бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма

существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что

позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

21. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

- монархические ( единоличные, наследственные)

- республиканские ( коллегиальные, выборные)

22. Монархия: основные признаки и виды.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок

преемственности верховной власти; представительство государства монарха по

своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она

стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического

управления.

В свою очередь монархия делится на :

- абсолютную

- ограниченную(парламентарную)

- дуалистическую

- теократическую

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам,

которые могут назначаться и увольняться монархом.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно

это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же

не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

правительство формируется из представителей определенной партии (или партий)

получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии,

обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически

отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются

парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно

конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного

состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает

преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и

другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской

Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия).

23. Республика: понятие и виды.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются: существование

единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный

срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению

народа; юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной

власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В

свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

парламентарные и президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа

депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством

голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в

парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство

членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом

либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом

главы государства является главным видом парламентского контроля над

исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных

парламентарных республиках неодинакова. Глава государства в парламентарной

республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты,

назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим

вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер)

назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им

правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и

отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента

является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. К

парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947

годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках

президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики: внепарламентский метод

избрания президента и формирования правительства; ответственность

правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в

парламентарной республике, полномочия главы государства. Например, США).

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие,

является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и

главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров

(Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как

правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным

главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем

их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов

Верховного суда.

24. Нетипичные формы правления в современном мире.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии дейст­вуют в виде

дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от

парламентских состоит в сосре­доточении в руках монарха больших полномочий в

сфере госу­дарственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота

Исполнительной власти, но и значительная часть власти законо­дательной,

выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от дат. veto —

запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот не позволяет закону вступить в

силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на

издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже боль­шую нормативную

силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Сау­довской Аравии) их глава

возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие

монархии носят название сократических.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием

основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не

известных ни одному из рассмот­ренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления ха­рактерно отсутствие

прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде

государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в

формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной

влас­тью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный

пример — Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип

доверия нижней палаты парламен­та по отношению к формируемому президентом

правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа

правления, является закрепленная в конститу­ции страны возможность роспуска

парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае

возникновения непре­одолимого конфликта между органами исполнительной власти

и парламентом одного уровня (такое правомочие 'президента за­креплено

конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают пол­номочия избираемых

населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования

повторяется заново. Сле­довательно, республиканская форма правления в

наибольшей сте­пени обеспечивает участие населения в формировании высших

органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок

деятельности избранных органов власти требуют максимального правового

регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших

органов государствен­ной власти получают закрепление в конституции страны.

Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать несколько слов о

республиках советского типа. Несмотря па то что данная форма правления была

характерна лишь для нескольких государств "социалистического" типа и является

таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее, она оставила

заметный след в истории отечественной государствен­ности и требует сегодня

объективной оценки.

Характерным для формы правления данного типа было отсут­ствие разделения

властей, формальное полновластие Советов (или иных представительных органов

власти), формируемых по клас­совому или иному недемократическому принципу.

Советы пред­ставляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу

органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие

коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.

Господство партийно-бюрократического руководства обеспе­чивалось

непрофессиональным характером деятельности Советов: их депутаты за редким

исключением не порывали связей со своей основной работой, а сами Советы

созывались на периодические заседания, а не работали постоянно.

Сочетание республик советского типа с недемократическим политическим режимом

приводило в ряде случаев к выхолащиванию смысла принципа республиканского

государственного уст­ройства, поскольку в истории СССР известны случаи, когда

сес­сии Советов не созывались в течение длительного времени и не проводились

перевыборы их состава (в годы Великой Отечествен­ной войны).

25. Форма правления современного российского государства.

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы

теории и практики государ­ственного строительства, в том числе о форме

правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

парламентарная республика должна быть утверждена в на­шей стране. Однако

сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях

градации, сложив­шиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникно­вение

элементов различных форм правления, возникают смешанные, "гибридные" формы.

Данные процессы отража­ют новые тенденции современного политического

развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости

государства, придать большую самостоятель­ность и стабильность органам

исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов

государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических

сил, уров­ня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная

напряженность обусловили тот факт, что |в Российской Федерации в качестве

формы правления установлена президентская республика, но обладающая по

сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской респуб­лики (это, в частности,

контроль Президента за деятельно­стью Правительства) данная форма имеет

(правда, незначи­тельные) элементы парламентарной республики, состоящие в

том, что Государственная Дума может выразить недове­рие Правительству (хотя

решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью,

существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое

равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федера­ции не может не быть

отраженной в механизме государ­ственной власти, особенно с учетом того, что в

ряде ее республик также существует институт президентства.

26. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер,

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки

зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит

внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между

центральными и местными государственными органами; в какой государственной

форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на

три основные группы :

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

3.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются

центральным органам власти и признаками государственной независимости не

обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное

устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные,

представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное

руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства

действует одна конституция, единая система законодательства, одно

гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты,

округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по

численности национальности, широко допускает национальную и законодательную

автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные

органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29