бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства

на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней

деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством

обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной

жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватыва­ют, группируют по

наиболее важным направлениям государст­венного воздействия на общественные

отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями.

Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций,

представляют собой направления деятельности государства по выполнению его

задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует от­граничивать функции

органов государства, т.е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей

отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в

государственном механизме политической системе общества.

36. Эволюций функций Российского государства на современном этапе.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают

из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может

над­классовых, общесоциальных функций. Это искажало пред­ставление о

взаимодействии общества и государства. В дей­ствительности даже общество,

разделенное на классы, яв­ляет собой единый, целостный организм, в котором

проти­востоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и

взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может

не выполнять обще­социальную деятельность, не может не выступать по ряду ее

направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и

слоев населения.

Развитие цивилизации и демократии открывает боль­шой простор для

общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции

государства (эко­номическая, социальная, поддержания демократического

правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется

деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие

общечеловеческие интересы, — охрана при­роды и окружающей среды на всей

планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др.

Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и

развитие соотетствующих функ­ций — обеспечения мирового правопорядка,

международ­ной экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают не­обходимую степень

стабильности отношений и связей внут­ри общества, его целостность и единение

на основе общесо­циальных потребностей и интересов (экономических,

соци­альных, духовных, национальных).

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг

другу прежде всего по экономи­ческому признаку, где коренные интересы классов

непри­миримы, государство становится политической организаци­ей власти

экономически господствующего класса, обслужи­вает его интересы. Отсюда

главная функция такого государ­ства — подавление сопротивления

эксплуатируемых клас­сов или социальных групп, имеющая четко выраженную

классовую направленностью. Но и другие его функции так­же приобретают

определенную классовую окраску. Сказан­ное относится к рабовладельческому,

феодальному и капи­талистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные

изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это

отрази­лось на функциональной деятельности государства: функ­ции, рожденные

классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их

осуществления измени­лись.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно

подразделить на: а) функции, выте­кающие из классовых противоречий

(подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,

вытека­ющие из потребностей общества в целом (обеспечение пра­вопорядка,

охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделя­ются на внутренние и внешние.

Внутренние функции наце­лены на решение внутренних задач страны, показывают

степень активности воздействия государства на данное об­щество, а внешние — на

установление и поддержание оп­ределенных отношений с другими государствами.

Внутрен­ние и внешние функции тесно связаны между собой, вза­имно дополняют

друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны

существующих форм собственнос­ти, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны

природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие

функции.

Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всех

государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,

вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый

план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный

правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией

охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выд­винулась в последние

десятилетия в число основных. Эколо­гически агрессивное производство стало

агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство

вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику,

определяет темпы ее роста, устанавливает про­порции между отдельными ее

отраслями. Возникли государ­ственный сектор экономики, т. е. государственная

собствен­ность, и государственное управление предприятиями и орга­низациями, на

ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим

предпринимателем: мно­гочисленные акционерные общества являются

государствен­ными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,

сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное

государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы

в масштабе всей страны.

С экономической тесно связана социальная функция го­сударства. Она

многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности.

Главное ее назна­чение — устранить или смягчить возможную социальную

напряженность в обществе, постараться выровнять социаль­ное положение людей,

развивать здравоохранение, образо­вание, культуру.

Для выполнения социальной функции государство со­здает фонды, которые

расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно

разрабатывает и реали­зует программы, стабилизирующие занятость населения и

сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной

платы и др.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и

развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления

названными видами деятельности государство создает соответствующие орга­ны и

учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют

функцию развития науч­но-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера

научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это

вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных

работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по

стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по

фундаментальным теоре­тическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от

нападения извне; ведение захватни­ческих войн; обеспечение дипломатических

отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась

межгосударственная взаимовыгодная тор­говля, развивается коллективная

безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это

и обусловило появление соответствующих внешних функ­ций.

37. Формы и методы осуществления функций государства.

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в

своей деятельности различ­ные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В

правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность

государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в

рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и

должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Обычно

выделяют три правовые формы осуществления функций государства —

правотворческую, правоисполнительскую и правоохранитель­ную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание

нормативно-правовых актов, без которых реализа­ция других функций государства

практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без

кодифицированного социального законодательства, социаль­ного права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и

другие нормативные акты реали­зованы или они останутся лишь благими пожеланиями

зако­нодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах

управления (исполнительно-распорядитель­ных органах), возглавляемых

правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных

вопро­сов управленческого характера, для выполнения которой

исполнительно-распорядительные органы издают соответ­ствующие акты,

контролируют выполнение обязанностей ис­полнителями и др. •

Правоохранительная деятельность, т.е. властная опе­ративная и

правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан

и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений,

раз­решение юридических дел, привлечение к юридической от­ветственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осу­ществлении функций

государства. Это обусловлено развити­ем рыночной экономики и децентрализацией

государственно­го управления. Сейчас государственно-властные решения ор­ганов

государства все больше сочетаются с договорной фор­мой, структурами

гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем

органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций

государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она

не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые

последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и

изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с

пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточ­но многообразны. Так,

выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и

принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор

экономических методов — прогнозирование, плани­рование, льготное кредитование и

инвестирование, государ­ственные субсидии, защита потребителей и др.

38. Механизм государства, государственный аппарат: понятие и их соотношение.

Механизм государства есть та реальная организацион­ная материальная сила,

располагая которой государство осу­ществляет власть. Механизм является

структурным и предметным олицетворением государства, представляет со­бой

материальное "вещество", из которого оно состоит. Мож­но сказать, что

механизм суть деятельное, постоянно функ­ционирующее выражение государства.

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных

органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть,

задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие характерные признаки

механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и учреждений.

Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности

государ­ственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их

деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) ме­ханизма являются

государственные органы и учреждения, в которых работают государственные

служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами). Государственные

органы связаны между собой началами субординации и ко­ординации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные

орудия (учреждения) принуж­дения, соответствующие техническому уровню каждой

эпо­хи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни

одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются

функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В

силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций

государства, послед­ним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы

государства и учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся его

функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из

классовых или нацио­нальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выхо­дят

на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения

насилия, принуждения

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно

признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин

"механизм" лишь под­черкивает целостность аппарата, его направленность на

ре­зультативную деятельность.

Единый и целостный механизм государства дифферен­цируется (расчленяется) на

составные части — органы, под­системы. Между ними существует своя иерархия:

различ­ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном

механизме, находятся в сложных отноше­ниях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех

условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения. Это,

разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного

механизма занимается только управлением, а другая — только при­нуждением. В

реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы

не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом,

феодальном,

да и на ранних этапах развития капиталистического госу­дарства основу

механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и

иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высо­кой степенью сложности,

многообразием органов и учреж­дений, подразделяется на крупные подсистемы.

Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государ­ства:

представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в

поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них

формируется об­щественное мнение. Другая подсистема — это органы

пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция,

разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том

числе методами го­сударственного принуждения (военное подавление,

полицей­ские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют

вооруженные отряды людей — войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные уч­реждения, которые

властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в

сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

39. Государственный орган: понятие , признаки, классификация.

Первичным и важнейшим структурным элементом ме­ханизма государства является

орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства,

участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого

властными полно­мочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позво­ляет глубже познать

механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной са­мостоятельностью,

автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в

государственной маши­не свое место и прочно связан с другими ее частями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29