Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов)
добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным
тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное
состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями,
возможными кризисами.
33. Политический режим современной России.
Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в
обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического
режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране
изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из
нескольких вариантов.
В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был
праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его
социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России
пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима,
похоже, немного. Во всяком случае, результаты парламентских выборов 1993 и
1995 гг. показали, что такие пра-волиберальные группировки, как
"Демократический выбор России" и "Партия экономической свободы", не
пользуются поддержкой широких слоев населения.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант
политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него
характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые
методы осуществления власти, умеренные реформы и. эволюционный путь развития
общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика,
первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное
налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма
привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат
коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс
идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к
государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную
социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в
России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ,
объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо
реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических
движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой
могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие,
предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к
власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки
возродить административно-территориальное государственное устройство) может
ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных
образований, что приведет к неизбежному ее распаду.
Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.
Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.
Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в
Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.
Политический режим современного Российского государства - это
либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе
груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля государственных
органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере
проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.)
Законы не стали еще повсеместной основой политического режима, недостаточна
с:удебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов.
Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, прежде всего не
отработаны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными
органами - последние ждут, как правило, специальных, конкретизирующих
правовые положения законов.
В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения
Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные
правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.
Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур
правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой
системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы.
Политический режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный характер.
Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается
критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со
стороны приверженцев демократических реформ.
34. Функции государства: понятие, признаки, содержание.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней
деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его
классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют
его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает
классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов
общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная
роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется
разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной
арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим
задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством
осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво
сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и
объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика
социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни
общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны
общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются
функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни
государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся
следующие виды функций:
1. Охранительная.
2. Экономическая.
3. Социальная.
4. Культурно-воспитательная.
5. Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в
мировом обществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая
деятельность), экономических и культурных связей.
3. Борьба с международной преступностью.
4. Участие в международной охране окружающей Среды.
1. Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства
от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в
обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных
противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,
слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали
возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства
граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на
охрану частной собственности.
2. Экологическая функция:
Направлена на защиту экологии.
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-
либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту
от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях
предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья
41 пункт 2 )
4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин
имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в
настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в
производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во
многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу
творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства
без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -
непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.
Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные
природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя
неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело
всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и
возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально
обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных
богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.
Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Внешние функции.
1. Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо
она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной
целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы
Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
2. Функция сотрудничества с другими странами.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На
этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена
на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,
НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная
преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -
вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.
4. Участие в охране окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы завершения строительства
материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в
различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше
выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают
различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство
принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные
наказания.
35. Классификация функций государства: основные подходы.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие
качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как
особой организации публичной власти, но и общества в целом.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание
которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:
во-первых, особенности объекта государственного воздействия,
своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует
в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними
специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее
однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней
или внешней - осуществляются те или иные функции государства,
разрешению каких задач они служат — внутриполитических или
внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это, например, экономическая,
экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним
функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового
порядка и т.д.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции
основные и неосновные.
Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления
деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и
целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным
функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и
общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно
сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной
стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог,
работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от
болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая,
социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод
граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.
'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,
осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами
(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,
финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные
функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в
разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|