бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов) бесплатно рефераты

пределами функционирования актов. Существу­ет общее правило, в соответствии с

которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на

территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного

государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого

правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Россий­ской Федерации

распространяется не только на лиц, находящих­ся на территории России, но и на

ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и

назначения. Так, некоторые акты могут иметь зна­чение для всех индивидуальных и

коллективных субъектов, нахо­дящихся на территории юрисдикции правотворческого

органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь

ограниченную значимость и адресоваться лишь кон­кретной категории лиц

(студентам, пенсионерам, военнослужа­щим, лицам, проживающим в районах Крайнего

Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в

отношении иностранцев и лиц без гражданства:

— им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные

обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы,

обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

— представители иностранных государств (главы государств и правительств,

дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются

правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их

уголовной и административной ответственности за правонарушения, совер­шенные

на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантирует­ся Конституцией

весь комплекс основополагающих прав и сво­бод человека согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права.

77. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происхо­дит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного при­менения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей

качествами полноты, доступ­ности и удобства пользования нормативными актами,

устра­нение устаревших и неэффективных норм права, разреше­ние юридических

коллизий, ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация и

кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные

акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и

редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил

поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является

издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому

принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных

актов (т.е. по хронологическому прин­ципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и нео­фициальную. К официальной

можно отнести Собрание зако­нодательства Российской Федерации. В его первом

разделе публикуются нормативные акты Президента и Правитель­ства за

определенный период, во втором — их индивиду­альные правовые акты. К

неофициальной инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по

отраслям пра­ва, издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и

т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя

ссылаться в ходе рассмотрения юри­дических дел в суде, арбитраже и других

правоприменительных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, так как в

ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических

норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в

правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне

согласованную право­вую систему. На смену ранее действовавшему большому числу

юридических нормативных документов приходит новый еди­ный сводный акт, изданием

которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке

подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если

перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или

специальной (ох­ватывающей нормы -какого-либо правового института).

78. Правовые отношения: понятие и признаки.

Право регулирует общественные отношения, в резуль­тате чего они приобретают

правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная связь,

участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности,

обеспе­ченные государством. Это центральное звено механизма правового

регулирования, главный канал реализации права. Как разновидности общественных

отношений правоотноше­нию присущи следующие признаки.

1. Стороны правоотношения всегда обладают субъектив­ными правами и несут

обязанности. Содержание правоотно­шения формируется в результате

волеизъявления его уча­стников, действия юридических норм, а также в

соответ­ствии с решениями правоприменительных органов.

Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом

правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Например,

по договору займа (ст. 807 ГК РФ) управомоченной стороной является

заимодавец, обязанной — заемщик.

2. Правовое отношение суть такое общественное отно­шение, в котором

осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены

возможностью госу­дарственного принуждения. В большинстве случаев

осуще­ствление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без

применения мер государственного при­нуждения. Если же в этом возникает

необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный

го­сударственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит

властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные

права и обязаннос­ти сторон.

3. Правоотношение выступает в виде конкретной обще­ственной связи, причем

степень конкретизации может быть различной.

Минимально конкретизируются правоотношения, кото­рые возникают

непосредственно из закона. В подобных слу­чаях все адресаты юридической нормы

имеют общие (оди­наковые) права и свободы и несут равные обязанности

неза­висимо от каких-либо условий. Типичный пример — кон­ституционные права и

свободы.

79. Структура правовых отношений.

Правоотношение обладает сложной по составу элемен­тов структурой. В нее входят

субъект, объект и содержание правоотношения.

Содержание правоотношения имеет двойственный ха­рактер. Различают юридическое

и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — это воз­можность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость

воз­держания от запрещенных действий обязанного, а факти­ческое — сами

действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъек­тивные юридические

права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность

образуют юриди­ческую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое

отношение может состоять из одной или несколь­ких юридических связей. Например,

правоотношение, воз­никающее на основе договора купли-продажи, включает в себя

как минимум две правовые связи: первая — право по­купателя получить товар и

обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца

получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него

согла­сованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между

отдельными лицами (субъектами пра­ва), и абсолютные — между субъектом права и

обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях

удовлетворения его интере­сов мера возможного поведения, обеспеченная

юридичес­кими обязанностями других лиц.

Каковы же признаки данного права?

1. Субъективное право есть мера возможного поведе­ния.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и

юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обя­занностью другой стороны.

В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих

субъек­тивное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается

исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения

его интересов; при отсут­ствии последнего стимул для осуществления

субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или

фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право

на собственные фактичес­кие действия, направленные на использование

полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать

ее по прямому назначению); б) право на юри­дические действия, на

принятие юридических решений (соб­ственник вещи может ее заложить, подарить,

продать, за­вещать и т.д.); в) право требоватъ от другой стороны испол­нения

обязанности, т.е. право на чужие действия (заимода­вец имеет право требовать от

заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое

заключается в воз­можности привести в действие аппарат принуждения про­тив

обязанного лица, т.е. право на принудительное испол­нение обязанности (в

принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление

рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность есть предписанная обязан­ному лицу и обеспеченная

возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой

оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определе­ние того, каким оно

должно быть.

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны —

отдельного лица или общества (государ­ства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) должен­ствование, но и реальное

фактическое поведение обязан­ного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением

обязанности. Невыполнение или ненадлежа­щее выполнение юридическое

обязанности является пра­вонарушением и влечет меры государственного

принуж­дения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

воздержание от запрещенных действий (пассивное поведе­ние); совершение

конкретных действий (активное поведе­ние); претерпевание ограничений в правах

личного, имуще­ственного или организационного характера (мер юридичес­кой

ответственности).

Субъектами права являются индивиды или организа­ции, которые на основании

юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями

субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность

(возможность) быть участником пра­воотношений. Она представляет собой

сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособ­ности и

дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность

(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права спо­собность и юридическая

возможность лица своими действи­ями приобретать права и обязанности,

осуществлять и ис­полнять их. Разновидностями дееспособности являются

сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, свои­ми действиями

совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —

предусмотренная нормами права спо­собность нести юридическую ответственность за

совершен­ное правонарушение.

Субъектами права могут быть индивиды (граждане Рос­сийской Федерации,

иностранные граждане, лица без граж­данства, лица с двойным гражданством),

организации и со­циальные общности.

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану

которого направлены субъек­тивные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с ин­тересом управомоченной

стороны и является благом, нахо­дящимся в его распоряжении и охраняемым

государством. Объектами могут быть разнообразные предметы, представ­ляющие

ценность для субъекта права. Например, по жи­лищному законодательству для

нанимателя объект — жи­лое помещение, необходимое ему для проживания. В

соот­ветствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распо­ряжаться им единолично или

совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции граждане, их

объединения могут иметь в собственности землю.

Объектами правоотношений выступают предметы духов­ного творчества (например,

объект авторского права — со­зданное автором произведение), различные

нематериаль­ные блага (право на личную и семейную тайну, тайну пере­писки,

телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.).

Одно и то же благо может быть объектом разнообраз­ных правоотношений. Так,

вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи,

залога, наследования, страхования и т.д.

80. Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.

Юридические фактыэто определенные жизненные обстоя­тельства

(условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение,

прекращение или изменение правоотношений.

Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от

воли законодателя, офици­альной власти, а не от самих участников жизненного

процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право

порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право

придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения

общественной и государственной жизни.

Это — реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее

гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями

для появления и функционирования правоотношений.

Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэто­му они довольно

подробно классифицируются наукой по различ­ным основаниям в целях выявления

их особенностей и более глубокого познания.

По волевому признаку юридические факты делятся на собы­тия и действия.

События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли

и сознания людей. Например, стихийные бедст­вия — пожары (но не поджоги),

наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред

их имущест­ву, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения связанные

с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по

себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически

никаких обя­зательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку

совершаются ими. Действия, в свою очередь, подраз­деляются на правомерные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29