бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных

или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право

состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности

сторон». При этом подчеркивается значение психи­ческого переживания судьей

того, что есть право, при разреше­нии конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на

право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним

совокупность «правовых» отноше­ний, возникающих и существующих независимо от

норм; сло­жившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в

конечном счете «фактический образ деятельности правитель­ства, судов и других

государственных органов и его должностных лиц».

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает

его к реальной жизни, юридической прак­тике, на что ссылаются представители

социологической школы права, а с другой — теоретически обосновывает и

оправдывает административный и судебный произвол.

53. Сущность права.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение

представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу

о сущно­сти какого-либо явления можно прийти лишь в случае, ког­да оно

получило достаточное развитие, в основном сфор­мировалось. Применительно к

праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева,

"на первых фазах развития человеческого общества (в азиат­ских теократических

монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как

правило, не­развитые правовые системы'". С этим мнением следует со­гласиться.

Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было

традиционным, или обыч­ным (исключение — древнеримское частное право).

Нераз­витость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно

выполняло лишь охранительную функцию и высту­пало частью единой системы

социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли

религия, нравственность и обычаи.

Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного

раньше, чем общество раздели­лось на классы. Возникшее вместе с государством

право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального

регулирования. Определяющей чертой появив­шегося традиционного права была

государственная прину­дительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального разви­тия повлек за собой

классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия.

Однако и при ра­бовладельческом строе, и при феодализме право по-преж­нему

оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе

социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела

регулятивная си­стема в целом, в которой право было еще чужеродным и

слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и

соответствующей ему системы духов­ных ценностей право как регулятор

общественных отноше­ний вышло на первый план. Появившееся и ставшее во

мно­гих развитых странах господствующим юридическое миро­воззрение не имеет

ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика.

Право возникает на базе нравствен­ности как отличный от нее метод

регулирования; государ­ство придает ему официальность, гарантированность,

силу;

экономика — основной предмет регулирования, первопри­чина возникновения

права, ибо это та сфера, где нравствен­ность как регулятор обнаружила свою

несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика — внешние условия, вызвавшие право к

жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре

его находятся отдельный человек с его интересами и потребно­стями, его свобода.

Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием

общества, важ­нейших его сфер духовной, экономической, политичес­кой.

Однако именно в праве и через право свобода закреп­ляется и доводится до

каждого человека, до каждой орга­низации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность,

служит интересам всех без ис­ключения людей, обеспечивает организованность,

упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъек­ты права, это значит,

что за ними стоит авторитет обще­ства и государства и они могут действовать

свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры

свободы. В пределах своих прав чело­век свободен в своих действиях, общество

в лице государ­ства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не

просто свобода, а свобода, гарантированная от посяга­тельств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Бла­годаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нару­шением этой нормы.

54. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом регулировании.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его

сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на

всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из

общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в

качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном

между основными закономерностями развития и функционирования общества и

правовой системой. Благодаря принципам пра­вовая система адаптируется к

важнейшим интересам и по­требностям человека и общества, становится

совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом

(общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые) или группе смежных

отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип

индивидуали­зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип

состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном

праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в за­коне, относятся принципы

ответственности за вину, нераз­рывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени

выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между

участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и

государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их

социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение

вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра­жают эту

соразмерность, если отвечают принципу справед­ливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,

прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы

государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и

свободы являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т.е.

равные конституционные права и еди­ную для всех правосубъектность. В ч. 2 ст.

19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру­ет

равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы,

национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к

общественным объединениям, а также других об­стоятельств. Запрещаются любые

формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,

языковой или религиозной принадлежности".

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15

Конституции РФ, "Конституция Рос­сийской Федерации имеет высшую юридическую

силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны

противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государствен­ной власти,

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной

порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная

защита его прав и свобод".

55. Функции права: понятие и классификация.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они

отражают основные направления воз­действия права на общественные отношения и

поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических

норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества —

экономику, политику, духовные отно­шения, а значит, выполняет общесоциальные

функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует

вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими

средствами.

Помимо социального право имеет функциональное на­значение. Оно

выражается в том, что право выступает ре­гулятором общественных отношений. Это

основное функци­ональное предназначение права проявляется в ряде более

конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления,

стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при

определении обществен­ного статуса различных субъектов: закреплении основных

прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц,

правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей

степени отражает природу права: гражданам и организациям предо­ставляются

правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И

чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

2. С помощью регулятивно-динамической функции пра­во определяет, каким

должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью

обязываю­щих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить

воинский долг, платить налоги, соблюдать тру­довую дисциплину, выполнять

обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое

про­явление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной

регуляции, поскольку осуществляется орга­нами государства, принимающими

индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано

государствен­ным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в

праве как регуляторе общественных взаимосвя­зей ценных для личности и общества

качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных

норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее

име­ет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в

компетентные государственные органы (пра­во притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в ка­честве критерия

правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек

действует право­мерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему

претензий. Человек признается действующим ответ­ственно. Это позитивная

ответственность исключает нега­тивную юридическую ответственность.

Следовательно, пра­во предоставляет свободу действий его обладателю, а так­же,

будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от

неблагоприятных социальных по­следствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и

поощрительные нормы, в которых, в об­щем виде, содержится отрицательная или

положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе при­менения

этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется

индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например,

наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

56. Право и государство.

Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в

последнее время дискуссионный харак­тер. В литературе сформулированы две

противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и

важнее права, что он творит право и использует его как инструмент своей

политики. Дан­ная концепция опирается на марксистское понимание госу­дарства и

права и была широко распространена, в отече­ственной научной и учебной

литературе.

Либеральная концепция базируется на естественно-пра­вовой теории,

согласно которой право выше и важнее госу­дарства. Она стала активно

утверждаться в нашем обще­ственном сознании в последние годы.

Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного на­учного обоснования. Они

не только не анализируют соотно­симые явления, но, по сути дела,

противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление,

столкно­вение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному

ослаблению.

В действительности взаимосвязь государства и права до­статочно сложна. А

потому соотношение между ними следу­ет проводить под углом зрения анализа их

единства, разли­чия и многостороннего воздействия друг на друга.

Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую

социально-экономическую осно­ву, у них во многом одинаковая судьба, они не

могут суще­ствовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем госу­дарство и

право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п.

Например, если рабочая, "механизменная" часть государства состоит из органов

и учреж­дений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права —

нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит

в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в

нормативную систему.

Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого со­отношения, нуждающийся в

обстоятельной научной прора­ботке — воздействие государства на право и

влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном

взаи­модействии государство и право могут полноценно и эф­фективно

функционировать, приобрести социальную цен­ность.

Современная юридическая наука считает, что основны­ми сферами воздействия

государства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация.

Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в

правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом про­цессе нельзя. В

такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического

позитивизма.

Государство в буквальном смысле не творит, не созда­ет право, оно юридически

оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных

по­требностей, притязаний — общественных правовых и нрав­ственных идеалов и

других общезначимых факторов. Но, так или иначе, государство придает праву

важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.

За правом всегда стоят авторитет и ре­альная сила государства. Вместе с тем

государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписа­ния, а

в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и

граждане, и институты граж­данского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и

само государство объективно нуж­дается в праве. Иными словами, между ними

складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его

функционирования и тем самым придает государству и его деятельности

легитимный харак­тер. Оно регламентирует порядок формирования органов

го­сударства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между

собой, подчиняет деятельность государ­ства определенному правовому режиму,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29