Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов)
каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных
или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право
состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности
сторон». При этом подчеркивается значение психического переживания судьей
того, что есть право, при разрешении конкретного дела.
Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на
право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним
совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от
норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в
конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других
государственных органов и его должностных лиц».
Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает
его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители
социологической школы права, а с другой — теоретически обосновывает и
оправдывает административный и судебный произвол.
53. Сущность права.
Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение
представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу
о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно
получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к
праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева,
"на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических
монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как
правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением следует согласиться.
Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было
традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право).
Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно
выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы
социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли
религия, нравственность и обычаи.
Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного
раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством
право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального
регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была
государственная принудительность, а не классовость.
Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой
классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия.
Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему
оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе
социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела
регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и
слаборазвитым образованием.
Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и
соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор
общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во
многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет
ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,
свободы, разума, прав человека.
Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика.
Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод
регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,
силу;
экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения
права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою
несостоятельность.
Нравственность, государство и экономика — внешние условия, вызвавшие право к
жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре
его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием
общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической.
Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до
каждого человека, до каждой организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность,
служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность,
упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,
что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать
свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры
свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество
в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не
просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная
свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,
жизни, зло — нарушением этой нормы.
54. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом регулировании.
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его
сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают
закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,
которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на
всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из
общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в
качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном
между основными закономерностями развития и функционирования общества и
правовой системой. Благодаря принципам правовая система адаптируется к
важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится
совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом
(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных
отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип
индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип
состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном
праве.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы
ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени
выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между
участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и
государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их
социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение
вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту
соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,
прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы
государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и
свободы являются высшей ценностью.
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е.
равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст.
19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности".
Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15
Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти,
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебной
порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод".
55. Функции права: понятие и классификация.
Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они
отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и
поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических
норм.
Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества —
экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные
функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует
вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими
средствами.
Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно
выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это
основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более
конкретных функций.
1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления,
стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при
определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных
прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц,
правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей
степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются
правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И
чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.
2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким
должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью
обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить
воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять
обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое
проявление в правоотношениях активного типа.
3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной
регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими
индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано
государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в
праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества
качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных
норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее
имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в
компетентные государственные органы (право притязания).
4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия
правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек
действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему
претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная
ответственность исключает негативную юридическую ответственность.
Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также,
будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от
неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).
Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и
поощрительные нормы, в которых, в общем виде, содержится отрицательная или
положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения
этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется
индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например,
наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).
56. Право и государство.
Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в
последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две
противоположные теоретические позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и
важнее права, что он творит право и использует его как инструмент своей
политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и
права и была широко распространена, в отечественной научной и учебной
литературе.
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории,
согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно
утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они
не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела,
противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление,
столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному
ослаблению.
В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А
потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их
единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую
социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не
могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и
право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п.
Например, если рабочая, "механизменная" часть государства состоит из органов
и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права —
нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит
в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в
нормативную систему.
Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в
обстоятельной научной проработке — воздействие государства на право и
влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном
взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно
функционировать, приобрести социальную ценность.
Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия
государства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация.
Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в
правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В
такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического
позитивизма.
Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически
оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных
потребностей, притязаний — общественных правовых и нравственных идеалов и
других общезначимых факторов. Но, так или иначе, государство придает праву
важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.
За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем
государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а
в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и
граждане, и институты гражданского общества.
Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и
само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними
складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.
Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его
функционирования и тем самым придает государству и его деятельности
легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов
государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между
собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|