бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его

структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к

нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте,

человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с

собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания

за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений

человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности

права лично­стью способствует превращению права из "чужого", исходя­щего от

внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее

реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий —

волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в

условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции

собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти

другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти

моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность

правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической

направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового

регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не

структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании

способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

87. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм,

правовой инфантелизм.

Антиподом правовой культуры является правовой ни­гилизм, т. е. отрицательное

отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах —

теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место

теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые,

философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть

гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция),

чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае

происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто

выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные

жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в

преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора

государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности,

тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на

уго­ловные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим

государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно

воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения,

поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые

устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в

об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный,

массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством

предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и

должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и

оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В

последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление —

правовой идеализм, или ро­мантизм, одним словом, преувеличение реальных

регуля­тивных возможностей правовой формы. Это явление сопро­вождает

человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще

Платон наивно считал, что глав­ным средством осуществления его замыслов

строительства идеального государства будут идеальные законы, принима­емые

мудрыми правителями. В эпоху Просвещения счита­лось достаточным, уничтожив

старые законы, принять но­вые, и царство разума будет достигнуто.

Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно

воз­лагают на закон слишком большие надежды в деле переус­тройства нашего

общества. Думается, что лишь достаточ­ный политический и правовой опыт может

развеять иллю­зии правового идеализма.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то пра­вовой идеализм — его

переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим

невежеством, неразвитым и де­формированным правосознанием, дефицитом

политико-право­вой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось

бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыка­ются и образуют

как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной

медали».

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в

законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные

пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с

самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода

ре­формации (ускорение социально-экономического развития, ис­коренение

пьянства, резкое повышение жизненного уровня на­рода, плавное и

безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).

Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически,

провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из

одного состояния в другое не по­лучилось, ожидания затянулись. Наступило

«социальное похме­лье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые

прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же ниги­лизм, только с

обратным знаком.

88. Правовая культура.

Категория "правовая культура" используется для харак­теристики всей правовой

надстройки, всей правовой систе­мы страны, но под определенным углом зрения.

В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе

правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития

правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей,

идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод

человека и степень его защищенности в дан­ном обществе. Понятие "правовая

культура" всегда предпо­лагает оценку "качества" правовой жизни того или

иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами,

идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным,

политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни

об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,

юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития

субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни

гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового

сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие

правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой

процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько

информировано в правовом отношении населе­ние, его социальные, возрастные,

профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к

закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и

процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых

предписаний и это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной

правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные

характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является

уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической —

деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей

юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и

правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества явля­ется уровень развития всей

системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и

закрепля­ется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки

правовой культуры общества имеет система за­конодательства.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и

состояние индивидуальных право­вых актов — документов: правоприменительных

(решения и приговоры судов, постановления следователей, акты проку­роров,

документы в административно-управленческой сфе­ре и т.д.) и

правореализационных (договоры в хозяйствен­ном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать

правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов, построе­ния правового государства и общества,

в котором обеспечи­ваются соответствующие его социально-экономическому и

духовному строю права и свободы человека.

89. Правовое поведение: понятие и виды.

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В

зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным),

складывающимся из различных выска­зываний, суждений и оценок, которые дают

представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим),

которое заключает в себе определенные действия людей.

На основании сопоставления этих действий с представления­ми о должном и

неправильном, которые зафиксированы в мо­ральных правилах, эстетических

канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается

обществом положительно, если оно не противоречит общепринятым этало­нам

поступков, а человек руководствуется ими в своей повседнев­ной жизни. В то же

время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные

правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное.

Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее

отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий

человека в сфере право­вого регулирования можно судить, исходя из оценок,

зафиксиро­ванных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица

являются поступки — правомерные или противоправные. Все

остальные действия могут быть причислены к юридически безраз­личным

(индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории

действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

Закрепленное в юридических нормах право личности на сво­боду выбора того или

иного поступка представляет собой решение по своему усмотрению вопроса "как

поступать?". Здесь вступают в силу внутренние регуляторы поведения, связанные

как с осо­знанием возможного принуждения со стороны государственных органов,

так и с нравственно-этическим миром личности, закреп­ленным в ее сознании

определенным уровнем общей культуры поведения, а также правовых традиций

общества.

Правомерное поведение можно определить как обусловленную

культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деятельность в

сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его

целей и тре­бований.

Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым

отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо

рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек

соотносит с им свои поступки и может соответственно выполнять его предписания

либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона

основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в

определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать

правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм

права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают

субъекту права возможность выбора того или иного действия (то есть

использовать правовые нормы по своему усмот­рению). Они уполномочивают

человека самому принимать реше­ния, на основании которых могут возникать

соответствующие права и обязанности.

Правомерное поведение представляет собой социально полез­ную деятельность,

направленную на удовлетворение государст­венных и правовых, общественных и

личных интересов, ценнос­тей и целей.

Правомерное поведение проявляется в общественной жизни весьма многообразно.

Действия, соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы

по многим призна­кам и критериям. Одним из таких критериев может быть

соот­ветствие конкретного поведения нравственному идеалу, представ­лению о

должном образце поведения в обществе.

Возможно выделение и иных отраслевых правомерных форм поведения, например в

сфере гражданско-правовых или административно-правовых отношений, что,

однако, не противоречит более общей, применительно к праву в целом,

типологии. Необ­ходимым ее условием должна быть мотивация правомерного

по­ведения, то есть система побудительных факторов личности, ее убеждений,

ценностных ориентации и иных внутренних характе­ристик.

По сте­пени активности процесса вовлечения личности в правовое регу­лирование

выделяют следующие виды правомерного поведения.

1. Социально-активное поведение. Социально-правовая актив­ность личности

представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения,

проявляющийся в общественно полез­ной, одобряемой государством и обществом

деятельности в пра­вовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение,

которое может стать и нередко становится существенным фактором изме­нений в

самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым

правосознанием, глубокой правовой убеж­денностью, сознательно принятой на себя

готовностью использо­вать предоставленные правом возможности, творчески

руковод­ствоваться ими в своем повседневном поведении.

2. Привычное поведение. Человек, как известно, выбирает наи­более

целесообразный и практически оправданный вариант пове­дения, он действует

избирательно. Используя метод "проб и оши­бок", быстро привыкает повторять

именно те действия, за кото­рыми следует устраивающий его результат, и не

склонен к дей­ствиям, которые не ведут к удовлетворяющим его последствиям.

Привычка возникает в результате многократного повторения дей­ствий, совершаемых

в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек

обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся

привычки вести себя так, а не иначе.

3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение

представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление,

подчинение своего поведения мне­нию и действиям окружающих (непосредственного

социального окружения, группы и т.п.). Иными словами, в сфере

социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так

поступают другие". Как социально-психологическую катего­рию конформизм

следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков

личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в

которую входит данная личность.

4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, право­сознание которых

расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в

основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (лат.

margo — край, граница), т.е. пограничное. Оно отражает состояние

индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ве­дущего к

правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.

В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы —

угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь

осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и

другие сдерживающие мотивы.

90. Правонарушение: понятие и признаки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29