бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

другие объекты — норматив­ные и правоприменительные акты, различные

документы, отноше­ния людей и пр. Их законность или незаконность во многих

случаях имеет особо важное значение. В частности, именно незаконность

некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Консти­туции законы,

установившие внесудебный или чрезвычайный поря­док рассмотрения некоторых

категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых

необоснованных репрес­сий в СССР периода 30-х — начала 50-х гг. Содержание

законности в значительной степени зависит от состава ее субъектов.

Боль­шинство ученых связывают само понятие законности с деятель­ностью всех

участников общественных отношений, т.е. государ­ства, его органов,

общественных и иных организаций, должност­ных лиц и граждан. Однако

существует мнение, которое значи­тельно сужает этот состав, исключая из него

граждан, а в неко­торых случаях и общественные организации. Но исключение

кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности

исполнения ими правовых предписаний. Проис­ходит сужение сферы законности, и

она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно

более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъек­тов.

Такое сужение круга субъектов законности в условиях админи­стративно-

командной системы способствовало появлению «мер­твых зон», не подвластных

закону. И хотя при этом провозглаша­лись идеи «всеобщности законности»,

фактически вне сферы ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и

государ­ственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В

период культа личности Сталина это привело, в частности, к массовому

произволу и беззаконию, а во время застоя — к развитию коррупции,

формированию системы кланов, десяти­летиями безнаказанно осуществлявших

преступную деятель­ность. Подобные явления имеют место и в настоящее время.

Таким образом, сужение круга субъектов законности раз­рушает идею ее

всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед

законом, что на деле приво­дит к размыванию режима законности. Нормативная

сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм,

соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство авторов

связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако

есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм,

сфор­мулированных в законах. Принятие этой позиции означало бы исключение из

сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что

в конечном счете неизбеж­но приведет к ослаблению режима законности в стране.

Высказывалось и мнение о том, что в понятие законности входят сами нормы

права, само законодательство. Законность действительно теснейшим образом

связана с правом, с законо­дательством, не может без них существовать: люди

соблюдают, исполняют не абстрактные лозунги, а конкретные правовые

предписания. Содержание законодательства, таким образом, определяет

содержание законности, ее нормативную сторону. Однако сами правовые нормы

являются предпосылкой, а не элементом законности. В противном случае

возникает иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за

счет совершенствования законодательства. Необходимо и суще­ствование

самостоятельного научного понятия, отличного от за­конодательства, которое в

то же время отражало бы механизм перехода от правовой возможности к правовой

действительнос­ти.

Выделение сторон содержания законности позволяет по-ново­му взглянуть на ее

историческое развитие. Различия в содержа­нии законности и правопорядка в

разных исторических условиях определяются прежде всего нормативной и

субъектной сторо­нами этого содержания: во-первых, степенью регламентации

отдельных сторон социальной жизни, конкретным содержанием законодательства,

отражением в нем интересов различных клас­сов и социальных групп и т.п., а

во-вторых, составом субъектов, обязанных соблюдать правовые нормы и имеющих

право требо­вать такого соблюдения от других, т.е. кругом управомоченных и

обязанных субъектов законности.

В любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, входят все

представители порабощенных классов и, как правило, значительная часть

господствующего класса, причем соответствующее требование последовательно

поддерживается принудительной силой государства. Тем самым подавляющее

большинство населения в условиях всех общественно-экономи­ческих формаций и

всех политических режимов вынуждено дей­ствовать в соответствии с

существующим законодательством. Вместе с тем в конкретных исторических

условиях, при различ­ных политических режимах какая-то часть господствующего

класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от

других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут

не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Здесь

возможны различные варианты, которые зависят от политического режи­ма, формы

правления, уровня культуры населения, особенно политической и правовой,

состояния правового регулирования и пр. Но это не влияет на конечные выводы о

том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и

что их конкретное содержание социально обусловлено и про­является в

нормативной, предметной и субъектной сторонах законности. Все это объективно

обусловливает то обстоятельст­во, что формальные законность и правопорядок в

определенных условиях могут превратиться в свою противоположность, став

«возведенным в закон беззаконием».

Так, многие негативные явления в нашем обществе были не только результатом

нарушения законов.

Существовало немало нормативных актов, которые не соот­ветствовали интересам

общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое нарушение», т.е.

приводило к отрица­тельным последствиям для народа, для интересов социального

развития. Поэтому совершенствование законодательства пред­полагает создание

надежных механизмов выявления и отраже­ния в законах воли народа, интересов

прогрессивного развития общества.

96. Правовое государство в истории политико-правовой мысли.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность

на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития

человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски

более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители

античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались

выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та

политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для

граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по

мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там,

где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)

форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-

правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на

становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом

государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в

обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы

к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.

Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли

на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял

принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он

видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении

безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое

управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже

нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского,

Г. Ф. Шершеневича.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных

факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями

революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею

правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной

классовой концепции государства.

97. Правовое государство: понятие и признаки. Современная концепция правового

государства.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в

себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя

верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое

государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на

началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и

исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках

и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его

граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение

угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства

(его основных признаков), следует назвать:

господство права;

верховенство закона;

конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные

государственные формы осуществления единой власти народа.

гарантированность прав и свобод человека;

взаимная ответственность государства и личности.

1. Господство права

Как уже отмечалось, основными признаками правового государства являются:

господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность

прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и

государства.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что

главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной

сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими

юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение

требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и

полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во

времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые

принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой

общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее

законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может

противоречить Конституции.

3. Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных

органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и

взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством

особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале

он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не

могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение

со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних

руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет

использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам

народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право.

Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за

пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах

общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в

известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не

только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении

международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового

равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях

экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России

отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права

и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,

делается акцент на ответственности государственных органов и должностных

лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую

очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы

других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед

своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто

вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством.

Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную

плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора,

украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к

ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы

личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых

норм.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю

ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую

ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с

другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения

или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или

злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает

возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего

нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую

очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или

должностных лиц, в случае не исполнения требований правовых норм,

обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29