бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но

вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых

норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам

значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.

Словом, существуют разные подходы к определению источника права. Но в

современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает.

Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюцион­ной литературе,

наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права — это

синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно

встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте

говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность

формы права (акты госорганов, прецедентные решения судов и т. д.).

61. Источник (форма) права: понятие, виды.

Понятие "источник права" существует много веков. Сто­летиями его толкуют и

применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного

значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу,

создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства,

которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и

принимает соответству­ющие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также при­знать форму выражения

государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение

государства. С помо­щью формы право обретает свои неотъемлемые черты и'

признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника

имеет значение емкости, в которую зак­лючены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,

судебный прецедент, санкциони­рованный обычай и договор. В отдельные

исторические пе­риоды источниками права признавали правосознание, пра­вовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обы­чай, т.е. правило,

которое вошло в привычку народа и со­блюдение которого обеспечивается

государственным принуж­дением. Правовой обычай признается источником права

тог­да, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отноше­ния, одобряемые

населением. В рабовладельческих и фео­дальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается

и дру­гой способ санкционирования государством обычаев — от­сылка к ним в

тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в прида­нии нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не

все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой пози­ции

судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по

англосаксонской правовой систе­ме, "ratio decidendi". Из прецедента постепенно

могут скла­дываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке преце­дент как источник права

оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических

высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предло­жения о

необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что

предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и

соответствую­щая правовая подготовка судей, а также формирование их

правосознания в том направлении, при котором станет воз­можным их

правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах

мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

62. Право и закон

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической

литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин "закон"

достаточно мно­гозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы,

принятый органом законодательной власти или путем всена­родного голосования,

в широком — любой источник права.

В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как

воля, возведенная в закон, анализиру­емый термин употреблен в широком смысле,

включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкциониро­ванный

обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей общеобязательное значение,

юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли

право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин "закон"

понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет опреде­ленное основание: в этом

случае рамки права строго фор­мализуются, правом признается лишь то, что

возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отме­тим, если

под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона

неизбежен, поскольку вне ис­точников права юридические нормы не существуют.

Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя

социально-правовые притязания (естествен­ное право) и субъективные права. В

этой триаде назначе­ние норм состоит в том, чтобы социально-правовые,

притя­зания трансформировать в субъективные права — "юриди­ческую кладовую"

всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает

сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения),

но и сущего (реальное использование юридичес­ких возможностей, реальное

использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в

результате ре­гулирования юридическая форма общественных отношений,

представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится оче­видным, что его содержание

создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е.

"воз­ведение его в закон", осуществляется государством. Фор­мула "Право

создается обществом, а закон — государством" наиболее точно выражает

разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового

содержа­ния и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое

содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит,

не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым,

если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные

законы можно определить как формаль­ное право, т.е. право с точки зрения

формы, но не содер­жания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом

может не иметь ничего общего с истинным правом (тотали­тарные государства)

(см. схему).

Разграничение права и закона имеет большой гуманис­тический смысл, ибо тогда

право рассматривается как кри­терий качества закона, установления того,

насколько после­дний признает права человека, его интересы и потребности.

63. Законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-право­вых актов. Их

ведущее положение определяется следующими ос­новными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными)

органами государственной власти или не­посредственно народом в порядке

референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая оз­начает, что

содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам

: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В

законах закрепляется общественный и государст­венный строй, компетенция

центральных звеньев государствен­ного механизма, основные права и свободы

граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного харак­тера. Все иные

акты призваны в основном детализировать и кон­кретизировать нормативные

установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного

органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование

наиболее важных обще­ственных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой

классификации обусловлены особенностями ре­гулируемых отношений, своеобразием

субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и

т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в

системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы

конституционные и те­кущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного

строя, служат юридической базой для теку­щего законодательства. К ним относятся

Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы,

кон­кретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том,

что она отражает расстановку полити­ческих сил в обществе, юридически

закрепляет баланс их интере­сов. Различают фактическую и юридическую

конституции. Фак­тическая конституция — это реальные отношения в обществе.

Юридическая конституция представляет собой правовое офор­мление этих

отношений.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей

юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего

законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе опреде­лен Конституцией Российской

Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной

системе, Конститу­ционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного

по­ложения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение

конституционных законов, составляют текущее за­конодательство и регулируют

различные стороны экономичес­кой, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органи­ческие и чрезвычайные

законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне

согласованные акты, отличающиеся высо­ким уровнем нормативных обобщений и

призванные комплекс­но регулировать определенную сферу общественной жизни. К

таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по

различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных

чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природ­ными, экологическими,

социальными и иными причинами, носят временный характер.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений

Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут

противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению

к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно

классифицировать на:

— указы в границах собственных полномочий;

— указы на основе полномочий, делегированных Парламен­том;

— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации ( о введении военного

положения, чрезвычайного положения, пред­ставления о назначении на должность

судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,

Генераль­ного прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют раз­нообразные сферы

общественной жизни, имеют общеобязатель­ный характер. Особенно много указов

принимается для регули­рования отношений в области экономики (о приватизации,

рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровож­даются

утверждением положений об органах, выполняющих оп­ределенные функции, или о

порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и

принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность,

присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принима­ются по оперативным

вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение

регионам средств из ре­зервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных

указов не­сколько условно и может рассматриваться (анализироваться)

применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Фе­дерации, тоже издают

правовые акты в форме указов и распоря­жений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского

Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во испол­нение Конституции,

федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам

собственной компетенции. Спе­цифика координирующей, управленческой

деятельности Прави­тельства сказывается на содержании и массиве принимаемых

актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базо­вые нормативно-

правовые акты и целевые комплексные про­граммы, рассчитанные на длительный

период действия (феде­ральный бюджет, федеральная программа поддержки малого

предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных от­раслях

общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятель­ности всех

органов исполнительной власти, предприятий и уч­реждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Прави­тельство РФ для

осуществления своих полномочий по управле­нию обществом принимает

постановления и распоряжения.

Министерства, государственные комитеты и иные федераль­ные ведомства издают

правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно

определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий,

организаций и уч­реждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на

федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие

установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения

органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий

функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, авто­номных областей, округов,

городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают

постановления и распо­ряжения.

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы

правительства, принимающие постановления. Их специализированные

министерства и ведомства наделены пра­вом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов мест­ного самоуправления. Их

представительные" органы (дума, му­ниципальный совет и др.) по вопросам своего

ведения прини­мают коллегиальные решения, а главы органов местного

само­управления (главы администраций, мэры, старосты) — поста­новления и

распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной

административно-территориаль­ной единицы.

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без

выделения группы международно-право­вых актов. В соответствии с пунктом 4

статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного

права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной

частью ее правовой системы. Если международным до­говором Российской

Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила междуна­родного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два ос­новных вида —

директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при

переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм

реализации меж­дународных обязательств. В постановлениях же содержатся

соот­ветствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

64. Судебный прецедент и нормативный договор.

Правовой прецедент представляет собой такое решение госу­дарственного

органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении

аналогичных дел. С его помо­щью может быть подтвержден или объяснен какой-либо

анало­гичный факт или обстоятельство'.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29