бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

доб­ровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным

тем новым проблемам, кото­рые ставит перед человечеством современное

состояние цивили­зации с его глобальными проблемами, противоречиями,

возмож­ными кризисами.

33. Политический режим современной России.

Политическая обстановка в России неустойчива, соци­альная напряженность в

обществе сохраняется. Иными сло­вами, условий для стабильного политического

режима в стра­не пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране

изменчива, подвижна, то и политический режим может раз­виваться по одному из

нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформато­ров первой волны был

праволиберальный (буржуазно-демок­ратический) политический режим. Его

социальной опорой обыч­но служит обширный средний класс, который в России

пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима,

похоже, немного. Во всяком случае, результаты пар­ламентских выборов 1993 и

1995 гг. показали, что такие пра-волиберальные группировки, как

"Демократический выбор России" и "Партия экономической свободы", не

пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демокра­тический вариант

политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него

характерны широ­кая политическая демократия, демократические и правовые

методы осуществления власти, умеренные реформы и. эво­люционный путь развития

общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика,

первооче­редное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессив­ное

налогообложение, препятствующее резкому социально­му расслоению, весьма

привлекательные социальные про­граммы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократичес­кому режиму служат

коллективно-общинные традиции Рос­сии, приверженность широких народных масс

идеалам со­циальной справедливости, высокая приспособленность эко­номики к

государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную

социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в

России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу про­грамм,

объединяющих идей и концепций, поэтому их воз­можности пока слабо

реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и на­ционально-патриотических

движений могут возникнуть сме­шанные политические режимы. Их социальной базой

могут стать не только широкие слои населения, но и военнослу­жащие,

предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к

власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки

возро­дить административно-территориальное государственное устройство) может

ускорить процесс отсоединения от Рос­сии многих национально-государственных

образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.

Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в

Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Политический режим современного Российского государства - это

либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе

груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля государственных

органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере

проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.)

Законы не стали еще повсеместной основой политического режима, недостаточна

с:удебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов.

Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, прежде всего не

отработаны проце­дуры прямого применения Конституции правоохранительными

орга­нами - последние ждут, как правило, специальных, конкретизирую­щих

правовые положения законов.

В то же время судебные органы, становясь на позицию пря­мого применения

Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные

правовые положения, создают своеоб­разные судебные прецеденты.

Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур

правовой системы отнюдь не противопоказаны фор­мированию новой правовой

системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы.

Политический режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный характер.

Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается

критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со

стороны приверженцев демократических реформ.

34. Функции государства: понятие, признаки, содержание.

Функции государстваэто основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют

его классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает

классовые, групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов

общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная

роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется

разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной

арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим

задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством

осуществления соответст­вующих ему функций, представляющих собой устойчиво

сло­жившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов про­являются и

объективируются присущие им особенности и зако­номерности развития, динамика

социально-экономических, по­литических и духовных преобразований в жизни

общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны

общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются

функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни

государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся

следующие виды функций:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в

мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства

от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства

граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на

охрану частной собственности.

2. Экологическая функция:

Направлена на защиту экологии.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:

“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях

предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,

способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья

41 пункт 2 )

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин

имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в

настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в

производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во

многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу

творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства

без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные

природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя

неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело

всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и

возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально

обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных

богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.

Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо

она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной

целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы

Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На

этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена

на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,

НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная

преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -

вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный

вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей

среды становится составной частью программы завершения строительства

материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в

различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше

выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают

различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство

принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные

наказания.

35. Классификация функций государства: основные подходы.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно

предполагает рассмотрение его функций, пред­ставляющих собой важнейшие

качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как

особой орга­низации публичной власти, но и общества в целом.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание

которых весьма разнообразно, необходима их науч­ная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой класси­фикации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:

во-первых, особенности объекта государственного воздействия,

своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует

в_процессе своей деятель­ности; во-вторых, обусловленная последними

специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее

однородных, близ­ких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнивнутренней

или внешней - осуществляются те или иные функции государства,

разрешению каких задач они служат — внутри­политических или

внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это, например, экономическая,

экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования. К внешним

функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового

порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функции

основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие важнейшие направ­ления

деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и

целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным

функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и

общечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение. Достаточно

сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной

стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог,

рабо­ты транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от

болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая,

социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод

граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами

(например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29