бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе имеет массовый характер

и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на

разнообразие причин, субъектов и характера совершаемых противоправных все они

имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению —

правонарушению.

Всякое деяние человека квалифицируется как правонаруше­ние при условии его

общественной опасности.

Если действие (бездействие) лица не представляет опасности для общества, то

оно не может быть отнесено к числу правонару­шений. Понятие общественной

опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его

общественную оценку.

Любое правонарушение противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть

правонарушение. Необходимо, чтобы это деяние было результатом свободного

волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Свобода воли индивида весьма условна. Она зависит от мно­гих субъективных и

объективных обстоятельств. Однако при юридической оценке поведения человека

необходимо, чтобы у него имелась возможность выбора варианта поведения,

возмож­ность поступить по своему усмотрению. Если же у индивида такой свободы

выбора нет, если он не способен осознать проти­воправность своего поведения,

если вне зависимости от своих волевых устремлений и желаний он все же

объективно нарушает норму права, налицо не правонарушение, а объективно

проти­воправное деяние. В нем нет конфликта индивидуальной воли и воли,

выраженной в нормативно-правовом установлении.

Каждое правонарушение наносит ущерб общественным, госу­дарственным,

коллективным или личным интересам, приводит к вредным для общества

последствиям. Насколько многообразны отношения, подвергаемые правовому

регулированию, настолько многообразен и вред, причиняемый правонарушением.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим

и духовным, значительным и незна­чительным, восстановимым и невосстановимым.

Формы проявления вреда, стадии его развития разнообразны. Поэтому вред

общественным отношениям причиняется не толь­ко тогда, когда уничтожены какие-

либо материальные ценности, причинено физическое насилие или совершено

хищение, но и тогда, когда сформирована банда, еще не совершившая ни одного

преступления, когда изготовлен подложный документ, не ис­пользованный пока по

своему назначению. Таким образом, пра­вонарушением является не только

противоправное деяние, по­влекшее наступление конкретных вредных последствий,

но и способное привести к таковым.

Итак, правонарушение можно определить как виновное, проти­воправное действие

(бездействие) лица, причиняющее вред общест­ву, государству или отдельным

лицам.

Признаки правонарушения должны анализироваться в сово­купности, системе. Они

позволяют отграничить правонаруше­ния от нарушений иных социальных норм и

получают детализа­цию в составах конкретных правонарушений.

91. Правоприменительный акт: понятие и виды.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности

выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения

компетентных орга­нов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность

пра­вовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из

которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкрет­ному делу

официального компетентного органа, которого госу­дарство уполномочило на

реализацию права в определенных сфе­рах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление,

обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и

обеспечиваемое силой госу­дарства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, уста­новленную

законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивиду­альное

регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются

(персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц

исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регу­лирует не

вид общественных отношений, а единичное, конкрет­ное отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт

применения праваэто официальное ре­шение компетентного органа по

конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление,

выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование

общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности

от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулиру­ет определенный вид

общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока

его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер,

регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его

действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права,

являясь общей нормативной основой пра­вового регулирования. Акт применения

права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания

норматив­ного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода

общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкрет­ных жизненных

ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в

Конституции РФ (норматив­ный акт) право малоимущих граждан на получение

бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из

потенци­ального права в реальное только посредством акта применения права —

решения соответствующего органа о выделении кварти­ры и выдачи на нее ордера.

Правоприменительные акты принимают практически все ор­ганы государства, в

различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных

жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому

классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по

раз­личным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под­разделяются

на: а) акты государственных органов и обществен­ных организаций; б) акты главы

государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты орга­нов власти и

управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых

норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты

административно-правовые; в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить: а) акты

исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права, имеющей

дозволяющее содержание, и при­званные наиболее эффективно регулировать

многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранитель­ные,

связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также

с применением мер по их предупреж­дению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового

регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие

субъектов конкретного отношения; ука­зывающие объем их субъективных прав и

юридических обязан­ностей; предусматривающие моменты возникновения конкрет­ного

правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют из­вестную роль в

индивидуальном регламентировании обществен­ных отношений. Но это не основное

их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы

на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реали­зацию

правоотношений и, следовательно, достижение целей пра­вового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права под­разделяются на

акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще офор­мленное решение

компетентного органа, составленное в пись­менном виде, поскольку требуется

строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств

расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все

это позволяет точно установить содержание акта, проверить за­конность и

обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловле­но положением

правоприменительного органа и значением рас­сматриваемых вопросов, а также

юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части — вводную, опи­сательную

(констатирующую), мотивировочную и резолютив­ную (приговор или решение суда,

другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей — вводной,

описательной, резолютивной, что характерно для следственных и

административных протоколов; в) содержащие две части — вводную и

резо­лютивную (акты-разрешения на совершение определенных дей­ствий); г) не

имеющие указанных разделов, за исключением ре­золютивной части (резолюции

«утвердить», «оплатить», «испол­нить» и т.п., наложенные должностным лицом на

соответствую­щих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы,

постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные.

Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные

распоряжения руководителя органа, отда­ваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия со­вершаются посредством

сочетания определенных жестов, движе­ний и тому подобных действий, явно и

наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера,

осу­ществляющего регулирование движения транспорта и пеше­ходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия об­ладают властной силой

и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их

выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную,

уголов­ную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть

подразделены на основные и вспомогательные. Ос­новные — это акты, которые

содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда).

Вспомогательны­ми считаются такие акты, которые содержат предписания,

подго­тавливающие издание основных актов (надзора и контроля,

про­цедурно-процессуальные).

6.В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся

на акты однократного действия (наложение штра­фа) и длящиеся (регистрация

брака, назначение пенсии и др.).

92. Состав правонарушения

Состав правонарушения — научная абстракция, отражающая систему наиболее

общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей

правонарушения. Эта система при­знаков необходима и достаточна для привлечения

правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из

них лицо не может быть привлечено к ответственности.

К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся:

объект правонарушения, объективная сторон правонарушения, субъект

правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отноше­ния, регулируемые и

охраняемые правом.

В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредст­венный объект

правонарушения. Насколько многообразны отно­шения, настолько многообразны и

непосредственные объекты правонарушений. Ими могут быть имущественные,

трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права,

государ­ственный и общественный строй, экологическое состояние ок­ружающей

среды, жизнь, честь, достоинство, здоровье человек;)

Объективная сторона правонарушения показывает его выраже­ние вовне.

Содержание объективной стороны составляют: проти­воправное деяние, его

общественно вредные последствия и при­чинная связь между деянием и наступившими

последствиями.

Посягательство на охраняемые обществом и государством объекты может

осуществляться только в форме волевого поступ­ка (действия или бездействия).

Мысли, чувства, рефлекторные действия человека, инстинктивные проявления не

могут квали­фицироваться как правонарушения, потому что право не в состо­янии

предопределить и контролировать их направленность, регу­лировать при помощи

правовых установлении.

Правонарушение может совершаться как активными действиями, так и

противоправным бездействием человека, которое связано с невыполнением

обязанностей, возложенных на него непосредственно нормативно-правовым актом,

договором или актом применения права.

Своим волевым противоправным поведением правонаруши­тель причиняет вред

личным, коллективным, государственным или общественным интересам. Этот вред

может иметь как иму­щественный характер (хищение, уничтожение имущества,

упу­щенная выгода), так и неимущественный (причинение телесных повреждений,

клевета, утрата возможности осуществить право).

Субъектом правонарушения признается достигшее определен­ного возраста

деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация.

Законодатель с учетом психологических возможностей человека, уровня его

сознания, воли, принимая во внимание степень общественной опасности

правонарушения и правонарушителя, устанавливает определенные рубежи

социальной зрелости инди­вида.

Индивид, совершающий противоправное деяние, становится субъектом

правонарушения, а затем и ответственности при усло­вии его способности

правильно понимать социальный смысл своего поступка.

Субъективная сторона правонарушения.

С субъективной стороны всякое правонаруше­ние характеризуется наличием вины,

т.е. психическим отноше­нием лица к содеянному. Степень этой вины наряду с

мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами

на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки

правонарушителем своих действий и предвиде­ния общественно опасных

последствий своего поведения.

Различают две основные формы вины: умысел и неосторож­ность. Причем умысел

бывает прямой и косвенный (эвентуаль­ный).

Прямой умысел выражается в осознании правонаруши­телем общественно опасного

характера своего деяния, в предви­дении общественно опасных последствий и

желании их наступ­ления.

Косвенный умысел заключается в осознании правона­рушителем общественно

опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно

опасных последствий и сознательном допущении их.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвиде­нии правонарушителем

возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния,

соединенном с легкомыс­ленным расчетом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонару­шителем возможности

наступления общественно опасных пос­ледствий своего действия или бездействия,

хотя по обстоятельст­вам дела он мог и должен был их предвидеть.

93. Виды правонарушений.

Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, правонарушения весьма

разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных

отношений, подвергаю­щихся посягательству со стороны правонарушителей,

многооб­разием субъектов, характером мотивов и целей их поведения,

особенностями жизненных ситуаций и т.д. Такая широкая палит­ра актов

противоправного поведения позволяет классифициро­вать их по самым различным

основаниям.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совер­шаются, различают:

а) правонарушения в экономике; б) правона­рушения в управленческой

деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно

выделить: а) правонарушения, направленные на до­стижение конкретной,

определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение

неопределенной цели или несколь­ких целей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29