бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

устанавливает пре­делы вмешательства государства в работу институтов

граж­данского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помо­щью права

определяются вид и мера государственного при­нуждения, вследствие чего оно

становится правовым и кон­тролируемым. Право — важнейшее и необходимое

средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны,

так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

57. Право и экономика.

В марксистской науке господствовало положение о первен­стве, главенстве

базиса над надстройкой, и юристы последова­тельно исходили из того, что

развитие производительных сил и производственных отношений объективно

обусловливает все по­литические и правовые формы. Правда, в трудах советских

ученых указывалось на большие возможности социалистического госу­дарства и

права эффективно воздействовать на экономику. И это вполне понятно: с октября

1917 г. утверждается беспрекословная практика тоталитарного переустройства

экономической жизни. Эту практику освящала теория построения социализма в

одной отдельно взятой и преимущественно отсталой стране, способной с помощью

государства перешагнуть через естественные фазы развития. Своего рода

отступление от классического марксизма проявляется и в тех положениях,

согласно которым "после уста­новления диктатуры рабочего класса законы

закрепляют его по­беду во всех областях общественной жизни и тем самым... как

бы "создают" новые общественные отношения, поскольку социалис­тические

общественные отношения не могут сложиться при ка­питализме.

Уязвимость взглядов советских юристов на соотношение права и экономики

состояла в том, что применительно к социалистическому обществу подчеркивался

принципиально иной характер этого соотношения. В таком случае должен был

следовать вывод (которого, разумеется, никто не делал), что или наше право,

или наша экономика представляют собой нечто иное, нежели эконо­мика и право в

общепринятом их значении.

В современных условиях стала совершенно очевидной декла­ративность многих

прежних положений, стало понятно, что желаемое сознательно или бессознательно

выдавалось за действи­тельное. Плановое хозяйствование далеко не всегда

направлялось на удовлетворение потребностей граждан, не было и

провозгла­шенного гармоничного пропорционального роста производитель­ных сил.

Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и

потребление. Помимо того, что столь широкая сфера воздействия сама по себе

сомнительна, экономическая деятельность государства была далека от подлинно

научного обо­снования и направлялась не столько законом, сколько партийны­ми

директивами и подзаконными актами. Нормативные акты не допускали эксплуатацию

человека человеком, но они фактически освящали эксплуатацию человека

государством.

Долгое время в советской науке считалось, что экономическая конкуренция

различных предприятий возможна была лишь в ус­ловиях многоукладной экономики

в период восстановления на­родного хозяйства после гражданской войны. Вообще

же наибо­лее эффективное воздействие на производительные силы и

про­изводственные отношения государство оказывает тогда, когда оно выступает

и как организация политической власти, и как собст­венник, распоряжающийся

материальными и трудовыми ресурса­ми, направляя деятельность производственных

коллективов и граждан. И хотя в отдельные периоды истории СССР (например,

1964—1965 гг.) поднимался вопрос об экономической самостоя­тельности

хозяйствующих субъектов, все-таки в реализации из­вестного принципа

демократического централизма превалировал откровенный централизм. Система

планирования, снабжения, финансирования и другие хозяйственные формы

базировались на государственной собственности, исключая какую-либо частную

инициативу.

Общая схема соотношения экономики и права представлялась следующим образом:

право есть концентрированное выражение политики, а политика —

концентрированное выражение эконо­мики. Однако такая схема не учитывала

многих реалий. Во-пер­вых, в праве выражается не только политика, но и многое

другое. Во-вторых, государственная политика не может сводиться к по­литике

одной политической партии, как это имело место и всеми одобрялось. В-третьих,

политика в первую очередь выражала ин­тересы правящих группировок, а не

требования народа, не по­требности экономики.

Поскольку в силу идеологических причин при существовав­шей практике

правотворчества в нормативных актах (чаще под­законных) закреплялась отнюдь

не воля трудящихся, предпочте­ние отдавалось преимущественно командно-

административным методам проведения правовых норм в жизнь. Не экономические

методы, а прямое государственное руководство, в том числе ко­оперативными

организациями, составляло суть правового режи­ма. Борьба с правонарушениями в

экономической сфере только подтверждала практику игнорирования в нормативно-

правовых актах интересов производителей и потребителя.

Непоследовательность советских официальных научных тео­рий состояла в том,

что экономические реформы в бывших со­циалистических странах подавались в

качестве полностью соот­ветствующих марксистско-ленинским положениям о роли

госу­дарства и права в решении экономических проблем. Утвержда­лось, что во

всех странах идет поиск оптимального соотношения централизованного

государственного руководства с системой дей­ствия экономических факторов.

Недоговоренность в теории, ла­вирование в пропагандистской литературе,

заидеологизированность производственных вопросов неблагоприятно сказались на

экономической практике и правопорядке...

Не один раз реформы провозглашались, имитировались, даже получали закрепление

в партийно-государственных директивах, но уступали место прежнему командному

регулированию эконо­мики. И это несмотря на то, что последние пятилетние

планы уже не выполнялись. По-прежнему продолжала существовать ори­ентация на

принудительное, монопольное производство и прину­дительное распределение.

План, как известно, рассматривался в качестве закона, и с помощью такого

"закона" часто предписыва­лось производить никому не нужные товары,

капитальные вло­жения омертвлялись, распылялись, а диспропорции между

раз­личными отраслями производства увеличивались. Но зато система плановых

регуляторов экономики позволяла кормиться тысячам управленцев, для которых

собственные интересы становились важнее интересов дела.

Объявление плана законом совмещалось с практикой, когда министерствам и

ведомствам в порядке исключения было разре­шено не выполнять отдельные

плановые задания и требования законодательства. Соответственно и подчиненные

органу управ­ления предприятия могли договориться о невыполнении каких-то

актов. Широкие компетенционные нормы позволяли управлен­ческим структурам

обходить законы, издавать распорядительные акты, руководствуясь собственными

выгодами. Система факти­чески исключала выполнение хозяйствующими субъектами

зако­нодательных актов напрямую, без посредничества административных звеньев.

Правовое регулирование вытеснялось тем самым регулированием с помощью

оперативных актов индивидуального характера. Множественность, пробельность и

противоречивость правового регулирования экономики — характерная черта

совет­ской действительности, не изжитая до настоящего времени.

58. Право и политика. Правовая политика.

Юридическое право (законодательство) возникло и развива­лось вместе с

государством — главным институтом (органом) политики, под которой издавна

понималось искусство управления людьми в цивилизованном обществе, участие

классов, социаль­ных групп и их организаций в управлении государством, в

делах государства. Политика — более широкое явление, чем деятель­ность

государства. К числу современных политических институ­тов (организаций)

относятся также политические партии, другие общественные объединения, прежде

всего — профсоюзы, объеди­нения предпринимателей, иные организации,

выражающие такие важные интересы общества, как охрана окружающей среды,

за­щита прав человека, и многие другие объединения. Однако госу­дарство

занимает особое место в выработке и осуществлении политики как орган

выражения национальных интересов населе­ния данной страны, то есть всех

социальных групп общества.

Соотношение права с государством и иными общественными институтами

складывалось по-разному в истории человечества. В древнейшую эпоху

цивилизации в странах Древнего Востока (Египет, Шумер, Вавилон) возникали

деспотические государства, в которых воля верховного правителя, а его

личность чаще всего обожествлялась, определяла содержание закона и означала

высшую справедливость.

Государство в лице царя, фараона творило и закон, и право. Но и в те давние

времена политика государства опиралась на поддержку таких важнейших

институтов, как войско, религия и представляющие ее храмы, чиновничество,

община и семья. Со­хранялось и влияние обычаев на правовые системы, особенно

на общинные порядки, быт и семейные отношения. В древних го­сударствах Индии

и Китая первыми правовыми источниками служили священные книги (веды),

философские политические трактаты (конфуцианство, Артхашастра), на которых

основыва­лись законы царей. Здесь религиозно-общинные и нравственные традиции

служили основой государственных законов.

Таким образом, в древнейших цивилизациях позитивное право все же не было

Простым произволом царей. Государственная власть не представлялась еще

самостоятельным политическим институтом — она опиралась на божественный

промысел, а за­коны и право — на заповеди религии, древние обычаи общинного

быта, нравственные устои брака и семьи.

В античных государствах Древней Греции и Рима получили развитие различные

формы правления (демократия или аристо­кратия, монархия, тирания).

Соотношение права и государства получало более разнообразные формы. Именно в

античных госу­дарствах зародилось и понятие политики как общественного

(светского) института, выражавшего общие дела (интересы) поли­са, города-

государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима. Конечно,

и в античные времена сохранялись представление о божественном происхождении

государства и по­кровительстве богов его политике (войнам) и влияние древних

обычаев (мифов) на политику, на решение государственных дел, происходившее

часто в сакральных формах (например, выборы должностных лиц по жребию,

влияние знатных, древнейших по происхождению — аристократии, совета старейшин

— ареопага, сената и т.п.). Однако все более получало научное признание

первенства законов перед государственной властью (Платон), справедливости как

главной основы политики (АристотельВ средние века политические институты были

сосредоточены в руках верховных феодалов и церкви. Большую роль играли

щарский двор, различные его "партии", добившиеся влияния на монарха часто

путем заговоров и применения силы, заключения соглашений между группами

феодалов и придворных в борьбе за власть. Характерной чертой политики

средневековых государств была раздробленность власти между отдельными

герцогствами, (княжествами — сеньоральная монархия. Следствием этого был и

партикуляризм (разобщенность) феодального права. Особое по­ложение городов в

феодальном обществе, завоевание ими само­стоятельности (Ганзейский союз,

Магдебург, Венеция и другие [города Италии, Новгород и Псков в феодальной

России) порождали и особое право городов, выражавшее интересы купечества,

ремесленных цехов, развития мореплавания. В средние века сохранялось и

большое влияние религии, а также местных обычаев на правовые системы. Одним

из главных орудий политики были войны между государствами и отдельными

феодальными владель­цами.

В условиях образования централизованных монархий (абсолю­тизма) в Европе,

крупных теократических монархий в Азии и Северной Африке право и закон

становятся все более подчинен­ными политике этих государств, их

бюрократической и военной машине, выражавшей интересы правящих сословий —

дворянства и духовенства. Крупные империи стремились закрепить привиле­гии

дворянства и чиновничества, формирующегося главным об­разом из дворян, а

также привилегии церкви, монастырей. Им­ператорская власть опиралась не

столько на право как меру спра­ведливости, сколько на произвол, закрепляя в

своих законах жестокие наказания непокорным, суд по доносам и показания под

пытками, уголовную ответственность за святотатство, колдовство и иные

преступления против религии.

Коренной поворот в соотношении политики и права произошел в ходе буржуазных

революций в Европе и Северной Америке. Этот процесс занял в развитии стран

Европы целое столетие и сопровождался возвратами к имперской, но теперь уже —

буржу­азной власти, медленными уступками в сохранившихся империях.

Однако рано или поздно законодательная власть перешла в руки органов

народного представительства — парламентов, В XIX в. законодательство

становится выражением воли народа (нации), избирающего парламент. Разумеется,

такой поворот происходит не сразу, поскольку избирательное право еще долго

остается ог­раниченным различными цензами, прежде всего имущественны­ми,

цензами оседлости и грамотности. Однако буржуазия, а затем и средние классы

мелких предпринимателей, фермеров, служа­щих, квалифицированных рабочих

получают возможность выра­зить свои интересы в законах государства. Для этого

различные слои общества объединяются в политические партии, профсоюзы, другие

организации, становящиеся основными проводниками по­литики различных классов

и социальных групп общества.

Важно при этом подчеркнуть, что законы парламента стано­вятся обязательными

для исполнительной и судебной ветвей влас­ти. И хотя сохранялись влияние

крупного капитала на законода­тельство и его исполнение, бюрократизм и другие

"вечные" по­роки государственности, все же принципы равноправия и судеб­ной

защиты позволяли защищать законом и интересы трудящих­ся. Эти тенденции,

часто искажавшиеся реакционной политикой властей, все более крепли в

буржуазном мире, в частности, и под влиянием социальной политики

социалистических государств, со­циал-демократических и коммунистических

партий, побуждав­ших государства к достижению полного равноправия граждан,

защите интересов трудящихся.

Существенный прогресс в достижении приоритета права по отношению к политике

произошел после второй мировой войны. Этот прогресс был обусловлен

достижением единства объединен­ных наций в борьбе против фашизма и

провозглашения Всеобщей декларации прав человека, закреплявшей свободу и

достоинство человека основной целью политики и законодательства госу­дарств —

членов ООН.

Поворот России и других государств — участников СНГ к полному признанию

принципов Декларации и пактов о правах человека, к разоружению и другим

совместным действиям по укреплению всеобщего мира и доверия открыл

возможности для всех новых демократических государств воплотить

общепризнан­ные демократические основы современного права в своих

кон­ституциях и начать строительство правового государства, в кото­ром право,

его общепризнанные международные нормы и права человека должны стать главным

ориентиром и средством осуществления политики как государства, так и

политических пар­тий, общественных объединений, всех слоев общества —

пред­принимателей, государственных служащих и политических деяте­лей, рабочих

и служащих, сельских тружеников.

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии политики

государства с правом приобретает важнейшее значение также потому, что

юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково

обязательно, а права и обязан­ности равны для всех граждан, в том числе и для

чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. Разумеется, при

этом речь идет не об особых полномочиях органов государ­ства и должностных

лиц на осуществление государственной влас­ти. Такие полномочия делегированы

им обществом (через парла­мент или непосредственно в порядке референдума).

'' Таким образом, политика правового государства, даже в том приближении к

нему, в котором сегодня находится Россия, не может быть свободна от

требований конституции и других зако­нов, а также норм международного права и

договоров с другими государствами. Государство должно их неукоснительно

соблюдать во всех своих политических решениях. Такова самая важная и

очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29