бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выраже­ния норм права. Речь

идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах,

договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соот­ношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые систе­мы стран, входящих в

одну правовую семью, должны обла­дать сходством структурного построения

нормативно-пра­вового материала. Как правило, это находит выражение на

микроуровне — на уровне строения нормы права, ее эле­ментов, а также на

макроуровне — на уровне строения круп­ных блоков нормативного материала

(отраслей, суботрас­лей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних

странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности

правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например,

мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические

идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники

изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении

страны обыч­но используют тождественные или сходные по своему зна­чению

термины, что объясняется единством их происхож­дения. По этой же причине

законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых

текстов применяют одинаковые юридические конструкции, спосо­бы построения

нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1)

англосаксонскую (Англия, США, Ка­нада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2)

романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Амери­ки,

некоторые страны Африки, а также Турция); 3) рели­гиозно-правовые (страны,

исповедующие в качестве госу­дарственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4)

социа­листическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права

(экваториальная Африка и Мадагаскар).

73. Правотворчество: понятие, принципы.

Одно из важнейших направлений государственной деятель­ности —

правотворчество. В его понимании сегодня обозначи­лись два аспекта. В узком

смысле под правотворчеством подразу­мевается непосредственно сам процесс

создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный

процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практи­ческой

реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу

которых можно отнести следующие: демо­кратизм и гласность правотворчества;

профессионализм; закон­ность; научный характер; связь с правоприменительной

прак­тикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в

процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом.

Большая роль при этом отводит­ся привлечению граждан, трудовых коллективов к

правотворчес­кой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает

своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реали­зации такой

важнейшей государственной функции. Распростра­нена практика всенародного

обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати,

радио, телевиде­ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и

предло­жения анализируются правотворческим органом, после чего в

подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением

демократизма правотворчества являет­ся референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно

связан с качеством правотворчества, эффек­тивностью механизма принятия

государственных решений. К та­кого рода деятельности должны привлекаться

компетентные спе­циалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают

профессиональными знаниями и опытом в моделировании зако­нопроектов. Между тем

нередко депутаты, не являясь специалис­тами в области юриспруденции,

самостоятельно «творят» зако­ны, тогда как они должны работать уже с

законопроектами, под­готовленными высококвалифицированными юристами. Работа по

совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и

по нескольким направле­ниям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное

пла­нирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила

разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде

специального закона; в-третьих, тре­буется независимая научная экспертиза

вносимых на рассмотре­ние парламента законопроектов. Ее мог бы проводить

научно-консультационный совет по законодательству при высшем орга­не

законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч

парламентариев правилам законодатель­ной работы.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа поло­жено правило,

согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и

опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона,

и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение

регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования

нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает

строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию

правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть

«антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам

демо­кратизма и гуманизма, общепризнанным нормам международно­го права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной

практикой. Главные требования этого принципа сво­дятся к тому, что

законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном

анализе социально-экономичес­кой ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни,

целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности

по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании

объективных соци­альных потребностей и интересов общества

74. Стадии законотворческого процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса

и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие

закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое

отражение в новой российской Конс­титуции.

Законодательная инициатива — право компетентных орга­нов, общественных

организаций и лиц возбуждать перед законо­дательной инстанцией вопрос об

издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого

влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право

выража­ется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший

законодательный орган обязан принять к своему произ­водству. Такие

предложения должны иметь необходимые обос­нования.

Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федера­ции, правом

законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет

Федерации; члены Совета Феде­рации; депутаты Государственной Думы;

Правительство Россий­ской Федерации; представительные органы субъектов

Россий­ской Федерации; Конституционный Суд Российской Федера­ции; Верховный

Суд Российской Федерации; Высший Арбит­ражный Суд Российской Федерации. Все

перечисленные судеб­ные органы обладают правом законодательной инициативы

толь­ко по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобожде­нии от их уплаты, о

выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств

государства, другие законопроек­ты, предусматривающие расходы, покрываемые за

счет феде­рального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения

Правительства Российской Федерации.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Госу­дарственной Думы. На

этой стадии допускаются поправки, изме­нения, дополнения или исключения

ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от

общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение

Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него

проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение

четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федера­ции палаты могут

создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после

чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной

Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный

закон считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее двух тре­тей от общего числа депутатов Государственной

Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, под­лежат обязательному

рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 Конституции РФ относит

законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и

сбо­ров; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования;

денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской

Федерации; статуса и за­щиты Государственной границы Российской Федерации;

войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направля­ется Президенту

Российской Федерации для подписания и обна­родования. На эту процедуру ему

отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если

Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального

закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации п

установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой

редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета

Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом

РФ в течение семи дней и обнародованию.

75. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опублико­вания и вступления

в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат

Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., датой принятия конституционного

федерально­го закона считается день, когда он одобрен палатами Федераль­ного

Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день

принятия их Государственной Думой в оконча­тельной редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опублико­ванию в течение семи

дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их

принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу

одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней

после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не

уста­новлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных за­конов и актов палат

Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в

«Российской газете» или «Собра­нии законодательства Российской Федерации».

76. Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить не­сколько

вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия

нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального

опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов

исполнитель­ной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по

истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие

нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого официального

опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу

и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и

гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной

власти, а также ор­ганизаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня

их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их

принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной

администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не

определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть

указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне

действующий ГК РФ или принятый Госдумой УК РФ, который вступил в силу с 1

января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в

соответствующие ведомства и учреждения, всту­пают в действие с момента их

получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в

действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими

обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномочен­ным на то органом;

3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим

ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия

нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую

правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых

норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распростра­няет свое действие на

те общественные отношения, которые воз­никли после его принятия. Закон

обратной силы не имеет. Одна­ко из этого правила есть исключение:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписа­ния

распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответствен­ность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответствен­ность.

Исключение составляет и «переживание» старого норматив­ного акта, при котором

утративший юридическую силу норма­тивный акт по специальному указанию

правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения,

возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе

территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие норматив­ного правового акта в

пределах государственных или админи­стративных территориальных границ

деятельности правотвор­ческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в

пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды,

воздушное про­странство над ними, территории посольств, военных и иных

ко­раблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осу­ществляется на основе

приоритета общефедерального законода­тельства. Акты общефедеральных органов

действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов

фе­дерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах

административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение

правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его

юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых

сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование

ино­странного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при

рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на

разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех

государствен­ных органов, на территории которых находится оспариваемое

имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с тер­риториальными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29