Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов)
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся
в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от
семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с
государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом
и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных
правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных
инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые
обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно
проводят их в жизнь.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из
подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых
образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции
— властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е.
конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный
орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем
законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это
не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными
полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к
исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или
индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении
выполнения правовых актов органов государства путем применения различных
методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется
необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке,
источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций
государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Органы государства классифицируются по различным основаниям
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.
Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо
возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по
установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей
(представительные органы). Производные органы создаются первичными органами,
которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся
исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на
высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными
(например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее
полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию
всего государства. Местные органы государства функционируют в
административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и
др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной
компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов.
Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении
всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции
специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида
деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим
представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не
перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник —
народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому
самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не
абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать
согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли
народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава
государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных
монархиях — монарх в республиках — президент.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству,
которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из
главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета
министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов
правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства
государственного управления (министерства, департаменты) и именуются
министрами, секретарями, статс-секретарями.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы,
декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из
гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных
судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.
Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным
правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они
участвуют в правотворчестве.
В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной
силы государства, — вооруженные силы, органы безопасности, полиция
(милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и
обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства
местные органы власти.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и
освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он
назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных
прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры
определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и
общими принципами организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не
являются государственными.
40. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные отправные начала,
идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и
функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на
общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные
принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья
государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
Общие принципы принято делить на две группы.
К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации,
ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах
государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О
Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской
Федерации» и др.).
Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и
деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм,
разделение властей, законность.
Принцип народовластия проявляется в демократической организации
государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета
и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный
народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и
непосредственно (например, выборы президента и представительных органов
государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако
главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации
занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского
государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство,
политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных
потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным
ветвям власти.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного
механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных
субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального
значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с
федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между
собой.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и
исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы
государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного
самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и
законы России.
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности
механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во
второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах.
Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах
государственной службы Российской Федерации».
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности
и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего
принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно
разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного
механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во
взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для
его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
41. Система государственных органов в Российской Федерации.
Орган государства — это юридически оформленная, организационно и
хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из
государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и
необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей
компетенции определенных задач и функций государства.
Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма
обусловливает значительное число его органов. По различным научно обоснованным
критериям они классифицируются на соответствующие виды.
Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их
легитимности, подразделяются на:
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного
выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание
РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для
обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем
пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты
палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ,
органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов,
представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму —
вторичными, производными от первых.
На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на
законодательные, исполнительные, судебные.
По действию в пространстве государственные органы подразделяются на
федеральные органы и органы субъектов Федерации.
При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным
органам.
По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и
временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации
и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам
субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы,
создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с
решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами
(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них —
коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему
правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих.
Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ,
Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может
воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например,
Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный
прокурор РФ.
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов
является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма
государства.
Исследование различных видов государственных органов предполагает их
комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и,
возможно, некоторых других оснований их классификации.
42. Место и роль государства в политической системе общества.
Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской
Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной
(через выборные государственные законодательные органы) так и путем
непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в
референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти
права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные
общественные организации. К ним относятся политические партии,
профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые
разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ,
можно определить, что политическая система – это совокупность организационных
форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само
государство рассматривается как форма организации политической деятельности
народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству
имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными
средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность
участия для всех граждан в управлении делами общества и государства,
способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной
жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества
определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство
– основной элемент системы.
Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального
народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне
зависимости от их социального , имущественного положения, расовой и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|