маме и папе, когда они решают
приобрести ребенку новые брючки или заменить кроватку. Дети часто капризничают
и предпочитают старую, но привычную вещь перед новой, даже если она лучше.
Помогает игра в "новые вещи для плюшевого мишки".Не стоит сильно
настаивать при переодевании ребенка, но, обращаясь к мишке, мама может и
говорить строгим голосом, и настаивать, и объяснять, и требовать послушания. И,
конечно, мишка "согласится" померить новые туфельки. И, возможно, это
позволит сделать то же самое и малышу, не потеряв своего достоинства.
b.
Чтобы
малышу было легче отдавать какие-то вещи, учите его меняться. "Дай мне
посмотреть на твой (свой) мячик, вот тебе пока мой блокнот", "Вот
посмотри, какой у меня платок, а мне дай посмотреть на свою куклу". Только
тренируясь таким образом, не забывайте, что ребенок не пойдет на обмен, если
игрушка, которую он держит в руках, еще не исследована ним, еще очень
желательна. Здесь нужно дать малышу время поиграть с ней самому, а затем
предложить обмен.
III. Познавательное развитие
12.
На
полу раскидайте цветочки, сделанные из бумаги, и грибочки, взятые из школьного
материала для счета. Предложите ребенку с корзиной "сходить в лес" и
собрать сначала грибы, а затем цветочки.
13.
Предложите
ребенку посадить бабочек на свои цветочки, учитывая их цвет и размер. Цветочки
и бабочек нарисуйте с ребенком раньше и вырежьте их ножницами.
14.
Попробуйте
извлечь различные мелкие предметы из банки ложечкой или сачком.
15.
Разложите
перед ребенком листочки разного цвета, назовите их и раскладывайте на них сверху
бесцветные картинки, в соответствии с
цветом, которым они могут быть окрашены (солнышко бывает желтым, река - синяя,
дерево - зеленый и т.д.).
16.
Постройте
из палочек дом и на глазах ребенка уберите одну палочку. Ребенок должен
положить палочку на место. Потом снова уберите одну палочку, закрыв малышу
глаза.
17.
Положите
перед ребенком картинки лета и зимы и накладывайте сверху предметные картинки,
которые относятся либо к лету, или к зиме (елка, санки, шуба, шапка - к зиме, а
трусики, майка, сачок - до лета).
18.
На
рисунках, которые вы дадите ребенку, нарисованные: мальчик с забинтованной
рукой, на столе банка с разлитым молоком, а рядом сидит кошка; мальчик не дает
девочке игрушку, и она плачет. Обратитесь к ребенку и спросите: "Что
случилось? Расскажи. " Обратите внимание на то, понимает ли ребенок, что
случилось на рисунке.
IV. Развитие речи
8.
Умение
слушать - важная функция в развитии речи Возьмите игрушечный барабан,
колокольчик, дудочку, погремушку, резиновую игрушку, которая пищит, ложки и
все, из чего можно извлеч звук. Дайте ребенку рассмотреть эти предметы и
послушать их. А потом попросите малыша закрыть глаза (повернуться спиной,
спрятаться за ширму) и спросите "Что звучит?", Ударяя в барабан или
извлекая звук из других игрушек. Громко радуйтесь, хвалите малыша, когда он
угадывает. Со временем усложняйте задачу: добавьте звуки более тихие и
непонятные (шелест бумаги, например, или скрип дверей ...). Играйте в
"Послушай и угадай" на улице, прислушиваясь к шуму деревьев или
машин, голосов птиц, людей, животных.
9.
Чтобы
научить малыша выполнять речевые инструкции, играйте с ним в
"Плутанку".Разложите по комнате игрушки и скажите, что сейчас вы
будете говорить, что нужно делать, чтобы он "запутался" и ошибся -
проиграл. Например, "Подойди к кукле, отнеси куклу к мишке, погладь мишку,
иди к машинке, покати машину к зайцу, посади зайца в машинку ...".Говорите
все эти инструкции весело, то ускоряя, то замедляя темп, создавая голосом
веселую игровую атмосферу. Достаточно 5-6 инструкций в туре игры. Громко
радуйтесь, если у малыша все получилось. Если малыш захочет - поменяйтесь
ролями.
10.
Похожие
друг на друга по технике игры "Съедобное - несъедобное", "Кто
спит - кто не спит" "Кто говорит - кто не говорит", "Можно
на этом ездить или нет".Малышу всегда весело видеть взрослого, который
чего-то не понимает. Например, в игре "Съедобное - несъедобное" мама
говорит: "А можно съесть булочку?" - Малыш: "Можно!", Мама:
"А можно съесть колбаску?" - Малыш: "Можно!", Мама ( с
хитрым видом): "А можно съесть стульчик?", - малыш кричит:
"Нет!" - и радуется, что спас маму от несварения желудка. Тот же
принцип в игре, например, "Говорит - не говорит": "Как говорит
кошечка?", "Как говорит собачка?", "А как говорит кроватку?"и
др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|
|