бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

(поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и

неправомерные (все виды право­нарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые со­стояния

(нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и

т.д.). По характеру последствий различа­ют правообразующие,

правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз

порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза —

пре­кращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе — видоизменяет

данное правоотношение).

К числу правомерных действий, вызывающих соответствую­щие правоотношения,

относятся многочисленные акты-доку­менты различных государственных

органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие

постановле­ния, распоряжения и приказы, гражданские сделки, договоры,

завещания, соглашения и т.д.). В литературе указывается на юри­дические

факты-поступки длящегося характера, например со­здание художественного

произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского

правоотношения.

Особую роль в динамике правоотношений играют так назы­ваемые юридические

составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения

определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий

(совокупность фактов).

Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение, необходимо: а)

достижение лицом соответствующего возраста;

б) наличие трудового стажа; в) представление положенных доку­ментов; г)

принятие компетентным органом решения о назначе­нии пенсии. Для

правоотношения типа «студент — вуз» требуют­ся следующие условия: а) аттестат

об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов; в) проходной балл по конкур­су; г) приказ

ректора о зачислении на первый курс соответствую­щего учебного заведения.

В целом юридические факты играют весьма важную и актив­ную роль в общей

правовой системе, являясь своего рода ее «нервными окончаниями»

(рецепторами), сцепляющими нормы права с реальными общественными отношениями.

С помощью хорошо продуманной шкалы (набора) юридических фактов, т.е. путем

придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно

существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов,

направлять их в нуж­ное русло.

81. Реализация права: понятие и формы.

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется.

Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное

назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со­держание

права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и

гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в

деятельности людей и их организаций.

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем

участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и

государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных,

правоприменительных. Реализация права как процесс воп­лощения права в жизнь

включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-

вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные

отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права

многообраз­ны, их содержание определяется особенностями правовой системы той

или иной страны.

Частью механизма реализации права выступают меха­низмы защиты субъективного

права, т.е. механизмы юриди­ческой ответственности. В процессе защиты право

восста­навливается, и вновь появляется возможность его реализа­ции.

Юридическая ответственность в известной мере обес­печивает охрану

субъективных прав от незаконных посяга­тельств и тем самым создает

необходимые условия для их реализации.

Непосредственная реализация, т.е. осуществление пра­ва в фактическом

поведении, происходит в трех формах.

Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и

охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от

запрещенных дей­ствий, т.е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального

конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в

Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к

назначению на долж­ность судьи без согласия соответствующей квалификацион­ной

коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета

требуется пассивное поведение: воз­держание от представления к "назначению на

должность су­дьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии

судей.

Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм,

предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное

поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по

трудовому договору и т.п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ

"кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему

документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие

значе­ние для осуществления требования".

Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются

управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные

права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадле­жат права

владения, пользования и распоряжения своим иму­ществом". Субъективное право

предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя

пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек­тивное

право может быть осуществлено путем собственных фактических действий

управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению),

посредством совер­шения юридических действий (передача вещи в залог,

даре­ние, продажа и т.д.), через предъявление требования к обя­занному лицу

(требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в

компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если

дол­жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о

взыскании долга в принудительном по­рядке.

82. Применение права как особая форма реализации права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства,

его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по

взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых

исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают

установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях

возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано

участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми

осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер,

реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента

постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии

отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или

государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения

соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.

В том же порядке, т.е. путем принятия индивидуальных властных решений,

граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в

собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами

внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и

под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого

элемента властные решения, т.е. акты приме­нения права (например, указ

Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если

стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях,

они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный

орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают

арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической

ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения

принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная де­ятельность компетентных

органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому

делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями

государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных

прав, обязанностей, ответ­ственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

83. Стадии правоприменительного процесса.

Применение норм права — сложный процесс, включа­ющий несколько стадий. Первая

стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая —

выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие

решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две

стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На

третьей стадии принимается властное решение — акт при­менения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается

применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо,

совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные

последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства:

при возникновении граж­данско-правового спора — обстоятельства заключения

сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные

претензии сторон и т.д. Фактические об­стоятельства, как правило, относятся к

прошлому, и поэто­му правоприменитель не может наблюдать их непосредствен­но.

Они подтверждаются доказательствами — материальны­ми и нематериальными следами

прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях

экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы

составляют основное содержание материа­лов юридического дела и отражают

юридически значимую фактическую ситуацию.

2. Сущность юридической оценки фактических обстоя­тельств, т.е. их

юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту

норму, которая по замыс­лу законодателя должна регулировать рассматриваемую

фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем срав­нения фактических

обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой

применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для

правильной юридической квалификации фак­тов, установленных на первой стадии,

следует выбрать (най­ти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга

подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые

предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошиб­ка в этой ситуации —

когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В юридической

практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению

юридической квалификации.

3. Содержание решения по юридическому делу опреде­ляется главным образом

его фактическими обстоятельства­ми. Вместе с тем при вынесении решения

правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) при­меняемой

нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключаю­щаяся в оценке

собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации

и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и

обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой доку­мент — акт применения

права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по

разрешению юриди­ческого дела, официально фиксируются юридические по­следствия

для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового

регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на

их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены

воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется

именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения

могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает

их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

84. Толкование: понятие, виды, способы.

Реализация права, т.е. претворение правовых предпи­саний в жизнь, в поведение

людей, невозможно без уясне­ния содержания юридических норм, выяснения воли

зако­нодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической

науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права — это интеллектуально-волевая де­ятельность по установлению

подлинного содержания пра­вовых актов в целях их реализации и

совершенствования.

Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а

деятельность (интеллектуально-во­левая, организационная), процесс,

протекающий во време­ни. Он включает в себя два самостоятельных компонента:

уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя".

Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать тол­кование права как

специфическую деятельность, как осо­бое социальное явление, как своеобразный

фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое

условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство пости­жения значения знаков,

передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их

внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В отличие от иных видов толкования толкование права —особая деятельность, чья

специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с

интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т.е.

объектом его является право — специфи­ческая реальность, обладающая особыми

признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в

праве, имея целью реализацию правовых предписа­ний, выступает и необходимым

условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях

эта деятельность осуществляется компетентными государствен­ными органами; в-

четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное

значение, закрепля­ются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность государственных органов, общественных орга­низаций и отдельных лиц

по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости

от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают:

офи­циальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами —

государственными органами, должностными лицами, общественными организациями,

оно закрепляется в специаль­ном акте и имеет обязательное значение для других

субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые

последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание

правовых норм и их единообразное при­менение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального

статуса, не обладающими по долгу службы полно­мочиями толковать правовые нормы.

Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения,

ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме

рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного

значения и лишен властной юридической силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29