Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов)
источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но
вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых
норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам
значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.
Словом, существуют разные подходы к определению источника права. Но в
современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает.
Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе,
наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права — это
синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно
встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте
говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность
формы права (акты госорганов, прецедентные решения судов и т. д.).
61. Источник (форма) права: понятие, виды.
Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и
применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного
значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу,
создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства,
которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и
принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения
государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение
государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и'
признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника
имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,
судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные
исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую
идеологию, а также деятельность юристов.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило,
которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается
государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права
тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые
населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи
санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается
и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в
тексте законов.
Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного
характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не
все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции
судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по
англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Из прецедента постепенно
могут складываться и нормы законов.
В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права
оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических
высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о
необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что
предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и
соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их
правосознания в том направлении, при котором станет возможным их
правотворчество.
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах
мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
62. Право и закон
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической
литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин "закон"
достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы,
принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования,
в широком — любой источник права.
В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как
воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле,
включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный
обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей общеобязательное значение,
юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли
право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин "закон"
понимается в широком смысле.
Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом
случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что
возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если
под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона
неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют.
Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя
социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В
этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые,
притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую"
всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает
сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения),
но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное
использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в
результате регулирования юридическая форма общественных отношений,
представляющих бытие общества.
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание
создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е.
"возведение его в закон", осуществляется государством. Формула "Право
создается обществом, а закон — государством" наиболее точно выражает
разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового
содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое
содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит,
не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым,
если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные
законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения
формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом
может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства)
(см. схему).
Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда
право рассматривается как критерий качества закона, установления того,
насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
63. Законы и подзаконные акты.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их
ведущее положение определяется следующими основными признаками.
Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными)
органами государственной власти или непосредственно народом в порядке
референдума.
Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что
содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам
: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В
законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция
центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы
граждан и т.д.
В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные
акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные
установления законов.
В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного
органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование
наиболее важных общественных отношений.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой
классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием
субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и
т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в
системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы
конституционные и текущие.
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного
строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся
Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы,
конкретизирующие ее содержание.
Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том,
что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически
закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую
конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе.
Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих
отношений.
Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей
юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего
законодательства.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской
Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной
системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного
положения и т.д. (всего их 14).
Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение
конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют
различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные
законы.
Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне
согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и
призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К
таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по
различным отраслям законодательства.
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных
чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими,
социальными и иными причинами, носят временный характер.
Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений
Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут
противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению
к иным подзаконным актам.
В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно
классифицировать на:
— указы в границах собственных полномочий;
— указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации ( о введении военного
положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность
судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генерального прокурора).
По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.
Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы
общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов
принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации,
рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются
утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о
порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.
Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и
принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность,
присвоении звания и т.д.).
Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным
вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение
регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных
указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться)
применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают
правовые акты в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского
Правительства.
Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции,
федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам
собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой
деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых
актов.
Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-
правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный
период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого
предпринимательства и т.д.).
Принимаемые им акты:
во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях
общественной и государственной жизни;
во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех
органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.
В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для
осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает
постановления и распоряжения.
Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают
правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно
определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий,
организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на
федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие
установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения
органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий
функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов,
городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают
постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы
правительства, принимающие постановления. Их специализированные
министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.
Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их
представительные" органы (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего
ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного
самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) — постановления и
распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной
административно-территориальной единицы.
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без
выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4
статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора».
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида —
директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при
переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм
реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся
соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
64. Судебный прецедент и нормативный договор.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного
органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении
аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо
аналогичный факт или обстоятельство'.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|