бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

юридических средств правового регулирования, что позволяет не только

объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный

характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по

составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права —

целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в

пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в

гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное,

авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и

других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не

является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно

консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-

процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права

представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по

институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой

регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права,

закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы

правового положения граждан, систему органов государства и их основные

полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной

деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих

общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области

использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной

основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая

регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные

неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют

различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в

имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием

произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и

такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или

организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные

отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права

определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и

время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные

отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в брак,

определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к

другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в

процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы

гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности

суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников

гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок

вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые

устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое

наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют

понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания

за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок

производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность

органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их

взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного

разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся

при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым

воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными

назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность

по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Если

юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то

пра­вовой институт представляет собой первичную правовую об­щность»'.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты,

стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено

отрасли. В каждой отрасли их мно­жество. Они обладают относительной автономией,

так как каса­ются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — инсти­тут необходимой

обороны, институт крайней необходимости, не­вменяемости; в гражданском праве

— институт исковой давнос­ти, институт дарения, сделки, купли-продажи; в

государствен­ном праве — институт гражданства; в административном — ин­ститут

должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты

функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли,

так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям

права на гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т.д. Сколько

отраслей — столько соответству­ющих групп институтов. Отраслевая принадлежность

правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же

признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее

институты классифицируются на отрасле­вые и межотраслевые (или смешанные),

простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и

учредительные (за­крепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а

межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Напри­мер, институт

государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других

подразделений. Сложный или комплекс­ный, будучи относительно крупным, имеет в

своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые

субинститу­тами. Например, институт поставки в гражданском праве вклю­чает в

себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соот­ветствующих

отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного

права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус)

тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан

(характер­ны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное

динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1)

структура отдельного норматив­ного предписания; 2) структура правового

института; 3) структу­ра правовой отрасли; 4) структура права в целом'. Все

эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга.

Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

68. Предмет и метод правового регулирования.

Правовое регулирование — это целенап­равленное воздействие на поведение людей

и обществен­ные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Право не должно, да и не может регулировать все об­щественные отношения, все

социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом

этапе общественного развития должна быть достаточно точно оп­ределена сфера

правового регулирования.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют

следующие признаки. Во-пер­вых, это отношения, в которых находят отражение

как ин­дивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализу­ются взаимные интересы их участников,

каждый из кото­рых идет на какое-то ущемление своих интересов ради

удов­летворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на

основе согласия выполнять определенные пра­вила, признания обязательности

этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил,

обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования

входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как

материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется

возможность и необходи­мость правового регулирования имущественных отношений.

Вторую группу образуют отношения по властному уп­равлению обществом.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые

призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и

процессов уп­равления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет

правового регулирования.

В теории право­вого регулирования принято выделять два метода правово­го

воздействия.

Метод децентрализованного, диапозитивного регулиро­вания построен на

координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов

гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интере­сы,

т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирова­ния базируется на

отношениях субординации между участ­никами общественного отношения. При его

помощи регули­руются отношения, где приоритетным, как правило, явля­ется

общесоциальный интерес. В государственно-организо­ванном обществе

общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее

централизо­ванное управление социальными процессами, наделенное властными

общезначимыми полномочиями. Поэтому центра­лизованные, императивные методы

используются в публич­но-правовых отраслях (конституционном, административном,

уголовном праве).

69. Система современного российского права.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семей­ное, уголовное, уголовно-процессуальное

и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объ­единяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию феде­ральных

органов государственной власти и управления и субъектов федерации — республик в

составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а

также органов

местного самоуправления. Нормы государственного права сфор­мулированы в

Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума

12 декабря 1993 г., консти­туциях республик, уставах краев, областей и иных

субъектов Фе­дерации, а также некоторых других актах.

Административное право регулирует отношения, складываю­щиеся в процессе

государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном

регулирует деятельность Прави­тельства Российской Федерации и иных

исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения

государственной службы, а также устанавливает систему административных

про­ступков и порядок применения административной ответственнос­ти к виновным

лицам.

Нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации,

в Кодексе об административных право­нарушениях, иных федеральных законах, а

также в указах Прези­дента Российской Федерации, в постановлениях

Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и

ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, ре­шениях органов

местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­гулирующих

отношения по накоплению и распределению финан­сов. Его составной частью служат

нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права

фе­деральных органов государственной власти Российской Федера­ции, органов

субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и

утверждения бюджета, контроль за его

выполнением.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми

устанавливаются обязательные платежи и налоги, по­рядок их взимания,

кредитование, имущественное и личное стра­хование, а также регулируются

отношения в сфере государствен­ного финансирования капитального

строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и

оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы

денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории

Российской Федерации и за рубе­жом.

Нормы финансового права содержатся в Конституции Россий­ской Федерации,

законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента

Российской Федерации, постановле­ниях Правительства России и в других

источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управ­ления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их

использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных органов

исполнительной власти, исполнительных органов субъ­ектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений,

порядок предо­ставления, использования и изъятия земельных участков,

особен­ности использования земель сельскохозяйственного, городского,

промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок

разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными

законодательными актами, указами Прези­дента Российской Федерации,

нормативными решениями Прави­тельства России, а также законами субъектов

Российской Феде­рации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение

участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок

осуществления права собственнос­ти и других вещных прав, регулирует договорные,

другие имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния.

Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и

юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регули­руются не только

гражданским, но и административным, финан­совым и другими отраслями права. В

отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу

того, что участники гражданских отношений занимают равноправное по­ложение,

они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по

отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в

которых участники не подчинены | друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государст­венной, частной и

иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права),

регулирует различные имущест­венные сделки, вопросы наследования, авторства,

изобретатель­ства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые

отношения рабочих и служащих (работников) с пред­приятиями, организациями,

учреждениями. Трудовое право регу­лирует такие вопросы, как порядок заключения

и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная

плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, раз­решение трудовых

споров.

В трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения,

которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты

трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29