Кутафин Конституционное право России
Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда
человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность.
Личное самосознание, личное достоинство — абсолютно
необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в
целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд
других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма —
системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни
общества. Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только
широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его
представителей: Л. Н.
Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных
общественных и культурных деятелей.
Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и
психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на
обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал
через марксизм-ленинизм — «знамя
нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали,
что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению,
как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как
государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами,
опирающуюся непосредственно на насилие. В правовой
психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц
государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное
отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х
гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с
середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного
правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на
идеях прав и свобод личности, на идее обществейного договора
и необходимости формирования такого политического устройства, при котором
государство зависит от гражданского общества.
Следующий компонент правовой системы — правовая
деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности
органов государственной власти, из право-применительной
деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и
т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права
всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской
правовой системы.
Через правотворческую деятельность,
которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные
потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические
предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и
органов (организаций) российского общества.
Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе
правотворческой деятельности в ближайшие годы - формирование
практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства),
которая бы отражала и направляла происходящие в
обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, где
значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия,
частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в
нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию
достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу
узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на
интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской
национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении
народов в Российской Федерации.
Для выполнения этих задач правотворческая
деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего она должна быть
законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм
по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского
общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка
основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов —
регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов
Федерации — создание модельного регламента их законодательных
(представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и
особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном
законотворчестве. Особое внимание федеральный
законодатель должен уделять системному, кодификационному право-творчеству,
результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно
регулирующие области, виды общественных отношений.
Вторым по значению после правотворчества
видом юридической деятельности является правоприменение —
властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное
предназначение правоприменитель-ной деятельности —
проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.
Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное
принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит
правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их
деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова.
«Правосудие,— отмечает С. С. Алексеев,— это не механическое претворение в жизнь
писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое
право, право в жизни». Сказанное означает, что
суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы
международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются
составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на
фундаментальные правовые ценности— права человека, которые могут быть
закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания.
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления .и обеспечиваются
правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе
рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или
иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120
Конституции РФ).
Конституция РФ установила также широкий круг новых и уточнила известные
ранее права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом:
право каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом
способами, право на обжалование в суд действий и решений не только должностных
лиц, но и органов государственной власти, местного самоуправления, общественных
объединений, право на обращения в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все
имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, право на получение
квалифицированной юридический помощи, право пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления
обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда
(презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний
против себя самого и своих близких родственников, право на возмещение ущерба,
причиненного государством, и др. В нашей правовой системе возрожден институт
присяжных заседателей.
Перечисленные новеллы говорят о том, что роль и значение правосудия в
нашей стране многократно возрастают и в перспективе статус решений судебных
органов должен приблизиться (в сфере прав человека) к статусу судебных решений
в странах прецедентного права. Конституция РФ дает
юридические основания для такого вывода.
Третьим видом юридической деятельности является правовое поведение
граждан, организаций и органов, складывающееся в конечном счете во
всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-организованном
обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и
принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное
правовое сознание — стремиться и желать установления и
(или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но
если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой
культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а
то, что есть на самом деле.
Последним по счету, но не по значению, является такой компонент правовой
системы, как нормативно-правовые акты — писаное право,
составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки
зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр
правовой системы, а с позиции сторонников естественно-правовой доктрины,
отстаиваемой в настоящей работе,— это не более чем важный ее компонент. Но
считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически
некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные
конкретно-исторические обоснования и пределы.
Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и
узком смысле. В узком смысле — это система действующих законов.
Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране
нормативные акты.
Важными новеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей
правовой системы за время реформ.
Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую
силу (так было и раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие,
что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и
управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять
непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.
Например, пока в РФ не будет принят федеральный
закон о замене военной службы альтернативной гражданской
службой суды при обращении к ним граждан, вероисповеданию которых несение
военной службы противоречит, должны будут ссылаться на п. 3 ст. 59 Конституции
РФ. И такая практика уже имеется.
Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на
искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего
народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что
неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и
свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более
важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и
«любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения».
Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции
«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило,
во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных
положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в
нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся
в международных договорах Российской Федерации,
перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к
международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником.
Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г. и конвенции Международной орга-•низации
труда (МОТ).
В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные
изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права.
Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ,
провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством,
прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а
суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или
иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).
Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство
встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные
лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической
собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект,
наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект,
наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью
самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не
причиняя при этом ущерба правам и законным интересам"
других лиц, т. е. субъект, частное право которого
гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-тивного метода правового регулирования.
Принципиально новым феноменом в истории.
российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания
законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой
системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках
федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -коллизионное
право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно
усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта
регулирования к объектам, а также роль правосудия
как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.
Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных
реформ. При этом основным направлением ее развития-
является построение правового государства на базе развитого гражданского
общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека,
реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения
конфликтов между ними важное значение всегда имели
проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был
исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов.
Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали
постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и
роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают
оставаться актуальными, проявляясь как во внутриличностном
плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях меяеду различными объединениями, странами и
сообществами.
В аспекте изучаемой темы ее исследование необходимо начать с самого
человека, чьи сущностные черты, идеальные и
поведенческие образы явно или неявно связаны с правом. Лишь человек среди всех
других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен
ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться
к правовой действительности. Как существо социальное он в процессе общения с
себе подобными может совершенствовать юридические
нормы, конструировать все более целесообразные модели общественного поведения,
искать компенсаторные механизмы при нарушении или
бездействии этих норм. Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда
социально-экономических, политических и других факторов прогрессивного развития
не может существовать без права. В этой связи можно согласиться с утверждением
Ж. Карбонье о том, что человек есть гомо юридикус.
Вместе с тем сказанное описывает лишь одну сторону взаимосвязи права и
человека, а именно: возможность и необходимость детерминации человека правовой
системой. Человек в данном случае выступает в качестве единственного, но только пользователя права, в качестве имманентного, но
только субъекта правоприменительных, праворе-ализующих отношений.
Другая сторона анализируемой связи говорит о человеке как о творце права.
Здесь прежде всего следует понять то, что право — неотъемлемое
качество человека и свойство его бытия. Изначально
человек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально,
защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т. е. реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда
естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность,
равенство, счастье и т. д. Поэтому право обладает
природной ценностью, или самоценностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64
|
|