бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

2. Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся

в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от

семейных, граж­данских и других отношений, не имеющих связи с

государ­ственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных слу­жащих определяются законом

и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных

пра­вомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируют­ся в должностных

инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и долж­ностные лица, которые

обладают властными полномочия­ми, издают правовые акты, самостоятельно

проводят их в жизнь.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из

подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых

образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции

— властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного

содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е.

конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный

орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена (в конституции или текущем

законода­тельстве). Реализация органом государства своей компетен­ции — это

не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обла­дает властными

полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к

исполнению право­вые акты. Эти акты могут быть нормативными или

индиви­дуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении

выполнения правовых актов органов государ­ства путем применения различных

методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется

необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке,

источник финан­сирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реа­лизации функций

государства, используя для этого соот­ветствующие формы и методы.

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные.

Первичные органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо

возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по

установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей

(представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами,

которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся

исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на

высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными

(например, органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее

полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию

всего государства. Ме­стные органы государства функционируют в

административ­ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и

др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной

компетенции. Органы общей ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов.

На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении

всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции

специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида

деятельнос­ти (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.

На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное

вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым

создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов при­надлежит обычно высшим

представительным органам. Обо­значаются они общим родовым термином "парламент".

Парламенты в большинстве стран мира состоят из ниж­ней и верхней палаты.

Глава государства. Разделенная на три ветви государ­ственная власть не

перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник —

народ; она вы­ражает единые коренные интересы населения страны. По­этому

самостоятельность органов исполнительной законода­тельной и судебной власти не

абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать

согласо­ванное функционирование этих органов в интересах единой властной воли

народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава

государства, по общему правилу, является единоличным: в конституцион­ных

монархиях — монарх в республиках — президент.

Исполнительные органы. Исполнительная власть при­надлежит правительству,

которое непосредственно управ­ляет страной. Правительство обычно состоит из

главы пра­вительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета

министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов

правительства, которые возглав­ляют отдельные центральные ведомства

государственного управления (министерства, департаменты) и именуются

ми­нистрами, секретарями, статс-секретарями.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы,

декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Органы правосудия образуют довольно сложную систе­му, состоящую из

гражданских, уголовных, административ­ных, военно-полевых, транспортных и иных

судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.

Судебные органы реализуют правосудие посредством регу­лируемого процессуальным

правом судопроизводства. В стра­нах, где существует судебный прецедент, они

участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства со­ставляющие основу властной

силы государства, — воору­женные силы, органы безопасности, полиция

(милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и

обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства

местные органы власти.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную

систему с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и Генеральному

прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и

осво­бождается от должности Советом Федерации по представ­лению Президента. Он

назначает прокуроров субъектов Фе­дерации по согласованию с последними и иных

прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокура­туры

определяются федеральным законом.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов

федерального значения, автоном­ной области, автономных округов создаются ими

самостоя­тельно в соответствии с основами конституционного строя России и

общими принципами организации представитель­ных и исполнительных органов

государственной власти, ус­тановленными федеральным законом.

Органы местного самоуправления в механизм государ­ства не входят, ибо не

являются государственными.

40. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные отправные начала,

идеи и требования, лежащие в основе форми­рования, организации и

функционирования механизма (аппара­та) государства. Они подразделяются на

общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные

принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья

государственного механизма, отдельные органы или группы ор­ганов.

Общие принципы принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации,

ко второй — принципы, сформулиро­ванные в Федеральном законе «Об основах

государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О

Конституционном Суде Российской Федерации», «О проку­ратуре Российской

Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и

деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм,

разделение властей, за­конность.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга­низации

государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета

и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный

народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и

не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных органов

государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако

главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской Федерации

занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского

государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство,

политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных

потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен­ная власть

осуществляется на основе разделения на законода­тельную, исполнительную и

судебную, предусматривает само­стоятельность органов, относящихся к различным

ветвям власти.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу­дарственного

механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит из равноправных

субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального

значения, авто­номные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с

федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции равноправны между

собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и

исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции РФ органы

государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного

самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и

законы России.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи­зации и деятельности

механизма государства получают свое под­крепление, развитие и конкретизацию во

второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных законах.

Комплексное выраже­ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах

госу­дарственной службы Российской Федерации».

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета­ние коллегиальности

и единоначалия, экономичность государст­венной службы. Выполнение последнего

принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно

разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель­ности государственного

механизма как системы государствен­ных органов, рассматриваемые во

взаимосвязи и взаимодей­ствии, придают механизму государства необходимые для

его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

41. Система государственных органов в Российской Федерации.

Орган государстваэто юридически оформленная, организационно и

хозяйственно обособ­ленная часть государственного механизма, состоящая из

государ­ственных служащих, наделенная государственно-властными пол­номочиями и

необходимыми материальными средствами для осу­ществления в пределах своей

компетенции определенных задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государст­венного механизма

обусловливает значительное число его орга­нов. По различным научно обоснованным

критериям они класси­фицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их

легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде­рации, федеральными

законами, конституциями, уставами субъ­ектов РФ для непосредственного

выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание

РФ, Прави­тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол­нительной

власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти

субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для

обеспечения исполнения полномочий, функцио­нирования указанного в предыдущем

пункте вида государствен­ных органов (Администрация Президента, аппараты

палат Фе­дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга­нов РФ,

органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот­ренных видов,

представляется обоснованным именовать первич­ными органами, ко второму —

вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные орга­ны делятся на

законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подраз­деляются на

федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят­ся к федеральным

органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и

временные. Абсолютное большинство государст­венных органов Российской Федерации

и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам

субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы,

создание и деятельность которых носит временный ха­рактер, они связаны с

решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами

(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них —

коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему

правилу орган государства состоит из коллек­тива государственных служащих.

Например, Федеральное Со­брание Российской Федерации, Правительство РФ,

Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может

воплощаться в одном лице, занимающем государственную долж­ность. Например,

Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный

прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации госу­дарственных органов

является их место, роль, функциональное на­значение в структуре механизма

государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их

комплексное рассмотрение с учетом тесной вза­имосвязи всех упомянутых выше и,

возможно, некоторых других оснований их классификации.

42. Место и роль государства в политической системе общества.

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской

Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной

(через выборные государственные законодательные органы) так и путем

непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в

референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти

права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные

общественные организации. К ним относятся политические партии,

профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые

разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ,

можно определить, что политическая система – это совокупность организационных

форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само

государство рассматривается как форма организации политической деятельности

народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству

имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными

средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность

участия для всех граждан в управлении делами общества и государства,

способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной

жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества

определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство

– основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального

народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне

зависимости от их социального , имущественного положения, расовой и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29