бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

Например, недопустимость браков между кровными родственниками. Люди очень

давно догадались о биологическом, а следо­вательно и социальном вреде

кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже

на самых древних этапах своего существования. Эти запреты инцестов

(кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин,

кланов, других групп. Вместе с тем следует предостеречь от гиперболизации

запретов инцестов как основной предпосылки происхождения права — такие

взгляды неожиданно появились в работах некоторых отечественных философов и

были затем подхвачены (а как же — новый взгляд!) в работах и ряда теоретиков

права.

Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно чело­вечество

действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч лет назад. Но

право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111 тыс.до н.э.

Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в ранне­классовых

обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в государстве инков (инка

вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих правилах-исключениях

реализовывалась идея сосредоточения и сохране­ния государственной власти в

руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение чело­века или

объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ на­пример, на виды

животных и время охоты на них, на виды растений и сро­ки их сбора, а также их

плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией,

источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых

обществах) и т. д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать

для распределения среди членов общины и для подар­ков членам других общин

туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно

установленному порядку; участвовать в кол­лективных акциях мщения за вред,

причиненный члену общины.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между муж­чинами и

женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телес­ные повреждения;

каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение женщин и

детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воров­ство; нарушение

правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при

обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской

верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необхо­димое поведение в

процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и

поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например лодок.

Однако все эти способы регулирования не были направлены на из­менение

природных условий, на выделение человека из природы, а обес­печивали лишь

наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их

приспособления для удовлетворения по­требностей человека.

Социальные нормы присваивающей экономи­ки находили свое выражения в

мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных

формах.

48. Право в системе социального регулирования.

В самом общем плане социальное регулирование пони­мается как имманентный

обществу и определяющий соци­альный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате действия

множества самых разнообразных факто­ров. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые стихийные регуляторы как непос­редственное проявление

естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования носят

есте­ственный характер и могут выражаться в виде конкретных событий

общесоциального масштаба, явлений экономичес­кого порядка, феноменов

массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни

людей массовые сезонные заболевания, демографические процес­сы, миграция

населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество

и государство стре­мятся взять под свой контроль данные факторы, однако это

удается далеко не всегда.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с во­лей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного

воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как ста­билизирующую, так и

дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что

стабилиза­ция, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием

социальных норм и актов индивидуального регу­лирования, а действие стихийных

регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в

ка­честве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования

общества, то все регулятивные факто­ры могут иметь и позитивное, и негативное

влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации,

упо­рядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к

социальным нормам.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта

(процес­са, отношения, системы и т.д.), конституируемое его при­родой, —

естественная норма. Во-вторых, норма — это ру­ководящее начало, правило

поведения, связанное с сознани­ем и волей людей, возникающее в процессе

культурного развития и социальной организации общества, — социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя од­нозначно отнести к

естественным или социальным. Так, ес­тественные нормы могут быть переведены в

систему техни­ческих правил (правила работы с техническими или природ­ными

объектами), стать основанием социального нормиро­вания (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформиро­вать характер объекта, его качественное состояние.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся

в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определя­ется не столько

естественной нормативностью, сколько це­лями и задачами, стоящими перед

обществом, или потреб­ностями конкретной его сферы. Это некоторые

юридичес­кие процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права в системе социального нор­мативного регулирования

значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их

принято квали­фицировать как социальные нормы. Они не просто суще­ствуют и

действуют в обществе, а регулируют обществен­ные отношения, поведение людей,

нормируют жизнь обще­ства.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы

устанавливают правила поведения в об­ществе, т. е. определяют, каким может

или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При

этом социальные нормы действуют непрерывно во време­ни, обладают

многократностью действия и обращены к нео­пределенному кругу лиц (не имеют

конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, созна­тельной деятельностью

людей. Одни социальные нормы со­здаются в процессе целевой деятельности,

другие возника­ют в многократно повторяющихся актах поведения, не от­деляются

от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи

формируются в виде принципов, зак­репляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социально­го взаимодействия людей,

т.е. направлены на регулирова­ние общественных отношений, поведения в

обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и

результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом

общества, от­ражают процессы его развития, влияют на их темпы и ха­рактер,

словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации

общества.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и

сознанием людей общие привила рег­ламентации формы их социального

взаимодействия, возни­кающие в процессе исторического развития и

функциони­рования общества, соответствующие типу культуры и ха­рактеру его

организации.

Из приведенного определения видно, что в юридичес­кой литературе социальные

нормы преимущественно рас­сматриваются как регуляторы общественных отношений.

Но в более общем плане, их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из

изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе,

регламентируют социальное взаимодействие.

Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями

отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого

поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное —

неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы

достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями

культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако

наиболее распространенной яв­ляется их систематизация по основаниям сферы

действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические,

религиозные, экологические и др.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право,

обычаи и корпоративные нормы.

49. Понятие и признаки права.

В современной юридической науке термин "право" ис­пользуется в нескольких

значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые при­тязания людей, например,

право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти

притязания обуслов­лены природой человека и общества и считаются

естествен­ными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридичес­ких норм. Это — право в

объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли

отдель­ных лиц. В-третьих, названным термином обозначают официаль­но

признанные возможности, которыми располагает физи­ческое или юридическое

лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья,

имущество и т.д. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном

смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозна­чения системы всех

правовых явлений, включая естествен­ное право, право в объективном и

субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система".

Например, существуют такие правовые системы, как анг­лосаксонское право,

романо-германское право, нацио­нальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каж­дом случае, следует решать

исходя из контекста, что обыч­но не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин "право" употребляет­ся и в неюридическом

смысле. Существуют моральные пра­ва, права членов общественных объединений,

партий, со­юзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому

особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и

свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке выработано множество опреде­лений права, которые

различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается

за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об опреде­лении

сущности права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, поли­тикой, нравственностью и

особенно глубокие связи с госу­дарством. Все эти связи так или иначе

выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Призна­ки характеризуют

право как понятие, свойства — как ре­альное явление.

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая

свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи

норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и

обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, ко­торые характеризуют его

как специфическую систему ре­гулирования общественных отношений.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими

формами социального регулиро­вания — нравственностью, обычаями и т.д.

Права, которыми располагает каждый человек или юри­дическое лицо, не

произвольны, они отмерены и определе­ны в соответствии с действующими

нормами. В действительности имеет место противоположная за­висимость: в

результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения

формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает

человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в

той или иной жизненной ситуации.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон,

в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве,

где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и

сознания людей. Интеллектуальная сто­рона права состоит в том, что оно есть

форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета

правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы,

цели общества, отдель­ных лиц и организаций.

Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения. Это

специфический признак права, отличающий его от иных форм социального

регулирования: нравственно­сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство,

име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой

необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически

право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль­но

выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает

праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность и

обес­печенность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к

"сущему", как бы становится частью суще­ствующего. Право, таким образом,

раздвигает границы ста­бильности, определенности, а следовательно, и рамки

сво­боды в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух на­правлениях. Во-первых, оно

обеспечивает защиту субъек­тивного права и преследует цель принудить

правонаруши­теля к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны

(например, взыскание долга, возмещение причи­ненного ущерба). Во-вторых, в

определенных законом слу­чаях виновный привлекается к юридической

ответственнос­ти и подвергается наказанию (лишение свободы, конфиска­ция

имущества, штраф и т.п.).

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная

определенность в некоторой степени свойствен­на и другим нормативным системам.

Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других

нор­мативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулиру­ются в священных

книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается

не государ­ством, а другими организациями (общественными, религи­озными).

Государство, в отличие от них, придает праву об­щеобязательное значение,

возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах,

которые подлежат единообразному тол­кованию. В прецедентном праве формальная

определенность достигается официальной публикацией судебных решений,

признаваемых в качестве образцов, обязательных при рас­смотрении аналогичных

юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который

санкциони­рует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого

на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных

юридических решений четко и од­нозначно определяются субъективные права,

обязанности, ответственность граждан и организаций.

Системность. Право представляет собой сложное сис­темное образование. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29