Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
4.Играйте с ребенком в народные пантомимические игры
"Гули-гули", "Коза рогатая", "Кую-кую сапожок",
"Где ты?", "Ку-ку".
5. Танцуйте (двигайтесь) вместе с ребенком при прослушивании
музыки разного ритма.
6. Дайте ребенку возможность самостоятельно поиграть на
музыкальных инструментах.
7. Предлагайте ребенку манипулировать кисточкой или мелом.
Раздел III Методическое обеспечение психолого-педагогической
диагностики развития детей второго года жизни
3.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка второго
года жизни
Второй год жизни является периодом значительных изменений в жизни
маленького ребенка и характеризуется, в первую очередь, высокой степенью
подвижности ребенка. Основным достоянием является овладение ходьбой и
увеличения ее скорости. Во время ходьбы постепенно развивается устойчивость
положения, способность удерживать равновесие, ребенок выполняет различные
упражнения с лазанья, прокалывание и бросание мячей. Возникают предпосылки для
начала бега или прыжков. Двухлетний ребенок реже болеет, находится в хорошем
настроении, спокойно играется в течение длительного времени. Спит днем один раз
в течение 3 часов. Не просится на руки. Ждет, пока придут ей на помощь. Ребенок
охотно ест разные блюда, имеет среди них любимые. Ест самостоятельно,
пользуется салфеткой, самостоятельно встает из-за стола и благодарит после еды.
Ребенок стремится иметь опрятный внешний вид, не ходить в мокрых штанишках и
практически их не мочить.
Усовершенствуются формы общения с взрослыми, которые начинают
превращаться в наставника. Малыш понимает речь взрослых, адекватно реагирует на
запрет, просьба, поручение. Ребенок овладевает навыками социального поведения,
осваивает элементарные моральные нормы и правила (можно, нельзя, хорошо,
плохо), начинает различать вещи по принадлежности разным членам семьи
(бабушкины очки, мамина сумка), появляется желание выполнять просьбы взрослых
(принеси, убери , пожалей. Определяется стремление все делать самостоятельно.
Ребенок начинает дифференцировать правила обращения с родными и
чужими людьми, с взрослыми и сверстниками. Растет интерес к сверстникам:
ребенок начинает подражать действиям сверстников и демонстрировать им свои
умения. У отдельных детей наблюдаются проявления физической агрессии: кусает,
бьется, тянет за волосы сверстников; безопасность в преодолении препятствий. Поэтому особенностью двухлетнего ребенка
является неспособность определять собственные возможности и прогнозировать
последствия поступков.
Малыш охотно знакомится со своим "Я": рассматривает свое
лицо, тело, прическу, одежду; сопровождая все названием частей; по-разному
реагирует на ласкательное и сдержанное обращение взрослого. По внешним
признакам ребенок различает своей половой принадлежности, идентифицирует себя с
представителями своего пола, отличает от представителей противоположного.
Ребенок имеет высокую эмоциональную уязвимость, чувствительность к отношению
окружающих, по-разному реагирует на ласкательные и сдержанные обращение
взрослого.
У ребенка второго года жизни разнообразится характер игры:
игры-исследования, и игра-конструирование, ролевые игры. Обогащается
индивидуальный опыт. Ребенок учится соотносить действия, подбирать и объединять
предметы согласно форме, размеру, цвету; предоставляет им определенного
взаимного положения в пространстве. Малыш усваивает представление о 3-4 форм и
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 3-4 цвета (красный, желтый,
синий, зеленый). По просьбе взрослого ребенок указывает на предметы
соответствующего количества, формы и размера. Ребенок не только замечает представление связей между предметами,
но и начинает самостоятельно устанавливать новые отношения между ними,
учитывать их в своих действиях. Основным видом мышления в этот период является
наглядно-действенное: направляя свои попытки на достижение цели, ребенок решает
различные практические задачи. Так, научившись придвигать к себе предмет с
помощью палки, ребенок использует с этой целью любой длинный предмет (линейку
или зонтик, веник).
Постепенно малыш начинает представлять, каким должен быть
результат того или иного действия, и все чаще вместо того, чтобы осуществлять
реальные действия, выполняет их мысленно, представляя возможные действия и их
результаты. Возникают отдельные элементы наглядно-образного мышления. Слушая
рассказы взрослого, ребенок представляет людей, ситуации, события; в играх
воспроизводит знакомые действия и ситуации; в рисунках узнает знакомые объекты.
Малыш запоминает значительное количество названий, действий; лучше вспоминает
то, что раньше видел сам, слышал, делал, и с чем были связаны его приятные переживания.
Активно пользуется эмоциями, жестами в процессе вещания. Словарный запас
достигает от 40 до 300 слов и обогащается именами людей, названиями объектов,
действий, состояний, процессов, однако произношение звуков остается
несовершенной. Активное речи проявляется в общении ребенка со взрослыми, со
своими игрушками, домашними животными (кошкой, собакой, попугаем. Двухлетний
ребенок знает, что слова, которыми обозначают знакомые ей предметы, касаются
тех же предметов на рисунках, а усвоение ребенком названия предмета происходит
при активной самостоятельной деятельности с ним. Ребенок с интересом
рассматривает книжки и слушает чтение художественных произведений, рассказы
взрослого, узнает литературных героев. Ребенок пользуется диалогической форме
ситуативного вещания, ставит много вопросов к взрослому. Вещание приобретает
связного характера, единицей вещание становится не слово, а предложение.
Предполагается большого количества грамматических ошибок.
Таблица 3.1.
Показатели физического развития ребенка на конец второго года
жизни
(по Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста
"Зернышко")
Средние
показатели длины, массы тела, объема грудной клетки
детей
второго года
|
Возраст
|
Пол
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
|
Объем
грудной клетки (см)
|
Длина тела
(см)
|
Масса тела (г)
|
Объем
грудной клетки (см)
|
Длина тела
(см)
|
Масса
тела (см)
|
2 года
|
48,9-53,4
|
85-95
|
12,5-13,7
|
47,6-52,5
|
82-90
|
11,7-14,1
|
3.2 Показатели психического и физического развития ребенка второго
года жизни (по Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста
"Зернышко")
3.2.1 Показатели физического развития ребенка второго года жизни
Первое полугодие второго года жизни:
- ребенок чувствует себя здоровым, редко болеет, ест с аппетитом,
спокойно спит и просыпается, уравновешенный, подвижный, активный в действиях,
улыбающийся, редко плачет;
- обладает надлежащими моторными умениями и навыками: ходит,
удерживает равновесие, ползает, лазить, катит, бросает;
- пытается культурно потреблять пищу и вести себя за столом;
- радостью воспринимает приятные и терпеливо - неприятные
гигиенические процедуры;
- делает попытки самостоятельно справлять малую нужду, пользуясь
горшком;
- смущается, когда мочить штанишки; сообщает об этом взрослому;
просит ее переодеть;
- избегает контактов с предметами, которые вызвали боль, напугали,
привели к порезов, ожогов, травм.
Второе полугодие второго года жизни:
- как правило, чувствует себя здоровым; сообщает взрослому о
плохом самочувствии, ждет от него помощи;
- ловко: владеет основными движениями, активно участвует в игровых
упражнениях и подвижных играх;
- имеет любимые блюда, пользуется салфеткой, сама ест;
- предпочитает быть в чистом, старается выглядеть опрятно;
пользуется мылом, полотенцем, гребешком; пытается устранить признаки
загрязнения;
- как правило, не мочить штанишек, гордится этим;
- избегает вещей, опыт взаимодействия с которыми в прошлом был
связан с негативными переживаниями;
- имеет представления о собственных возможностях в передвижении,
выполнении двигательных действий и предметной деятельности.
3.2.2 Показатели эмоционально-социального развития ребенка второго
года жизни
Первое полугодие второго года жизни:
- хорошо ориентируется в ближайшей окружающей среде;
- активно подражает действия взрослых, воспроизводит их в
отобразительных играх;
- начинает присматриваться к посторонним людям (внешности,
поведения, деятельности); расспрашивает о них у родителей и педагогов;
- проявляет интерес к другим детям, прибегает к кратковременных
физических контактов с ними в присутствии родителей;
- внимательно всматривается в свое изображение в зеркале,
идентифицирует его с собой;
- радуется достижению положительных результатов;
- адекватно реагирует на обращение родного взрослого;
- в общении с родителями начинает использовать язык.
Второе полугодие второго года жизни:
- течение длительного времени наблюдает за действиями родных,
знакомых, чужих людей;
- сформирована схема поведения родных и близких взрослых; с ней
связывает свои ожидания;
- по собственному желанию выбирает объект для подражания;
выразительными становятся вкусы и предпочтения в выборе партнера по общению;
- осознает свою обособленность от взрослого, отличие, возросшую
способность многое делать самостоятельно;
- знает свою половую принадлежность, радуется ей, может по внешним
признакам отличить себя от представителя другого пола;
- описывает действия, которые выполняет; использует местоимения
"я", "мое", "ты";
- в основном поведение определяется позитивными и негативными
эмоциями; все сильнее заявляет о себе эмоция успеха-неуспеха; появляются моральные
чувства (сострадание, гордость);
- по просьбе родителей на короткое время делится игрушкой с другим
ребенком; совместная игра со сверстниками кратковременная;
- ищет поддержки у взрослого, если что-то отобрали или оскорбили;
- вводит в игру вместо себя игрушку.
3.2.3 Показатели познавательного развития ребенка второго года
жизни
Первое полугодие второго года жизни:
- интересуется всем происходящим вокруг нее на недалеком
расстоянии; проявляет наблюдательность;
- дифференцирует 4-5 форм предметов, цветов; ориентируется в
количественных характеристиках (много-мало), размере предметов
(большой-маленький); сравнивает их между собой; по просьбе взрослого выбирает
необходимые предметы;
- владеет различными предметными действиями (возит, катит, строит,
чертит, моется, ест, кормит куклу, надевает-снимает некоторые предметы одежды и
т.д.);
- дает свойствам, которые воспринимает, определенные названия
(треугольник, как домик, вокруг, как мячик; овал, как яичко; зеленый, как
травка, и т.п.)
- ориентируется в пространственном размещении предметов, понимает
понятие "на", "под", "у";
- направляет практические действия на достижение результата,
радуется ему, стремится повторить удачные попытки;
- использует в предметной деятельности доступны орудия; прибегает
к предметов-заменителей; использует знакомые предметы в качестве орудия в новых
условиях;
- вместо выполнения практических действий время от времени решает
задачи в воображении;
- отличает реальные вещи от их изображения;
- слушая рассказ или сказку, представляет себе персонажей, ставит
на их место родных и знакомых; по просьбе взрослого и самостоятельно может
несколько раз повторить одно и то же действие.
Второе полугодие второго года жизни:
- зрительное восприятие отделяется от тактильного и вкусового,
начинает доминировать в познавательной деятельности;
- ребенок знает назначение основных предметов быта;
- различает предметы по форме, размеру, количеству, цвету,
нахождением в пространстве; знает соответствующие названия, которыми их
обозначают; по просьбе взрослого реагирует адекватными действиями;
- сравнивает и группирует предметы по форме, размеру, цвету,
количеству;
- активно использует предметы-заменители, доступные орудия;
- исчезает попытка показать рукой знакомые предметы; все чаще
называет их словом;
- много экспериментирует, находит новые способы действий со
знакомыми предметами в новых ситуациях; обнаруживает элементы творчества;
- подражание взрослым становится все более избирательным.
- добивается результата; представляет, каким должен быть результат
его действий;
- на фотографиях распознает своих и чужих.
3.2.4 Показатели речевого развития ребенка второго года жизни
Первое полугодие второго года жизни:
- интенсивно растет количество слов, увеличивается словарь
облегчающего типа (моня, руця, гений, киса и т.д.);
- устанавливается тесная связь между предметом, явлением,
признаком и словом, которые означает;
- выполняет просьбу, инструкции, поручения от простых до сложных,
предоставляя им элементов собственной модификации или осложнения;
- самостоятельное вещание становится основным средством общения;
- подолгу эмоционально произносит, зарождаются зачатки осознание
правильного произношения звуков;
- активно употребляет слова-предложения, появляются мнеогословные
предложения.
Второе полугодие второго года жизни:
- понимает смысл слова, фразы;
- активно анализирует речи взрослых, замечая и осуждая искажения;
- интенсивно растет объем словарного богатства;
- овладевает распространенным предложением и элементами сложного;
- появляется грамматическое оформление предложений;
- самостоятельное вещание приобретает статус регулятора поведения
ребенка;
- интенсифицируется процесс перевода слов с облегченной формы до
словарных вариантов;
- появляются начала описательных рассказов с эмоциональной
окраской.
3.2.5 Показатели экологического развития ребенка второго года
жизни
Первое полугодие второго года жизни:
Природные условия
- замечает и понимает яркие явления в естественной окружающей
среде (солнце светит, дождь идет, снег падает, ветер дует);
- различает по названию компоненты природы (вода, песок, глина,
камень), контактно их обследует; понимает назначение воды (мыться, умываться,
купаться) и песка (сыпать, пересыпать, насыпать);
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между
погодными условиями и личной жизнедеятельностью (дождь идет - нельзя гулять;
солнце светит - пойдем гулять.
Растительный мир
- знает и различает некоторые группы растений (дерево, цветок,
трава; овощи и фрукты, которые потребляет); повторяет за взрослым названия и
определенные признаки знакомых растений (красивый цветок, зеленая трава,
большой листок);
- правильно держит лейка без воды и совместно со взрослым поливает
цветок.
Животный мир
- знает и узнает в естественной окружающей среде (в игрушке, на
картинке) собаку, кошку, козу, корову, лошадь, курочку и петушка, голубя; по
просьбе взрослого показывает контрастные части тела (голова, хвост, ноги,
рога); звуконаследует знакомых животных;
- бросает вместе со взрослым корм для птиц;
- знает, что нельзя без разрешения взрослого касаться животных,
хватать их;
- подражая взрослому, радуется общению с природной окружающей
средой.
Второе полугодие второго года жизни:
Природные условия
- знает названия и называет природные условия и яркие явления
(солнце светит, облако на небе, дождь идет, ветер дует, снег падает); выделяет
контрастные особенности воды, песка (вода теплая-холодная, песок сухой-мокрый);
по-разному действует с песком и водой;
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между
природными условиями и личной жизнедеятельностью (солнце светит - пойдем
гулять; дождь идет - гулять не пойдем, прячемся под зонтик.
Растительный мир
- знает и называет отдельные растения (дерево, цветок, трава),
некоторые овощи и фрукты (морковь, огурец, лук, яблоко, груша, банан); с
помощью взрослого называет их яркие признаки (цвет, размер, местонахождение: на
столе, на дереве , на земле); правильно держит лейка с водой, совместно со
взрослым выливает воду во растение, в грунт.
Животный мир
- Знает и различает животных (кошка, собака, корова, коза, лошадь,
лиса, заяц, курица и петух, гусь, утка, ворона, голуби) и их определенные
действия (стоит, бегает, ест, кричит, летает) и некоторые яркие признаки
(гребешок, рога); обследует знакомую животное, обитает в жилище (вместе со
взрослыми поглаживает шерсть от головы к хвосту, прислушивается,
всматривается), по ниток взрослого бросает семена птицам, дает косточку собаке;
замечает выразительные движения животных (умывается, бегает); радуется
контактам с животными, подражает умение взрослого безопасно вести себя рядом с
ними.
3.2.6 Показатели художественно-эстетического развития ребенка
второго года жизни
Первое полугодие второго года жизни:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|