бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

(например, выплатить гражданину определенную компенсацию за задержанный

по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с лечением лица

вследствие производственной травмы и т.п.). Сегодня реализация этого

принципа чрезвычайно затруднена, для многих она кажется необычной мечтой.

И все же в последнее время стали намечаться прогрессивные

тенденции.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй

половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший

арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом

Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая

направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как

самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от

властей законодательной и исполнительной.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы

политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность

этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом,

взаимную ответственность государства и личности.

Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и

инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в

значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от

того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее

время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными

лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания

реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение

высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого,

внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в

сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных

средств ее реализации.

В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с

Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и

местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии

законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и

территориальным спорам.

Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным,

главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в

многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах.

Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и

многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого

авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих

закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и

характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы

подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и

не искажали сути и содержания самих законов.

Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться

государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на

экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания

социальных условий для формирования правового государства. Опасные призывы к

возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с

новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз

следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования

правового государства воздействие на экономику должно сводится только к

налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению

неприкосновенности частной собственности

В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить

сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной

целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы

суверенитета, способа организации и деятельности (федеральных органов

государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав

и свобод национальных сообществ). Однако сегодня в России в сфере

межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы

национализма и сепаратизма, стремление безответственных

националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из

состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их

разрушительных последствий. Примером может служить Чечня, где

националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости",

"самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не

правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов,

которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация

немыслима в правовом государстве.

Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие государства

на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий

между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных

согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить

комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их

фактическое равенство.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в

развитии государства и права - становление в новых "независимых

государствах" государственных и правовых систем, соответствующих

требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более

осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и

социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко

высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система

за долгие десятилетия своего господства.

98. Гражданское общество как предпосылка правового государства.

Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс

становления гражданского обще­ства сложен и противоречив.

Современное понимание гражданского общества пред­полагает наличие у него

комплекса существенных призна­ков.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В

экономическом плане это означает, что каж­дый индивид является собственником.

Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его

нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении

профессии и вида труда, рас­положении результатами своего труда.

Политический аспект сво­боды индивида как гражданина заключается в его

независи­мости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом

политической партии или объединения, выступаю­щих с критикой существующей

государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах

органов государственной власти и местного самоуправления.

Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем

обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т.д.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система.

Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных

качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, ус­тойчивость и

воспроизводимость. Наличие многообразных об­щественных форм и институтов

(профсоюзы, партии, объе­динения предпринимателей, общества потребителей, клубы

и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообраз­ные потребности и

интересы индивидов, раскрыть всю ори­гинальность человеческого существа.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и са­моуправляемая система.

Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой

разнообраз­ные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем

самым обеспечивают гармоническое, целе­направленное развитие общества без

вмешательства госу­дарства как политической властной силы.

Гражданское общество - правовое демократическое об­щество, где связующим

фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных

прав человека и гражданина. Гражданское общество — это свободное

демокра­тическое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека,

создающего атмосферу уважения к право­вым традициям и законам,

общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и

предприниматель­ской деятельности, создающее возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее

механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

99. Правовой статус личности: понятие и структура.

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не

рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, уни­версальный характер. Она

как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина;

лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и

реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правово­го статуса личности, не

могут быть реализованы без других его компонентов: без коррекспондирующих

правам юриди­ческих обязанностей, без юридической ответственности в

необходимых случаях, без правовых гарантий, без право­способности и

дееспособности как определяющих черт воле­вого и осознанного поведения

человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы,

обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить

сравнение ста­тусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его

фактическое состояние во вза­имоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере

действия и структуре право­вых систем. Различают общий (международный),

конститу­ционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и

индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо

внутригосударственных права, сво­боды, обязанности и гарантии, выработанные

международ­ным сообществом и закрепленные в международно-право­вых документах.

Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным

правом. Напри­мер, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения

правил, установленных нормами международ­ного права и международными

договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая

согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рас­сматривать как

письменные запросы государств по вопро­сам нарушения прав человека, так и

индивидуальные и кол­лективные обращения любых лиц, исчерпавших все дос­тупные

внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объе­диняет главные права,

свободы, обязанности и их гаран­тии, закрепленные в основном законе страны. Его

харак­терным признаком является стабильность, которая обуслов­лена

особенностями самой человеческой жизни и предпола­гает установление в обществе

нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих

сохранение генофонда страны, темпы производства матери­альных и духовных

ценностей, свободное развитие личнос­ти. Как любая основа, на которой

образуются новые качества, конституционный статус должен обладать

устойчивос­тью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные

общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве.

Стабильность конституционного статуса личности зави­сит от того, насколько

полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой

порядок при­нятия, отмены соответствующих норм и внесения в них из­менений

закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 со­держит некоторые гарантии

стабильности статуса, опреде­ляя достаточно сложный порядок пересмотра статей

гл. 2 Конституции, содержащих нормы о правах и свободах че­ловека и

гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов,

опосредованных отдельной или комп­лексной отраслью правовой системы —

гражданским, тру­довым, административным правом и др.

Робовой (специальный) статус личности отражает спе­цифику правового

положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то

дополнительные субъектив­ные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров,

инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности по­ложения конкретного

человека в зависимости от его возра­ста, пола, профессии, участия в управлении

государствен­ными делами и т.п.

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс

связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В

структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы,

устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и

обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая

ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного)

типа.

100. Система прав и свобод человека и гражданина.

Возникновение понятия "'права человека", т.е. осозна­ние этой проблемы как

научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей

естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители

(Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рожде­ния и имеют

одинаковые, обусловленные природой права, Аристотель одним из

основополагающих считал право на ча­стную собственность, которое отражает

природу самого че­ловека и основано на его любви к самому себе. В период

феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную

оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах

Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные

признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в

законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым.

Если государство игнорирует естественные права человека или, более того,

ущемляет, уничтожает их, пре­пятствует их осуществлению или создает условия

для реа­лизации прав только для определенной группы лиц, сосло­вия, класса,

то оно характеризуется как антидемократи­ческое (авторитарное, тоталитарное и

т.п.).

Права человека — это естественные возможности ин­дивида, обеспечивающие его

жизнь, человеческое досто­инство и свободу деятельности во всех сферах

обществен­ной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "сво­бода": свобода совести,

свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и

содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и

законо­дательстве используются также категории "права гражда­нина", "права

личности".

Права человека имеют естественную природу и неотъем­лемы от индивида, они

внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в

законодатель­ных актах государства, являются объектом международно-правового

регулирования и защиты. Они характеризуют че­ловека как представителя рода

человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь

основ­ными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального

существования. В случае закрепления прав че­ловека в законодательных актах

конкретного государства они становятся и правами гражданина данного

государства.

Права гражданина есть совокупность естественных пра­вомочий, получивших

отражение в нормативно-правовых го­сударственных актах, и приобретенных

правомочий, выра­ботанных в ходе развития общества и государства. Права

гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах

и также обязательно государ­ством декларируется и обеспечивается их защита. Они

квалифицируют человека как члена государственно-организо­ванного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадле­жащие конкретному

индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от

социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека,

условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают че­ловека,

гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права

личности характеризуют ин­дивидуальные особенности человека, степень его

социаль­ной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и

законодательстве развитых государств кате­гории "права человека", "права

гражданина", "права лично­сти" употребляются обычно в одном и том же

значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего

логическими и стилистическими правилами или необходи­мостью выделения того

или иного аспекта проблемы прав человека.

Основные права и свободы человека и гражданина зак­репляются в международно-

правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых

критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности об­щества, в

которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В

соответствии с данным критерием различают гражданские (личные),

экономические, полити­ческие, социальные, культурные, экологические и

инфор­мационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой сово­купность правомочий,

отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и

оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.

К ним относят право на жизнь, достоинство личности, пра­во на свободу и

личную неприкосновенность, право на не­прикосновенность частной жизни, личную

и семейную тай­ну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на

тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных

сообщений, право на свободное передви­жение, выбора места пребывания и

жительства и др.

Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты

естественных прав человека и обес­печивающие одновременно хозяйственную

автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право

частной собственности, право на владение, пользова­ние и распоряжение своим

имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в

коопера­тивной, акционерной, муниципальной, государственной соб­ственности,

право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими

способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении

государством и обществом. Сюда от­носятся право человека на гражданство, право

определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение,

включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов,

право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в

управлении делами государства как непосредственно, так и через своих

представителей, право избирать и быть избран­ным, право обращения в

государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального раз­вития конкретного

государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и

социальную защи­щенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют

право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану

здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные от­ношения, обусловливают

независимость и самобытность фор­мирования духовного мира личности. В данную

группу вхо­дят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка

общения, свободу совести и вероисповедения, право на образование, свободу

литературного, художествен­ного, научного, технического и других видов

творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормаль­ные условия проживания

человека на Земле и на конкрет­ной территории. Это право на благоприятную

окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возме­щение ущерба,

причиненного здоровью человека или иму­ществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху раз­вития личности и

общества. От их закрепления и соблюде­ния зависит реализация вообще правового

статуса личнос­ти. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать,

получать, передавать, производить и распространять инфор­мацию любым законным

способом, свобода массовой инфор­мации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29