бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению

Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях

достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть

монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который

заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории

утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем

завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно

в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать

главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в

племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен

создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория

проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов

другими.

По мнению представителей данной теории, государство более

необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и

управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным

средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других

сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества

государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган

защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

12. Договорная теория происхождения государства.

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория,

получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке

сторонниками этой теории бы­ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс,

во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А. Н.

Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть

принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем

народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют

свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и

рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот­ребление

властью и произвол.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного

творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до

этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное

объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают

часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между

изолированными до того индивидами на объ­единение, на образование

государства, превращая неорганизован­ное множество людей в единый народ. Но

это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий

конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и

государственное образование - политическую организацию: госу­дарство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный до­говор объединения и

вторичный договор подчинения, договор наро­да с князем или иным

государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как

исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который

лег в основу появления госу­дарства, а как состояние общества, когда люди

добровольно объ­единились в его государственно-организационную форму, как

прин­цип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали

начала народовластия, народного суверените­та, поскольку первично власть

принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от

недобросовестно­го, некомпетентного правителя, у которого, таким образом,

была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль

скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь -

отныне обладает неограниченными полномо­чиями. Локк обосновывал

конституционную монархию, т. к. обще­ственный договор, по его мнению,

представлял собой определен­ный компромисс между народом и правителем,

определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Отражала эта теория и договорную практику многих фео­дальных городов,

заключавших договор с князем о его материаль­ном обеспечении в обмен на

управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая

естественное право народа на свержение власти не­годного монарха, вплоть до

революционного восстания.

13. Марксистская теория происхождения государства.

Марксистская теория происхождения государства наи­более полно изложена в

работе Ф. Энгельса "Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства",

само на­звание которой отражает связь явлений, обусловивших воз­никновение

анализируемого феномена. В целом теория от­личается четкостью и ясностью

исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой

боль­шое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический

подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,

расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм

выражает в формуле "Государство есть продукт и про­явление непримиримых

классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государ­ства нет оснований. Но так

же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как

уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формирова­лось до

возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и

другие, более глубинные и общие факторы.

14. Понятие и признаки государства.

Государство — это организация политической власти, необходимая для

выполнения как сугубо клас­совых задач, так и общих дел, вытекающих из природы

всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему

общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве

единственного официального представителя всего общества, всего населения,

объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее

государству верховенство на своей территории и независимость в международных

отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической

силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные

для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные

акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных

органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и

граждан. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом,

разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой

систему государственных органов и соответствующих материальных средств

(вещественных при­датков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности

государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их

полномочий, что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования

и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать

право­вые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма,

этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает

наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение

которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том

только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая

располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура,

милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности

и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами

безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную

целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со

всеми рассмотренными выше и обобщаю­щий некоторые из них, — это тесная

органическая связь государ­ства с правом, представляющим собой экономически и

духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества,

государственный регулятор общественных отноше­ний. В современных условиях

Российскому государству принадле­жит первостепенная роль в утверждении

демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и

сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к

цивилизо­ванному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно

свя­зано с осуществлением задач укрепления государства, обеспе­чения

действенности всех институтов государственной власти в России, наведения

правопорядка в самой власти и в стране.

15. Основные подходы к пониманию государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое

государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государ­ство,

как не общий правопорядок?" Н. М. Коркунов утверждал, что "государство есть

общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком

посредством предоставления исключительного права принуждения только органам

государства'". Словом, многие ученые характеризовали государство как

организа­цию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное

назначение. Но это только один из признаков дан­ного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства

как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и

власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре эле­мента

государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную

территорию; 3) суверенную власть; 4) пра­вительство.

Одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обще­ством,

третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (пра­вительством).

"Государство не совокупность людей определенного рода, — утверждал Ф. Ф.

Кокош-кин, — а отношения между ними, форма общежития, изве­стная психическая

связь между ними"'''. Однако "форма об­щежития", форма организации общества —

тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дифиниции анализируемого слож­ного и изменяющегося явления

породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в

част­ности, писал: "Ведь государство нельзя социологически оп­ределить, исходя

из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых

политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны,

нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время

полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют

"политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые

исторически предшествовали современному государству"4.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они

считали, что эта "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему

классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все граж­данское общество

данной эпохи находит свое сосредоточе­ние'". Много лет спустя Ф. Энгельс

сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение,

соглас­но которому "государство есть не что иное, как машина для подавления

одного класса другим"2. В. И. Ленин внес в приведенное определение

некоторые изменения. Он писал:

"Государство — это есть машина для поддержания господ­ства одного класса над

другим"''.

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной

пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых

возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство

грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определе­ния походят к

тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их

насильственную сторону, ука­занные определения мешают увидеть в государстве

ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обыч­но определяется как

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая

специальный ап­парат, способная делать свои веления обязательными для всей

страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее су­щественные черты и признаки

государства и в целом при­емлема, но в ней слабо отражена связь государства и

обще­ства. Поэтому мы считаем, что более точной будет следую­щая формулировка:

государство — это политическая орга­низация общества, обеспечивающая его

единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного ме­ханизма

управление делами общества, суверенную публич­ную власть, придающая праву

общеобязательное значе­ние, гарантирующая права, свободы граждан, законность и

правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие го­сударства, но больше

подходит к современному государ­ству. В нем подчеркивается, что государство

есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет

жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и

целостность, управляет важ­нейшими общественными делами. В то же время

государ­ство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантиро­вать права и

свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

16. Государственная власть: понятие и суверенные свойства.

Будучи разновидностью социальной власти, государ­ственная власть обладает

всеми признаками последней. Вме­сте с тем она имеет немало качественных

особенностей, важ­нейшая особенность государственной власти заключена в ее

политической и классовой природе. В научной и учебной ли­тературе термины

"государственная власть" и "политичес­кая власть" обычно отождествляются.

Такое отождествле­ние, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае

го­сударственная власть всегда является политической и со­держит элемент

классовости.

всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное

отношение к органам власти и ли­цам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не

безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество

вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников

разного рода проектов свер­тывания государственного управления, вначале

умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе под­линно народная власть —

великая созидательная сила, об­ладающая реальной возможностью управлять

действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия,

согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой

властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект

обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо

разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом

выс­тупает экономически господствующий класс, подвластны­ми — отдельные лица,

социальные, национальные общнос­ти, классы. В демократическом обществе

возникает тенден­ция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их

частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый

гражданин является не только подвлас­тным; как член демократического общества

он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29