бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

В наше время, когда закономерно усиливаются инте­грационные процессы, возрастает

роль метода сравнитель­ного государствоведения и правоведения, который

имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран.

С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном

изучении и сопоставле­нии большого числа сходных объектов. Например,

достоин­ства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны

трудно установить без сравнения их с анало­гичными институтами других стран.

Значение данного мето­да возрастает, когда возникает необходимость в

политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное

государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным

заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши

специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования.

Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми

явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свой­ства и признаки

одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного

аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального

де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический

метод исследования государ­ственно-правовых проблем. С его помощью можно

выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной

власти, правового регулирования, состояние законности .и правопорядка в стране.

Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых

воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют

массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода исполь­зуются такие приемы, как

наблюдение, анкетирование, ин­тервьюирование, эксперимент и др.

7. Общая характеристика первобытного общества.

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,

опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной

собственности и государства".

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е.

организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в

стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного

общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в

единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный

труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Востор­женную

характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: "И что за

чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без

солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префек­тов

или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным

порядком'". Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным

институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов:

источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была

направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти)

являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали,

поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не

отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее

ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных

управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов

общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и

сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь

избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения

определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя

общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была

впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение

существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за

совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь,

изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно

простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому

никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на

за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик,

ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями —

исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в

результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и

поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение

обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее

важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями.

Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием,

обставлялась таинственными обря­дами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм",

были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами

первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное

разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и

ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как

норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой

присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них

права и обя­занности как- бы сливались воедино. Правда, особое место занимало

такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой

заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в

упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными

род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало

необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных

благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища

зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного

существования людей.

8. Закономерности возникновения государства

Современная материалистическая наука связывает про­цесс возникновения

государства и права (особенно в евро­пейских странах) главным образом с

развитием производ­ства, с переходом от присваивающей к производящей

эко­номике.

В результате эволюционного развития человек для удов­летворения своих

потребностей постепенно перешел от при­своения готовых животных и

растительных форм к подлин­но трудовой деятельности, направленной на

преобразова­ние природы и производство орудий труда, пищи и др. Имен­но

переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям

общественного труда — отделе­нию скотоводства от земледелия, отделению

ремесла и обо­соблению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли

(купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные

многочисленные последствия. В изменив­шихся условиях возросла роль мужского

труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В

связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство

уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным

было, пожа­луй, то, что родовая община постепенно начинает дробить­ся на

патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы

которых уже не полностью со­впадают с интересами рода. С возникновением семьи

нача­лось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при

разделении труда специализации, повы­шения его производительности.

Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил

появ­ление экономической возможности для товарообмена и присвоения

результатов чужого труда, возникновения час­тной собственности, социального

расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства

и права.

И все же причины зарождения государства и права ко­ренятся не только в

материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В

частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало

выжи­ванию и укреплению рода человеческого, но и оказало мно­гоплановое

воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних

отношений, культуру.

Родовая организация общества трансформировалась в го­сударство эволюционно,

сохраняя историческую преемствен­ность, проходя переходные стадии. Одной из

таких пере­ходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана,

"военная демократия", где органы родового об­щественного самоуправления еще

сохраняются, но посте­пенно набирают силу новые предгосударственные

структу­ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки

военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая

организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие

противоре­чия, все более разрушающие вековые порядки.

9. Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и

западные.

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел

разными путями. Ныне до­минирует мнение, что одним из основных является

восточ­ный путь возникновения государства, "азиатский способ производства"

(вначале — Древний Восток, затем — Афри­ка, Америка, Океания). Здесь очень

устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и

структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность.

Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией

родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную

группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов

остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возник­новения государственности

отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная

знать, ис­полнявшая общественные должности, плавно трансформи­ровалась в

государственные органы (государственно-чинов­ничий аппарат), а общественная

(коллективная) собствен­ность тоже постепенно превращалась в государственную.

Частная собственность тут не имела существенного значе­ния.

На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали

географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных

общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и

др.), предопределивших возникновение самостоя­тельной и сильной публичной

власти.

Восточные государства заметно отличались друг от дру­га, хотя имели много

общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным

чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная

собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой

дифференциации. Государ­ство одновременно и эксплуатировало сельских

общинни­ков, и управляло ими, т.е. само государство выступало орга­низатором

производства.

По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на

территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое

расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной

собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом"

виде этот процесс прохо­дил в Афинах. В Риме на возникновение классов и

государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух груп­пировок

свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев. В результате

побед последних в нем ут­вердились демократические порядки: равноправие всех

сво­бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и

воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились

внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной

Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают,

что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож­далось

феодальное государство (это относится прежде все­го к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь

наступает пред­шествующий феодализму длительный период, в ходе кото­рого

знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую

очередь во владении землей, но кре­стьяне сохраняют как свободу, так и

собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а

госу­дарство — профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения

труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и

других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются

его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни

изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая

организационная форма общества – государство.

10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации

первобытного общества.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые

свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации

публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основыва­лась на кровном

родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство — на

территориальной общности своих граж­дан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно

государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов

государства, их задачи и функ­ции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по

себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее

принадлежность граждан определенно­му государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не

совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Ее специфика в

следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего

общества и в ее формировании принимало учас­тие все взрослое население, то

политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы

определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом

государственных служащих, которые отделены от об­щества и, будучи не заняты

непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют

управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляет­ся с помощью

специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия,

милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата государствен­ных служащих,

представляющего политическую власть, необхо­димы налоги, сборы, различные

обложения.

11. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой

плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития

общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими

приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими

причинами.

Рассмотрим следующие теории:

1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение

получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет

официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления

божественной воли, практическим воплоще­нием власти бога на земле. По мнению

богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти

религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29