бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

Как форма (источник) права, юридический прецедент полу­чил наиболее широкое

распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он

имеет силу законода­тельного акта. Однако его элементы имеют место и в

российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью

Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руково­дящие разъяснения

которых кладутся в основу решений конкрет­ных юридических споров всеми

нижестоящими судебными орга­нами.

Прецедент может быть как судебным, так и административ­ным. Он предоставляет

судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения,

поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они

обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых

об­стоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшест­вующее

решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение

или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в

судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и

суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение

суда, тем меньше он связан прецедентами.

Договор с нормативным содержанием. В условиях реформиро­вания

политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются

полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан,

оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не

властный приказ из центра, а договор.

Нормативные договоры получают все более широкое распро­странение в

конституционном, трудовом, гражданском, между­народном и других отраслях

права. Они бывают внутригосударст­венными и международными, учредительными и

обычными, ти­повыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следую­щие свойства: 1)

содержит норму общего характера; 2) доброволь­ность заключения; 3) общность

интереса; 4) равенство сторон;

5) согласие участников по всем существенным аспектам догово­ра; 6)

эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаим­ную ответственность

сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8)

правовое обеспечение'.

В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит

персонифицированного, индивидуально-разового харак­тера, его содержание

составляют правила поведения общего ха­рактера — нормы.

Наиболее распространенным примером такого рода актов яв­ляется коллективный

договор между администрацией предпри­ятия и профсоюзной организацией,

представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при

регули­ровании трудовых отношений. К числу нормативных относится и

Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами

Российской Федерации.

65. Норма права: понятие, признаки, виды.

В современной юридической литературе под нормой права понимается

общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и

обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в

официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем

определения прав и обя­занностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и по­ведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязан­ностей.

3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного

характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в

течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или

ино­му субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому

обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий

характер, выступает в каче­стве равного, одинакового масштаба для всех и

каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность

нормы проявляется в содержа­нии, объеме прав и обязанностей, четких указаниях

на по­следствия ее нарушения. Внешняя определенность заключа­ется в том, что

любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа —

нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантирован­ное государством.

6. Она обладает качеством системности, которое прояв­ляется в структурном

построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и

институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

• исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций,

прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных

государством;

• исходят непосредственно от общества (страны), тер­риториального образования

и выражают волю всего населе­ния или его большинства, т.е. нормы, принятые

путем все­народного голосования (референдума), предусмотренного Конституцией;

• изданы легитимными органами государства, избран­ными или назначенными в

соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым актам,

закрепля­ющим естественные права человека;

закреплены в договорах, заключенных между субъек­тами права в соответствии с

действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами

международно­го права.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, ис­ходящие от государства, и

непосредственно от гражданско­го общества. В первом случае это нормы органов

представи­тельной государственной власти, исполнительной государ­ственной

власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место

прецедент). Во втором случае нор­мы принимаются непосредственно населением

конкретного территориального образования (сельский сход и .т.д.) или

населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г.

всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы можно

подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила

поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-

гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные (нормы-

определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования

общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия

государства.

Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации,

гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на — обязанность

государства".

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование

фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем

предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от

характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида

регулятивных норм: управомочивающие (предос­тавляющие своим адресатам право на

совершение положи­тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность

совершения определенных положительных действий); зап­рещающие (устанавливающие

запрет на совершение дей­ствий и поступков, которые определены законом как

право­нарушения).

Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые

применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и

поря­док освобождения от наказания.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран­тирующие осуществление

субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования.

Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют

созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права. Эти

нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.

Декларативные нормы обычно включают в себя поло­жения программного

характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов

общественных отно­шений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст.

1 Конституции РФ говорится: "Наименования Россий­ская Федерация и Россия

равнозначны".

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений

и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в

гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между

правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия

указа Прези­дента Российской Федерации или постановления Правитель­ства

Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий

Кодекс или соответствую­щий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу,

прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного,

гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей

права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и

процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые

содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные,

рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер,

не допускающий. отклонений в ре­гулируемом поведении. Это, как правило, нормы

админист­ративного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам

(участникам) отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса

реализации субъек­тивных прав и обязанностей или использовать в определен­ных

случаях резервное правило. Они реализуются преиму­щественно в

гражданско-правовых отношениях. /

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям,

устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и

наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного

действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют

на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные

территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Это нормы, издаваемые

высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федера­ции, или

нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев,

областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных

государственных, общественных или част­ных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По

кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или

на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников и

т.п.).

66. Структура правовой нормы.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование,

имеющее собственную структуру.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы,

диспози­ции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоя­тельства (условия), при

наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества

обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из

нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, соглас­но которому должны

действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может

быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает

возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах,

установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой

общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в

результате нарушения диспозиции право­вой нормы. По степени определенности

санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер

штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти

лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные

работы на срок до одного года, или штраф).

Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее

внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями,

харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов,

реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

67. Система права: понятие и структура.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура

(строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение

реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат

произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода слепок с

действительности. Фактический социальный строй общества, государства

опреде­ляет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли,

институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей,

элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единст­во, различие,

взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность,

материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право,

определяется: во-пер­вых, единством выраженной в них государственной

воли; во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они

существуют и действуют; в-третьих, единством механизма пра­вового

регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных

целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль

права; в) подотрасль права; г) институт права;

д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рас­сматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от

государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые

нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных

отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные от­ношения

регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки,

комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет

собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное

образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым

институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения,

связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности

общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское

право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные

отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью

человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают

рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере

производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы

общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института,

регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой

совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права

содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового

воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений

соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных

обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее

компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом

для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29