бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и

Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:

в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная

и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассо­циированного

государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество,

уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс

совре­менной европейской интеграции может привести от содру­жества к

конфедеративному государственному устройству, а от него — и к федеративному

всеевропейскому государ­ству.

Содружество - весьма редкое, чем конфедерация, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности.. Объединяющие их признаки могут

касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, единая денежная

единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-третьих, языка

(например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры, в-пятых – религии.

Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых

государств. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор,

устав, декларация, иные юридические акты..

В этой связи следует отметить, что содружество как объеди­нение государств

может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в

федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов,

целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной

дезинтеграции специфического союза государств.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество

государств. В основе сообщества, как правило, лежит "межгосударственный

договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в

сто­рону конфедеративного объединения (например, Европейские со­общества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены — госу­дарства, принимающие

те или иные правила, действующиё в сооб­ществе. Порядок вступления в

сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из от­числений членов-

государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический

потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для

достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры,

(вплоть до их от­мены) и.т. д.

Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосу­дарственные

объединения - конфедеративные, содружественные формы - понимать догматически.

В реальной жизни эти формы мо­гут иметь самый широкий спектр, давать,

например, такие сочета­ния, как конфедеративно-федеративные, когда в одних

областях между государствами осуществляются федеративные, а в других -

конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитар­но-федеративных

государственных образований (например, Россия).

29. Форма государственного устройства современной России.

Территориальная организация государственной власти в России — одна из

острейших проблем государственного строительства. Она заключается в

нахождении и поддержа­нии оптимального соотношения между деятельностью

феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства

государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной

власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и

унитаризму. Ре­зультатом же безграничной самостоятельности регионов мо­гут

стать сепаратизм, ослабление и разрушение государ­ственности. Отсюда задача

науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой

естествен­ное стремление регионов к самостоятельности не будет со­здавать

угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при

подготовке и принятии Федератив­ного договора и Конституции Российской

Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная фе­дерация, построенная на

договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизмом регулирования и

самонаст­ройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между

органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации (например, с Республикой

Татарстан) о раз­граничении предметов ведения и полномочий. Немало

осо­бенностей и проблем порождает противоречивость двух из­начально

заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-

территориального (республики, автономная область, автономные округа) и

административ­но-территориального (края, области, города федерального

значения). Да и по количеству субъектов Российская Феде­рация занимает первое

место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому

качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов

уравновешиваются -заложенными в Консти­туции базовыми принципами, которые

гарантируют: незыб­лемость территориальной целостности государства;

равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным

органам государственной власти; единство основ государственного строя

(соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как

народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные

права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации,

перемещения товаров и де­нег по всей территории государства; верховенство

федераль­ного законодательства; недопустимость действий, направ­ленных на

одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.

Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти

ее субъек­тов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) пред­меты

ведения субъектов Федерации; 3) предметы совмест­ного ведения Федерации и ее

субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального

согласия. В этих целях разра­батывается концепция государственной политики

России по предотвращению и урегулированию межнациональных кон­фликтов, в

основу которой будет положен принцип приори­тетности мирных политических

средств разрешения возни­кающих противоречий.

30. Политический режим: понятие и классификация.

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого

в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,

изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что

политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием.

Политический режим — это методы осуществления по­литической власти, итоговое

политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате

взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования

всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или

антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в

государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения,

согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое

принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на

первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим

реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной

степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением, раскладом

политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических

сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого

согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут

то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа,

власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами.

Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и

защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда

власть переходит в ;)уки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими,

насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем

не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

31. Тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это

фашистские государства, социалистические госу­дарства периодов «культа

личности». Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и

всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной

идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением,

политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в

большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую пар­тию, а все другие, даже

ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить.

Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки

рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды

государственного управления: происхо­дит сращивание партийного и

государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением

одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого

не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые

указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется

демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место

выдающиеся достижения правящей пар­тии. Монополия на информацию делает это

осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характе­ризуется крайним

централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху,

при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго

наказывантся. Местые органы власти и управления становятся простыми

передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к

населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не

становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное

условие для укреп­ления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни

общества. Государство стремится «слить» общество с собой, полностью его

огосударствить. В эконо­мической жизни происходит процесс огосударствления

тех или форм собственности.

Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может

быть основан на праве, моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к

режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее

эффективным способом.

Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не

контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют представительные

органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент

штампует решения, выработанные «правящей» элитой во главе с вождем или группой

лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не

ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде

выделяется еще наиболее узкий круг людей, неболь­шая группа должностных лиц,

осуществляющих политиче­ское руководство. Внутри правящей клики выделяется

лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен

принимать решения. Советы, рекоменда­ции, учет мнений, обсуждение того или

иного вопроса со своей ко­мандой становятся для него необходимыми. Лидером

является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя обще­ственное

мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно

ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для

проведения реформ, укрепления госу­дарства, его целостности, единства,

противопоставления сепара­тизму, экономическому развалу. В авторитарном

государстве управление осуществляется как правило централизованно.

32. Демократия.

Собственно демократический режим («democratia» - наро­довластие) – это

–одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа

равенства и свободы всех лю­дей, участии народа в управлении государством.

Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое

государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. Формальным

равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них

социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих

прав и свобод. В результате - широкие права, и свободы становятся реальными, а

не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как

правило, избираются, но меня­ются критерии избрания. Критерием избрания того

или иного чело­века в представительный орган являются его политические

взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак

государства, в котором существует демократический поли­тический режим. В

основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,

гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на

всех уровнях общественной жизни. При демо­кратии существует институциональный

и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые

объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют

людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы

способствуют развитию государственности и свободы личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации,

митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни.

Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с

исполнительной "властью на местах" создается параллельная система прямого

представительства . Общественные органы участвуют в разработке решений,

советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной

властью. Таким образом, участие народа в управ­лении делами общества

становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-

профессионалов и прямое уча­стие в решении общественных дел (самоуправление,

саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое

общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но

с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как

путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии

решений.

На новый уровень поднимается система разграничения пол­номочий между

центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на

себя только те вопросы, от реше­ния которых зависит существование общества в

целом, его жизне­способность: экология, разделение груда в мировом

сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются

децентрализованно.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале,

поскольку демократическое общество характе­ризуется достаточно высоким

уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и

непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом

применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29